1. Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.– М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение»: 4 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана-Граф, 2014.
3. Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 4 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013.
4. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова). – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
1. Беседы с учителем: 4 класс: Книга для учителя /Под ред. Л.Е. Журовой.-М.:Вентана – Граф, 2007.-384 с.- (Начальная школа XXI века)
2. Основы обучения чтению младших школьников. – М.: Вентана – Граф, 2005.
3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 4 классе: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007.
4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2007.
5. Евдокимова А.О. Русский язык: Математика: Литературное чтение: Диагностика сформированности метапредметных результатов обучения: 4 класс/Тематический контроль и оценка в начальной школе/ – М.: АСТ: Астрель, 2014.
№
| Тема, тип урока
| Основное содержание темы, термины и понятия
| Вид деятельности
| Освоение предметных знаний (базовые понятия)
| Универсальные учебные действия (УУД)
| Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся
| Форма контроля
| Календарные сроки
|
| Произведения фольклора. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» (комбинированный)
| Закрепление понятий: «загадка», «пословица», «поговорка», «скороговорка». Особенности каждого жанра. Введение понятия «присказка». Выполнение заданий на стр. 16 – 17.
| «Жанры фольклора» (схема). Работа с текстом сказки. Образы героев положительных и отрицательных. Книги с волшебными сказками. Повторение: сказки бытовые, волшебные, о животных.
| Жанры фольклора и их особенности. Виды сказок. Особенности волшебной сказки.
| Познавательные: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Регулятивные: преобразование объекта из чувственной формы в модель.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
| Работа в рабочей тетради на стр. 4 – 9, выполнение творческих заданий.
| Текущий
|
|
| Произведения фольклора. Былина «Волх Всеславович» (урок усвоения новых знаний)
| Повторение изученных былин, понятие о былине как жанре фольклора. Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине. Выполнение заданий учебника на стр. 23.
| Анализ содержания, составление плана. Рассказывание былины по плану. Подробный пересказ отдельных эпизодов.
| Основное содержание былины, тема произведения, анализ содержания, составление плана, рассказ по плану.
| Познавательные: планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные: развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
| Работа в рабочей тетради на стр.10 – 12, выполнение заданий с последующей самопроверкой.
| Текущий
|
|
| Произведения фольклора. Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком» (усвоения новых знаний)
| Легенда – жанр фольклора. Особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении. Чтение и анализ «Легенды о граде Китеже». Сравнение легенд с былинами. Выполнение заданий учебника на стр.25 и 30.
| Чтение и анализ легенды, сравнение легенд с былинами. Самостоятельное чтение «Легенды о покорении Сибири Ермаком». Выразительное чтение вслух.
| Основное содержание легенды, тема произведения, основная мысль легенды, классификация легенд: народные и литературные (авторские).
| Познавательные: представление книги по плану (название книги, книга-произведение или книга-сборник, фамилия художника, имена героев, точка зрения автора или выражение своей точки зрения).
Регулятивные: анализ своей работы; оценивание работы по заданным критериям.
Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения.
| Работа в рабочей тетради на стр. 12 – 14 с последующей проверкой.
| Выразительное чтение
|
|
| Произведения фольклора. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» (усвоения новых знаний)
| Повторение народных песен (колыбельных, хороводных, песенок-закличек). Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества.
| Сравнение героических песен с былинами. Выделение героических фактов. Особенности героической песни (исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер).
| Классификация песен: хороводные, колыбельные, героические, заклички, свадебные, величальные.
| Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;
Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
Личностные: формирование познания героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений.
| Работа в рабочей тетради на стр. 15 – 16, самопроверка. Работа с рубриками «Словарь», «Обратите внимание» и «Работаем с текстом»
| Текущий
|
|
| Басни. Русские баснописцы. И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»;
И.И. Хемницер «Стрекоза»; Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» (комбинированный)
| Закрепление понятий «басня», «мораль», «вступление», «рассказ». Заучивание наизусть одной из басен. Выполнение заданий учебника на стр. 40 – 41 и 44.
| Закрепление понятий «басня», «мораль», «вступление», «рассказ». Сравнение басен
И.А. Крылова, И.И. Хемницера, Л.Н.Толстого
(сюжет, мораль, содержание, форма). Упражнения в выразительном чтении. Заучивание наизусть одной басни.
| Понятия «басня», «мораль», «вступление», «рассказ».
| Познавательные: правильное называние басни, выделение морали, вступления, рассказа (развития действия).
Регулятивные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; самооценка на основе критериев учебной деятельности.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося.
| Сравнения басен, особенности каждого произведения. Работа в рабочей тетради на стр. 17 – 19.
| Чтение наизусть
|
|
| Басни. Русские баснописцы. И.И. Хемницер «Друзья».
И.А. Крылов «Крестьянин в беде» (урок усвоения новых знаний)
| Слушание и чтение басен, их сравнение. Выполнение заданий на стр. 46. Работа с памяткой №1 на стр. 185 «Прочитайте выразительно».
| Особенности басни (сюжет, герои, мораль).
Слушание басни И.А. Крылова «Крестьянин в
беде». Сравнение басен И.И. Хемницера «Друзья» и И.А. Крылова «Крестьянин в беде». Выразительное чтение.
| Понятия «сюжет», «герои», «мораль».
| Познавательные: передача интонации отношения к героям, нравоучительного тона морали; самостоятельное выделение пауз и логических ударений, наблюдение за знаками препинания.
Регулятивные: определение интонационного рисунка для чтения диалога.
Личностные: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.
| Выполнение заданий в рабочей тетради на стр. 20 – 21. Работа с рубриками «Словарь» и «Работаем с текстом»
| Выразительное чтение
|
|
| Басни. Русские баснописцы. А.Е. Измайлов «Кукушка».
И.А. Крылов «Осёл и соловей» (урок усвоения новых знаний)
| Работа с баснями А. Е. Измайлова «Кукушка», выразительное чтение. Слушание басни И.А. Крылова «Осёл и соловей», ответы на вопросы стр. 46 учебника. Сравнение басен.
| Самостоятельная работа с басней А.Е. Измайлова: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание басни И.А. Крылова «Осёл и соловей», выразительное чтение. Сравнение басен.
| Выявление морали, пороков, которые высмеивает баснописец, подбор синонимов к устаревшим словам.
| Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;
Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.
Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.
| Выполнение заданий в рабочей тетради на стр. 21 – 22, 25. Работа с рубриками «Обратите внимание. «Словарь».
| Выразительное чтение
|
|
| Басни. Русские баснописцы. И.А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». С.В. Михалков «Слово о Крылове» (урок усвоения новых знаний)
| Повторение басен И.А. Крылова: названия, герои, особенность языка. Закрепление понятий
«олицетворение», «сравнение». Введение понятия «аллегория». Ответы на вопросы стр. 50, 52.
| Анализ басни «Мартышка и очки». Выразительное чтение наизусть басни И.А. Крылова «Квартет». Работа в соответствии с памяткой №2, заучивание наизусть басни «Мартышка и очки».
| Основное содержание басен, характеристика героев и их поступков.
| Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге;
Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Личностные: формирование выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения.
| Выполнение заданий в рабочей тетради на стр. 23 – 24, 26. Работа с рубриками «Словарь», «Работаем с текстом».
| Чтение наизусть
|
|
| В.А. Жуковский «Песня», «Ночь», «Вечер», «Загадки» (урок усвоения новых знаний)
| Чтение стихов Жуковского. Определение темы и жанра произведений В.А. Жуковского (стихи о природе, загадки, баллады). Выявление особенностей языка (эпитеты, сравнения, олицетворения).
| Знакомство с произведениями В.А. Жуковского, темами и жанрами. Нахождение слов, выражающих чувства и мысли поэта; анализ содержания стихотворения; подготовка стихотворения для выразительного чтения.
| Представление об олицетворении, определение задач чтения, выбор тона и темпа чтения.
| Познавательные: понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
| Выполнение заданий в рабочей тетради на стр. 30 – 33 и в учебнике на стр. 58 – 60.
| Текущий
|
|
| Волшебные сказки.
В.А. Жуковский «Спящая
царевна» (урок усвоения новых знаний)
| Повторение видов сказок: о животных, бытовые, волшебные. Понятия «присказка», положительные и отрицательные герои сказки.
| Слушание сказки, определение главной мысли.
Герои положительные и отрицательные. Эпитеты, сравнения. Работа с текстом сказки.
| Высказывать своё мнение о прочитанном, давать оценку героям.
| Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.
| Выполнение заданий в рабочей тетради на стр. 33 – 35 и в учебнике на стр.72 – 73.
| Текущий
|
|
| Волшебные сказки. В.А. Жуковский «Спящая
царевна». «Сказка о царе Берендее» (комбинированный)
| Чтение «Сказки о царе Берендее». Сравнение «Сказки о царе Берендее…» В. Жуковского со «Сказкой о царе Салтане…» А.С. Пушкина (заголовки, сюжеты, герои, главная мысль).
| Выразительное чтение понравившихся отрывков сказки. Сравнение сказки В. Жуковского «Спящая царевна» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Работа с текстом «Сказки о царе Берендее».
| Работать самостоятельно в тетрадях и с книгами дополнительного чтения.
| Познавательные: формирование познавательной учебной задачи;
Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.
Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.
| Выполнение заданий в рабочей тетради на стр. 35 – 36.
| Пересказ
|
|
| А.С. Пушкин Стихотворение «Осень» (отрывки). Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении) (урок усвоения новых знаний)
| Чтение произведений, определение темы стихотворения, выразительное чтение, определение точки зрения автора и выражение своего отношения к произведению. Выполнение заданий, используя памятки №1 и №2.
| Повторение произведений А.С. Пушкина. Понятия: «эпитет», «сравнение», «рифма», «тон», «ритм», «логические ударения», «паузы». Определение темы. Выразительное чтение наизусть. Чтение статьи Г.Н. Волкова.
| Различать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения).
| Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем.
Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: проявлениесамостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
| Выполнение заданий в рабочей тетради на стр. 38 – 40 и в учебнике на стр. 76. Работа с рубриками «Обратите внимание», «Словарь».
| Чтение наизусть
|
|
| И.И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок). А.С. Пушкин «Зимняя дорога», «И.И. Пущину» (урок усвоения новых знаний)
| Слушание стихотворений, сравнение эмоционального настроения. Ответы на вопросы и задания учебника на стр. 77 и 80, выполнение заданий в рабочей тетради на стр.40 – 43.
| Сравнение эмоционального настроения стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину» и «Записки о Пушкине» И.И. Пущина. Определение интонационного рисунка, выразительное чтение наизусть.
| Определения: темп, средства художественной выразительности – эпитеты. Сравнения, рифма.
| Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге;
Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.
| Выполнение заданий в рабочей тетради на стр. 40 – 43. Работа с рубриками «Работаем с текстом», «Обратите внимание», «Словарь».
| Выразительное чтение
|
|
| Из «Воспоминаний В.И. Даля». А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Песнь о вещем Олеге» (урок усвоения новых знаний)
| Слушание сказки, беседа: сюжет, герои. Наблюдение за изменением настроения,
определение главной мысли. Чтение «Песнь о вещем Олеге». Составление схемы «Сказки А.С. Пушкина»
| Творческая работа «Любимые герои сказок А.С. Пушкина». Работа с книгами - справочниками: справка об А.С. Пушкина. Знакомство со словарем В.И. Даля, повторение произведений В.И. Даля (3 кл.).
| Слушать сказку, отвечать на вопросы, делить текст на части, составлять план. Кратко пересказывать по плану.
| Познавательные: понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.
Личностные: формирование выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения.
| Выполнение заданий в рабочей тетради на стр.44 – 45. Работа с рубрикой «Работаем с текстом»
| Текущий
|
|
| М.Ю. Лермонтов. Стихи «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус» (урок усвоения новых знаний)
| Выразительное чтение стихотворений, сравнение их содержания. Выполнение заданий в учебнике на стр. 83 – 84. Введение понятия «метафора».
| Работа с текстами стихотворений М.Ю. Лермонтова. Сравнение их содержания (мысли и чувства поэта), строф, рифмы. Выразительное чтение стихов. Заучивание наизусть одного из них.
| Различать понятия: эпитет, сравнение, рифма. Определять тему стихотворения, выразительно читать.
| Познавательные: самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем.
Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: проявлениесамостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
| Выполнение заданий в рабочей тетради на стр. 45 – 46. Работа с рубриками «Словарь», «Обратите внимание», «Работаем с текстом».
| Чтение наизусть
|
|
| Стихи о природе. М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утёс» «Ашик-Кериб», восточная сказка (урок усвоения новых знаний)
| Выразительное чтение стихов, сравнение содержания. Введение понятия «метафора», «авторская сказка», особенности восточной сказки: имена героев, предметы одежды, названия населённых пунктов.
| Определение темы чтения. Сравнение стихотворений, выделение эпитетов, сравнений.
Определение тона и темпа чтения. Самостоятельное чтение сказки «Ашик-Кериб» Выделение главной мысли сказки.
| Слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений.
| Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.
| Выполнение заданий в рабочей тетради на стр. 48. Выполнение заданий в учебнике на стр. 86 – 87.
| Текущий
|
|
| Волшебные сказки. П.П. Ершов «Конёк - Горбунок» (урок усвоения новых знаний)
| Чтение отрывка в учебнике, ответы на вопросы учебника стр. 97, составление рассказа о дружбе Ивана и Конька-Горбунка.
| Повторение особенностей волшебных сказок,
сказки народные и литературные. Чтение
сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок».
| Наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль
| Познавательные: деление текста на части, составление плана.
Регулятивные: нахождение главной мысли сказки; прогнозирование, коррекция.
Личностные: формирование выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения.
| Работа с рубриками «»Словарь», «Работаем с текстом», «Проба пера» и «Обратите внимание».
| Выразительное чтение
|
|
| Волшебные сказки. «Конёк - Горбунок». Стихотворение «Кто он?» (урок актуализации знаний и умений)
| Определение темы произведения, тона и темпа чтения, наблюдение за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений.
| Выполнение заданий к тексту в учебнике и в тетради. Выразительное чтение. Определение главной мысли сказки. Заучивание наизусть отрывков (по выбору).
| Определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать своё отношение к героям сказки.
| Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.
| Выполнение заданий в рабочей тетради на стр. 50 – 53.
| Чтение наизусть
|
|
| В.М. Гаршин «Лягушка - путешественница» (урок усвоения новых знаний)
| Чтение сказки, работа с заданиями учебника на стр.110. Составление плана для пересказа. Выразительное чтение.
| Понятие об авторской (литературной) сказке.
Деление на части, составление плана.
| Выявлять особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных.
| Познавательные: понимать позицию автора и выражать свою точку зрения;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных задач.
| Работа с рубриками «Обратите внимание», «Работаем с текстом» и «Проба пера».
| Пересказ
|
|
| В.М. Гаршин «Лягушка - путешественница» (урок актуализации знаний и умений)
| Пересказ текста от имени лягушки. Выразительное чтение последней части сказки. Выполнение заданий в рабочей тетради.
| Пересказ по плану. Образ лягушки. Главная мысль сказки. Повторение изученных литературных сказок (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, П.П. Ершова)
| Делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану.
| Познавательные: самостоятельное составление плана; комментирование ответа.
Регулятивные: нахождение главной мысли сказки.
Личностные: формирование выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения.
| Выполнение заданий в рабочей тетради на стр. 55 – 56, работа с рубрикой «Эрудит».
| Выразительное чтение
|
|
| Слушание и работа с детскими книгами. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» (урок усвоения новых знаний)
| Слушание сказки В. Гаршина «Сказка о жабе и розе», ответы на вопросы по содержанию, краткий (сжатый) пересказ, выявление особенностей сказки.
| Слушание сказки В. Гаршина «Сказка о жабе и розе», работа с текстом сказки, выполнение заданий в рабочей тетради.
| Выявлять особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных.
| Познавательные: формирование познавательной учебной задачи;
Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.
Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач.
| Выполнение заданий в рабочей тетради на стр. 56 – 57. Выполнение заданий рубрик «Точное слово» и «Поиск».
| Пересказ
|
|
| Н.Г. Гарин - Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы») (урок усвоения новых знаний)
| Работа с рубрикой «Обратите внимание». Чтение произведения (отдельных глав). Характеристика главного героя. Ответы на вопросы текста на стр. 121.
| Понятие о повести, главах повести. Образ Тёмы (внешний вид, его поступки, отношение к Жучке).
| Характеризовать образ Тёмы, выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод.
| Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные: нахождение главной мысли произведения; прогнозирование, коррекция.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
| Работа с рубриками «Обратите внимание», «Работаем с текстом».
| Текущий
|
|
| Н.Г. Гарин - Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Тёмы») (актуализации знаний)
| Перечитывание, составление сюжетно-композиционного треугольника. Знакомство с понятием «кульминация», выполнение заданий в рабочей тетради.
| Работа с сюжетно - композиционным треугольником, выделение кульминационного момента и выразительное чтение этого эпизода.
| Определение позиции автора, выражение своего отношения к поступку героя.
| Познавательные: выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений.
| Выполнение заданий в рабочей тетради на стр. 59 – 62. Работа с рубрикой «Книжная полка»
| Выразительное чтение
|
|
| Слушание и работа с книгами. К.М. Станюкович «Максимка» (урок усвоения новых знаний)
| Самостоятельное чтение рассказа «Максимка», выполнение тестовой работы по произведению и работы в рабочей тетради.
| Книги о детях. Обсуждение рассказа К.М. Станюковича «Максимка», прочитанного
самостоятельно.
| Определять позицию автора, выражать свое отношение к произведению и поступку героя
| Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге;
Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных задач.
| Выполнение заданий в рабочей тетради на стр. 62 – 63, выполнение тестовой работы.
| тест
|
|
| Дополнительное чтение. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Вертел» (урок усвоения новых знаний)
| Чтение произведения, сравнение образов детей – героев произведений русских писателей. Сравнение сюжетов и судеб героев.
| Образы детей-героев в произведениях русских писателей (Л.Н. Толстого, Н.Г. Гарин - Михайловского, К.М. Станюковича, Д.Н. Мамина-Сибиряка»)
| Обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста
| Познавательные: понимать позицию автора и выражать свою точку зрения;
Регулятивные: выбирать способы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Личностные: самопознание себя через сравнение с героями произведений.
| Работа с рубрикой «Проверьте себя» в учебнике на стр. 123.
| Текущий
|
|
| Произведения зарубежных писателей. Виктор Гюго «Козетта» (урок усвоения новых знаний)
| Викторина по произведениям зарубежных писателей. Слушание произведения В. Гюго «Козетта», выполнение заданий в учебнике и Р.Т.
| Повторение произведений зарубежных писателей (Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, братья Гримм, Дж. Чиарди). Работа с произведением В. Гюго «Козетта».
| Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к поступку героя.
| Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.
Регулятивные: нахождение главной мысли текста; прогнозирование, коррекция.
Личностные: формирование выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения.
| Выполнение заданий учебника на стр. 142 и рабочей тетради на стр. 65 – 67.
| Текущий
|
|
| Произведения зарубежных писателей. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава II) (урок усвоения новых знаний)
| Чтение отрывков из произведения. Составление характеристики главного героя. Составление отзыва о прочитанном произведении.
| Представление о приключенческой повести: юмор, герой повести – ребёнок, особенности языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Самостоятельное чтение произведений о детях.
| Характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь)
| Познавательные: аннотирование книг по образцу; организация выставки книг по теме; моделирование обложки.
Регулятивные: оценивание качества чтения одноклассников; определение общей цели и пути её достижения.
Личностные: самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
| Выполнение заданий в рабочей тетради на стр. 68 – 69. Работа с рубриками «Словарь», «Работа с текстом», «Обратите внимание»
| Отзыв о прочитанном произведении
|
|
| Произведения зарубежных писателей. Главы из романа « Приключения Гекльберри Финна» (комбинированный)
| Самостоятельное чтение отдельных глав. Составление рассказа о главном герое. Его характеристика. Сопоставление портретов друзей.
| Образ главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь).
Самостоятельное чтение произведений о детях.
| Выделение произведений разных жанров о детях (сказки, рассказы, повести, стихи).
| Познавательные: формирование познавательной учебной задачи;
Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных задач.
| Выполнение заданий в рабочей тетради на стр. 69 – 70. Составление отзыва о прочитанной книге.
| Текущий
|
|
| Сказка Х.-К. Андерсена "Дикие лебеди» (урок усвоения новых знаний)
| Повторение изученных произведений Х.К. Андерсена. Чтение сказки, выявление особенностей: сюжет, главная мысль, язык.
| Повторение изученных произведений Х.-К. Андерсена. Чтение сказки хорошо читающими детьми.
| Характеризовать изученные произведения
Х. К. Андерсена и уметь их анализировать
| Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных задач.
| Викторина по сказкам Х.К. Андерсена.
| Викторина
|
|
| Сказка Х.-К. Андерсена "Дикие лебеди» (урок актуализации знаний и умений)
| Дочитывание сказки до конца, выявление особенностей: сюжет, главная мысль, язык. Работа над содержанием по заданиям учебника на стр. 173.
| Работа над содержанием произведения. Особенность сказки: сюжет, главная мысль, язык, точка зрения автора (что хотел сказать автор).
| Определять особенность сказки, главную мысль, сюжет, точку зрения автора.
| Познавательные: поиск и выделение нужной информации о произведении;
Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных задач.
| Выполнение заданий в учебнике на стр. 173. Подробный пересказ с опорой на памятку №5.
| Пересказ
|
|
| Стихотворение Х.-К. Андерсена «Дети года. «Самое невероятное". К.Г. Паустовский «Великий сказочник» (комбинированный)
| Повторение изученных произведений Х.К. Андерсена. Чтение сказки «Самое невероятное», выявление особенностей: сюжет, главная мысль, язык.
| Знакомство с новым жанром произведений
Х.-К. Андерсена - стихотворением. Строфа (двустишие), рифма, тон, темп чтения. Выразительное чтение наизусть. Инсценирование стихотворения.
| Получить знания о новом жанре произведения
Х. К. Андерсена; выразительно читать
| Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем.
Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: проявлениесамостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
| Выполнение заданий в рабочей тетради на стр. 74 – 76, в учебнике – на стр. 174 – 175. Изготовление книжки-самоделки «Дети года».
| Чтение наизусть
|
|
| В мире книг. Книга книг. «Блудный сын». Библейское предание (урок усвоения новых знаний)
| Библия. Чтение библейского предания «Блудный сын», выявление главной мысли легенды. Перечитывание отдельных эпизодов.
| Выявление главной мысли библейского предания – уметь прощать. Оформление модели обложки.
| Понятие о библейском предании. Рассказывание отдельных эпизодов.
| Познавательные: нахождение информации в тексте произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности.
| Выполнение заданий в рабочей тетради на стр.81 – 82, работа с рубриками «Эрудит» и «Поиск»
| Текущий
|
|
| «Суд Соломона». Библейское предание (урок усвоения новых знаний)
| Чтение библейского предания «Суд Соломона». Выявление главной мысли легенды. Составление характеристики царя Соломона.
| Определение главной мысли – служение Родине, её процветанию. Оформление модели обложки.
| Герой библейского предания, его характер, поступки.
| Познавательные: поиск и выделение нужной информации;
Регулятивные: планирование и выполнение своих действий.
Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений.
| Выполнение заданий в рабочей тетради на стр. 83 – 84, работа с рубриками «Проталинки», Точное слово».
| Текущий
|
|
| Отрывок из «Повести временных лет»: «Деятельность Ярослава» (усвоения новых знаний)
| Чтение произведения «Деятельность Ярослава» (Похвала книгам). Ответы на вопросы учебника и рабочей тетради.
| Знакомство с первыми книгами древней Руси, памятниками культуры. Понятие о житие как о жанре древнерусской литературы. Словарь древнерусских слов.
| Тема произведения. Герой – персонаж, его поступки, характер.
| Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных задач.
| Выполнение заданий в рабочей тетради на стр. 85 – 86, в учебнике – стр. 181.
| Текущий
|
|
| Мифы народов мира. Древнегреческий миф «Арион», «Дедал и Икар» (урок усвоения новых знаний)
| Чтение и анализ произведения. Ответы на вопросы и задания рабочей тетради на стр. 87 – 89, работа с рубрикой «Книгочей»
| Понятие о мифе. Особенности древнегреческих мифов. Герои мифов. Работа с текстом. Составление плана, пересказ, рассказывание отдельных эпизодов.
| Понимание содержания текста, умение оценивать поступки героев.
| Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.
Личностные: понимание роли чтения для решения познавательных задач.
| Выполнение заданий в рабочей тетради на стр. 87 – 88.
| Пересказ
|
|
| Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Творение» «Создание ночи» (урок усвоения новых знаний)
| Чтение мифов. Выделение особенностей построения текста, выделение пословиц (мудрых мыслей). Сравнение славянского мифа «Ярило - Солнце» и древнегреческого мифа «Творение».
| Особенности славянского мифа (язык, герои).
Работа с текстом, выделение эпизодов «Пробуждение Матери Сырой Земли», «Появление
человека» и «Вещая речь человека». Герои
древнеиндийских мифов.
| Особенности построения текстов, умение выделять нужные эпизоды.
| Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге;
Регулятивные: планирование и выполнение своих действий в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: формирование выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения.
| Выполнение заданий в рабочей тетради на стр.90 – 92, работа с рубриками «Эрудит», «Точное слово», «Поиск».
| Текущий
|
|
| Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Обобщение по разделу «Проверьте себя» (систематизации и обобщения знаний)
| Чтение древнекитайского мифа «Подвиги стрелка И», работа со схемой «Кого победил стрелок И». Выполнение заданий в рабочей те |