Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОПРОС: Допустимо ли в православных храмах держать католические иконы и распятия, возжигать перед ними свечи и лампады, совершать перед ними молебны и панихиды?



2016-09-16 335 Обсуждений (0)
ВОПРОС: Допустимо ли в православных храмах держать католические иконы и распятия, возжигать перед ними свечи и лампады, совершать перед ними молебны и панихиды? 0.00 из 5.00 0 оценок




ОТВЕТ: Конечно, недопустимо. Всё в православных храмах должно отвечать духу и стилю нашего Св. Православия. Иметь иконы только православного стиля особенно важно, ибо они духовно воспитывают, отрешая дух молящихся от всего земного, от всяких земных представлений и переживаний. Подлинно-православная икона символична и аскетична. Она безстрастна и не должна напоминать молящемуся ни о чём земном, возводя дух его к чисто-духовным представлениям и переживаниям, свободным от всякого приражения страстей.

94. ВОПРОС: При возгласе: «Двери, двери, премудростию вонмем!» в храмах у нас на Родине прежде открывалась только одна завеса. Здесь, на чужбине, некоторыми священнослужителями открывается и завеса ицарские врата, а другими – на протяжении всего богослужения держатся нарочито открытыми и боковые двери. Правильно ли всё это?

ОТВЕТ: Совершенно неправильно. Совершать литургию при отверстых царских и боковых вратах можно только на Пасху, во весь период Светлой седмицы. Архиерейская литургия также совершается от начала и до причащения священнослужителей при отверстых царских (но не боковых) вратах, и в этом её отличие от обыкновенной, иереем совершаемой литургии.

Отверзать не только завесу, но и царские врата, при возгласе: «двери, двери, премудростию вонмем!» на обычной иерейской литургии это незаконное притязание на прерогативу архиерейского служения. Это – «модернизм», явившийся в результате революционными настроениями навеянного живоцерковного и обновленческого движения в нашем духовенстве и покушавшийся одно время на полное упразднение не только царских врат, но и иконостаса и даже самого алтаря, чтобы молиться «по-демократически», «вместе с народом» и «среди народа».

ВОПРОС: В одном из приходов на отпусте по окончании утрени во все дни поётся «Взбранной Воеводе», включая все праздники, воскресные дни, будние дни и др. церковные периоды времени. Правильно ли это, согласно церковного устава?

ОТВЕТ: О пении «Взбранной Воеводе» по окончании утрени и соединяемого обыкновенно с нею первого часа вообще ничего не говорится в церковном уставе. Поётся это песнопение всегда в конце первого часа после произносимой священником заключительной молитвы: «Христе Свете истинный» не по уставу, а «по обычаю», т. е. по введенному издавна и принятому всеми обыкновению. Но в некоторых местах России существовал обычай в пасхальный период года, вместо «Взбранной Воеводе», петь кондак Пасхи: «Аще и во гроб», на Рождество Христово – «Дева днесь», а кое-где – во все двунадесятые праздники петь кондак праздника. Надо, однако, помнить, что всё это «обычай», а не церковный устав, который ничего подобного не предписывает.

ВОПРОС: На отпусте вечерни «Благословение Господне на вас», после совершения праздничной литии, полагается ли священнику благословлять народ кадилом и хлебами, вином и елеем или только рукой?

ОТВЕТ: Нам никогда не приходилось слышать о такой практике, какую Вы указываете. Благословение, конечно, преподаётся рукой.

ВОПРОС: Правильно ли, чтобы икона праздника оставалась на аналое посреди храма до отдания праздника?

ОТВЕТ: Неправильно. Аналой с иконой ставится среди храма только на всенощном бдении для пения перед иконой величания во время пения молебна, а во всё остальное время аналои с св. иконами должны стоять по правую и по левую сторону от царских врат, но не среди храма. Мы уже указывали, что по уставу надлежит делать с св. крестом, износимым на всенощном бдении в день Воздвижения: «И по скончании целования честнаго креста, поставляется аналой с честным крестомодеснуюстрану царских дверей, и тамо стоит, дондеже праздник отдастся» (см. Типикон глава 48 септемврия 14-го). Естественно, что подобным же образом надлежит поступать и с иконой праздника.

ВОПРОС: В дни строгого поста, когда не полагается вкушать пищи вообще, считается ли нарушением поста едение поминальной просфоры, если в тот день совершается литургия?

ОТВЕТ: В дни, когда совершается литургия, всем верующим раздаётся для вкушения «антидор», как бы взамен причастия тем, кто не причащался св. Христовых Таин. Антидор это частицы той просфоры, из которой изъят св. Агнец, пресуществлённый за литургией в истинное 'Тело Христово, но на практике, вместе с этой просфорой, раздробляются для раздачи и остальные просфоры, на которых совершалась литургия, дабы всем могло хватить. Самое название «антидор» значит «вместо-дар», то-есть как бы замена Св. Даров для тех, кто не приступал на этой литургии к причащению св. Таин, и раздаётся он «всему народу на благословение и очищение души, освящен бо есть, и подобает егоне ядшимприимати. Аще же кто и мало ядше, или пияше, да не приемлет антидора» (см. Чиновн.).

Из вышесказанного ясно, что вкушение поминальной просфоры не может рассматриваться, как нарушение поста, раз в тот день совершалась литургия.

ВОПРОС: Как правильно поступать в сочельник Рождества Христова: не вкушать пищи до всенощного бдения, и после него вкушать кутью и другую постную пищу, или вкушать кутью с появлением первой звезды, потом идти ко всенощной, а уж затем вкушать постную пищу? (Речь идёт о зарубежной практике). Как насчёт сочельника под Богоявление?

ОТВЕТ: В данном вопросе необходимо различать указания церковного устава от народных обычаев, которые не всегда и не во всёмбуквальносовпадают. По уставу «постом» называется то, когда пища вкушается лишь один раз в день, после вечерни. Так и положено в Рождественский и Крещенский сочельники (по уставу – «Навечерия» этих праздников). По народному обычаю, принятому у нас в России, пища не вкушается в Рождественский сочельник до звезды, а в Крещенский сочельник до освящения воды. Но если Богослужение совершается полностью всё, без всяких пропусков и в положенное по уставу время, то оно и кончается в Рождественский сочельник как раз приблизительно ко времени появления первой звезды на небе, а равным образом и освящение воды в Крещенский сочельник оканчивается ко времени наступления вечера, когда и вкушается пища. Ведь по уставу Божественная литургия, соединяемая с вечерней, после которой происходит «славление праздника» (пение тропаря и кондака праздника), в Рождественский сочельник должна начинаться «при часе 7-м дне», то-есть по нашему – около 1 часу дня, а в Крещенский сочельник – «при часе 5 дне», то-есть около 11 часов дня. В приходской практике это не всегда легко осуществимо, да и Богослужение совершается не всегда полностью, как положено, а потому и оканчивается оно значительно раньше наступления вечера.

Во всяком случае нет никаких оснований откладывать вкушение пищи в эти дни до окончания всенощного бдения, ибо по уставу всенощное бдение должно оканчиваться лишь утром и после него до окончания Божественной литургии ничего нельзя есть, и тогда выходило бы, что в Рождественский и Крещенский сочельники верующие должны были бы совсем оставаться без всякой пищи до первого дня праздника, что уставом вовсе не предписывается. И кутью и всякую другую постную пищу с елеем (но без рыбы) в эти дни можно вкушать по окончании вечерни, при наступлении вечера, и до всенощного бдения.

Особый устав Богослужения в эти два сочельника бывает тогда, когда они приходятся в субботу или воскресение. Тогда вечерня не соединяется с Божественной литургией св. Василия Великого, как обычно, а служитсяотдельнои позже (литургия же св. Иоанна Златоуста в эти дни бывает тогда в свое обычное время, то-есть около 9 часов утра). В этих случаях устав разрешает после литургии и до вечерни вкусить по «уломку» хлеба, по чаше вина и немного фиников и смокв, яко да не наречется пост» (ибо по субботам и воскресным дням не положено поститься в смысле полного воздержания от пищи до окончания вечерни), апослевечерни «ядим совершенне», то-есть варёную постную пищу с елеем.

ВОПРОС: Наши приходские регенты, да и некоторые священники, сокращают панихиду, на том основании, что, якобы, официальные издания Придворной Певческой Капеллы представляют нотную панихиду в сокращённом виде. Законно ли это явление?

(Главные сокращения: вместо «Глубиною мудрости», поют: «Творца и Зиждителя и Бога нашего», «Богородице безневестная, верных спасение»; вместо «Покой, Спасе, наш» поют: «И вся яже в веденни и неведении, Человеколюбче», «сыны света Тою показавый, помилуй нас»; вместо «Сам Един еси Безсмертный», поют: «Надгробное рыдание творяще песнь; аллилуйя»; сокращают канон и тропари на «Благословен еси, Господи», и т. п.).

ОТВЕТ: Всякие сокращения в Богослужении, если они в силу какой-либо нужды допускаются, должны быть прежде всего разумными, не нарушающими смысла Богослужения. Указанные Вами выше сокращения, к сожалению, встречаются на практике, но они совершенно недопустимы, ибо делают умилительные и глубоко-осмысленные песнопения панихиды безсмысленными, так как представляют собой лишь концы этих песнопений. Издания так называемой Придворной Певческой Капеллы не имеют для нас церковного авторитета, и в них часто встречаются разного рода погрешности и против церковного устава и против логического смысла. Вышеуказанные сокращения добросовестными священнослужителями и церковными регентами восполняются, если не пением, то хотя бы прочитыванием вслух опущенных в нотах слов. Так напр., после пения кондака: «Со святыми упокой», сначала читаются начальный слова икоса: «Сам Един еси Безсмертный», а потом последние слова: «надгробное рыдание» опять поются, как указано в нотах. Но, конечно, лучше петь всё полностью, что кое-где и делается ревностными к своему служению священниками и регентами.

ВОПРОС: День моего Ангела 4-го февраля в день памяти Св. Великого Князя Владимiрского Юрия Всеволодовича. В моей метрике стояло имя Юрий, также я значился и во всех документах. Вправе ли я вступать в пререкание с теми, кто пытается мне доказать, что я «Георгий»?

ОТВЕТ: Хотя имя «Юрий» – то же самое имя, что и «Георгий», только в несколько ином произношении, однако, вполне допустимо нарекать при крещении имя в том самом виде, в каком употреблял его данный святой угодник Божий при своей жизни, и употреблять его в таком же именно произношении. Есть и другие подобные примеры, напр., имя «Никола», которое даётся в честь Пр. Николы Святонии, князя Черниговского, Печерского чудотворца. По существу это то же самое имя, что и «Николай», но, поскольку его называли во время его земной жизни «Николой» и он прославлен под этим именем, то вполне допустимо давать имя «Никола» (а не «Николай») в честь этого святого.



2016-09-16 335 Обсуждений (0)
ВОПРОС: Допустимо ли в православных храмах держать католические иконы и распятия, возжигать перед ними свечи и лампады, совершать перед ними молебны и панихиды? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОПРОС: Допустимо ли в православных храмах держать католические иконы и распятия, возжигать перед ними свечи и лампады, совершать перед ними молебны и панихиды?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)