Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Логика учебного процесса



2016-09-16 2058 Обсуждений (0)
Логика учебного процесса 4.67 из 5.00 3 оценки




Структура процесса усвоения знаний зависит от логики учебного процесса. Сама же логика учебного процесса - один из принципиальных вопросов теории обучения. Она не является простой проекцией логики учебного предмета, его программы и содержания. Логика учебного процесса - это сплав логики учебного предмета и психологии усвоения учащимися преподаваемого учебного материала.

В логике учебного процесса получают обоснованное решение вопросы о том, как поставить познавательную задачу перед учащимися, чтобы она была принята ими, какой фактический материал, в каком плане и в каком объеме нужно подать, какие вопросы поставить, какие задания для наблюдения и продумывания организовать и какие самостоятельные работы предложить, чтобы учебный процесс был оптимально эффективным как в отношении усвоения знаний, так и в отношении развития учащихся.

В традиционной практике обучения утвердилась и стала фактически универсальной логика обучения от восприятия конкретных предметов и явлений к образованию представлений и от обобщения конкретных представлений к понятиям. Эта логика, закономерная для обучения в начальных классах, используется и при организации обучения подростков и старших школьников. Между тем и в теории и на практике убедительно доказана необходимость применения в обучении как индуктивно-аналитической, так и дедуктивно-синтетической логики учебного процесса в их тесном взаимодействии. При этом почти одновременно с восприятием конкретных предметов и явлений вводятся те научные понятия и принципы, благодаря которым становится более глубоким и содержательным восприятие конкретного материала. Это не противоречит принципиальной схеме познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, которая определяет структуру процесса усвоения знаний.

Чувственное познание (живое созерцание). Созерцание следует рассматривать в широком гносеологическом смысле как чувственное проникновение человека в сущность предмета при помощи всех органов чувств. В основе чувственного познания лежат первичные познавательные процессы: ощущение и восприятие.

Восприятие - процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, в которых отражаются лишь отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

При организации восприятия как целенаправленной деятельности, т.е. наблюдения, необходимо исходить из того, что наибольшей пропускной способностью обладает зрительный анализатор. Однако в обучении пропускную способность регулирует не сам анализатор, а мозг, поэтому, как установлено в экспериментах и подтверждено опытным путем, на одну единицу информации, подлежащей усвоению, необходимо давать две единицы пояснений, т.е. дополнительной информации.

На восприятие информации в процессе обучения оказывают влияние многие факторы, в частности частота передачи информации, скорость (темп), психическое состояние обучаемого, день недели, часы занятий и др. Содержание восприятия зависит и от поставленной перед учеником задачи, от мотивов его деятельности и установок, а также эмоций, которые могут изменять содержание восприятия.

Для управления процессом восприятия существенным является факт его зависимости от особенностей личности ученика, его интересов, мировоззрения, убеждений и направленности в целом. Зависимость восприятия от прошлого опыта и содержания всей психической жизни человека, от особенностей его личности называется апперцепцией.

Абстрактное мышление (понимание, осмысление, обобщение). Образы и представления как результаты деятельности восприятия всегда имеют определенное смысловое значение. Это объясняется тем, что восприятие теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности воспринимаемых предметов и явлений. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. соотнести с определенной группой, классом предметов, обобщить его в слове (В. П. Зинченко, П.И.Зинченко).

Понимание сообщаемой информации осуществляется через установление первичных, в значительной мере обобщенных, связей и отношений между предметами, явлениями и процессами, выявление их состава, назначения, причин и источников функционирования. В основе понимания лежит установление связей между новым материалом и ранее изученным, что, в свою очередь, является основанием для более глубокого и разностороннего осмысления учебного материала.

Осмысление изучаемой информации требует задействования общеучебных умений и навыков, опирающихся на такие приемы умственной деятельности, в основе которых лежат сложные мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификация и систематизация и др. Осмысление учебного материала сопровождается формированием у учащихся определенных отношений к нему, понимания его социального, в том числе практического, значения и личностной значимости. Осмысление непосредственно перерастает в процесс обобщения знаний.

Обобщение характеризуется выделением и систематизацией общих существенных признаков предметов и явлений. Это более высокая по сравнению с осмыслением ступень абстрагирования от конкретного, момент перехода от уяснения смысла к определению понятия. Научные понятия всегда абстрактны, поскольку в них фиксируется отвлечение от конкретных предметов и явлений. Оперирование научными понятиями на этапе обобщения знаний приводит к установлению связей между ними, к формированию суждений. А сопоставление суждений приводит к умозаключениям, к самостоятельным выводам и доказательствам.

Учитывая возможность применения в обучении как аналитической, так и дедуктивно-синтетической логики учебного процесса, надо особо заметить, что обобщение завершает (в основном) обучение, если избран индуктивно-аналитический путь. При дедуктивно-синтетической логике, наоборот, обобщенные данные в виде понятий, определений, теорий, законов вводятся в начале изучения темы или же в процессе ее изучения.

Применение знаний (практика). Необходимыми структурными компонентами процесса усвоения являются тесно взаимосвязанные закрепление и применение знаний. Закрепление предполагает повторное осмысление и неоднократное воспроизведение изучаемого с целью введения нового материала в структуру личного опыта ученика. Оно естественно требует задействования механизмов памяти, однако не может сводиться к механическому заучиванию фактов, определений, способов доказательств и т.п. Эффективность закрепления обусловлена системой упражнений в применении знаний на практике.

Ценность, прочность и действенность знаний проверяется практикой. В основе применения знаний лежит процесс обратного восхождения от абстрактного к конкретному, т.е. конкретизация. Конкретизация как мыслительная операция выражается в умении применить абстрактные знания к решению конкретных практических задач, к частным случаям учебно-познавательной деятельности. В учебной практике конкретизация начинается с умения привести свой пример. В дальнейшем эта мыслительная способность выявляется через умение решить более сложную задачу без помощи педагога, через использование знаний в ситуациях внеучебной деятельности. Применение знаний может осуществляться в различных формах и видах деятельности в зависимости от специфики содержания изучаемого материала. Это могут быть упражнения в учебных целях, выполнение лабораторных работ, исследовательских заданий, работа на пришкольном участке, в цехе на производстве и т.п.

20.Учебный план. Учебная программа.

Учебный план - это сертификат учебного заведения, который определяет: • продолжительность учебного года, длительность четвертей (семестров), каникул; • полный перечень предметов; * распределение предметов по годам обучения; • количество часов по каждому предмету на все время обучения и в каждом классе (группе); * количество часов в неделю на изучаемый предмет; • структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п. В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, цели образования. Учебные программы составляются по всем предметам на основе учебного плана. Программа содержит: * объяснительную записку (цели, требования, формы и методы обучения); * тематическое содержание учебного материала; • ориентировочное количество времени на изучение; * перечень основных мировоззренческих вопросов; • перечень учебного оборудования и наглядных пособий; • рекомендуемую литературу. В структуре учебного плана выделяются:

а)инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение и к об­щекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

б)вариативная часть, обеспечивающая также индивидуальный ха­рактер развития школьников, учитывающая их индивидуальные и лич­ностные особенности.

Инвариантная и вариативная части не являются полностью неза­висимыми. Они пересекаются. В результате в учебном плане любого общеобразовательного учреждения выделяются три основных вида учебных занятий:

• обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего сред­него образования;

• обязательные занятия по выбору учащихся;

• факультативные занятия.

Общая структура учебного плана отражает существенные стороны личности, особенности ее формирования и детерминируется разделени­ем образования на фундаментальное (общенаучное и общекультурное) и технологическое; теоретическое и практическое; инвариантную и ва­риативную его составляющие. План включает представление содержа­ния образования как целого, то есть не сводится к описанию отдельных учебных предметов, а включает функционально полный набор об­ра­зовательных областей. Построение стандарта по образовательным областям, а не по конкретным учебным предметам открывает воз­мо­жности для создания разнообразных учебных планов с альтерна­тив­ным набором предметов, а также обеспечивает внутри и межпред­метные связи. Например знания о человеке ( в начальной школе) могут быть предметом изучения на уроках родного языка, окружающего ми­ра, природоведения или специального курса “Человек”.

В практике общего среднего образования используется несколько видов учебных планов. Базисный план служит основой для разработки региональных и рабочих учебных планов школы. Региональный учеб­ный план разрабатывается региональными органами управления обра­зования и носит рекомендательный характер. Учебный план школы (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе базис­ного и регионального учебных планов на длительный период и отра­жает особенности конкретной школы.

В учебных планах выделяется федеральный, национально-регио­нальный и школьный компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство школьного обра­зования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосудар­ственного значения.

Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов нашей станы в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеоб­разие культуры.

Школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факуль­тативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения, позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реали­зо­вывать образовательные программы и учебные планы, что в соответст­вии со статьей 32 Закона “Об образовании”, является исключительной прерогативой образовательного учреждения.

Как видим, современные учебные планы школы разрабатываются на местах и их разработчикам полезно знать следующие их характе­ристики:

• г и б к о с т ь: предполагает включение в учебный план нес­ко­льких самостоятельных, относительно независимых курсов учебных дисциплин;

• и н т е г р а ц и я: предполагает интегрирование смежных пред­метов (физика, астрономия, история их открытий; математика и ин­форматика и т.д.);

• д и ф ф е р е н ц и а ц и я: включает различные варианты блоков учебного плана, варьирования состава предметов и времени на их изу­чение, введение свободно выбираемых предметов, факультативов;

• у н и ф и к а ц и я: содержание и объем отдельных учебных пред­ме­тов разрабатывается в зависимости от функционального их назна­чения для определенных профилей;

• г у м а н и з а ц и я: ориентация на знания не как на самоцель, а как на условие для развития ребенка. Предполагает разные уровни ус­воения отдельных предметов.

Учащийся в любой школе может получить образование, соответ­ствующее одному из следующих уровней:

• б а з о в ы й уровень - это образование, соответствующее мини­мальному стандарту общего среднего образования, осуществляемого по государственным программам;

• п о в ы ш е н н ы й уровень - это образование, превышающее ми­нимальный стандарт среднего образования и соответствующее уровню требований, обеспечивающих поступление в вуз;

• п р о м е ж у т о ч н ы й уровень - это образование повышенного уровня по предметам профилирующего направления и базового уровня - по остальным предметам.

Минимальный образовательный стандарт определяет запас зна­ний и умений, обеспечивающий выпускникам школы возможность вес­ти достойную и успешную жизнь в обществе.

В образовательный стандарт входит перечень сведений и умений по каждому учебному предмету, обязательный для усвоения учащими­ся. Этот перечень периодически пересматривается и при необходимос­ти изменяется. Учитель не имеет права требовать, чтобы учащийся ов­ладевал знаниями и умениями за пределами образовательного стан­дарта, если учащийся не избрал его предмет в рамках альтернативной образовательной программы.

На основе минимального образовательного стандарта разрабаты­ваются альтернативные программы по профильным направлениям. Альтернативные программы представляют собой набор средств обуче­ния и требований, выполнение которых необходимо для продолжения образования по этим направлениям в Вузе.

Минимальное общее среднее образование не гарантирует про­должения образования в Вузе, но является обязательным для овладе­ния рабочими профессиями и достаточным для включения в трудовую жизнь. Максимальное общее среднее образование гарантирует возмож­ность продолжения образования в Вузе по одному из выбранных про­филей обучения. Требования к уровню подготовленности школьников, успешно завершивших максимальное общее образование, определяют­ся уровнем требований к абитуриентам соответствующих Вузов.

Выпускник школы должен иметь необходимый уровень развития всех основных сфер человека.

Единая основа учебных планов всех ступеней общеобразователь­ной школы представляет собой осуществление принципа преемствен­ности, в силу которого основные изучаемые единицы содержания по­лучают в дальнейшем свое развитие и обогащение.

В основной школе, по окончании которой учащиеся впервые получают право выбора профессии, им предоставляется возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности и областях зна­ния. На этой ступени получает развитие дифференциация обучения, ко­торая, однако, не затрагивает базового ядра учебных курсов, единого для всех школ страны. Таким образом, основная школа еще не является профильно дифференцированной.

Базисный план полной средней школы включает в себя тот же набор образовательных отраслей, что и базисный план основной шко­лы. Однако старшая ступень строится по принципу профильной диф­ференциации. Обязательные занятия по выбору достигают максималь­ного объема.

На уровне школьного образования дифференциация образо­ва­тельных учреждений на общеобразовательные школы и школы но­вого типа (лицеи и гимназии) может происходить на ступенях началь­ного, основного и полного среднего образования. При этом обязатель­ным для всех учреждений является реализация базисных государствен­ных учебных программ.

Обычная общеобразовательная школа предоставляет учащимся возможность для развития своих способностей и освоения минималь­ной - не ниже государственного стандарта- совокупности знаний и на­выков, обеспечивающих выпускникам успешную жизнь в обществе.

Гимназия предоставляет учащимся возможности:

• получения универсальной образовательной подготовки на гума­нитарной основе;

• обучения, способствующего разностороннему личностному и ин­дивидуальному развитию;

• формированию навыков творческого интеллектуального труда, усвоения современных способов научного мышления;

• удовлетворения потребности в самообразовании и получении до­полнительного образования;

• обеспечения возможностей усвоения лучших достижений отече­с­твенной и мировой культуры.

Лицей предоставляет наиболее способным и подготовленным уча­щимся оптимальные возможности:

• получения общего среднего образования в единстве с ранней про­филизацией;

• углубленной подготовки по предметам различных циклов;

• развития творческого потенциала, навыков поисковой деятель­ности;

• свободного выбора будущей специализации.

Лицей выполняет функции подготовки специалистов средней ква­лификации по профилю лицея и обеспечения социальной защиты уча­щихся при их трудоустройстве и поступлении в высшую школу.

 



2016-09-16 2058 Обсуждений (0)
Логика учебного процесса 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Логика учебного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2058)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)