Понятие управления закупочной деятельностью организации
Выполнение работы по поиску поставщиков носит не разовый, а постоянный характер, так как рынок развивается. Этапы поиска поставщиков. 1. Поиск потенциальных поставщиков. Используется следующий механизм действий: проведение торгов-конкурсов, аукционов; изучение рекламных материалов (фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации, сайтов в интернете и так далее); посещение ярмарок, выставок; личные контакты с возможными поставщиками (переписка, телефонные беседы, деловые встречи). Конкурсные торги – распространенная форма поиска потенциальных поставщиков. Они проводятся в случае, если предполагается закупить продукцию на большую денежную сумму или наладить долгосрочные связи. Торги выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик получает точное представление об условиях требуемого предложения, одновременно выбирая наилучшего поставщика. 2. Проверка поставщика. Условием долгосрочной работы с новым поставщиком служат надежность, финансовая ликвидность организации. Организация, которая готова быть вашим долгосрочным поставщиком, становиться вашим партнером. Именно на стадии знакомства происходит проверка потенциального партнера. Если поставщик окажется недобросовестным, то у покупателя могут возникнуть проблемы в осуществлении торговли, что может привести к финансовым потерям, поэтому важно выявить надежность поставщика до заключения договора. Для проверки надежности поставщика может быть получена информация из следующих источников: личной встречи с руководством организации; финансовой отчетности поставщика; местных источников (действующие на данной территории юридические лица); банков и финансовых институтов; конкурентов потенциального поставщика; торговых ассоциаций; информационных агентств; государственных источников (регистрационных палат, налоговой и другой, обладающих открытой для ознакомления информацией). Итогом второго этапа является список поставщиков с проверенной репутацией. 3. Анализ выявленных поставщиков. В результате проведенного анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договоров. Критериями, на базе которых осуществляется анализ потенциальных поставщиков, служат цена и качество продукции, а также надежность поставок. 4. Оценка надежности поставщика. Оценка результатов работы проводится по уже заключенным договорам. К критериям выбора поставщика относятся: – информация о положении фирмы на существующем рынке – опыт работы, известность поставщика, репутация, личность руководителя, контингент основных заказчиков, размеры рынка сбыта в настоящий момент и планы на будущее, конкурентные преимущества, а также лидерство на рынке конкретной продукции, возможность длительного партнерства в бизнесе, финансовую стабильность и финансовые условия (например, возможность предоставления ценовых скидок); – сложившиеся связи с поставщиком – наличие ныне действующих или уже утративших силу договоров с данной фирмой, перспективы долгосрочного сотрудничества, наличие различных обстоятельств, влияющих на выбор поставщика (родственные связи), необходимый для обоюдной заинтересованности объем продажи товара; – поставляемая продукция – известность, широта ассортимента, качество и внешний вид товаров, соответствие установленным санитарным и техническим нормам, наличие сертификатов; – ценовая политика – цены на поставляемую продукцию, их отличие от среднерыночных, возможность предоставления скидок; – надежность поставок – соблюдение графика поставок и экстренных заказов, соответствие заявкам по объему и структуре товаров, осуществление поставщиком транспортных услуг, возможность варьирования различными условиями поставок; – наличие резервных мощностей; – повышение качества выпускаемой продукции, сопутствующие услуги в виде организации, возможность возврата бракованной продукции, способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого товара, а также произвести ремонт; – географическое расположение поставщика; – отсутствие негативных сообщений о ней от партнеров по бизнесу или средствах массовой информации; – профессиональный уровень персонала, текучесть кадров и так далее. Для организации бесперебойной работы желательно иметь большое число поставщиков, так как это дает следующие преимущества: – возможность для успешного проведения переговоров относительно цен, условий поставки или других обязательств; – возможность выбора в случае, если один из поставщиков испытывает трудности (трудности могут быть связаны с условиями поставки, качеством продукции и обслуживания); – возможность решения проблем, возникающих при увеличении объемов производства или продаж, не предусмотренном текущим планом производства (продаж). Необходимо также постоянно отслеживать, какие меры предпринимает поставщик для обеспечения сохранности количества и качества отгружаемой продукции: – соблюдение установленных правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных товарных мест; – точное определение количества отгруженной продукции (массы и числа мест, ящиков, мешков, связок, кип, пачек); – при отгрузке продукции в упаковке оформление для каждого тарного места документа (упаковочного ярлыка, упаковочного листа), свидетельствующего о наименовании, количестве и качестве продукции, находящейся в данном тарном месте; – четкое и правильное оформление отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о количестве продукции фактически отгружаемому количеству; – осуществление контроля над работой лиц, занятых определением количества отгружаемой продукции и оформлением на нее отгрузочных и расчетных документов; – отгрузка (сдача) продукции, соответствующей по качеству и комплектности требованиям, установленным стандартами, техническими условиями, чертежами, рецептами, образцами, эталонами; – четкое и правильное оформление документов, удостоверяющих качество и комплектность поставляемой продукции (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве), отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о качестве и комплектности продукции фактическому качеству и комплектности, а также своевременная отсылка документов, удостоверяющих количество, качество и комплектность продукции, получателю; документы высылаются вместе с продукцией; – соблюдение действующих на транспорте правил сдачи грузов к перевозке, их погрузки и крепления, а также специальных правил погрузки, установленных стандартами и техническими условиями. Крупные организации могут позволить себе анализ такого количества критериев. Малые и средние организации зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции [10, с. 80]. 