Структура реферата и основные требования к ней
Методика работы студента над рефератом Подготовка реферата
Реферат (от латинского слова refere - сообщать, докладывать) – это краткое изложение в письменном виде или в виде устного выступления, доклада по какой-либо проблеме, подготовленное на основе изучения источников научной литературы. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение и предусматривает изучение первоисточников, методической литературы, периодических изданий, научных исследований. Реферат – это простейший вид научной работы. Работая над рефератом, студент решает одну из своих главных задач, ради которых он пришел в вуз – приобретает навыки творческого мышления, без которых не мыслим специалист любого профиля. Основные учебные цели реферата: - формирование навыков самостоятельной работы с литературой, ее систематизации; - развитие способности к творческому мышлению, научному анализу, синтезу; - приобретение навыков логически, убедительно выражать мысль; - формирование умения делать правильные выводы; - закрепление и углубление теоретических знаний по конкретной проблеме. Объем реферата составляет 20-25 страниц рукописного или 15-20 страниц машинописного текста.
Основные требования к выбору темы:
- актуальность темы, т.е. соответствие ее современным проблемам развития общества. - научная новизна; - практическая значимость. Работа должна обеспечивать получение хотя бы небольших, но самостоятельных результатов, которые можно было бы использовать в дальнейших научных изысканиях или в практической деятельности. При выборетемыреферата студенту необходимо иметь в виду следующее: - на кафедре театрального творчества имеется примерный перечень тем рефератов по дисциплине; - тема реферата должна быть актуальной; - в теме находит отражение круг профессиональных интересов студента; - тематика рефератов может быть приближена к научным исследованиям, проводимым на кафедре; - тема реферата должна быть согласована с преподавателем дисциплины; - тема реферата в дальнейшем может перерастать в тему курсовой, а затем и дипломной работы по специализации; - допускается выбор несколькими студентами (по усмотрению преподавателя) одинаковых тем, при условии их независимого написания; - студент может предложить свою тему реферата в логике учебной программы курса, обязательно согласовав ее с преподавателем; - перед началом работы студенту целесообразно составить календарный план, который устанавливает логическую последовательность, очередность и сроки выполнения отдельных этапов написания реферата. Для устранения непредвиденных сложностей в работе в календарном плане рекомендуется предусмотреть некоторый резерв времени. В календарный план впоследствии, в случае необходимости, студент вносит соответствующие изменения. Календарный план способствует научной организации труда студента, облегчает контроль и самоконтроль за ходом работы.
Работа над содержанием реферата
Работа над содержанием реферата начинается с подбора необходимой для раскрытия темы литературы и первичным ознакомлением с ней. Студент изучает литературу различного рода: учебники, учебные пособия, монографии, журналы и т.д. Рекомендуется обращать внимание на сноски и ссылки во всех видах источников. В первую очередь подбирается относящаяся к теме методическая литература, затем студент отбирает монографическую литературу и периодические издания. Руководствуясь составленным списком литературных источников, студент приступает к их изучению. Первоначально осуществляется общее знакомство с содержанием книг и статей по теме. Имеет значение и порядок изучения литературы. Студенту целесообразно начать со знакомства с работами более общего характера, а затем перейти к источникам, в которых освещаются частные вопросы. Чтобы иметь возможность более полно раскрыть тему, необходимо обратить внимание на новейшие публикации (за последние 5 лет). После этого студент составляет план, раскрывающий содержание реферата, формулирует цель и задачи предстоящей работы. Первый вариант этого плана также не является окончательным. В процессе работы он может изменяться: отдельные его разделы быть расширены, конкретизированы, изложены в новых формулировках. После подбора литературы, определения целей, задач и составления плана студенту следует проконсультироваться с преподавателем и с его помощью уточнить перечень литературных источников, который должен быть использован при написании реферата. Студент глубоко и детально изучает подобранную литературу и конспектирует отдельные положения с тем, чтобы в дальнейшем самостоятельно раскрыть пункты плана. При этом недопустимо дословное списывание текста из учебников, монографий, журнальных статей и т.д. В случае цитирования материала, перефразирования отдельных положений необходимо сделать ссылку на источник. Основные вопросы плана предполагают достаточно полное и четкое изложение сущности темы реферата. Все возникающие в ходе подготовки реферата затруднения студенты разрешают с преподавателем на консультациях. Проделав работу по глубокому изучению литературы, сбору и анализу практического материала, студент уточняет, корректирует первоначальный план реферата и приступает к написанию текста. Содержание его отдельных разделов определяется пунктами плана. План помещается в начало рукописи реферата. Номера страниц в плане не указываются.
Структура реферата и основные требования к ней
Первым пунктом плана должно быть краткое введение. Введение отражает актуальность рассматриваемой проблемы, назначение реферата, цели и задачи, поставленные студентом в данной работе, методы и приемы исследования, применяемые в процессе подготовки реферата. Далее освещаются основные вопросы темы, при написании которых необходимо помнить о следующих правилах: - не перегружать изложение цитатами. Студент должен высказывать свое мнение; подтвердить его необходимо фактами и аргументами наиболее авторитетных специалистов в данной области, но увлекаться ссылками на «авторитеты» не надо; - не сводить реферат к сумме удачно подобранных примеров. Подобрать подходящие примеры не трудно, важнее учиться делать выводы. В.Г.Белинский писал: «Значение фактов только потому и драгоценно, что в фактах скрываются идеи…»; - избегать книжных фраз и выражений, передавать мысли своими словами, писать, следуя древнему правилу – чтобы мыслям было просторно, словам – тесно. Последним разделом плана является заключение. В этом разделе студент должен показать, как реализованы цели и задачи, поставленные в реферате, сделать общие выводы. Написание выводов и предложений – ответственный этап работы. Требуется, чтобы они не носили общего характера, а были краткими, аргументированными, вытекали из анализа конкретного материала. После текста реферата с новой страницы крупным шрифтом пишется заголовок «Список использованных источников» (допускается заголовок «Список литературы»). В этот список включаются все источники (не менее 12-15), которыми пользовался студент в процессе написания реферата. По каждому источнику указывается следующее: 1. Основное заглавие, включающее фамилию, инициалы автора и название работы; 2. Сведения, относящиеся к заглавию после знака «:» (словарь, справочник, учебное пособие и др.); 3. Количество томов (частей) и номер тома или части (для многотомных изданий); 4. Сведения об ответственности (авторстве, редакторстве и др.), помещаемые после знака «/». Каждые последующие сведения отделяются знаком «;»; 5. Первое и последующие места издания, отделяемые знаком «;». После знака «:» приводится наименование издательства, выпустившего книгу (в случае описания статьи после знака «//» приводится название монографии, сборника трудов, журнала или газеты); 6. Год издания книги приводится после знака «,» (для журнала год и его номер после знаков «. – »); 7. Количество страниц в книге (страницы, в пределах которых расположена статья). При оформлении списка литературы следует ориентироваться на образцы, содержащиеся в Приложении 8. Для подкрепления отдельных положений в работе могут быть приведены копии некоторых документов, различные иллюстрационные материалы и др. В таком случае они выносятся в приложение к реферату. Таким образом, общая структура реферата включает в себя следующие компоненты: - титульный лист; - план; - введение; - основную часть; - заключение; - список литературы; - приложения.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |