Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


обоснование подготовки специалистов по психологии безопасности



2016-09-16 658 Обсуждений (0)
обоснование подготовки специалистов по психологии безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок




Особенность современных условий существования общества и человека заключается в новых приоритетах жизнедеятельности. Во-первых, это повышение роли человеческого фактора в жизнедеятельности общественных структур: общество и его элементы, организации, малые группы, например, семья. Во-вторых, развитие технологий, с помощью которых стало возможным осуществить прорыв в научно-техническом и социальном процессе. В-третьих, активизация информационных процессов, которые выводят науку на уровень производственной силы, экономике придают сверхсложный характер, а в обществе усиливают потребительские тенденции. В связи с указанными процессами произошли изменения в культуре как основном контексте существования человека. Современную культуру определяют как постмодернистскую, которой присущи следующие тенденции.

1. Общество. Социальное управление в постиндустриальном обществе осуществляется с помощью информационных и коммуникационных технологий. «В эпоху информационного общества, наступающую после этапа индустриального капитализма, базирующегося на владении средствами производства, и после этапа финансового капитализма, опирающегося на власть денег, наступает этап некоего символического информационного капитализма, в котором власть основана и осуществляется путем управления информационными ресурсами и информационными потоками. Средства коммуникации, оперирующие, трансформирующие, дозирующие информацию и управляющие вниманием и, как следствие, сознанием людей, становятся главным инструментом влияния. Для эффективного осуществления властных функций используются самые современные информационные технологии, которые превращают людей в объект направленной обработки, т.е. потребителей. Сознание такого человека оказывается насквозь структурировано немногими, но настойчиво внедряемыми в него утверждениями, которые в немалой степени определяют его реакции, оценки и поведение. Это существенно нарушает устойчивость структуры общества» [15,8].

2. Ценностные ориентации. В ценностной структуре культуры современного общества отмечается кардинальная смена ценностей (традиционная ориентация на семью и коллектив сменилась тенденцией к свободной личности, стремлением заработать деньги любыми способами, зачастую не считаясь с нравственными идеалами). В то же время наблюдается процесс симулирования ценностей («кажимость», по Ж. Бодрийяру), что приводит, во-первых, к нравственной инфляции индивидов, во-вторых, к необходимости для них существования в ценностно неустойчивой ситуации, в-третьих, обуславливает наличие экзистенциального вакуума как основы деструктивного поведения (Э. Фромм, В. Франкл и др.). Ценностная структура общества и личности формируется под воздействием социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, средств массовой информации, в том числе и рекламы. Причем, последние в современном обществе играют все более активную роль, представляя психологическую опасность для человека. В частности, опасными являются «воздействия, блокирующие способность человека к адекватному реагированию на жизненные обстоятельства, подрывающие его способность к анализу информации и осознанному выбору, снижающие сопротивляемость внешнему давлению, лишающие человека чувства индивидуальности, личностной ценности» [10,5].

Ценности, ценностные ориентации и нормы поведения выполняют регулирующую функцию человеческой жизнедеятельности. Сформированные в процессе социализации индивида, они являются важнейшими элементами внутренней структуры личности. Их устойчивость – важнейший фактор, регулирующий, детерминирующий поведение личности в обществе. Личная безопасность как ценность, включает в себя такие понятия как жизнь, свобода, законность, нравственность. Она является составляющей социального, жизненного пространства для деятельности личности; свободного развития, проявления своих возможностей, потенциала; личной независимости (экономической, политической) и связи с обществом, обеспечивающей эту безопасность

3. Социальные институты и группы. Общество состоит из больших и малых групп и индивидов их составляющих, осуществляющих различные виды и формы взаимодействия. Как отмечают специалисты, «за последние 15 лет произошло повреждение и частичная деструкция структур мышления значительной части работников управления и органов власти РФ, а также их социальной базы – гуманитарной и научно-технической интеллигенции. Из этой среды новые («странные») нормы и приемы мышления диффундируют в массу людей с более низким уровнем образования. Результатом стала общая неспособность рационально оценивать опасности, прогнозировать риски и осуществлять контроль над чрезвычайными событиями и процессами. Более того, неадекватные умозаключения сами становятся источниками опасности и порождают саморазрушение систем» [6, 16].

Организации и фирмы сталкиваются с проблемами управления не только людьми, но и информацией. Наряду с технологической, возникает проблема психологической и информационной безопасности. Однако современные образовательные программы по подготовке менеджеров различного уровня не предусматривают подготовку специалистов, способных осознавать и адекватно решать проблемы безопасности организации или фирмы.

Образовательные учреждениясегодня представляют собой пространство не столько образования (от слова «образ»), сколько получения знаний по предметам, которые необходимо формально зафиксировать в документах. Уходит личностный компонент взаимодействия учителя и ученика. Все больше специалистов обеспокоены ростом психофизиологических, социально-психологических травм детей в школах, студентов в вузах.

Семья как социальный институт во многих случаях становится неспособной в современном ее состоянии в полной мере выполнять позитивную социализирующую функцию. Наблюдается моральная эмансипация, которая приводит к инфляции традиционных норм и ценностей семейной жизни. Количество детей в детских домах сопоставимо с послевоенным периодом в нашей стране, однако, большинство из них – при наличии живых родителей, но неспособных к уходу за детьми и их воспитанию. Происходящие деструктивные процессы в ролевом поведении взрослых основаны на снижении ценности семьи в общественном и индивидуальном сознании.

4. Индивид. М. Мамардашвили писал о том, что “среди множества катастроф, которыми славен и угрожает нам ХХ век, одной из главных и часто скрытой от глаз является антропологическая катастрофа, проявляющаяся совсем не в таких экзотических событиях, как столкновение Земли с астероидом, и не в истощении ее естественных ресурсов или чрезмерном росте населения, и даже не в экологической или ядерной трагедии. Я имею в виду событие, происходящее с самим человеком и связанное с цивилизацией в том смысле, что нечто жизненно важное может необратимо в нем сломаться в связи с разрушением или просто отсутствием цивилизованных основ процесса жизни. …А разрушение основ цивилизации что-то производит и с человеческим элементом, с человеческой материей жизни, выражаясь в антропологической катастрофе, которая, может быть, является прототипом любых иных возможных глобальных катастроф. Она может произойти и частично уже происходит в силу нарушения законов, по которым устроено человеческое сознание и связанная с ним “пристройка”, называемая цивилизацией.

К сожалению, большинство людей по-прежнему, как и всегда, мало к чему сами по себе способны и ничего не знают, кроме хаоса и случайности.

Короче говоря, разрушение, обрыв “цивилизованных нитей”, по которым сознание человека могло бы успеть добраться до кристаллизации истины (причем не только у отдельных героев мысли), разрушает и человека” [15, 11].

Картина мира современного человека становится все более иррациональной и мозаичной. В ней сочетается прагматизм, «иллюзии о полной адекватности естественнонаучной картины мира тому миру, в котором существует человек» и пандетерминизм [15,10].

М.В. Рац, проанализировав экологическую ситуацию на рубеже тысячелетий, пришел к выводу о том, что «центр тяжести ситуации… смещается из области физических и химических процессов в сферу человеческой деятельности и мышления. Становится очевидным, что “разруха не в клозетах, а в головах” (М. Булгаков), а уничтожение природы есть лишь побочный результат плохой организации систем деятельности. …Становится ясно, что суть экологической ситуации не в конфликте человека с природой, а в конфликте различных систем деятельности» [Цит.по 15,9]. «Экологический кризис – это не кризис в системе производства (как это принято считать), а кризис системы воспроизводства или кризис культуры, оказавшейся не в состоянии обеспечить воспроизводство нашего мира» [15,9].

5. Индивид и информация в современном мире. Человек из субъекта жизнедеятельности превращается в объект воздействия СМИ и информационных технологий. Он рассматривается социальными институтами как потребитель информационных, медицинских, образовательных и т.д. услуг. На производстве – как ресурс управления и производства товаров и услуг.

Культ жестокости, насилия и порнографии, пропагандируемый в СМИ, печатных изданиях неограниченной продажи, а также в компьютерных играх и др., ведет к неосознаваемому порой желанию у подростков и молодежи подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и правовых запретов, что, наряду с другими условиями, открывает путь для многих из них к правонарушениям [14; 12].

Информационно-психологическое воздействие осуществляется на двух уровнях: теоретико-идеологическом и обыденно-психологическом. Теоретико-идеологический уровень предполагает борьбу мировоззрений, научных концепций, культурных ценностей и здесь в основном идет воздействие на интеллектуальную сферу человека посредством пропаганды, деформации, применяют логическую аргументацию, т.е. используют преимущественно методы убеждения.

На обыденно-психологическом уровне борьба ведется за массовые настроения и предпочтения, и здесь чаще в ходу методы внушения и средства подавления. Если убеждение – это активное осмысливание и принятие ее в зависимости от приводимых аргументов, то внушение, в отличие от убеждений, проникает в психику человека без активного внимания, без переработки и укрепляется, как предмет пассивного восприятия [3].

Проблема, с которой сталкиваются человек и общество в современном мире, состоит в дефиците субъективных и организационных ресурсов, благодаря которым субъект способен был бы развивать, поддерживать и при необходимости восстанавливать собственную идентичность, реализовать свой сущностный потенциал. Все перечисленные изменения, происходящие в сфере взаимоотношений человека с естественными, но еще большей степени – с искусственными информационными средами, сводятся в основном к необходимости осмыслить и решить три проблемы.

1. В настоящее время полностью определилась потребность в создании системы экологического контроля глобальной информационной среды человека, так как генетически обусловленные механизмы внушаемости не могут обеспечить ему возможности выжить в тех условиях, которые формируются современными средствами информационного воздействия.

2. Сложившаяся в современном мире единая мировая информационная система незаметно освободила человечество от забот о своем «свободном развитии», по существу, этот процесс контролируется некими олигархическими группами социо-программистов, которые управляют банками данных информационной продукции [3].

3. Возникает задача защитить психику человека с помощью формирования у него информационной культуры. Очевидно, что человек не должен воспринимать получаемую информацию как истину в конечной инстанции, но не должен отгораживаться от нее. Важно научить человека интерпретировать информацию, понимать ее суть, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать ее, находить ошибки в получаемой информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы, устанавливать связи, вычленять главное в информационном сообщении.

Таким образом, очевидна необходимость в подготовке специалистов, способных квалифицированно решать задачи повышения ресурсной обеспеченности субъектов различного уровня перед лицом существующих и вновь возникающих вызовов, угрожающих идентичности человека, семьи, группы, общественной структуры, общества в целом.

Концепция подготовки психолога со специализацией «психология безопасности» сопоставима с моделью психолога – выпускника вуза, разработанной сотрудниками факультета психологии Тюменского государственного университета для специальности в целом и может быть описана с учетом модели логических уровней Г. Бейтсона.

Содержание уровней модели профессионального становления и развития психолога представляется нам следующим образом.

1-й уровень – окружение, среда.

Окружение – среда, в которой работает психолог. На этом уровне субъект отвечает на вопросы «Где?», «Когда?», «Что?». В данном случае это феномены, с которыми имеет дело специалист по психологической безопасности – это угрозы, а также ущерб, наносимый субъектам разного уровня. Угрозы удобно классифицировать в соответствии с уровнями существования субъектов.

Угрозы на уровне существования общества.

1. Деструктивное влияние СМИ.

· Социо-культурный контроль и управление, сенсационность материалов, нарушение социо-культурных табу, принудительное информирование («информационный мусор»), рынок информации.

· Мозаичность культуры, т.е. информация и культура в ее «массовом телевизионном варианте» – это в огромной мере масскультура «сенсационного парадокса».

· Смысловая антагонистичность: информация подается неструктурированно, нет выводов и итогов, маленький объем смысловой информации, что разрушает целостность сознания.

· Информационная избыточность и т.д.

2. Социо-культурные деформации.

· Растабуированность моральных норм, нарушение половой идентификации.

· Контркультурная экспансия – расширение противостояния традиционной культуре, все большее отрицание и отвержение ее. Например, настойчиво внедряется уголовная культура.

· Иррациональные идеи и поведение людей по их осуществлению (в толпе, группировке, секте и т.д.).

3. Десоциализация общества.

· Сужение сфер гражданского поведения – люди отказываются участвовать в выборах, не доверяют власти, делегируют свою гражданственность и свои ключевые демократические права кому-то другому.

· Рассогласование социальных реальностей в картине мира человека – виртуальная (экранная) образная система и жизненная реальность не совпадают. Наиболее болезненно это отражается на детях, которые особенно плохо различают эти две реальности.

· «Общество-шоу», в котором главная цель существования людей – отвлечься и развлечься.

4. Намеренная деструктивная деятельность.

· Террористические акты, информационные войны.

· Деятельность деструктивных культов.

· Деструктивная деятельность антисоциальных групп.

Угрозы на уровне существования групп.

1. Семья.

· Девальвация семейных ценностей.

· Снижение готовности к семейной жизни у молодых людей.

· Психологические травмы детей и взрослых, полученные в результате агрессивного поведения.

2. Школа.

· Сенсорное, мышечное и психо-эмоциональное хроническое напряжение учащихся как основа школьных форм патологии (В. Базарнов, А. Валявский и др.).

· Психологическая, физическая и моральная агрессия детей и взрослых.

· Копирование детьми виртуальных образцов поведения (фильмы, мультфильмы, компьютерные игры) во взаимодействии со сверстниками.

3. Организация.

· Информационная экспансия конкурентов через СМИ и рекламу, «черный» PR.

· Деструктивность организационной культуры, проявляющаяся в эффективной внутрифирменной коммуникации, негативном психологическом климате, несовместимости персонала в рабочих группах и отделах, деструктивных конфликтах в управленческом звене, в рабочих группах и отделах, в некачественно разработанных знаках идентификации фирмы и т.д.

· Неспособность управленческого персонала прогнозировать и конструктивно преодолевать организационные кризисы, рационально оценивать опасности, прогнозировать риски и осуществлять контроль над чрезвычайными событиями и процессами в жизнедеятельности организации.

· Неэффективная кадровая политика, проявляющаяся, в частности, в наличии конфликтов, отсутствии мотивационной и карьерной политики, назначении некомпетентных менеджеров, неэффективном профотборе и назначении на новые должности сотрудников и т.д.

· Социально-психологические проблемы менеджмента, связанные с трудностями адаптации к новой социальной роли, проблемами в отношениях с подчиненными (несовместимость, отсутствием команды единомышленников, профсгорание и т.д.), непрофессиональным управлением структурами, например, неэффективный стиль руководства, трудностями в делегировании полномочий, принятием решений в ситуациях информационной избыточности, экстремальных ситуациях, некомпетентным управлением и т.д.

· Некомпетентность персонала как угроза безопасности организации может проявляться в непрофессионально проведенных маркетинговых исследованиях, рекламных и PR – акциях, в отсутствии лояльности к руководству и организации у персонала, в различных формах саботажа, информационном и техническом шпионаже и т.д.

· Отсутствие психологической безопасности персонала может быть зафиксировано в психологических травмах, случаях манипуляции, психологическом и моральном давлении со стороны руководителей и сотрудников, в наличии деструктивных конфликтных ситуаций, стрессов и эмоциональных состояний персонала от полученных психологических травм и экстремальных ситуаций и т.д.

Угрозы на уровне индивидуального существования.

· Манипуляция индивидуального сознания средствами СМИ.

· Информационная избыточность. Доступность для каждого человека количества информации (в том числе политической, экономической и социальной, затрагивающей главные сферы человеческого существования), которое он просто принципиально не в состоянии в полной мере воспринять и, тем более, осмыслить и усвоить (присвоить).

· Зависимость человека от усложняющихся и динамичных социальных процессов в обществе, проявляющаяся в отсутствии способности к рефлексии, в некритичности и сверхвнушаемости при восприятии социальной информации.

· Клиповость как характеристика индивидуального сознания.

· Кардинальная смена онтологических ценностей, например, традиционная ориентация на семью и коллектив сменилась тенденцией к свободной личности, стремлением заработать деньги любыми способами, зачастую не считаясь с нравственными идеалами и т.д.

· Растабуированное поведение индивидов, проявляющееся в частности, в нарушении этических норм в процессе профессиональной деятельности.

· Управляемость поведения индивидов, проявляющаяся, в частности, в стереотипизации образцов поведения, доминирования парадигм «иметь» над «быть», «потреблять» над «создавать».

· Аддиктивное поведение членов общества.

· Измененные состояния сознания большого количества индивидов, состояния страха, стресса, аффекта, социальные фобии (террактофобия) как результат существования в агрессивной информационной и культурной среде.

2-й уровень – профессиональное поведение, действия психолога.

Поведение – выполняемые психологом специфические действия при взаимодействии с окружающими. Субъект отвечает на вопросы: «Что делать?», «Какие задачи предстоит решать в процессе профессиональной деятельности?». Решаемые специалистом по психологической безопасности задачи определяются содержанием проблем, описанных выше.

1. Психологическое сопровождение информационной политики государства.

2. Психологическое обеспечение функционирования системы безопасности социальных систем, например, участие в выработке и обосновании психологических и нравственных норм регулирования информационных потоков; квалифицированное участие в формировании коллективной или групповой социально-психологической защиты; создание и распространение способов и средств смысловой обработки и экологической оценки информации.

3. Психологическое сопровождение информационной среды существования человека, в частности, обучение детей и взрослых тому, как обеспечивать собственную информационно-психологическую безопасность.

4. Стимулирования и поддержки рефлексивного способа существования человека (группы) как субъекта жизни (деятельности) [7;12].

5. Психологическое сопровождение информационной политики организаций и фирм.

6. Организация мониторинга информационно-психологической безопасности организаций и фирм.

7. Психологическое сопровождение инновационных и кризисных процессов в организации.

8. Психологическое консультирование процесса управления персоналом.

9. Обучение менеджмента эффективному лидерству.

10. Осуществление различного рода аудиторской работы (коммуникативный, управленческий и кадровый аудит).

11. Формирование индивидуальной психологической защиты или психологической самозащиты личности.

12. Формирование социально-психологических навыков функционирования в критических жизненных ситуациях.

13. Развитие у детей и взрослых способности обеспечивать собственную информационно-психологическую безопасность.

14. Обучение детей и взрослых защите себя и близких им людей.

15. Восстановление социально-психологической идентичности, самоценности.

3-й уровень – стратегии и способности.

Стратегии и способности – общие стратегии и навыки, которые использует психолог в профессиональной деятельности для осуществления поведения. Субъект отвечает на вопрос: «Как и каким образом я могу организовать свою деятельность и какими профессиональными навыками, опытом я должен обладать, чтобы решать поставленные задачи?»

Необходимые стратегии, профессиональные и личностные ресурсы должны соответствовать требованиям, предъявляемым специалисту.

В самом общем виде это:

1.Способность профессионально взаимодействовать с социальными системами (общество, малые и большие группы, индивиды), помогать в осуществлении поиска негативных тенденций в социальных системах.

2. Исследовательские способности. Умение добыть как можно больше точной и надежной информации о феномене и точно сформулировать исследовательскую задачу, проблемы и способы их решения.

3. Способность обследовать феномен, т.е. уточнить проблему, выдвинуть гипотезу, выяснить причины затруднений (психодиагностика), сформулировать цели (проектирование) перед преобразованием, составить прогноз (выявление тенденций) и проект (планирование изменений).

4. Способность к преобразованию, т.е. к адекватному внесению качественных изменений в социокультурной среде.

Для осуществления конкретных работ, специалист по психологии безопасности должен уметь проводить экспертизу рекламных и медиаматериалов; мониторинг – систематическое отслеживание текущего состояния и прогнозирование возможных изменений в системе безопасности методами и технологиями, наработанными в психологии, заниматься просвещением, например, участвуя в специальных телепередачах, печатая публикации в СМИ; консультирование специалистов СМИ и рекламы по вопросам психологической безопасности.

Важными направлениями профессиональной деятельности могут быть диагностическая и консультативная работа в Центрах социальной защиты населения и семьи, проведение тренингов для молодых пар, просветительская деятельность в СМИ, образовательных учреждениях, в ЗАГСах по вопросам создания семьи, психологии семейных отношений и проблемам воспитания детей.

В образовательных учреждениях специалисты по психологии безопасности могут осуществлятьэкспертизу случаев нарушения психологической безопасности детей и взрослых; диагностику эмоциональных состояний и отношений в школьных коллективах; обучение детей на занятиях ОБЖД готовности обеспечивать собственную информационно-психологическую безопасность; консультировать и обучать родителей по вопросам иформационно-психологической безопасности детей и взрослых

Для реализации информационно-психологической безопасности организаций и фирм специалист по психологии безопасности может проводить экспертизусильных и слабых мест в системе руководства, социально-психологической структуры коллектива, состояния корпоративной культуры, психологического состояния конкретных сотрудников, внешних и внутренних угроз, степени лояльности партнеров, состояния кадровой структуры, психологически нежелательных характеристик персонала; осуществлять научное консультирование по проблемам имиджа структуры и ее первого лица, разработки системной безопасности структуры, разработки стратегии бескризисного ее развития, разработки системы кадрового обеспечения работы структуры, психологической безопасности персонала; проводить тренинги навыков эффективного делового общения, технологии «конфликтных» переговоров, эффективной системы управления, психологической готовности персонала к действиям в экстремальных ситуациях, противодействия манипулятивным воздействиям.

При работе с профессиональными группами и индивидуальными проблемами специалисту по психологии безопасности необходимы устойчивые профессиональные навыки диагностики кризисных состояний, ценностной структуры личности, психологического и нравственного здоровья,диагностики и коррекции посттравматических расстройств; тренинговой работы для обучения психологической устойчивости в экстремальных ситуациях, способам гоморегуляции и гетерорегуляции эмоциональных и функциональных состояний, самосознанию и личностному росту; экспертизы кризисных состояний и консультирования людей, находящихся в кризисных состояниях.

Важным личностным и профессиональным ресурсом является наличие интегрированного личного и профессионального опыта психолога.Как отмечает А.И. Вовк, этот подход в психологии начат К.-Г. Юнгом, который под интегрированием понимал «процесс, с помощью которого части соединяются в целое. На личностном уровне интеграция есть такое состояние, когда все составляющие элементы, черты или качества действуют согласовано как единое целое. В частности, Юнг обозначал термином «интеграция» стадию развития, типичную для второй половины жизни, когда различные взаимодействия (сознания и бессознательного, мужской и женской составляющей личности, различных пар противоположностей, позиции эго относительно тени, и динамики взаимодействия между функциями и установками сознания) достигают определенного равновесия (или, правильнее, оптимального уровня конфликта и напряжения). В практической психологии можно обозначить две установки – «изменяющее воздействие» и «преобразующее взаимодействие», которыми руководствуется консультант (психотерапевт) в своей практике и жизни. «Установка на «изменяющее воздействие» предопределяет, что консультант может «ремонтировать сломавшегося клиента», как некий механизм. При этом сам «ремонтник» может быть куда более «неисправен». Установка на преобразующее взаимодействие, являет собой установку на со-трансформацию структур консультанта и клиента, где тот и другой являются живыми людьми, разница между которыми в опыте прохождения через жизненные кризисы. В преобразующем взаимодействии полагается, что опыт и, соответственно, структурированность и адаптивность консультанта должны быть большими, чем у клиента. Принцип со-трансформации является базовым методологическим принципом преобразующего взаимодействия. Следствие из этого – консультант (психотерапевт) должен быть здоровым: устойчивым и адаптивным (адекватным). Больной консультант разрушает не только себя, но и те системы, с которыми он взаимодействует. Это не ново, но актуально. Еще Гиппократ говорил: «Врач! Помоги себе сам». И, соответственно, практикующий преобразующее взаимодействие должен начинать работу с себя. Преобразующее взаимодействие на работе консультанта с собой не заканчивается, а только начинается. Работать с окружающими людьми ты можешь только тогда, когда сам являешься интегрированным, а следовательно, структурированным и адаптивным существом.

…Во многих психотерапевтических подходах рассматривается т.н. «рабочее состояние» – состояние, в котором психотерапевт (консультант) находится во время проведения сессии. В преобразующем взаимодействии понятие «рабочее состояние» как таковое отсутствует, а есть понятие «состояние жизни» или «состояние присутствия», или «состояние интеграции». Это обусловлено тем, что «дифференциальное состояние», а «рабочее состояние» является таковым, не позволяет, в частности, справляться с теми нервно-психическими нагрузками, которые возникают в процессе совместного преобразования. В преобразующем взаимодействии в качестве весьма значимого показателя выступает т.н. «личная сила» – пережитый, осмысленный и адаптированный жизненный опыт. Целеполагание, сенсорная чувствительность, поведенческая гибкость являются составными частями «личной силы», определяющей уровень (мощность) интегративных процессов индивида» [2].

4-й уровень – убеждения и ценности психолога.

Убеждения и ценности – идеи, принципы, стандарты поведения, которые психолог считает правильными, и которые являются мотивирующим фактором для осуществления определенных действий. Субъект отвечает на вопросы «Почему?», «Какие мотивы?», «Зачем я это делаю?».

Данный уровень является базовым для профессиональной деятельности психолога. Его особенность заключается в том, что целостная интегрированная личность не может иметь несколько ценностных стандартов: одни для работы и другие для личной жизни, поскольку убеждения и ценности являются содержательной основой мотивации жизнедеятельности, отношения человека к себе и миру. Для описания ценностного уровня профессиональной деятельности специалиста по психологии безопасности, можно обратиться к результатам коллективной рефлексии преподавателей факультета психологии ТюмГУ на методологических семинарах в 2006году. Среди наиболее важных ценностей и ценностных установок были отмечены: зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом как жизненная мудрость, духовное удовлетворение и счастье других, чуткость к другим, забота о благосостоянии других людей, развитие и совершенствование других людей, своего народа, человечества в целом; терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения и широта взглядов, умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки; психическое и физическое здоровье, самосовершенствование, самостоятельность и независимость суждений и поступков, творчество, трудолюбие, жизнерадостность, чувство юмора, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные рациональные решения, ответственность, чувство долга, умение держать свое слово, чуткость в отношениях с другими, забота о благосостоянии других людей, развитие и совершенствование других людей, своего народа, человечества в целом. В перечне важных для практикующих психологов и преподавателей факультета присутствуют и ценности-цели и ценности-средства.

5-й уровень – профессиональная идентичность (самосознание).

Профессиональная идентичность или профессиональное самосознание – это ощущение человеком себя в профессии. Субъект отвечает на вопросы «Кто я такой в профессии?», «Кто я как профессионал?». На этом уровне человек чувствует свою целостность и самоидентичность, что обеспечивает готовность брать на себя решение жизненных и профессиональных задач.

В самом общем виде профессиональная идентичность психолога в области безопасности может быть сформулирована как «Специалист по оптимизации социальных систем в целях психологической защиты общества, больших и малых групп, индивида», «Психолог-практик», «Преподаватель психологии», «Эксперт по проблемам психологической безопасности социальных систем».

Профессиональная идентичность проявляется в образе психолога, на содержание и специфику которого оказывают влияние социальные ожидания и индивидуальные представления, поэтому данный вопрос является, на наш взгляд, актуальным и дискуссионным.

Конкретные проявления профессионального образа могут быть следующими.

1. Консультант, оказывающий профессиональные услуги СМИ и заинтересованным организациям в области информационной экологии, организациям и фирмам в области психологической и информационной безопасности; профессиональную помощь человеку в экстремальных ситуациях, при решении психологических проблем, возникающих в различных жизненных ситуациях;

2. Экспертв сфере информационной безопасности СМК, психологической безопасности рекламы, информационно-психологической безопасности общества в целом, организаций и фирм.

3. Преподаватель психологии и ОБЖД в образовательных учреждениях.

6-й уровень – миссия специалиста по психологической безопасности.

Миссия специалиста по психологической безопасности – система, доминирующая в личности, самый глубокий уровень сознания. Человек отвечает на вопросы «Каково мое предназначение в профессии?», «Каков смысл (цель) моей профессиональной деятельности?», «Во имя чего осуществляется моя жизнь и моя профессиональная деятельность?». Логически это самый высокий (личностно – самый глубокий) уровень, определяющий предельные ориентиры, которые человек сделал своими внутренними опорами.

В представлениях о миссии человек не может ограничиться ответами, касающимися только профессионального или только индивидуального контекста существования. Интегрированная личность в процессе рефлексии и осознания совмещает в себе содержательно все вышеописанные уровни и личностный опыт. Она способна осознать свою миссию для мира, общества, социальных групп, в которые она входит, собственной семьи и собственного воплощения. Предельно это можно сформулировать: «На благо всех живых существ».

Таким образом, цель специализации – подготовить специалиста в области психологии, способного осуществлять профессиональную деятельность по диагностике, экспертизе и преобразованию социальных систем в условиях нарушения информационно-психологической безопасности общества больших и малых групп; индивида, способного сотрудничать с большими и малыми социальными системами с целью оптимизации условий для их развития.

Содержательное ядро специализации удобно задать через перечень основных понятий – концептов, определяющих предметную специфичность психологии безопасности и ключевые идеи, вокруг которых организуется профессиональная квалификация психолога, специалиста по безопасности.

Основные понятия специализации:

1.Информационно-психологическая безопасность системы социально-политических отношений современного информационного общества – такое состояние системы информационно-психологических отношений, в котором система способна успешно, устойчиво и непрерывно развиваться в условиях интенсивного воздействия внешних и внутренних факторов, оказывающих на систему как стабилизирующее, так и деструктивное информационно-психологическое воздействие[8].

2. Психологическая безопасность – это состояние защищённости субъекта от психологических угроз.

3. Су



2016-09-16 658 Обсуждений (0)
обоснование подготовки специалистов по психологии безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: обоснование подготовки специалистов по психологии безопасности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (658)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)