3. Разработка предварительного графика закупки на основании известной требуемой даты поставки. Для этого устанавливается дата начала и завершения той или иной работы по формированию плана закупок, определяются важнейшие этапы этой работы. Затем следует организовать получение информации от поставщика по каждому виду продукции. 4. Размещение объявлений о подаче предложений. 5. Оценка предложения. 6. Окончательные переговоры. 7. Составление документации. 8. Поставка и контроль качества. 9. Обсуждение спорных вопросов и гарантийных обязательств [33, с. 95]. Специалисты службы закупок предприятия отвечают за закупку продукции в соответствии со спецификациями, полученными от внутренних потребителей. Внутренними потребителями являются другие функциональные подразделения предприятия, которым требуется продукция. Рассмотрим факторы, влияющие на статус службы закупок на предприятии: - объем закупаемой продукции и сопутствующего обслуживания. Значительная доля закупок в общих расходах предприятия подчеркивает важность функции закупок для логистической системы предприятия; - особенности приобретаемой продукции. Приобретение комплексных компонентов или необходимость широкого применения подрядных отношений представляют собой трудную задачу для сотрудников службы закупок; - ситуация на рынке продукции, жизненно важной для функционирования предприятия. Если на рынке доминируют продавцы, то значимость службы закупок повышается. Планирование закупок сырья – планирование общего количества основных и значимых видов сырья, необходимых для производства конечной продукции в конкретные периоды времени (обычно по неделям). Факторами, влияющими на уровень качества обслуживания в системе закупок предприятия являются: - скорость выполнения заказа (время от момента отправки заказа до получения продукции); - возможность срочной доставки продукции по специальному заказу; - готовность поставщика принять обратно поставленную продукцию, если в ней обнаружен дефект, и заменить в кратчайший срок качественной продукцией (или принять обратно продукцию без выяснения причин отказа от нее); - обеспечение различных объемов партий отгрузок продукции; - умение выбрать наиболее подходящий вид транспортировки; - наличие эффективно функционирующей службы обслуживания потребителей; - наличие надежно функционирующей распределительно-складской сети; - достаточный уровень запасов продукции; - уровень цен, по которым предоставляется обслуживание потребителям. Целями системы управления закупками на предприятии являются: - расширение номенклатуры продукции; - снижение общих затрат ресурсов и исключение убытков; - избавление от устаревших и медленно реализуемых запасов продукции; - контроль над специальными заказами; - контроль над упущенными продажами; увеличение доли закупок, осуществляемых по процедуре стандартного заказа [23, с. 128]. Целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Эта цель достигается решением ряда задач, которые можно сгруппировать следующим образом: - выдерживание обоснованных сроков закупки сырья, материалов и комплектующих изделий; - обеспечение точного соответствия количества поставок потребностям в них; - соблюдение требований производства по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий [32, с. 59]. Зона функционального обслуживания логистикой сферы материально-технического снабжения производства определяется решением задач, связанных с приобретением и доставкой материально-технических ресурсов в места производственного потребления в необходимых количествах, требуемого качества, в обусловленное время при оптимальных финансовых затратах, с учетом того, что в рыночной экономике материально-техническое снабжение организуется как бизнес-процесс при взаимодействии производителей с поставщиками в конкурентной среде. Усиление конкуренции с начала 1990-х годов, превратило материально-техническое снабжение в один из важнейших источников конкурентных преимуществ фирмы, реализуемых путем оптимизации ее материальных и транспортно-складских затрат. Это обстоятельство обусловливает целесообразность применения стратегического менеджмента, значимость которого в настоящее время существенно усиливается действием факторов нестабильности конкурентной среды ресурсно-товарных рынков в России. В связи с этим логистика закупок выполняет следующие функции: - формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них; - получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков; - выбор поставщиков; - определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий; - согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку; - контроль за сроками поставки материалов; - входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе; - доведение материальных ресурсов до производственных подразделений; - поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах [30, с. 63]. В заключение параграфа отметим, что рыночные условия вызвали к жизни ряд существенных изменений в сфере материально-технического обеспечения производства. Среди них особенно важными оказались: - давление быстро растущего ассортимента продукции, запрашиваемой рынком; - сокращение времени внедрения в производство новой продукции, ускоряющей расширение ассортимента; - сокращение длительности производственного цикла; - обострение конкуренции между производителями на фоне насыщения рынка нужными товарами. Все эти изменения привели к тому, что различные виды деятельности предприятия – производство, экономика, финансовая деятельность стали все больше зависеть от состояния материально-технического снабжения. Выяснилось, что в системе снабжения есть обширные зоны неэффективности, рационализация которых может дать большую экономию. Возникла необходимость реализации новых подходов к организации процессов материального обеспечения производства и управления им. Таким образом, в результате проведенных в 70-80-е годы прошлого века научных исследований и осуществления практических действий по совершенствованию системы материального обеспечения производства была сформулирована концепция закупочной логистики, соответствующая условиям функционирования сфер материального производства и обращения товаров в условиях рынка.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (468)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |