Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Налоговые органы. Аудит



2016-09-16 423 Обсуждений (0)
Налоговые органы. Аудит 0.00 из 5.00 0 оценок




В с о в р е м е н н ы х э к о н о м и ч е с к и х у с л о в и я х н а л о г о в ы е пра-


воотношения


приобрели


особенно


важное


з н а ч е н и е.


Г р а ж д а н е все яснее осознают, что общество не м о ж е т

стабильно ж и т ь и р а з в и в а т ь с я, если не создана справед-

л и в а я н а л о г о в а я система, если не п о п о л н я е т с я государ-

с т в е н н а я к а з н а. К о м а н д н о- а д м и н и с т р а т и в н а я система,

с у щ е с т в о в а в ш а я в н а ш е й стране в н е д а в н е м п р о ш л о м,

не п р и д а в а л а н а л о г а м серьезного з н а ч е н и я. Это и понят-

но: государство я в л я л о с ь основным и ф а к т и ч е с к и един-


ственным


собственником


материальных


ценностей и


средств производства. С п о я в л е н и е м бурно р а з в и в а ю щ е-

гося бизнеса (малого, среднего и крупного) г л а в н ы м ис-

т о ч н и к о м п о п о л н е н и я б ю д ж е т а стало в з и м а н и е налогов.

 

Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные

учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивиль-

ный лист и Табель о рангах — все эти сказочные создания в зародыше

покоятся в одном общем семени — в налогах.

К. Маркс,

немецкий экономист и философ

 

Эффективность налоговой системы зависит не только

от у м е н и я государства собрать все необходимые н а л о г и,

но и от с о з н а т е л ь н о с т и н а л о г о п л а т е л ь щ и к о в, их к у л ь т у-

р ы, д и с ц и п л и н и р о в а н н о с т и, з а к о н о п о с л у ш а н и я. М о ж н о

с к а з а т ь и короче: от их г р а ж д а н с т в е н н о с т и.

. Ч т о ж е т а к о е н а л о г? В Налоговом к о д е к с е Р Ф дано

его с л о ж н о е о п р е д е л е н и е. В у п р о щ е н н о м виде оно в ы г л я-


 

 

дит т а к: под налогом понимается о б я з а т е л ь н ы й п л а т е ж,

в з и м а е м ы й с о р г а н и з а ц и й и ф и з и ч е с к и х л и ц в ц е л я х фи-

нансового обеспечения деятельности государства и (или)

м у н и ц и п а л ь н ы х образований.

Приведем словарное определение: налоги — это обя-

зательные п л а т е ж и, взимаемые государством с физиче-

с к и х (т. е. г р а ж д а н) и юридических (т. е. п р е д п р и я т и й

и организаций) л и ц.

Собираемые государством налоги перечисляются в

Бюджеты соответствующего уровня и во внебюд-

жетные фонды. В первом случае имеются в виду феде-

р а л ь н ы й бюджет; бюджет субъектов Федерации; мест-

н ы й бюджет. Ч т о касается внебюджетных фондов, то

это, например, пенсионные фонды, в которые делают

взносы к а к п р е д п р и я т и я, т а к и отдельные г р а ж д а н е и из

к о т о р ы х достигшим определенного возраста г р а ж д а н а м

п л а т я т пенсию. О п о р я д к е и у с л о в и я х осуществления

«обязательного взноса», т. е. собственно налога, гражда-

н а м и, речь пойдет в § 49 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормынало-

гового права, которое я в л я е т с я институтом (составной

частью) финансового права. Предмет налогового пра-

ва — установление и и з ъ я т и е у н а л о г о п л а т е л ь щ и к о в час-

ти их доходов в бюджет. Под доходами понимаются

м а т е р и а л ь н ы е ценности, полученные з а к о н н ы м спосо-

бом. Нормы налогового права и м п е р а т и в н ы (т. е. обя-

з а т е л ь н ы, не допускают выбора). Налоговые отноше-

н и я строятся поэтому к а к отношения власти и подчи-

н е н и я, в о з н и к а ю щ и е в процессе и з ъ я т и я части дохо-

дов у ф и з и ч е с к и х и юридических л и ц (налогоплатель-

щ и к о в).

Система налогового законодательства в РФопреде-


л е н а Налоговым


Кодексом


РФ (НК


РФ). В Консти-


т у ц и и РФ говорится, что « к а ж д ы й обязан п л а т и т ь за-

конно установленные налоги и сборы»(ст. 57). Следова-

тельно, д а н н а я обязанность я в л я е т с я конституционной.

НК РФ и подзаконные нормативные а к т ы к о н к р е т и з и р у-

ют порядок установления и отмены налогов, задачи и

ф у н к ц и и налоговых и н с п е к ц и й, способы з а щ и т ы прав и

интересов участников (субъектов) налоговых правоотно-


 

 

шсний. С 1 я н в а р я 1999 г. вступила в силу первая

часть Налогового кодекса Р Ф, а несколько п о з ж е и его

<мпорая часть. Кодекс устанавливает систему налогов,

взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды на-

логов и сборов (обязательных взносов за право совершать

определенные действия, получение р а з р е ш е н и й, лицен-

зий), устанавливает права и обязанности налогоплатель-

щиков, налоговых органов и других участников налого-

вых отношений, определяет формы и методы налогового

контроля, устанавливает ответственность за совершение

налоговых п р а в о н а р у ш е н и й и др.

Б о л ь ш о й интерес представляет переченьобязаннос-


Тей


и


Прав


налогоплательщика. Н а л о г о п л а т е л ь щ и к


обязан:

· своевременно и в полном размере у п л а ч и в а т ь на-

логи;

· вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о фи-

иансово-хозяйственной деятельности, если он ее осущест-

вляет;

· представлять налоговым органам необходимые д л я

исчисления и у п л а т ы налогов документы и сведения;

· в ы п о л н я т ь требования налогового органа об устра-

нении в ы я в л е н н ы х н а р у ш е н и й законодательства о нало-

гах и др.

Обязанность физического л и ц а по уплате налога пре-

кращается с уплатой налога, отменой налога, а т а к ж е

смертью н а л о г о п л а т е л ь щ и к а. Обязанность юридическо-

го л и ц а по уплате налога п р е к р а щ а е т с я уплатой им на-

лога либо отменой налога, либо л и к в и д а ц и е й юридичес-

кого л и ц а.


Н а л о г о п л а т е л ь щ и к имеет


право:


· получать от налоговых органов бесплатную инфор-

мацию о действующих налогах и сборах, законодатель-

стве о н а л о г а х и сборах, полномочиях налоговых органов

и их д о л ж н о с т н ы х л и ц;

· использовать налоговые льготы при н а л и ч и и осно-

ваний и в п о р я д к е, установленном законодательством

о налогах и сборах;


 

· на своевременный зачет и л и возврат сумм излишне

у п л а ч е н н ы х либо и з л и ш н е в з ы с к а н н ы х налогов;

· обжаловать в установленном порядке р е ш е н и я на-

логовых органов и действия (бездействие) их должност-

н ы х л и ц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты нало-

говых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений

являются налогоплательщики, государственные налого-

вые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной

таможенной службы. Все они имеют соответствующие

права и обязанности.

Объектами налогообложения могут я в л я т ь с я иму-

щество, прибыль, доход, стоимость р е а л и з о в а н н ы х това-

ров (выполненных работ, о к а з а н н ы х услуг) либо иное

экономическое основание, которое имеет стоимость, ко-

личество или физические х а р а к т е р и с т и к и и с которым

налоговое законодательство связывает возникновение

обязанностей об уплате налога. Под имуществом пони-

маются соответствующие виды объектов г р а ж д а н с к и х

прав. Товаром в р а м к а х НК РФ п р и з н а е т с я любое иму-

щество, реализуемое либо предназначенное д л я реализа-

ц и и. Работой д л я целей налогообложения признается

деятельность, результаты которой имеют материальное

в ы р а ж е н и е и могут быть реализованы д л я удовлетворе-

н и я потребностей организации и (или) ф и з и ч е с к и х л и ц.

Услугой д л я целей налогообложения п р и з н а е т с я де-

ятельность, результаты которой не имеют материально-

го в ы р а ж е н и я, реализуются и потребляются в процессе

осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с г р а ж д а н и юриди-

ч е с к и х л и цналоговые органы.


Налоговые


инспекции, входящие в единую Феде-


Ральную


Налоговую


Службу


РФ (ФНС РФ). Деятель-


ность последней регулируется Положением «О Федераль-

ной налоговой службе Российской Федерации». В эту сис-

тему, кроме собственно ФНС Р Ф, входят государственные

налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые

инспекции городов, районов, районов в городах.


 

Федеральная


 

Таможенная


 

Служба,


 

которая


т а к ж е осуществляет некоторые налоговые ф у н к ц и и.


3. Подразделения


Милиции


и


ФСБ, основная обя-


занность которых — обеспечение экономической безопас-

ности России. Эти подразделения в ы я в л я ю т, предупреж-

дают и пресекают налоговые правонарушения. Особый

предмет их внимания — налоговые преступления.


4. Органы


Федерального


Казначейства,


находя-


щиеся в подчинении Министерства финансов Р Ф. Систе-

му этих органов составляют: Главное управление Фе-

дерального казначейства, территориальные (субъектов

РФ) у п р а в л е н и я и казначейства в городах. Органы Феде-

рального казначейства п р и з в а н ы проводить государст-

венную бюджетную п о л и т и к у, управлять доходами и

расходами в процессе исполнения федерального бюдже-

та. Они имеют право требовать устранения в ы я в л е н н ы х

финансовых н а р у ш е н и й на п р е д п р и я т и я х и в органах го-

сударственной власти, приостанавливать операции по их

счетам, выдавать предписания о в з ы с к а н и и бюджетных

средств, используемых не по назначению, налагать

ш т р а ф ы.

В финансовых документах государственных и ком-

мерческих п р е д п р и я т и й, учреждений, о р г а н и з а ц и й не-

редко случаются н а р у ш е н и я установленных норм. Что-

бы контролировать ведение финансовой д о к у м е н т а ц и и,

существует так н а з ы в а е м ы й аудит.

Аудит — это н е з а в и с и м а я экспертиза достоверности

финансовой отчетности с т о ч к и з р е н и я соответствия дей-


ствующему


законодательству.


Аудиторскую


деятель-


ность


осуществляют


либо


независимые


аудиторы —


эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие

полномочия, либо аудиторские ф и р м ы. Солидные пред-

п р и я т и я могут з а к а з а т ь аудит д л я проведения эксперти-

зы общего п о л о ж е н и я п р е д п р и я т и я, эффективности его


деятельности,


оценки внешнеэкономической деятель-


ности.

З а к л ю ч е н и е аудиторов может быть использовано д л я

п о д т в е р ж д е н и я достоверности отчетности п р е д п р и я т и я,

правильности сумм, п о д л е ж а щ и х налогообложению.


 

Вопросы для самоконтроля

 

Что такое налог? Дайте его определение. 2. Какие отношения

регулирует налоговое пРаво? 3. В чем состоят особенности норм

налогового права? 4. Назовите источники налогового права. 5. Когда

был принят Налоговый кодекс РФ? Какое значение он имеет?

6. Каковы обязанности налогоплательщика? 7. Каковы права налого-

плательщика? 8. Кто является субъектами налоговых правоотноше-

ний? 9. Каковы объекты налоговых правоотношений? 10. Что входит в

систему налоговых органов? 11. Что такое аудит?

 

Это интересно

 

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и

сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold озна-

чает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государст-

ва, именуются в конечной счете налогом. Оба они, солдат и сборщик

налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем

то, что наука называет сегодня ранним современным государством.

Сборщик налогов корми/t солдата, а солдат защищал, если доходило

до войны, своего кормильца, «фискала»... Оба они знали, кем они были

друг для друга (М. Штюр^ер, немецкий экономист).

Подданные государства должны по возможности соответственно

своей способности и силг*м участвовать в содержании правительства,

т. е. соответственно дохоДУ. каким они пользуются под покровительст-

вом и защитой государства (А Смит, английский экономист).

Функция обеспечений средств для финансирования расходов го-

сударства путем сборов налогов называется фискальной функцией на-

логообложения. Н а л о г о в^ система хороша тогда, когда, во-первых,

государству собираемых У нас денег хватает, чтобы выполнять свои

функции — свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств,

остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на

приобретение определенного количества материальных благ требуе-


мого качества и ассортимента


(Домашняя юридическая энцикло-


педия).

В России поборы некоторых коррумпированных чиновников и ма-

фии узаконены как элементы криминальной картины, в которую на-

сильственно вписано большинство граждан. Между тем государство

начинается не с дани, а с налогов. Если же налоги не взимаются и не

платятся, а население платит дань преступникам, узурпировавшим

право государства на налоги, организацию и управление, это ставит

под сомнение легитимность такого государства. Налоги как часть за-

кона у нас признавать не хотят... (А. Тюрин, экономист).


 

Учимся защищать свои права.

А Информация к размышлению и действию

/ !· >—

' Государство, как известно, чрезвычайно заинтересовано в сборе

возможно большего количества налогов. Для того чтобы существовало

как можно меньше препятствий на пути изымания налоговых средств у

граждан и юридических лиц, оно достаточно жестко организует сбор

налогов, наделяя налоговые органы весьма «крутыми» полномочиями.

Чтобы не создавать себе ненужных трудностей во взаимоотношениях с

налоговыми органами, полезно знать, каковы эти их законные полно-

мочия.

Например, налоговая инспекция имеет право:

· возбуждать в установленном порядке ходатайства о запрещении

заниматься предпринимательской деятельностью;

· предъявлять в суд иски о признании сделок недействительными

и взыскании в пользу государства всего полученного по таким сделкам

дохода, а также о взыскании дохода, приобретенного в результате не-

законных действий;

· проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой

налогов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по

вопросам, возникающим при проверках; обследовать любые помеще-

ния, связанные с извлечением дохода налогоплательщиков, и т. д.

 

. Т е м ы для рефератов и обсуждения

 

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с эко-

номически самостоятельных субъектов или владеть всей собственно-

стью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов —

где выход?

 

 

Виды налогов

В старые времена, когда правители не с л и ш к о м заботи-

лись о том, к а к они в ы г л я д я т в глазах подданных, преде-

ла их ф а н т а з и и в придумывании способов пополнения

к а з н ы не было. Вводились, к примеру, налоги на скако-

вых лошадей и э к и п а ж и, бархат и к р у ж е в а, меха и дра-

гоценности, на необычные виды построек, балконы, ок-

на и печные трубы.

Чтобы разобраться в разновидностях налогов, надо

определить основные п р и н ц и п ы их к л а с с и ф и к а ц и и.

249

\ /


 

 

Виды налогов


 

Прямые

 

 

Косвенные


 

Федеральные

Региональные

Местные


 

С физических лиц

 

 

С юридических лиц


 

Рис. 9. Виды налогов в РФ

 

Выделяют следующие виды налогов (рис. 9):

· п р я м ы е и косвенные (по способам в з и м а н и я);

· федеральные, региональные и местные (по уровням

бюджета, в к о т о р ы й они зачисляются);

· налоги с ф и з и ч е с к и х и юридических л и ц (по нало-

г о п л а т е л ь щ и к а м).

К п р я м ы м относят налоги на доход и на имущество,

а к к о с в е н н ы м — налоги на обращение и потребление.

П л а т е л ь щ и к о м прямого налога я в л я е т с я владелец собст-

венности и получатель дохода; п л а т е л ь щ и к о м косвенно-

го налога о к а з ы в а е т с я потребитель товара, в цену кото-

рого включен этот налог.


Эффективность обложения прямыми


налогами за-


висит от способности г р а ж д а н и п р е д п р и я т и я вносить

н а з н а ч е н н ы е п л а т е ж и в соответствии с р а з м е р а м и дохо-

дов, имущества и т. п. Этот способ налогообложения был

и остается связан с применением принудительных мер —

штрафов, судебного преследования, уголовных наказа-

н и й. П р я м ы е налоги г р а ж д а н е п л а т я т очень неохотно.

П р и ч и н ы п о н я т н ы, эти налоги они д о л ж н ы в ы ч и т а т ь из

того, что, не будь налогов, было бы их достоянием. Отсю-

да и множество н а р у ш е н и й налогового законодательст-

ва, вплоть до у г о л о в н ы х.


Иное дело, косвенные


налоги, когда деньги изыма-


ются у населения т о н к и м способом; налогом облагаются

производители товаров и торговцы, этот налог включает-

ся в цену производимой и продаваемой п р о д у к ц и и, и, та-

к и м образом, налоговое бремя несут покупатели этих то-

варов. Р а з м е р п л а т е ж а государству н а л о г о п л а т е л ь щ и к у

неизвестен. Государство ч а щ е увеличивает именно эти

250


 

 

налоги, при этом демонстративно с н и ж а я на несколько

процентов п р я м ы е налоги. Население легко поддается на

трюки л о в к и х финансистов, р е ш а ю щ и х бюджетные про-

блемы за счет рядовых г р а ж д а н.

 

Образно выражаясь, косвенные налоги бьют по переметной суме,

по имеют в виду осла, в то время как прямые налоги попадают точно в

осла, который должен дать золотые дукаты, К примеру, в наши дни на-

мог на пиво касается только любителя пива, налог на табак — только

курильщика, а налог с оборота и налог на добавленную стоимость да-

нит на потребителя. При этом последний даже приблизительно не зна-

нт, какую сумму он отдаст государству, приобретая указанные товары,

I лк как налог содержится в цене.

К. Хойзер,

экономист

 

П р я м ы е н а л о г и зависят от личной работоспособности

граждан и ориентированы на нее. Косвенные же налоги

ориентируются на вещи, а не на л и ц а. Они взимаются с

производителей, торговцев, владельцев транспорта, но

вносятся в конечном счете г р а ж д а н а м и, п о к у п а ю щ и м и

товар и л и услуги. Эти налоги считают менее справедли-

выми, потому что бедные и богатые платят одинаково,

разумеется, если у бедных есть возможность покупать


обложенные


косвенным


налогом


товары.


Неочевид-


ность, к а ж у щ а я с я м я г к о с т ь косвенных налогов способ-

ствует их популярности у финансовых властей самых

разных государств.

По сравнению с п р я м ы м и косвенные налоги прими-

тивны и грубы, но их легче собирать. В античные време-

на м ы т а р и, тогдашние сборщики косвенных налогов с

торговцев и к у п ц о в, зачастую не умели д а ж е читать и

писать. Но они умели хорошо считать. И этого было дос-

таточно, чтобы собрать налог с товара: подсчитал коли-

чество м е ш к о в и л и к у в ш и н о в, в з я л за к а ж д ы й с х о з я и н а

определенную сумму денег — вот и вся работа.

Чтобы п о н я т ь, н а с к о л ь к о п р я м ы е налоги сложнее

косвенных, достаточно внимательно изучить налоговую

д е к л а р а ц и ю по уплате подоходного налога, заполняемую

л и ц а м и, о с у щ е с т в л я ю щ и м и индивидуальную предпри-


 

нимательскую деятельность. Это при том, что россий-

с к а я д е к л а р а ц и я о доходах едва ли не самая простаяв

мире. За границей принято заполнять декларацию о до-

ходах вместе с адвокатом.

Давно замечено, что преобладание того и л и иного ти-

па налога определяется уровнем экономического разви-

т и я страны. В развивающихся странах большинство на-

логовых поступлений приходится на косвенные налоги:

население бедное, не обладающее ни значительным иму-

ществом, ни высокими доходами. П р я м ы е налоги в этой

ситуации многого не дадут. Приплатить же надбавку к

цене товаров могут д а ж е бедняки: нужно питаться, по-

купать, пусть и скромную, одежду и т. д. П р я м ы е налоги

играют большую роль в экономически р а з в и т ы х странах

с з а ж и т о ч н ы м населением, имеющим сравнительно вы-

сокий образовательный ценз.

Обратимся к к л а с с и ф и к а ц и и налогов на федераль-

ные, региональные и местные (ст. 12—15 НК РФ).

Кфедеральным налогам и сборам относятся: налог

на добавленную стоимость, а к ц и з ы, единый социальный

налог, налог на прибыль (доход) организаций, налог на

доходы физических л и ц, налог на добычу полезных ис-

копаемых, водный налог, государственная пошлина,та-

моженные сборы и др.Региональные налоги: налог

на имущество организаций, налог на игорный бизнес,

транспортный налоги др.Местные налоги и сборы

включают земельный налог, налог на имущество физи-

ческих л и ц, курортные сборы и др.

О налогах на физических и юридических л и ц речь

пойдет в следующих параграфах.

В налоговом праве существует понятие система на-

логов.В нее входят собственно налоги, сборы и пошли-

н ы. Объектом налогов я в л я ю т с я, к а к мы у ж е знаем, до-

ходы, имущество, отдельные виды деятельности, оборот

по реализации товаров. Объект сборов — право, предо-

ставляемое физическим и юридическим л и ц а м (напри-

мер, право торговли товарами с р у к, право использовать

местную символику при производстве товаров и т. д.).


 

Объектом пошлины я в л я е т с я выдача (оформление) до-

кумента (например, выдача лицензии на вывоз товара,

регистрационного свидетельства и т. д.).


 

\


 

/ч Вопросы для самоконтроля

:

· /


1. На какие виды делятся современные российские налоги?2. Что

такое прямые налоги?3. Что такое косвенные налоги?4. Чем различа-

ются прямые и косвенные налоги? 5. Какие налоги относятся к феде-

ральным, региональным и местным? 6. Что такое система налогов?

 

^ Э т о интересно

 

Итальянский писатель Амилькар Пувиани рассматривал финансо-

вое хозяйство как хитросплетение взаимных обманов и иллюзий. При

этом, утверждал он, то налогоплательщик пытается перехитрить госу-

дарство, то государство — налогоплательщика; первый стремится

увернуться от налоговой хватки государства, второй — не упустить на-

живы. В случаях, дающих повод к застолью, например замужество до-

чери хозяина, государство облагает налогом бракосочетание, празд-

ничное пиршество и выпитое по этому поводу вино. Если же речь идет

о случаях смерти члена семьи, то казна тут как тут со своим налогом на

наследство, с пошлиной за составление свидетельства о смерти,

с другими поборами, поскольку она не без оснований предполагает,

что скорбящие родственники почившего либо не расположены зани-

маться налогами в такой момент, либо достаточно обеспечены и налог

для них ничего не значит.

Акцизы (вид косвенных налогов. — А. Н.) вначале попадают в руки

либо производителей соответствующих товаров, либо торговцев, за-

нимающихся их реализацией. В среднем около 4/s и х поступлений в

бюджеты развитых стран приходится на обложение владельцев авто-

мобилей и таких предметов личного потребления, как алкогольные на-

питки и табачные изделия. В дальнейшем они не только пополняют

казну, но и направляются на различные социальные цели: на борьбу

с курением, потреблением наркотиков и алкоголя, на строительство

и эксплуатацию автомобильных дорог, протекционистскую защиту внут-

реннего рынка, охрану окружающей среды.

Весомую часть налоговых поступлений составляют налоги на

предметы потребления, к числу которых относятся прежде всего нало-

ги на покупки в розничной торговле, налог с оборота в сфере услуг, на-

лог со зрелищ, страховая пошлина и налог на добавленную стоимость,

действующий в производстве потребительских товаров и услуг, тор-

говле, операциях по аренде и в некоторых сферах коммерческой де-

ятельности... (Б. Панин, экономист).

253


 

Учимся защищать свои права.

Информация к размышлению и действию


 

v


 

Законодательство предусматривает льготы для некоторых граж-


дан, предоставляя им право платить уменьшенные суммы налогов.,.

При этом следует помнить, что налоговое законодательство не пред-

усматривает лиц, полностью освобожденных от уплаты налогов. Зато

перечисляются категории граждан, имеющих значительные льготы

при уплате большинства налогов. Это:

· Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а так-

же лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

· инвалиды I и II групп, а также инвалиды с детства;

· участники Великой Отечественной войны, боевых операций по

защите СССР и партизаны;

· лица вольнонаемного состава Советской Армии, ВМФ СССР, ор-

ганов внутренних дел СССР, служившие в период Великой Отечествен-

ной войны, а также принимавшие участие в обороне городов;

· инвалиды Великой Отечественной войны;

· лица, имеющие льготы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС,

на НПО «Маяк», в связи с реабилитацией радиоактивно загрязненных

территорий в бассейне реки Теча;

· лица, пережившие ленинградскую блокаду, находившиеся в Ленин-

граде с 8.09.41 г. по 27.01.44 г,;

· бывшие (в том числе несовершеннолетние) узники концлагерей,

гетто и других мест принудительного содержания в период Второй ми-

ровой войны;

· родители и супруги погибших военнослужащих; '

· граждане, служившие в странах, где велись боевые действия,

и др.

 

^ Т е м ы для рефератов и обсуждения


 

v


 

1. Почему в странах с неблагополучной экономикой предпочтение


отдают косвенным налогам, а в богатых — прямым?

2, Что вы знаете о местных налогах?

 

 

Налогообложение

Юридических лиц

Все налогоплательщики разделяются на физических и

юридических л и ц. (О физических л и ц а х разговор пойдет

в § 49 учебника.) Здесь же мы рассмотрим налогообло-

жение юридических л и ц, обязанных по нормам НК РФ

уплачивать налоги, идущие в бюджеты разного уровня.


 

Н а п о м н и м, что юридические лица — это предприя-

т и я, объединения, у ч р е ж д е н и я, общественные организа-

ции, которые обладают имущественной самостоятельно-

стью, имеют свое имущество на праве собственности, са-

мостоятельный баланс, свой счет в банке, отличаются

организационным единством. У них есть устав и л и учре-


дительный договор,


учредительные д о к у м е н т ы.


Они


ларегистрированы в установленном законом п о р я д к е.

Имея официальное наименование, в обороте они высту-

пают от собственного имени. Юридические л и ц а несут

самостоятельную ответственность по своим обязательст-

вам (государство по их долгам не отвечает). Юридиче-

ские л и ц а д е л я т с я на коммерческие (деятельность кото-

рых н а п р а в л е н а на получение прибыли) и некоммерче-

ские (не имеющие главной целью извлечение прибыли)

о р г а н и з а ц и и.

Н а л о г и с юридических л и ц взимаются на основании

НК РФ и р я д а законов Российской Федерации: «О налоге

на прибыль п р е д п р и я т и й и о р г а н и з а ц и й», «О подоход-

ном налоге с п р е д п р и я т и й», «О налоге на добавленную

стоимость», «Об а к ц и з а х» и др. В них определен порядок

взимания налогов, д а ю щ и х до 90% общей суммы нало-

говых поступлений.

Большое значение имеетналог на добавленную сто-

имость (НДС). Он взимается на всех стадиях производст-

ва с р а з н и ц ы м е ж д у стоимостью реализованных товаров,

работ и услуг и стоимостью м а т е р и а л ь н ы х затрат на их

производство и обращение. Приведем пример. На произ-

водство одной э л е к т р о п л и т к и затрачено 100 руб., в тор-

говую сеть плитку отпустили по цене 250 руб. В ы ч т я из

последней ц и ф р ы первую, получаем сумму, с которой

надлежит взимать НДС. Естественно, в торговлю отпу-

щена не одна, а несколько сотен п л и т о к. У м н о ж и в

150 руб. на количество п л и т о к, определяем сумму, с ко-

торой п р е д п р и я т и ю предстоит у п л а т и т ь НДС.

В соответствии с российским налоговым законода-

тельством НДС п л а т я т все о р г а н и з а ц и и, независимо от

форм собственности, имеющие статус юридического ли-

ца; п р е д п р и я т и я с иностранными и н в е с т и ц и я м и; инди-


 

видуальные (семейные), частные п р е д п р и я т и я; фили-

а л ы, отделения и другие обособленные подразделения

п р е д п р и я т и й, н а х о д я щ и е с я на т е р р и т о р и и Российской

Федерации; м е ж д у н а р о д н ы е объединения и иностран-

ные юридические л и ц а, о с у щ е с т в л я ю щ и е производст-

венную и иную коммерческую деятельность на террито-

р и и Российской Федерации.


Объектами


Обложения


НДС я в л я ю т с я оборот по


р е а л и з а ц и и товаров, работ и услуг; товары, ввозимые на

территорию Российской Федерации в соответствии с рос-

с и й с к и м т а м о ж е н н ы м законодательством.

Другой вид налога с юридических л и ц —акцизы. Это

налоги, в к л ю ч а е м ы е в цену товаров и услуг и оплачивае-

мые п о к у п а т е л я м и, к л и е н т а м и. В соответствии с законо-

дательством а к ц и з а м и облагаются не все товары, а те,

которые приносят высокую прибыль и предназначены

д л я населения. Это, в частности, этиловый спирт, водка,

пиво, табачная п р о д у к ц и я, легковые автомобили, бен-

зин автомобильный, дизельное топливо и моторные

масла. А к ц и з ы введены и на импортные товары. Пере-

чень этих товаров постоянно уточняется в подзаконных

н о р м а т и в н ы х а к т а х. С помощью а к ц и з о в государство ре-

гулирует спрос и предложение и т а к и м образом обеспе-


чивает


эффективность


пополнения


государственного


бюджета.

 

Нельзя забывать о главном: о гражданских и моральных правах,

которые дает статус налогоплательщика. Это не государство «заботит-

ся» о вас, а вы кормите государство. Вы с вашими налог ами нужны го-

сударству не меньше, чем оно вам. Вы платите налоги, а потому вы —

хозяева в своей стране, и для реализации этих хозяйских полномочий

у вас есть многочисленные средства и права. Надо их знать и уметь

ими пользоваться.

Домашняя юридическая энциклопедия

 

Уместно напомнить, что НДС и а к ц и з ы — налоги

косвенные. В отличие от них прямым я в л я е т с яналог

на прибыль п р е д п р и я т и й и о р г а н и з а ц и й, один из важ-

н е й ш и хв н а ш е й стране, в з и м а е м ы й в соответствии с НК


 

РФ и Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий

и организаций». Его размер целиком и полностью за-

нисит от конечного результата деятельности предприя-

тий.


Объектом


обложения налогом на прибыль явля-


ется валовая прибыль предприятия, и з м е р я е м а я раз-

ностью между затратами и полученным доходом. За-

траты, включаемые в себестоимость продукции (работ,

услуг), определяются соответствующим подзаконным

актом.

Ставка этого налога высока, в среднем она может ко-

лебаться от 20% (налог на прибыль предприятий и ино-

странных юридических лиц) и выше д л я бирж и брокер-

ских контор, а т а к ж е д л я предприятий по прибыли от

посреднических операций и сделок.

Некоторые организации и предприятия получают на-

логовые льготы. Это установленное законом полное или

частичное освобождение от уплаты налогов. Например,

не подлежит налогообложению прибыль религиозных

организаций (объединений) от культовой деятельности и

реализации предметов, необходимых д л я совершения

культа (например, свечей, икон, у к р а ш е н и й храмов и

т. д.). Имеют льготы общественные организации инвали-

дов и п р и н а д л е ж а щ и е им предприятия, если доход от ре-

ализации продукции этих предприятий идет на устав-

ную деятельность (проведение собраний, конференций

и т. д.).

Д л я юридических л и ц очень важно правильно вести

бухгалтерские документы, в которых находят отраже-

ние все хозяйственные операции, фиксируется прибыль

и другие в а ж н ы е сведения.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Как определяется понятие «юридическое лицо» в налоговом

праве? 2. Какие законы определяют порядок взимания налогов с юри-

дических лиц? 3. Что такое налог на добавленную стоимость (НДС)?

4. Что такое акцизы? 5. Что такое налог на прибыль? 6. Что такое льго-

ibi по налогу? 7. Какими налогами — прямыми или косвенными —

чвляются НДС, акцизы и налог на прибыль?

&n



2016-09-16 423 Обсуждений (0)
Налоговые органы. Аудит 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Налоговые органы. Аудит

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (423)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)