Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические подходы к проблеме исследования агрессивности и самооценки у детей младшего школьного возраста



2016-09-16 718 Обсуждений (0)
Теоретические подходы к проблеме исследования агрессивности и самооценки у детей младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Студента Метревели С.

Факльтета Юридическая психология

Оглавление

Введение

1. Теоретические подходы к проблеме исследования агрессивности и самооценки у детей младшего школьного возраста

1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста

1.2. Общая характеристика понятий «агрессия» и «агрессивность»

1.3. Причина и особенности проявления агрессивного поведения в младшем школьном возрасте

Самооценка и её психологическая сущность

1.4. Особенности развития самооценки младших школьников с агрессивным поведением

2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня агрессивного поведения и самооценки у детей младшего школьного возраста

2.1. Организация, методы и методики исследования

2.2. Результаты исследования

2.3. Статистический анализ данных (Пирсона)


Актуальность исследования агрессивности младших школьников определяется насущными проблемами общественной жизни. Младший школьник входит в мир, предельно сложный по своему содержанию и тенденциям социализации, что связано с перенасыщенным характером информации, глубинно воздействующей на психику младшего школьника, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции и защитных механизмов. Младшие школьники усваивают различные модели поведения, как приемлемые, так и неприемлемые социально, в ходе взаимодействия с другими детьми. Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям, но не все дети используют свой деструктивный опыт для решения конфликтной ситуации. Одна из главных причин того, что многие дети постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них не хватает базовых социальных умений, они социально не компетентны в вопросах коммуникации и общения. Второй причиной может послужить не сформированная или заниженная самооценка ребенка. Ребенок младшего школьного возраста большую часть времени проводит в школе, и основной его деятельностью является учебная. В этой связи, считается, что мощным фактором воздействия на самооценку младшего школьника выступает оценка учителя. Дети, ориентируясь на оценку учителя, считают себя и своих сверстников «отличниками», «двоечниками», хорошими и плохими учениками.

Известно, что самооценка как важнейшая личностная инстанция оказывает большое влияние на все сферы жизнедеятельности личности, выступает важнейшим регулятором деятельности, способствует саморазвитию. От особенностей самооценки зависит уровень притязаний, активность личности и взаимоотношения её с окружающими людьми.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, адекватную самооценку. Как и все в нем, она ещё только формируется и в большей мере, чем у взрослого, поддаётся воздействию, изменению. Вот почему родителям, педагогам и другим взрослым, работающим с детьми младшего школьного возраста, совершенно необходимо знать и учитывать закономерности, особенности развития самооценки, а также пути формирования адекватной самооценки и в целом позитивной «Я» - концепции.

Важность этого вопроса и изучение проявления агрессивности на протяжении младшего школьного возраста важно для разработки психологических стратегий, направленных на контроль и предотвращение её острых форм. В связи с этим в данной работе была выбрана тема: «Агрессивное поведение и самооценка личности у детей младшего школьного возраста»

 

 

 

Введение

 

Большая часть жизни человека проходит в контакте с другими людьми, поэтому общество в целом задает вопрос о положительном или отрицательном поведении своих членов. Анализируя последние события, происходящие не только в нашей стране, но и в мире, нельзя не заметить общий рост агрессивных проявлений, как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальной группы.

Что же такое детская агрессия?

Чаще всего это именно запас энергии в детском организме, разряжающейся «нецивилизованно», «асоциально», то есть в дикой форме, для достижения каких-то сиюминутных целей. Что-то надо отнять, вынудить отдать, хочется похвастаться тем, что противник побежден, испытать гордость за удачно осуществленную месть. Мы имеем дело с прямолинейным проявлением незрелой личности ребенка.

Агрессия - одно из наиболее ярких проявлений эмоции, характерных для всех возрастных групп, включая детей. Важнейшими факторами формирования агрессивных действий детей являются культурный контекст, родители и сам ребенок.

Агрессия как одна индивидуально-личностная характеристика, воздействует на качество социальной жизни и жизни каждого человека. Этим объясняются то внимание и тот интерес, которые в последние десятилетия наблюдаются у психологов в отношении проблем агрессии.

Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования.

При всем многообразии форм обучения и педагогических учреждений, возникающих в настоящее время, основными по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль за этими процессами. В контексте идей личностно-ориентированной сферы образования проблема оценивания в учебно-воспитательном процессе приобретает новые формы и содержание.

Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождает потребность ученика или учителя получить информацию о том, соответствует или нет качество знаний и умений учащихся по предмету требованиям программы. Целью оценочной деятельности является, таким образом, контроль успеваемости учащихся и формирования у них адекватной самооценки.

Самооценка, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

 

Актуальность исследования

Известно, что самооценка как важнейшая личностная инстанция оказывает большое влияние на все сферы жизнедеятельности личности, выступает важнейшим регулятором деятельности, способствует саморазвитию. От особенностей самооценки зависит уровень притязаний, активность личности и взаимоотношения её с окружающими людьми.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, адекватную самооценку. Как и все в нем, она ещё только формируется и в большей мере, чем у взрослого, поддаётся воздействию, изменению. Вот почему родителям, педагогам и другим взрослым, работающим с детьми младшего школьного возраста, совершенно необходимо знать и учитывать закономерности, особенности развития самооценки, а также пути формирования адекватной самооценки и в целом позитивной «Я» - концепции.

Важность этого вопроса и изучение проявления агрессивности на протяжении младшего школьного возраста важно для разработки психологических стратегий, направленных на контроль и предотвращение её острых форм. В связи с этим в данной работе была выбрана тема: «Агрессивное поведение и самооценка личности у детей младшего школьного возраста»

 

Цель исследования – изучить агрессивное поведение и самооценку личности у детей младшего школьного возраста

Объект исследования: личностные качества у детей младшего школьного возраста

Предмет исследования: взаимосвязь уровня агрессивности и самооценки у детей

Гипотеза: существуют данные о корреляции определенных показателей агрессивности с самооценкой у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

Теоретические:

- изучить исследования отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблеме агрессивности и самооценки у детей младшего школьного возраста в современной психологии.

Эмпирические:

- определить диагностический инструментарий по данной проблеме;

- создать группу респондентов для проведения исследования;

- провести количественно-качественный анализ и психологическую интерпретацию полученных статистических данных, обобщить результаты проведенного исследования.

Методические: - отбор и создание комплекса методик, адекватных целям и задачам эмпирического исследования.

 

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

- теоретический анализ социально-психологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- психодиагностические методы: опрос, тестирование, метод наблюдения;

- методы качественного и количественного анализа результатов с применением методов математической статистики.

Практическая значимость заключается в наглядном примере того, что работая с агрессивностью младшего школьника, требуется проработать не только его враждебное отношение, но и уровень тревожности и самооценку. Полученные результаты можно использовать в практической деятельности психолога.

 

Теоретические подходы к проблеме исследования агрессивности и самооценки у детей младшего школьного возраста



2016-09-16 718 Обсуждений (0)
Теоретические подходы к проблеме исследования агрессивности и самооценки у детей младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические подходы к проблеме исследования агрессивности и самооценки у детей младшего школьного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (718)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)