Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика зарубежной кофликтологии. Западная социология конфликта. Зарубежные политологические теории конфликта. Отличия в развитии отечественной и зарубежной конфликтологии



2016-09-16 2034 Обсуждений (0)
Характеристика зарубежной кофликтологии. Западная социология конфликта. Зарубежные политологические теории конфликта. Отличия в развитии отечественной и зарубежной конфликтологии 4.33 из 5.00 3 оценки




Тема 1.

Предмет конфликтологии и ее роль в развитии общества.

Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии. Основные цели и задачи конфликтологии. Роль конфликтологии в развитии российского общества. Периодизация истории отечественной конфликтологии. Междисциплинарные связи конфликтологии. Исследование конфликтов в психологии.

Характеристика зарубежной кофликтологии. Западная социология конфликта. Зарубежные политологические теории конфликта. Отличия в развитии отечественной и зарубежной конфликтологии.

 

 

Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии. Основные цели и задачи конфликтологии. Роль конфликтологии в развитии российского общества. Периодизация истории отечественной конфликтологии. Междисциплинарные связи конфликтологии. Исследование конфликтов в психологии.

Противоречия, конфликты, кризисы переживаемые человеком с одной стороны являются источником развития личности и общества, с другой стороны, основной причиной гибели людей.

Конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития и завершения конфликтов, а также об управлении ими, т.е. принципах, способах и приемах их разрешения.

Конфликт - один подход, как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Среди сущностных черт конфликта выделяются следующие:

· Какое-либо противоречие;

· Противодействие его субъектов;

· Переживание при этом негативных эмоций.

Совокупность противодействия и переживания негативных эмоций называется социальной напряженностью, которая проявляется на уровне отношений и взаимодействий количественно (увеличение числа дестабилизирующих факторов и ситуаций) и качественно (в содержании ожиданий и отношений между субъектами).

Объектом конфликтологии являются конфликты в целом, а предметом – основные характеристики конфликтов, закономерности их возникновения, развития и завершения. Объект конфликтологии включает три типа конфликтов: социальные, внутриличностные, зооконфликты.

Основными целями конфликтологии являются:

1. исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки, интенсивное развитие конфликтологической теории;

2. создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе;

3. организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов;

 

Для достижения первой цели - развитие методологии, теории, методов конфликтологии – необходимо решать следующие содержательные и организационные задачи:

· Преодоление крайней разобщенности частных конфликтологических наук, ознакомление конфликтологов со всеми отраслями конфликтологии и формирование на этой основе самостоятельной науки.

· Проведение междисциплинарных исследований конфликтов.

· Выделение в ВАКе РФ научной специальности "конфликтология", возможно, сначала как одной из специальностей в рамках психологии, социологии или политологии.

· Регулярное проведение научных и научно-практических конференций, посвященных методологическим, теоретическим и методическим проблемам конфликтологи.

· Создание системной базы эмпирических данных, включающей результаты ситуационного анализа реальных конфликтов всех видов.

· Организация издания научного журнала "Проблемы конфликтологии", более широкое отражение фундаментальных проблем науки в других периодических изданиях, посвященных конфликтам.

· Расширение научных контактов с мировым сообществом конфликтологов, публикация в России наиболее значительных работ зарубежных авторов в этой области.

· Создание в системе научных институтов Российской академии наук Института конфликтологии на базе уже работающего с 1992 года Центра конфликтологических исследований.

Решение второй цели - Создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе - может обеспечиваться путем решения следующих задач:

· расширение перечня учебных специальностей вузов, для которых курс "Основы конфликтологии" будет обязательной учебной дисциплиной. Поскольку любой специалист, особенно руководитель, постоянно сталкивается с конфликтами, данный курс должны изучить выпускники всех вузов;

· введение курса "Основы конфликтологии" в средних специальных учебных заведениях, ПТУ, общеобразовательной средней школе;

· введение учебной специализации "Конфликтолог" в рамках психологии, социологии, политологии. В последующем – введение самостоятельной учебной специальности;

· введение учебной дисциплины "Основы конфликтологии" в системе повышения квалификации специалистов во всех отраслях народного хозяйства, особенно для руководителей;

· издание учебников и другой учебной литературы по конфликтологии наиболее известных зарубежных авторов;

· публикации научно-популярных работ по конфликтологии, комплектуемых занимающимися проблемой конфликта психологами, социологами, политологами, философами, правоведами и др., т.е. на основе междисциплинарного принципа.

 

Организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов предусматривает – третья цель конфликтологии - решение следующих основных задач:

· разработка методик и технологий оценки опасности возникновения конфликтов в основных сферах жизни и деятельности общества;

· создание отдельных групп и центров, объединяющих конфликтологов, занимающихся на практике прогнозированием, предупреждением и урегулирование реальных конфликтов;

· создание Ассоциации российских конфликтологов, основной задачей которой будет разработка прикладных, теоретических и методологических проблем конфликтологии;

· разработка универсальных междисциплинарных методов анализа реальных конфликтов и создание на этой основе базы данных позволяющих оценивать актуальные конфликты, сравнивать их с аналогичными завершившимися.

 

Роль конфликтологии в развитии отечественного общества

 

В нашей стране проблема конфликта впервые выделяется как самостоятельная отрасль знаний. К началу 1998г. в стране защищено 22 докторских и 203кандидатских диссертации, опубликовано более 311 книг по проблеме конфликтов в различных областях человеческой деятельности.

История конфликтологии характеризуется спецификой периодизация ее развития.

1 период - до 1924 г. В течение этого периода конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах. Проблема конфликта находит отражение в искусстве и культуре. Конфликт изучается в рамках философии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

2 период — 1924 -1992 гг. Это период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук — отраслей конфликтологии. В это время конфликт начинает изучаться в рамках двух наук (правоведение, социология), а к концу периода проблема конфликтов охватывается двенадцатью науками. Анализ публикаций в указанный период определяется действием четырех основных факторов:

* степенью конфликтности жизнедеятельности нашего общества на всех его уровнях;

* заинтересованностью в разработке проблемы конфликта с учетом обстановки в стране;

* уровнем развития, возможностями самих наук, объектом изучения которых может быть конфликт;

* возможностью изучения и использования результатов исследования конфликта учеными других стран.

Второй период в истории развития отечественной конфликтологии включает в себя четыре основных этапа.

Первый этап — 1924-1934 гг.Появляются первые работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике. Первая работа была опубликована в 1924г. (авторы П. О. Гриффин и М. И. Могилевский). Книга «Трудовые конфликты и порядок их разрешения» носила в большей степени социологический характер и была посвящена трудовым конфликтам, а также порядку их разрешения.

Второй этап — 1935-1948 гг.Характеризуется практически полнымотсутствием публикаций. Это связано с Великой Отечественной войной и обстановкой в стране в целом.

Третий этап — 1949-1972 гг.Публикуются работы по проблеме конфликта, защищены первые 25 кандидатских диссертаций; исследования конфликта начинают развиваться в различных аспектах: в философии, педагогике, исторических и политических науках.

Четвертый этап — 1972 - 1992 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблемам конфликта, защищены первые докторские диссертации.

3 период — 1992г. - настоящее время. Конфликтология начинает выделятся в самостоятельную науку, увеличивается количество публикаций. Ежегодно защищается от 1 до 4 докторских диссертаций, общее количество защищенных диссертаций колеблется от 1 до 25 в год, создаются центры по исследованию и регулированию конфликтов. Проведены два международных конгресса конфликтологов (Казань, 2000 и Санкт-Петербург, 2004). Начали выходить периодические издания, посвященные различным прикладным аспектам конфликтологии («Социальный конфликт», «Третейский суд». «Трудовые споры» и др.).

 

Междисциплинарные связи конфликтологии.

Безусловно, каждая из двенадцати отраслей знаний, изучающих конфликт, прошла свой путь развития и внесла весомый вклад в становление науки о конфликтах. Именно эти знания легли в основу междисциплинарной науки –конфликтологии.

1. Исследование конфликтов в психологии.

Психология занимает лидирующее положение среди отраслей конфликтологии по количеству публикаций. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов при описании конфликта выделили одиннадцать категориальных групп: сущность конфликта, его генезис, эволюция, структура, динамика, функции, типология, информация в конфликте, методы диагностики, предупреждение, разрешение.

В психологии пока не сложилось общепризнанного понимания сущности конфликта. Часть авторов трактует его как столкновение, противодействие, противоречие. Иногда конфликт понимается как вид общения, тип конкурентного взаимодействия.

В целом можно утверждать, что в период с 30-х до середины 70-х годов 20-го столетия психологические исследования конфликта носили фрагментарный характер. Во второй половине 80-х годов сформировалось три подхода к изучению конфликта:организационный, деятельностный и личностный; стала осознаваться необходимость междисциплинарного изучения конфликта.

2. Подходы к изучению агрессии и конкуренции в социобиологии

Зооконфликты изучаются как биологическими науками, так и отраслями психологии — зоопсихологией и сравнительной психологией.

Основные направления изучения зооконфликтов:

* осоциализированное (конфликт связан с внутренней организацией жизни группы);

* биологическое (конфликт связан с потребностями физиологического существования).

В работах осоциализированного направления конфликт рассматривается как средство: накопления опыта взаимодействия животных; скорейшей адаптации к внешним и внутренним условиям; создания и поддержания авторитета группового лидера; достижения более высокой внутривидовой организации; демонстрации агрессии с целью подавления противника; сохранения территории.

В работах биологического направления конфликт рассматривается как средство выживания в виде конкурентной борьбы; результат биологически предопределенной, генетически заложенной агрессивности.

Наибольшее число работ издано в период 1970-1983 г.г. Последние 10 лет количество публикаций снизилось.

3. Социология конфликта. Пионерами отечественной науки в изучении конфликта наряду с правоведами являются социологи. В 1924-1929 г.г. они активно изучали трудовые конфликты в условиях нэпа. Социологами изучались преимущественно стачки и трудовые споры. С 1930 г. социологические исследования трудовых конфликтов и споров прекращаются. В 1939 г. 18 съезд партии сделал вывод о единстве советского общества, его развитие стало рассматриваться как бесконфликтное. С 1989 г. социологи активно исследуют проблему конфликта.

Основные направления исследования:

* конфликты в трудовых коллективах;

* этнические конфликты;

* международные конфликты;

* роль конфликта в семейно-брачных отношениях;

* конфликты и преступность в обществе.

4. В педагогических трудах в 20-30-е годы рассматривались общие вопросы трудного детства без акцентирования внимания на проблеме конфликта. В 1964 г. появляется статья Б.Т. Лихачева «О конфликте в детском коллективе», где автор анализирует причины конфликтов среди детей и позиции педагога по отношению к ним.

В настоящее время основное внимание в педагогике направлено на изучение следующих вопросов:

* конфликты в коллективах школьников, пути их предупреждения и разрешения;

* сущность конфликтов, их причины в педагогических коллективах, как между учителями, так и между директором школы и его подчиненными;

* анализ педагогических условий профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в звене «учитель - родитель

Конфликты также изучаются в военной педагогике, педагогике семейного воспитания.

5. Исторические науки приступили к изучению проблемы конфликта в начале 70-х годов. В 1972 г. были опубликованы монография А. И. Власова и коллектива авторов по проблеме международного конфликта. История фактически изучала войны и конфликты между государствами многие столетия. Однако понятие «конфликт» вводится в научный оборот только в 70-е годы нашего столетия.

В исторической науке конфликт исследуется по нескольким направлениям.

1. Международные конфликты в целом. Работы носят аналитический, обобщающий характер. На основе значительного фактологического материала выявляются закономерности возникновения и развития различных международных конфликтов.

2. Региональные конфликты, где основными субъектами противодействия выступают развивающиеся страны.

3. Конфликты на Ближнем Востоке — публикации составляет более 20 % общего количества работ по проблеме конфликта по истории.

4. Роль ООН и других международных организаций в урегулировании международных конфликтов рассматривается рядом авторов как важный фактор в обеспечении стабильности в международных отношениях.

5. Этнические конфликты в центре внимания историков;

6. Межнациональные и этнические противоречия и конфликты на территории бывшего СССР. Специалисты пытаются определить пути урегулирования конфликтов, возникших в последнее время на территории России и стран ближнего зарубежья.

6. Представителями политических наук с начала 70-х годов проблема конфликта начинает разрабатываться: политологии, политической истории, международных отношений и внешней политики государств. В динамике публикаций по проблеме конфликта в политической науке можно выделить два периода: 1969-1985 г.г. и
1986 г. – настоящее время. Первый характеризуется небольшим количеством ежегодных публик. Второй период — бурным ростом числа публикаций.

Среди направлений исследований выделяется следующие:

* международные конфликты современности;

* военно-политические аспекты международных конфликтов;

* роль и место сверхдержав в конфликтах;

* конфликты в межнациональных отношениях;

* технологии разрешения социальных конфликтов в современном российском обществе;

* социальные конфликты и религия.

7. В военной науке проблема конфликта рассматривается недавно. Первая работа военного ученого на эту тему опубликована в 1988 г. Это журнальная статья Е. Долгополова, посвященная военным аспектам региональных конфликтов.

До этого времени, как следует из военного энциклопедического словаря, «Основным предметом военной науки является вооруженная борьба в войне». В конце 80-х годов в военной науке появилась необходимость введения понятия «военный конфликт», а следовательно, возник вопрос о соотношении категорий «война» и «военный конфликт». Война стала рассматриваться как сложное социальное явление в едином спектре военных конфликтов различной интенсивности.

В исследованиях проблемы конфликта военными учеными выделяются несколько направлений:

* разработка теории собственно военного конфликта — его сущность, классификация, соотношение войны и военного конфликта, управление конфликтом, факторы эскалации конфликта;

* роль и место армии в вооруженных конфликтах;

* влияние военных конфликтов на разные аспекты жизнедеятельности общества.

8. Проблемы конфликта в математических науках.

Необходимо отметить, что впервые в нашей стране попытка математического подхода и описанию конфликтного взаимодействия новых систем была предпринята русским ученым
Г. Ф. Гаузе. Впервые в мире в 1932 г. провел экспериментальные исследования, результаты которых изложил в своих работах в 1933-1934 г.г.

В историческом плане можно условно выделить четыре периода в изучении проблемы конфликта в математических науках:

1-й период: 1933-1934 г.г. (работы Г.Ф. Гаузе).

2-й период: 1965-1974г.г. Проблема конфликта разрабатывалась на основе теории игр. В этом направлении работали американские математики Джо-Фон Нейман и О. Мингерштерн (1944 г.) Их работы на русский язык переведены в 1970 г. Теория игр дала толчок развитию многих направлений в теории принятия оптимальных решений.

3-й период: 1975-1985 г.г. Характеризуется периодическими публикациями. Надежды на то, что с помощью классической теории игр удастся решить сложные конфликты в различных системах, не оправдались. Жизнь оказалась намного богаче, сложнее.

4-й период: 1986 г. — настоящее время. Наблюдается ожив-ление интереса к математическому моделированию конфликтов, состоялся семинар Академии наук Армении по проблеме «Математическое и программное обеспечение конфликтного управления». Защищены первые диссертации: 2 докторские и 2 кандидатские. Всего опубликовано 24 работы.

9. В искусствоведении категория конфликта является одной из центральных. Разработка художественного конфликта в искусствоведении началась с конца 30-х годов. В последних статьях А.М. Горького можно уже встретить термин «конфликт» наряду с традиционными «драматический», «драма». Первая работа по проблеме конфликта опубликована в 1939 г. в журнале «Театр». Это статья Б. Рейха «Гегель в драматическом конфликте».

Конфликт изучается в различных видах художественного творчества: литературе, театре, кино и т.д.

10. Философский анализ конфликтов. Философия — пожалуй, единственная наука, где первой публикацией по проблеме конфликта является диссертация. И. Ф. Смольянинова- в 1951 г. Затем до 1960 г. публикации отсутствуют. С 60-х до 80-х философия эпизодически обращается к конфликтам.

Изучение конфликта в философии идет по следующим направлениям:

* моральный конфликт в современном обществе;

* методологические аспекты этнических конфликтов;

* разработка философской концепции социального конфликта.

Несмотря на имеющиеся здесь исследования, по признанию самих философов, в данном направлении выработаны пока только общие подходы и принципы.

11. Конфликт как объект исследования в правоведении. Основные проблемы международно-правовые аспекты конфликтов, конфликтные ситуации в деятельности правоохранительных органов, конфликты как причины приступлений, правовые нормы разрешения трудовых конфликтов.

Лидером среди наук, изучающих конфликт, является психология.

Психология является единственной наукой, изучающей все типы конфликтов, объектом психологии выступает реальный человек,являющийся центральным звеном конфликтов всех уровней, психология занимает лидирующее положение по объему исследований конфликтов.

 

Характеристика зарубежной кофликтологии. Западная социология конфликта. Зарубежные политологические теории конфликта. Отличия в развитии отечественной и зарубежной конфликтологии.

 

Характеристика зарубежной кофликтологии.

Основные направления и подходы к изучению конфликта в зарубежной психологии. Этапы в истории изучения конфликта: первый этап — начало XX в. - 50-e годы; второй этап — конец 50-х годов - настоящее время.

Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта выделяются:

Психоаналитический подход связан прежде всего с именем австрийского психолога 3. Фрейда (185б-1939 г.г.), создавшего одну из первых концепций человеческой конфликтности.

Американские психологи К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен расширили понимание природы конфликта, попытались внести в нее социальный контекст. Так, К. Хорни (1885-1952 г.г.) основной причиной конфликтов между индивидом и его окружением считала недостаток доброжелательности со стороны близких людей, в первую очередь родителей. По мнению англоамериканского психолога У. Мак-Дугалла (1871-1938 г.г.), конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения и т. д. Они передаются по наследству, поэтому люди постоянно конфликтуют, вступают в противоборство. Опираясь на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование, развитие вида, У. Мак-Дугалл распространил его и на человеческое общество. Созданная им теория социальных инстинктов имела сторонников, определивших социотропное направление в изучении конфликтов.

Этологический подход к конфликту положен в 30-х годах работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903-1989 г.г.). Им была высказана гипотеза о том, что главной причиной социальных конфликтов является агрессивность индивида и толпы. По мнению К. Лоренца, механизмы возникновения агрессивности у животных и человека однотипны, а агрессия — постоянное состояние живого организма.

Поведенческое направление раскрывает американский психолог Арнольд Басе. Причины конфликтов он ищет не только в биологии человека, но и в социальном окружении, которое изменяет эти качества в результате взаимодействия личности с окружающей социальной средой.

Социометрическое направление, разработанное социальным психологом Я. Морено (1892-1974 г.г.),» утверждал, что межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу Я. Морено пришел к выводу, что все конфликты, от межличностных до международных, могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями.

Теоретико-игровой подходвыражен в работах американского социального психолога М. Дойча. В основе теории лежат игры типа «дилемма узника». Сторонники теоретико-игрового подхода считают, что конфликты могут разрешаться как конструктивным путем, так и деструктивным.

Теория организационных систем появилась как альтернатива теории игр и результат критики предложенных ею решений. Разработанный Р. Блейком, Дж. Мутоном и К. Томасом подход к проблеме межличностного конфликта на основе организационных систем представляет собой оригинальную программу исследования стилей конфликтного поведения людей в реальных условиях. Авторы определили пять стратегий поведения, возможных в конфликтной ситуации: конкуренция, сотрудничество компромисс, приспособление, избегание.

В начале 70-х годов начинает формироваться самостоятельное направление по изучению переговорного процесса как части конфликтного взаимодействия. В настоящее время теория и практика переговорного процесс рассматриваются как одно из перспективных направлений прикладной психологии.

Западная социология конфликта

Социал – дарвинизм. Первые попытки создать социологическую теорию совершенствования социальной системы, где бы обосновывалась роль конфликта, относятся ко второй половине Х1Х в. В этот период появились работы английского социолога Герберта Спенсера (1820-1903 г.г.); например, «Основы социологии», где развивался тезис о всеобщности и универсальности конфликта.

Спенсер утверждал, что борьба за выживание, конфликты между индивидами и группами способствуют равновесию в обществе, обеспечивают процесс общественного развития. Социал-дарвинисты, утверждали, что общество может быть отождествлено с организмом. Это дает возможность объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями.

Марксистская теория. По К. Марксу, в обществе люди вступают друг с другом в необходимые социальные отношения, которые не зависят от их воли и сознания. Это главное условие формирования социальной субстанции, общества. Его развитие осуществляется в соответствии с диалектическим законом единства и борьбы противоположностей, которые в этом обществе представлены большими социальными группами или классами. Основная проблема в их отношениях — система распределения ресурсов. Исходя из этого, формулируются основные тезисы марксовой концепции конфликта:

* чем более неравномерно распределяются в системе дефицитные ресурсы, тем глубже конфликт между господствующими и подчиненными классами;

* чем больше подчиненные классы сознают свои интересы и начнут сомневаться в законности существующего распре-деления, тем более вероятно, что они должны будут сообща вступить в открытый конфликт с господствующими классами.

Маркс считал, что каждая из конфликтующих сторон имеет лишь одну цель — стремление к распоряжению дефицитными ресурсами, что был опровергнуто социальной практикой.

Функциональная теория конфликта. Заметным шагом в изучении конфликта западной социологией стали работы немецкого социолога Георга Зиммеля (1858-1918 г.г.). Автора опубликованной в 1908 г. «Социологии» по праву считают основоположником функциональной теории конфликта Согласно Зиммелю, без конфликта развитие общества оказалось бы нежизнеспособным.

Таким образом, в период со второй половины Х1Х в. и до начала ХХ функциональные концепции признавали социальный конфликт нормальны явлением общественного бытия, неотъемлемым свойством социальны отношений. Конфликтам отводилась важная позитивная роль в общественном процессе.

Структурный функционализм. В первой половине ХХ в. проблема конфликта в социологии развивалась в рамках системно-функциональной школы. Практическая социология рассматривала конфликты как негативные процессы, сдерживающие развитие общества.

Данная переориентация в подходе к изучению социального конфликта была обоснована американским социологом ТолкоттомПарсонсом (1902 -1979 г.г.) в работе «Структура социального действия». Т. Парсонс рассматривал конфликт как причину дестабилизации и дезорганизации общественной жизни. Главную задачу он видел в поддержании бесконфликтных отношений между различными элементами общества.

Концепция Т. Парсонса обоснованно подвергалась критике за ее «нежизнеспособность», и в 50-е годы в западной социологии произошел возврат к конфликтной модели общества.

Теория «позитивно-функционального конфликта». Выход в свет в 1956 г. работы американского социолога Льюиса Козера «Функции социального конфликта» заложили основы современной западной социологии конфликта. Он обосновал положительную роль конфликтов в обеспечении устойчивости социальных систем. Развивая идеи Зиммеля, Козер считал, что нет и не может быть социальных групп бесконфликтных отношений, они стимулируют социальные перемены, появление особых общественных порядков.

Конфликтная модель общества. В конце 50-х годов немецкий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) обосновал новую теорию социального конфликта, которая получила название “конфликтная модель общества” («Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе», 1957 г.). Р. Дарендорф утверждает, что любое общество испытывает социальные конфликты, и попытки ликвидировать глубинные причины социальных антагонизмов он считает бесполезным, допускает возможность влиять на изменение течения конфликта. Это открывает перед современным обществом перспективу не революционных переворотов, а эволюционных изменений.

Общая теория конфликта. В начале 60-х годов американский социолог Кеннет Боулдинг предпринял попытку создать универ-сальное учение о конфликте – «общую теорию конфликта» («Конфликт и защита: общая теория»,1963 г.) По мнению Боулдинга, в природе человека лежит стремление к постоянной борьбе с себе подобными, к эскалации насилия. Однако их надо преодолевать.

Зарубежные политологические теории конфликта.

Можно выделить три направления исследования конфликтов политологами: теории политических структур (групп); теории политической стабильности; этнополитические теории.

Теории политических групп. Итальянский исследователь Вальфредо Парето (1848-1923 г.г.) создатель теории элиты, считал, что социальное поведение людей зависит от разума и от иррациональных уровней психики. Борьба между элитами и их смена составляют сущность любого общества.

Если господствующая элита начинает деградировать и не стремится этому противодействовать путем кооптации новых членов из низших классов, обладающих соответствующими качествами, то наступает социальный конфликт в виде революции. Весь смысл ее заключается в обновлении персонального состава правящей верхушки — элиты общества.

Один из создателей политологии Гаэтано Моска (1858-1941 г.г.), автор известной работы «Элементы политической науки»
(1896 г.), считал важным деление общества на два класса: господствующий «политический класс», который берет на себя государственные функции и пользуется привилегиями, и управляемыйкласс — неорганизованное большинство. Реальная власть всегдавруках политического класса. В обществе всегда существуют силы, готовые сменить старое правящее меньшинство. Смена происходит в виде социальных конфликтов

Теории политической стабильности. Концепции данного направления появились в начале 60-х годов прошлого века. Основное внимание в них уделяется изучению факторов недопущения конфликтов в современном обществе.

В 1965 г. американский политолог Д. Истон в работе «Системный анализ политической жизни» предложил консервативную модель стабильности. По его мнению, объектами поддержки политической системы являются: политически власти, т. е. правительство; режим, совокупность правовых и неформальны правил, которые применяются для разрешения конфликтов внутри системы;

В 1963 г. американский социолог С. Липсет (р. 1922 г.) предложил концепцию демократической стабильности, изложенную в книге «Политическая личность». По Липсету, стабильны те системы, которые обладают опытом «непрерываемого продолжения политической демократии и отсутствием значительных политических движений, оппозиционных демократическим правилам игры». Демократическая стабильность обеспечивается определенным уровнем здравоохранения, индустриализации, образования и урбанизации общества.

Во второй половине 70-х годов появилась новая концепция этнополитической теории. Профессором Вашингтонского университет М. Гектером в 1975 г. предложена концепция внутреннего колониализма М. Гектер увязывает проблемы неравномерности социально-экономического развития с этническими конфликтами между центральным правительством и этническими пери-ферийными группами в процессе модернизации многонационального государства.

Директором Шотландского международного института
Т. Нейрна была предложена концепция теории «неравномерного развития» По его мнению, этнонациональный конфликт — результат навязывания менее развитым районам страны образцов развитого центра.

Доминантное положение политических факторов в генезисе этнонациональных конфликтов представлено в этнополитической концепции профессора Колумбийского университета
Дж. Ротшильда. В работе «Этнополитика» (1981 г.) он отмечает, что в ходе модернизации происходит политизация лидеров национального меньшинства, а следовательно политизация всей социальной группы. Побудительным мотивом начала этого процесса является озабоченность сохранением этноспецифических черт, стремление мобилизовать их носителей в сплоченную группу.

 

Западная конфликтология отличается от отечественной четырмя обстоятельствами:

* за рубежом первые попытки создать теорию конфликтов относятся еще ко второй половине XIX в.;

* существует разнообразие теоретических подходов к пониманию и объяснению конфликтности общества;

* она свободна от господствующей государственной идеологии;

* западная конфликтология — преимущественно прикладная наука.

Одно из ведущих мест в зарубежной конфликтологии занимает психология.

 

 

Тема 2 .



2016-09-16 2034 Обсуждений (0)
Характеристика зарубежной кофликтологии. Западная социология конфликта. Зарубежные политологические теории конфликта. Отличия в развитии отечественной и зарубежной конфликтологии 4.33 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Характеристика зарубежной кофликтологии. Западная социология конфликта. Зарубежные политологические теории конфликта. Отличия в развитии отечественной и зарубежной конфликтологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2034)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)