Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эпигенетический принцип



2016-09-16 265 Обсуждений (0)
Эпигенетический принцип 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 11.Формирование и развитие личности

Содержание.

Понятия «развитие», «возраст» (психологический, биологический, социальный), «возрастные кризисы». Принципы развития личности.

Развитие личности -это процесс приобретения личностью возможностей, личностных черт или способов поведения, соответствующих требованиям биологических или социальных процессов, присущих данному возрасту.

Возраст личности можно условно разделить на:

1. Психологический – тот возраст, на который ощущает себя личность.

2. Биологический или паспортный.

3. Социальный – возраст, который определяется соответствием социальным требованиям и задачам, которые предъявляются к личности в обществе.

 

Принципы развития личности:

 

1. Развитие личности определяется развитием познавательных процессов.

2. Развитие личности происходит в процессе человеческой деятельности. Принцип деятельностного подхода в психологии.

3. Психосексуальный принцип (З. Фрейд). Главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. Психосексуальное развитие – это биологически детерминированная последовательность, развивающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию оподленный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей. Фрейду принадлежит гипотеза о пяти последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной.

4. Эпигенетический принцип психосоциального развития. Эго – психология Э. Эриксона.

 

Понятие «возрастной кризис»:

 

1. В рамках деятельностного подхода (Л. Выготский). Выготоский рассматривает возрастной кризис как особую (динамическую, революционную) форму развития интеллекта, речи, навыков социального общения и обучения, являющуюся следствием необходимости освоения ребенком новых возможностей (исследование нового пространства при ходьбе, обучение в школе и т.п.) на переходном этапе. При этом эмоциональные проявления кризиса (капризность, упрямство, снижение фона настроения) не рассматриваются как обязательные.

2. Причиной возникновения возрастного кризиса с точки зрения Эриксона является трудность в разрешении конфликта между требованием общества и возможностями личности на данном возрастном этапе, при этом кризис неотделим от эмоциональных переживаний личности.

3. Выготоский рассматривает возрастной кризис как особую (динамическую, революционную) форму развития интеллекта, речи, навыков социального общения и обучения, являющуюся следствием необходимости освоения ребенком новых возможностей (исследование нового пространства при ходьбе, обучение в школе и т.п.) на переходном этапе. При этом эмоциональные проявления кризиса (капризность, упрямство, снижение фона настроения) не рассматриваются как обязательные.

 

Эпигенетический принцип

 

Согласно предложенной Эриком Х Эриксоном теории в процессе развития эго человека проходит через несколько универсальных стадий. Процесс прохождения этих стадий развивающимся эго подчиняется, по предположению Э. Эриксона, "эпигенетическому принципу" (от греческого "эпи" – "после", "генезис" – "рождение, происхождение").

Особенностью эпигенетического развертывания "плана личности" заключается в следующем:

1. Каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время ("критический период").

2. Здоровая, полноценно функционирующая личность формируется только путем последовательного прохождения в своем развитии всех стадий.

3. Каждая стадия психосоциального развития сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникаем как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии.

Кризис определяется возникновением конфликта между качествами личности, имеющимися у нее моделями реагирования и изменяющимися социальными требованиями.

4. Для каждой стадии развития эго характерна специфическая эволюционная задача, проблема, которая в свое время предъявляется индивидууму, и может быть разрешена или не разрешена им. В случае успешного решения эволюционирующим эго специфической задачи данной стадии развития, у личности появляются новые модели поведения, расширяется сфера межличностных отношений.

Кризис психосоциального развития, по представлению Эриксона, если рассматривать его с точки зрения оценки влияния на личность, содержит как позитивный, так и негативный компонент. Если конфликт между возможностями личности и изменяющимися требованиями среды разрешен успешно, эго обогащается новыми полезными для него качествами (например, базальным доверием, способностью к самоконтролю, автономии), что в свою очередь способствует здоровому развитию личности в дальнейшем. В случае же, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное для индивидуума разрешение, развивающемуся эго наносится вред. в него встраиваются негативные модели реагирования (например, базальное недоверие к миру, стыд и сомнения).

Однако, качества, которые приобретает эго на предыдущих стадиях развития, не снижают его чувствительности к новым внутренним конфликтам и меняющимся условиям жизни. Успехи и неудачи эго на разных стадиях развития не обязательно одни и те же. Задача развития состоит в том, чтобы человек максимально адекватно разрешал каждый кризис, получая таким образом возможность подойти к следующей стадии развития болен адаптивной и зрелой личностью. Таким образом, по Эриксону, кризис означает "не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации"[1].

Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону

 

 

Таблица 5-1. Восемь стадий психосоциального развития

  Стадия Возраст Психосоциальный кризис Сильная сторона
1. Орально-сенсорная Рождение - 1 год Базальное доверие - базальное недоверие Надежда
2. Мышечно-анальная 1—3 года Автономия - стыд и сомнение Сила воли
3. Локомоторно-генитальная 3—6 лет Инициативность - вина Цель
4. Латентная 6—12 лет Трудолюбие - неполноценность Компетентность
5. Подростковая 12—19 лет Эго-идентичность - ролевое смешение Верность
6. Ранняя зрелость 20—25 лет Интимность - изоляция Любовь
7. Средняя зрелость 26—64 года Продуктивность - застой Забота
8. Поздняя зрелость 65 лет — смерть Эго-интеграция - отчаяние Мудрость

 

 



2016-09-16 265 Обсуждений (0)
Эпигенетический принцип 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эпигенетический принцип

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)