Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Упражнение «Встряхнемся»



2016-09-15 1014 Обсуждений (0)
Упражнение «Встряхнемся» 0.00 из 5.00 0 оценок




Программа тренинга развития творческого мышления для студентов III - V курсов педагогического ВУЗа

Козулина Ю.Г., старший преподаватель кафедры психологии КГПУ им. В.П.Астафьева.

Динамика изменения требований системы образования к специалисту диктует необходимость формирования у него творческого подхода при использовании профессиональных умений и навыков. Современные тенденции в системе образования (повышение информатизации, роли самостоятельной, проектной работы, участие в исследованиях и разработках) актуализируют установку на развитие творческого потенциала как студентов, так и преподавателей. Решение этой проблемы требует смещать акцент в обучении с усвоения готовых знаний на развитие нестандартного мышления, творческих способностей и качеств личности. Творческий подход в профессиональной сфере – один их главных факторов ее эффективности. Творческое мышление выступает мощным фактором развития личности, определяющим ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов.

Вследствие всего этого становится очевидной необходимость поиска средств, позволяющих развивать творческое мышление взрослых. Одним их таких средств, несомненно, является психологический тренинг. В статье предлагается программа психологического тренинга развития творческого мышления, основанная на принципах безоценочности и принятия, неопределенности, системности, актуальности, использования экспрессивных методов [3]. Данная программа апробирована в работе со студентами III - V курсов факультетов информатики, географии и истории КГПУ им. В.П.Астафьева.

Цель тренинговой программы:осознание и преодоление границ своего мышления, использование всего мыслительного потенциала для работы над задачами, требующими творческого решения.

Задачи программы:

- знакомство с основными понятиями тренинга развития творческого мышления (творчество, творческая задача, этапы творческого процесса, ментальные модели, латеральное и вертикальное мышление, креативный прыжок, поисковая активность);

- развитие навыков и умений управления творческим процессом;

- осознание и преодоление барьеров (когнитивных и личностных), препятствующих актуализации творческих ресурсов;

В тренинговой программе используются техники и методики когнитивной и арт-терапии. Помимо содержательных упражнений, реализующих цель и задачи программы, в тренинге используются психогимнастические задания, направленные на развитие сплоченности группы и повышение работоспособности ее участников.

Тренинговая группа состоит из 12-15 человек; работа проходит в течение трех дней (20 академических часов).

Рабочая карта тренинга развития творческого мышления.

Занятие 1.

1. Упражнение «Формула моей личности».

Цель: знакомство участников, создание атмосферы, соответствующей целям тренинга.

Инструкция: «Математики склонны, все, что происходит в мире, все явления и даже предметы описывать с помощью формул. Я предлагаю на время нашего знакомства перевоплотиться в математиков и, называя свое имя, сказать формулу, которая, с Вашей точки зрения, достаточно точно описывает Вашу личность».

Это задание может вызвать значительные затруднения у некоторых участников, порой возникает недоумение, появляются вопросы, просьбы привести пример. Тренер в этих случаях ведет себя так, чтобы сохранилась неопределенность ситуации. Не стоит приводить примеры, можно сказать, что язык математических описаний очень богат, кроме того, у каждого есть возможность создать собственный раздел математики.

Обсуждаемые вопросы:

- Что помогало в выполнении задания?

- Какие трудности возникли при выполнении задания?

- Каким образом это упражнение соответствует целям тренинга?

2. Групповое обсуждение правил работы группы, их принятие (правила физической и психологической закрытости, активности, безоценочности).

Информирование о целях и режиме работы.

Обсуждение ожиданий, опасений участников по поводу предстоящей деятельности.

Упражнение «Встряхнемся».

Цель: эмоциональный подъем, групповое сплочение, осознание ограничений, мешающих нам в решении задачи.

Одному члену группы дается мячик. Участники не предупреждаются о том, что они должны встать со стульев. Устанавливается лимит времени на это упражнение (сначала дается 15 секунд, потом – 10, затем – 3).

Инструкция: «Задача состоит в том, чтобы мячик прошел через руки всей команды, но при этом нельзя передавать мячик тем, кто сидит рядом».

Обсуждаемый вопрос: что помогало, что мешало выполнить упражнение?

Главная цель – продемонстрировать, как часто мы сами создаем ограничения, мешающие нам чего-либо добиться. Никто не говорил, что люди должны оставаться на одном месте, но практически всегда все совершают эту ошибку. Кроме того, спешка, как правило, не создает творческих решений. Встав с места, участники сразу же снимают одно из ограничений – никто уже не сидит рядом друг с другом. Упражнении также в полной мере демонстрирует то, что многие вещи, кажущиеся поначалу невозможными, на самом деле не таковы.



2016-09-15 1014 Обсуждений (0)
Упражнение «Встряхнемся» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Упражнение «Встряхнемся»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1014)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)