Эпигенетический принцип
Тема 11.Формирование и развитие личности Содержание. Понятия «развитие», «возраст» (психологический, биологический, социальный), «возрастные кризисы». Принципы развития личности. Развитие личности -это процесс приобретения личностью возможностей, личностных черт или способов поведения, соответствующих требованиям биологических или социальных процессов, присущих данному возрасту. Возраст личности можно условно разделить на: 1. Психологический – тот возраст, на который ощущает себя личность. 2. Биологический или паспортный. 3. Социальный – возраст, который определяется соответствием социальным требованиям и задачам, которые предъявляются к личности в обществе.
Принципы развития личности:
1. Развитие личности определяется развитием познавательных процессов. 2. Развитие личности происходит в процессе человеческой деятельности. Принцип деятельностного подхода в психологии. 3. Психосексуальный принцип (З. Фрейд). Главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. Психосексуальное развитие – это биологически детерминированная последовательность, развивающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию оподленный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей. Фрейду принадлежит гипотеза о пяти последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной. 4. Эпигенетический принцип психосоциального развития. Эго – психология Э. Эриксона.
Понятие «возрастной кризис»:
1. В рамках деятельностного подхода (Л. Выготский). Выготоский рассматривает возрастной кризис как особую (динамическую, революционную) форму развития интеллекта, речи, навыков социального общения и обучения, являющуюся следствием необходимости освоения ребенком новых возможностей (исследование нового пространства при ходьбе, обучение в школе и т.п.) на переходном этапе. При этом эмоциональные проявления кризиса (капризность, упрямство, снижение фона настроения) не рассматриваются как обязательные. 2. Причиной возникновения возрастного кризиса с точки зрения Эриксона является трудность в разрешении конфликта между требованием общества и возможностями личности на данном возрастном этапе, при этом кризис неотделим от эмоциональных переживаний личности. 3. Выготоский рассматривает возрастной кризис как особую (динамическую, революционную) форму развития интеллекта, речи, навыков социального общения и обучения, являющуюся следствием необходимости освоения ребенком новых возможностей (исследование нового пространства при ходьбе, обучение в школе и т.п.) на переходном этапе. При этом эмоциональные проявления кризиса (капризность, упрямство, снижение фона настроения) не рассматриваются как обязательные.
Эпигенетический принцип
Согласно предложенной Эриком Х Эриксоном теории в процессе развития эго человека проходит через несколько универсальных стадий. Процесс прохождения этих стадий развивающимся эго подчиняется, по предположению Э. Эриксона, "эпигенетическому принципу" (от греческого "эпи" – "после", "генезис" – "рождение, происхождение"). Особенностью эпигенетического развертывания "плана личности" заключается в следующем: 1. Каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время ("критический период"). 2. Здоровая, полноценно функционирующая личность формируется только путем последовательного прохождения в своем развитии всех стадий. 3. Каждая стадия психосоциального развития сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникаем как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Кризис определяется возникновением конфликта между качествами личности, имеющимися у нее моделями реагирования и изменяющимися социальными требованиями. 4. Для каждой стадии развития эго характерна специфическая эволюционная задача, проблема, которая в свое время предъявляется индивидууму, и может быть разрешена или не разрешена им. В случае успешного решения эволюционирующим эго специфической задачи данной стадии развития, у личности появляются новые модели поведения, расширяется сфера межличностных отношений. Кризис психосоциального развития, по представлению Эриксона, если рассматривать его с точки зрения оценки влияния на личность, содержит как позитивный, так и негативный компонент. Если конфликт между возможностями личности и изменяющимися требованиями среды разрешен успешно, эго обогащается новыми полезными для него качествами (например, базальным доверием, способностью к самоконтролю, автономии), что в свою очередь способствует здоровому развитию личности в дальнейшем. В случае же, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное для индивидуума разрешение, развивающемуся эго наносится вред. в него встраиваются негативные модели реагирования (например, базальное недоверие к миру, стыд и сомнения). Однако, качества, которые приобретает эго на предыдущих стадиях развития, не снижают его чувствительности к новым внутренним конфликтам и меняющимся условиям жизни. Успехи и неудачи эго на разных стадиях развития не обязательно одни и те же. Задача развития состоит в том, чтобы человек максимально адекватно разрешал каждый кризис, получая таким образом возможность подойти к следующей стадии развития болен адаптивной и зрелой личностью. Таким образом, по Эриксону, кризис означает "не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации"[1]. Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону
Таблица 5-1. Восемь стадий психосоциального развития
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |