Брянский государственный
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Брянский государственный Технический университет
Кафедра «Автомобили и автомобильное хозяйство»
ОТЧЕТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ «Система охлаждения. УАЗ-3151»
Студентка гр. 11-ТТП Халепо О.В Преподаватель Извозчиков В.С.
Система охлаждения двигателя автомобиля УАЗ – 3151.
Цель работы: изучение системы охлаждения автомобильного двигателя и её основных приборов и устройств. Задачи работы: 1. Ознакомление с назначением, классификацией, принципом действия конструкции и работы системы охлаждения в целом и её основных приборов; 2. Изучение процесса движения охлаждающей жидкости по малому и большому кругам циркуляции; 3. Изучение назначения, принципа действия, особенностей устройства и работы приборов системы охлаждения. Общая часть. При работе двигателя внутреннего сгорания часть тепла должна отводиться системой охлаждения. Назначение с.о.: Система охлаждения предназначена для поддержания оптимального температурного режима узлов и механизмов двигателя путём принудительного отвода части теплоты от нагретых деталей и передачи этой теплоты окружающей среде. В современных двигателях в полезную работу превращается лишь 25...42 % теплоты, выделяющейся в цилиндрах двигателя, остальная теплота уносится отработавшими газами, охлаждающей жидкостью или воздухом и затрачивается на трение, рассеивание в окружающую среду внешними поверхностями двигателя и др.Наибольшее распространение получила жидкостная система охлаждения. Классификация: На современных автомобилях применятся закрытая жидкостная система охлаждения с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Принцип работы с.о.: Внутренняя полость закрытой системы охлаждения не имеет постоянной связи с окружающей средой, а связь осуществляется через специальные клапаны, находящиеся в пробках радиатора или расширительного бачка системы. Охлаждающая жидкость в такой системе закипает при 110..120 градусах по Цельсию. Принудительная циркуляция охлаждающей жидкости в системе обеспечивается жидкостным насосом. Система охлаждения состоит из рубашки охлаждения головки и блока цилиндров, радиатора, насоса, термостата, вентилятора, расширительного бачка, соединительных трубопроводов и сливных краников. Рубашка охлаждения двигателя соединена с радиатором гибкими шлангами. Верхний бачокрадиатора сообщается с рубашкой впускного трубопровода, а нижний бачок — с подводящим патрубкомводяного (жидкостного) насоса. В левый и правый ряды блок - картера охлаждающая жидкость подается от насоса по двум трубопроводам. В патрубке, по которому нагретая охлаждающая жидкость подводится к верхнему бачку радиатора, установлен термостат. Рубашка охлаждения компрессорагибкими шлангамипостоянно соединена с системой охлаждения двигателя. Радиаторотопителя соединен с системой охлаждения двигателя трубкам;
При непрогретом двигателе основной клапан термостата закрыт, и охлаждающая жидкость не поступает в радиатор, так как термостат закрыт. В этом случае жидкость не проходит через радиатор. В этом случае жидкость нагнетается насосом в рубашку охлаждения блока и головки цилиндров двигателя. Из головки блока цилиндров через шланг жидкость поступает вновь в насос. Вследствие циркуляции этой жидкости двигатель быстро прогревается. Благодаря наличию отверстий соответствующего диаметра, расположенных в привалочных поверхностях блока цилиндров, головок и дозирующих вставок, установленных в задних каналах впускного трубопровода, жидкость подается к впускному трубопроводу. Отверстие во вставке ограничивает количество жидкости, поступающей в рубашку впускного трубопровода. Теплая жидкость, проходящая по рубашке впускного трубопровода, нагревает горючую смесь, поступающую из карбюратора (по внутренним каналам трубопровода), что улучшает смесеобразование.
При прогретом двигателе дополнительный клапан термостата закрыт, а основной клапан открыт. В этом случае большая часть жидкости из головки блока цилиндров попадает в радиатор, охлаждается в нем и через открытый основной клапан термостата поступает в насос. Меньшая часть жидкости , как и при непрогретом двигателе, циркулирует через обогреватель впускного трубопровода двигателя и отопитель салона кузова. Количество циркулирующей жидкости в каждом круге зависит от степени открытия клапанов термостата.
Основные элементы системы охлаждения УАЗ – 31512 01 изображены на рис.1 Рис. 1 . Система охлаждения: 1, 2 – радиаторы отопителя; 3 – электронасос; 4 – двигатель; 5 – дроссельный патрубок; 6 – термостат; 7 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 8 – датчик сигнальной лампы перегрева охлаждающей жидкости; 9 – вязкостная муфта привода вентилятора; 10 – вентилятор; 11 – пробка радиатора; 12 – радиатор; 13 – пробка расширительного бачка; 14 – расширительный бачок; 15 – электровентилятор; 16 – водяной насос; 17 – сливной кран блока цилиндров Жидкостный насос. Насос системы охлаждения двигателя (рис.2) – центробежного типа, приводится в действие клиновым ремнем от шкива коленчатого вал. Он обеспечивает в системе охлаждения принудительную циркуляцию жидкости. Корпус и крышка насоса выполнены из алюминиевого сплава. В конструкции насоса применен специальный двухрядный шарикороликовый подшипник. Корпус насоса состоит из двух частей: одна часть корпуса отливается из чугуна и привертывается к другой, изготовленной заодно с крышкой распределительных зубчатых колес, отлитой из алюминиевого сплава. Валсо ступицей вентилятора вращается на двух шарикоподшипниках, запрессованных в корпус. От смещения шарикоподшипники удерживаются распорной втулкой и стопорными кольцами. Для удержания в них смазочного материала и для защиты от загрязнения шарикоподшипники имеют уплотнения. От осевого смещения ступица вентилятора и шкива удерживается шайбой и зашплинтованной корончатой гайкой. На другом конце вала напрессована пластмассовая крыльчатка, имеющая стальную ступицу. Крыльчатка удерживается от смещения шайбой и болтом, ввернутым в торец вала. Уплотнение вала в корпусе осуществлено самоподжимной манжетой, состоящей из графитизированной текстолитовой шайбы, резинового уплотнения, двух обойми пружины. Манжета вращается вместе с крыльчаткой и валом насоса. Пружиначерез резиновое уплотнение прижимает шайбук шлифованной плоскости корпуса, что предотвращает вытекание жидкости из насоса. Подтекание жидкости черёз контрольное отверстие свидетельствует о неисправности самоподжимной манжеты. Шарикоподшипники насоса смазывают пластичным смазочным материалом» который не вымывается жидкостью. Привод водяного насоса и вентилятора осуществлен, как правило, от шкива коленчатого вала при помощи клино- ременной передачи. Ремень охватывает шкив водяного насоса и вентилятора, шкив натяжного ролика и шкив коленчатого вала. Шкив вентилятора — двух- ручейный. Второй ремень от шкива вентилятора перекинут на шкив генератора. Натяжение ремня привода водяного насоса регулируют перемещением натяжного ролика, а ремня привода генератора — перемещением генератора. При правильном натяжении первого ремня прогиб под действием силы 40 Н, приложенной к середине ветви натяжной ролик — шкив водяного насоса, должен составлять 10...15 мм, а к середине второго ремня (шкив водяного насоса— шкив генератора) 10.:.12 мм.
Рис. 2. Насос системы охлаждения: 1 – корпус насоса; 2 – ремень; 3 – фиксатор; 4 – подшипник; 5 – штуцер подачи охлаждающей жидкости в систему отопления; 6 – корпус; 7 – крыльчатка; 8 – сальник; 9 – контрольное отверстие; 10 – шкив; 11 – ступица; Термостат .Термостат (рис.3) с твердым наполнителем, двухклапанный, расположен в выходном патрубке головке цилиндров и соединен шлангами с водяным насосом и радиатором.Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру жидкости в системе охлаждения. Он позволяет быстро прогреть холодный двигатель при пуске. В качестве твердого наполнителя используют церезин с медной стружкой, обладающий большим коэффициентом объемного расширения. К корпусу постоянно прижимается пружиной клапан, шарнирно соединенный со штоком. Последний опирается на резиновую мембрану, которая зажата между баллономи направляющей втулкой. Внутреннее пространство баллона заполнено твердым наполнителем. Основной клапан термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 78-82°С. При температуре 94°С он уже полностью открыт. При закрытом основном клапане жидкость в системе охлаждения двигателя циркулирует, минуя радиатор, через открытый дополнительный клапан термостата внутри рубашки охлаждения двигателя. При полностью открытом основном клапане дополнительный клапан закрыт, вся жидкость проходит через радиатор охлаждения. Рис. 3. Схема работы термостата: а – положение клапанов термостата и направление потока охлаждающей жидкости при прогреве двигателя б – после прогрева. 1 – корпус термостата; 2 – термостат; 3 – прокладка; 4 – крышка патрубка термостата; 5 – дроссельное отверстие; 6 – нижний клапан; 7 – пружина нижнего клапана; 8 – баллон; 9 – пружина верхнего клапана; 10 – верхний клапан; 11 – шток. Радиатор. Радиатор является теплообменником, в котором теплота от жидкости передается через трубки воздуху, движущемуся через радиатор. Радиатор имеет верхний и нижний бачки, соединенные сердцевиной в один комплект. В верхний бачок впаяны заливная горловина,закрываемая пробкой, и патрубок для подсоединения гибкого шланга, подводящего нагретую жидкость к радиатору. Сбоку заливная горловина имеет отверстие для пароотводной трубки. В нижний бачок впаян патрубок отводящего гибкого шланга. К верхнему и нижнему бачкам припаяны боковые стойки, соединенные пластиной, припаянной к нижнему бачку. Стойки и пластина образуют каркас радиатора. Радиатор соединен с рубашкой охлаждения двигателя патрубками и гибкими шлангами, которые прикреплены к патрубкам стяжными хомутиками. Такое соединение допускает относительное смещение двигателя и радиатора и предохраняет последний от сильных колебаний. Перед радиатором установлены жалюзи, с помощью которых регулируется количество воздуха, проходящего между трубками радиатора. При перемещении рукоятки укрепленной в кронштейне, вперед до отказа створки жалюзи полностью открываются и воздух свободно проходит между трубками радиатора. Рис.4.Радиатор 1— пробка; 2 — горловина; 3, 4 — бачки; 5 — сердцевина; 6 — патрубок; 7,8 — клапаны; 9 — кожух; 10 — уплотнитель
Расширительный бачок служит для поддержания постоянного объема циркулирующей жидкости. В нем размещается пробка, а он размещается в самой верхней точке системы охлаждения. Через горловину система заполняется охлаждающей жидкостью, а через клапаны, размещенные в пробке, осуществляется связь внутренней полости бачка и системы охлаждения с атмосферой. В пробке расширительного бачка применяют резиновый клапан, срабатывающий при давлении. При сливе охлаждающей жидкости из системы пробку снимают с расширительного бачка.
Рис. 5. Пробка радиатора. 1 – корпус пробки; 2 – пружина выпускного клапана; 3 –запорная пружина; 4 – прокладка выпускного клапана; 5 – впускной клапан; 6 - выпускной клапан; 7 – горловина радиатора; 8 – прокладка. Вентилятор. Вентилятор служит для создания воздушного потока, охлаждающего жидкость, протекающую по трубкам радиатора. Он состоит из крыльчатки и ступицы со шкивом. Иногда к каркасу радиатора для более интенсивного охлаждения в нем жидкости крепят направляющий диффузор, внутри которого вращаются лопасти вентилятора. Лопасти вентиляторов штампуют из листовой стали или изготовляют из пластмассы. Самоподжимная манжета, запрессованная в корпус, препятствует вытеканию смазочного материала из подшипников. На переднем конце вала установлены шкив привода генератора и компрессора, ступицакрыльчаткивентилятора и резиновая упругая муфта. От муфты вращение передается вентилятору. Упругая муфта поглощает силы инерции, возникающие при значительном изменении частоты вращения коленчатого вала, и разгружает вал вентилятора от дополнительных скручивающих сил.
Рис.6. Муфта привода вентилятора: 1 – крышка; 2 – корпус; 3 – вал; 4 – диск ведущий; 5 – шпилька крепления вентилятора; 6 – подшипник; 7 – компаунд; 8 – жидкость полиметилсилоксановая; 9 – перепускное отверстие; 10 – клапан; 11 – биметаллическая пружина МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Брянский государственный
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |