Понятие и научные основы крим. исследования внешних признаков человека (габитоскопия). Система описания признаков человека (словесный портрет)
Исходя из сведений о внешности неизвестного преступника, а иногда и потерпевшего, можно установить круг лиц, в котором он вращался, выяснить место его нахождения и предпринять меры к его задержанию. .
Признаки внешности человека характеризуют общее строение его тела (рост, телосложение), половую и расовую принадлежность, возраст, а также отдельные составляющие (голова, шея, плечи, туловище, руки, ноги, лицо, волосы и т.д.). Эти признаки достаточно устойчивы. Но весьма важны также динамические, функциональные признаки — речь, голос, походка, мимика, жестикуляция, пантомимика, устойчивые навыки и умения. Существенно дополняют и углубляют представление о человеке признаки его одежды, обуви, носимых предметов. Они характеризуют его социально-демографические признаки. Будучи запечатленными в своей совокупности, эти признаки облегчают установление и отождествление личности неизвестного преступника или потерпевшего. .
Научные основы и подходы к отождествлению человека по признакам внешности криминалисты сформулировали с учетом достижений таких наук, как судебная медицина, анатомия, физиология, антропология, проективная геометрия, на базе обобщенного опыта следственной, оперативно-розыскной, экспертной работы. Постепенно были выделены наиболее информативные и устойчивые признаки внешности человека, предложены их формализованные описания, получившие наименование методики «словесного портрета». .
Признаки внешности используются для отождествления личности человека благодаря таким свойствам его внешнего облика, как индивидуальность, относительная устойчивость и отображаемость. .
Признаки внешности человека включают в себя две основные группы: анатомические и функциональные. Первые характеризуют наружное строение человеческого тела и его отдельных частей. Вторые отражают состояние человека, его привычные, а потому автоматизированные действия, выражающиеся взаимным расположением и движениями частей тела. Специальную группу анатомических и функциональных признаков составляют особые и броские приметы внешности. Особые приметы — это редко встречающиеся признаки, обусловленные случайными причинами. Они бывают врожденными или приобретенными и представляют собой отклонения от нормального строения или состояния: хромота, заикание, нервный тик, шепелявость, картавость и др. К анатомическим особым приметам относятся — физические недостатки, такие, как непропорциональная длина рук и ног, сутулость, искривления позвоночника, рубцы, шрамы, сросшиеся или отсутствующие пальцы, родимые пятна, татуировки..
Для описания признаков внешности в криминалистике разработаны специальные правила и терминологический аппарат. Это необходимо для единообразного восприятия «словесных портретов», используемых в раскрытии и расследовании преступлений. Когда практические работники отступают от криминалистических рекомендаций, происходят курьезные случаи. Так, оперативный работник разослал по области такую ориентировку — словесный портрет разыскиваемого неизвестного преступника: «Лицо — безликое, губы формы не имеют, волос желтый, зачесан назад, уши сверху далеко от черепа». Представить человека с такой внешностью довольно трудно. После беседы с автором розыскной ориентировки выяснилось, что текст следует понимать так: «Лицо не имеет броских примет, а губы — четкой каймы, волосы соломенного цвета, лоб открыт, верхние трети ушных раковин оттопырены». .
При описании элементы внешности характеризуются по форме, величине, положению, количеству, цвету, симметрии и степени выраженности. .
Фиксация признаков внешности человека производится разными способами. Лучше всего это делается путем описания, фотографирования и видеосъемки. Реже приходится прибегать к изготовлению композиционных (субъективных) портретов, объемных масок и моделей. Криминалистическое описание внешности человека четко упорядочено и осуществляется по правилам «словесного портрета». Методика «словесного портрета» — это последовательное системное описание признаков внешности посредством специальных терминов, разработанных криминалистикой. Признаки внешности описываются в строгой последовательности: от общих к частным, сверху вниз, характеризуются анфас и обычно в правый профиль, с особо тщательным отображением признаков, отличающихся от средних, с выделением особых и броских примет. .
Описание отдельных анатомических (морфологических) признаков по методике «словесного портрета» начинается с головы и лица как наиболее информативных частей тела человека. Вначале описывается лицо в целом: дается соотношение его высоты и ширины (удлиненное, среднее, широкое), форма (округлое, овальное, прямоугольное, квадратное, треугольное); полнота (худощавое, среднее, полное), указываются имеющиеся особенности (дефекты кожи, шрамы, пигментные пятна и т.п.). Далее переходят к описанию волосяного покрова головы, указывается его длина, форма и густота, цвет, линия роста, характер прически, расположение пробора, наличие и величина залысин, наличие седины, ее локализация, степень облысения, имеются ли борода, усы, бакенбарды, их форма, размеры, цвет, другие очевидные особенности..
Далее – лоб, брови, глаза, нос, рот, губы, носогубная впадина, зубы, подбородок, ушные раковины, кожа, волосяной покров, затылок, шея, туловище, плечи, грудь, живот, спина, талия, таз, бедра, руки, кисти рук, ногти и т.д..
Для визуализации словесного описания неизвестного преступника целесообразно прибегать к изготовлению композиционного (субъективного) портрета. Таким портретом является изображение лица, достаточно полно соответствующее представлению очевидца о внешности разыскиваемого преступника (образу, запечатлевшемуся в памяти), изготовленное по специальным методикам с помощью соответствующих технико-криминалистических средств. В отечественной криминалистической практике чаще всего изготавливаются рисованные, рисованно-композиционные и фотокомпозиционные портреты неизвестных преступников.. .
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (419)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |