Тема 1. Общество (4 ч)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Тема 2. Человек (12 ч)
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (40 Ч)
Тема 3. Духовная культура (8 ч)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Тема 4. Экономическая сфера (4 ч)
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.
Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Тема 5. Социальная сфера (15 ч)
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Тема 6. Политическая сфера (13 ч)
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
РАЗДЕЛ III. ПРАВО (10 Ч)
Тема 7. Право как особая система норм (10 ч)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения.
Правосознание. Правовая культура.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2 Ч)
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
Календарно-тематическое планирование уроков обществознания для 10 класса
(68 часов).
Учебник:Л.Н.Боголюбов. Обществознание. Москва, «Просвещение». 2011 год.
Программа:Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. 2-е издание. Москва, «Просвещение». 2010 год.
Класс (68 часов).
№ п/п
№ по теме
| Дата
| Корректировка
| Причина
| Тема урока
| Комментарии
| Домашнее задание
|
план
| факт
|
I триместр (20 часов)
|
Общая тема «Общество и человек» (16 часов)
|
Тема «Общество» (4 часа)
|
|
|
|
|
|
| Что такое общество
|
| § 1. Работа с документом в конце §.
|
|
|
|
|
|
| Общество и культура. Науки об обществе
|
| § 1. Вопросы для самопроверки на стр 17 устно. Задания на стр 17 устно
|
|
|
|
|
|
| Общество как сложная динамичная система
|
| § 2. Вопросы после § устно. Размышления над афоризмом на стр 18 письменно.
|
|
|
|
|
|
| Социальные институты
|
| § 2. Работа с документом. Задания на с. 27 устно.
|
Тема «Человек» (12 часов)
|
|
|
|
|
|
| Природа человека
|
| § 3. Доклады. Вопросы после § устно.
|
|
|
|
|
|
| Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке
|
| § 3. Доклады. Работа с документом
|
|
|
|
|
|
| Человек как духовное существо
|
| § 4. Эссе на несколько тем по выбору «Я гражданин», «Я патриот», «Я личность». Вопросы после § устно.
|
|
|
|
|
|
| Мировоззрение и его роль в жизни человека
|
| § 4. Таблица. Классификация типов мировоззрения
|
|
|
|
|
|
| Деятельность – способ существования людей
|
| § 5. Письменное размышление над афоризмом на стр 55
|
|
|
|
|
|
| Многообразие деятельности. Сознание и деятельность
|
| § 5. Работа с документом. Вопросы после § устно.
|
|
|
|
|
|
| Познание и знание.
|
| § 6. размышление письменное над афоризмом на стр 67. Вопросы после § устно.
|
|
|
|
|
|
| Истина и ее критерии
|
| Работа с документом
|
|
|
|
|
|
| Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
|
| § 6. Вопросы после § устно. Работа с документом.
|
|
|
|
|
|
| Человек в системе социальных связей
|
| § 7. Вопросы после § устно.
|
|
|
|
|
|
| Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности
|
| § 7. Работа с документом. Работа с таблицей на стр 77
|
|
|
|
|
|
| Тест § 8
|
| § 8. Читать.
|
Общая тема «Духовная культура» (8 часов)
|
|
|
|
|
|
| Культура и духовная жизнь общества
|
| § 8. Вопросы после § устно. Письменные размышления над афоризмом на стр 90.
|
|
|
|
|
|
| Разновидности культур. Диалог культур. Средства массовой информации
|
| § 8. Работа с документом.
|
|
|
|
|
|
| Наука. Образование
|
| § 9. Размышления над афоризмом на стр. 100
|
|
|
|
|
|
| Непрерывное образование и самообразование
|
| § 9. Работа с документом. Вопросы для самопроверки устно.
|
II триместр (21 час)
|
|
|
|
|
|
| Мораль. Религия
|
| § 10. Вопросы после § устно. Работа с документом.
|
|
|
|
|
|
| Религия
|
| § 10 .Доклады «Мировые религии»
|
|
|
|
|
|
| Искусство и духовная жизнь
|
| § 11. Выписать термины в тетрадь и раскрыть смысл. Эссе на тему «В мире эстетики»
|
|
|
|
|
|
| Тенденции духовной жизни современной России
|
| § 11. Доклады. Работа с документом. Вопросы после § устно.
|
Тема «Экономика» (4 часа)
|
|
|
|
|
|
| Роль экономики в жизни общества
|
| § 12. Вопросы после § устно. Размышления письменно над афоризмом на стр 137
|
|
|
|
|
|
| Экономика и социальная структура общества. Взаимовлияние экономики и политики
|
| § 12. Работа с документом. Доклад
|
|
|
|
|
|
| Экономическая культура
|
| § 13. Вопросы после § устно. Работа с документом
|
|
|
|
|
|
| Экономическая свобода и социальная ответственность. Культура производства и потребления
|
| § 13. Доклад. Культура производства и потребления на примере России
|
Тема «Социальная сфера» (14 часов)
|
|
|
|
|
|
| Социальная структура общества
|
| § 14. Работа с документом
|
|
|
|
|
|
| Социальная стратификация. Социальная мобильность
|
| § 14. Вопросы после § устно. Размышления над афоризмом письменно.
|
|
|
|
|
|
| Социальные интересы и их столкновения
|
| § 14. Эссе.
|
|
|
|
|
|
| Социальные взаимодействия
|
| § 15. Работа с документом. Вопросы после § устно.
|
|
|
|
|
|
| Социальные аспекты труда. Культура труда
|
| § 15. Работа с дополнительной литературой.
|
|
|
|
|
|
| Социальные нормы и отклоняющееся поведение
|
| § 16. Вопросы после § устно. Письменные размышления над афоризмом
|
|
|
|
|
|
| Нации и межнациональные отношения. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты
|
| § 17. Работа с документами. Работа с газетными статьями. Доклады
|
|
|
|
|
|
| Национальная политика
|
| § 17. Работа с законодательными документами. Вопросы после § устно.
|
|
|
|
|
|
| Культура межнациональных отношений
|
| § 17. Работа с документами. Вопросы после § устно.
|
|
|
|
|
|
| Семья и быт
|
| § 18. Работа с афоризмом на стр 207
|
|
|
|
|
|
| Бытовые отношения. Культура топоса
|
| § 18. Вопросы после § устно.
|
|
|
|
|
|
| Социальное развитие и молодежь
|
| § 19. Доклады. Работа со статьями в журналах и газетах
|
|
|
|
|
|
| Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура
|
| § 19. Работа с таблицей на стр 216. Вопросы после § устно.
|
III триместр (27 часов)
|
|
|
|
|
|
| Повторение по теме: Социальная сфера
|
| § 20. Читать
|
|
|
|
|
|
|
| Политика и власть
|
| § 20. Работа с документом. Вопросы после § устно.
|
|
|
|
|
|
| Политические отношения. Политическая власть
|
| § 20. Письменные размышления над афоризмом на стр 229. Задание 2 на стр 228-229 письменно
|
|
|
|
|
|
| Политическая система
|
| § 21. Работа с афоризмом на стр 241. Вопросы после § устно.
|
|
|
|
|
|
| Политические режимы. Политическая жизнь современной России
|
| § 21. Работа с документами.
|
|
|
|
|
|
| Правовое государство
|
| § 22. Вопросы после § устно. Работа с документами
|
|
|
|
|
|
| Гражданское общество
|
| § 22. Вопросы с. 250
|
|
|
|
|
|
| Демократические выборы и политические партии
|
| § 23. Вопросы и задания с. 261-262
|
|
|
|
|
|
| Демократические выборы и политические партии
|
| § 23. Работа с документом с. 260-261
|
|
|
|
|
|
| Участие граждан в политической жизни
|
| § 24. Вопросы и задания с. 271-272
|
|
|
|
|
|
| Участие граждан в политической жизни
|
| § 24. Вопросы и задания с. 271-272
|
|
|
|
|
|
| Повторение: Политическая сфера
|
| § 25
|
|
|
|
|
|
| Право в системе социальных норм
|
| § 25. Работа с документом с. 282
|
|
|
|
|
|
| Право в системе социальных норм
|
| § 25. Вопросы и задания с. 283-284
|
|
|
|
|
|
| Источники права
|
| § 26. Работа с документом с. 293-294
|
|
|
|
|
|
| Источники права
|
| § 26. Вопросы и задания с. 294-295
|
|
|
|
|
|
| Повторение: Понятие право
|
| § 27
|
|
|
|
|
|
| Правоотношения и правонарушения
|
| § 27. Вопросы и задания с. 304-305
|
|
|
|
|
|
| Правоотношения и правонарушения
|
| § 27. Работа с документом с. 304
|
|
|
|
|
|
| Современное российское законодательство
|
| § 28. Вопросы и задания с. 317-318
|
|
|
|
|
|
| Современное российское законодательство
|
| § 28. Вопросы и задания с. 317-318
|
|
|
|
|
|
| Современное российское законодательство
|
| § 28. Работа с кодексами РФ: об административных правонарушениях, уголовным, гражданским, семейным.
|
|
|
|
|
|
| Предпосылки правомерного поведения
|
| § 29. Вопросы и задания с. 327-328
|
|
|
|
|
|
| Предпосылки правомерного поведения
|
| § 29. Работа с документом с. 326
|
|
|
|
|
|
| Повторение: Право как особая система норм
|
| § 30
|
|
|
|
|
|
| Общество в развитии
|
| § 30. Работа с документом с. 340-341
|
|
|
|
|
|
| Общество в развитии
|
| § 30. Вопросы и задания с. 341-342
|
| | | | | | | | | | |
Учебно-методическое обеспечение:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы» (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации), - М.: Просвещение, 2010; 2-е издание.
2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) – Единое окно доступа к образовательным ресурсам – http://window.edu.ru
3. Учебник «Обществознание» 10 класс. Базовый уровень/ Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2009;
4. Обществознание: 10 класс: Базовый уровень: Методические рекомендации/ Под ред. Л.Н.Боголюбова– М.: Просвещение, 2009;
5. Обществознание: 10 класс: Базовый уровень: Поурочные разработки/ Под ред. Л.Н.Боголюбова– М.: Просвещение, 2009;
6. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы/ Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2007;
7. Задания и тесты по обществознанию: 10 кл./ Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая – М.: Просвещение, 2007.