ОПРОСНИК АГРЕССИВНОСТИ (А.БАСС, А.ДАРКИ)
Инструкция: поставьте «да» около тех положений, с которыми вы согласны, и «нет» - около тех, с которыми не согласны. Вопросы. 1.Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. 2.Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю. 3.Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. 4.Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы. 5.Я не всегда получаю то, что мне положено. 6.Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. 7.Если я не одобряю поведения друзей, то даю им это почувствовать. 8.Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести. 9.Мне кажется, что я не способен ударить человека. 10.Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться пред 11.Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. 12.Если мне не нравится установленное правило, мне хочется на 13.Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами. 14.Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне 15.Я часто бываю, не согласен с людьми. 16.Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. 17.Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему. 18.Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми. 19.Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим. 20.Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему 21.Меня немного огорчает моя судьба. 22.Я думаю, что многие люди не любят меня. 23.Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. 24.Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. 25. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку. 26.Я не способен на грубые шутки. 27.Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. 28.Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы 29.Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится. 30.Довольно многие люди завидуют мне. 31.Я требую, чтобы люди уважали мои права. 32.Меня угнетает то, что я мало делаю для моих родителей. 33.Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу. 34.От злости я иногда бываю мрачен. 35.Если ко мне относятся хуже, чем я тога заслуживаю, я не 36.Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания. 37.Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть. 38.Иногда мне кажется, что надо мной смеются. 39.Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям. 40.Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены. 41.Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. 42.Когда получается не, по-моему, я иногда обижаюсь. 43.Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием. 44.Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел. 45.Мой принцип: «Никогда не доверяй чужаками. 46.Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о 47.Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею. 48.Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. 49.С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева. 50.Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться. 51.Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, 52.Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-то приятное для меня. 53.Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ. 54.Неудачи огорчают меня. 55.Я дерусь не реже, ане чаще, чем другие. 56.Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее. 57.Иногда я чувствую, что готов первым начать драку. 58.Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо. 59.Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но 60.Я ругаюсь со злости. 61.Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть. 62.Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю ее. 63.Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком. 64.Я бываю, грубоват по отношению к людям, которые мне не 65.У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить. 66.Я не умею поставить человека на место, даже если он этого 67.Я часто думаю, что жил неправильно. 68.Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. 69.Я не раздражаюсь из-за мелочей. 70.Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить 71.Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение. 72.В последнее время я стал занудой. 73.В споре я часто повышаю голос. 74.Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям. 75.Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Обработка результатов Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов; 1.Физическая агрессия: «да» -№ 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68; «нет» - 2.Косвенная агрессия: «да» - № 2, 18, 34,42, 56, 63; «нет» - № 10, 3.Раздражение: «да» -№ 3,19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «нет» - № 11, 4.Негативизм: «да» - № 4, 12, 20, 23, 36. 5.Обида: «да»-№5, 13,21,29,37,51,58; «нет» -№44. 6.Подозрительность: «да» - № 6,14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; «нет» - 7.Вербальная агрессия: «да»-№7, 15,23,31,46,53,60.71,73; 8.Угрызения совести, чувство вины: «да» - № 8.16, 24, 32, 40, 47,
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности. Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опрос-ником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кэттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д. Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций: Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия - агрессия окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу и т. д.). Раздражение - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. Негативизм - оппозиционные реакции, направленные против авторитета и руководства (от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и правил). Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению клюдям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств через форму (ссоры, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (упреки, угрозы, проклятья, ругань, насмешки). Угрызения совести, чувство вины - выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявления форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества),степень убежденности человека в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки. Приложение 4 ФИО_____________________________ Возраст___________________________ Дата и место тестирования__________
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Вывод
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, адекватную самооценку. Как и все в нем, она ещё только формируется и в большей мере, чем у взрослого, поддаётся воздействию, изменению. Вот почему родителям, педагогам и другим взрослым, работающим с детьми младшего школьного возраста, совершенно необходимо знать и учитывать закономерности, особенности развития самооценки, а также пути формирования адекватной самооценки и в целом позитивной «Я» - концепции.
Инструментарий
Агрессия (от лат. aggressio — нападение) - эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение. Желание и готовность нанести урон, ударить, уничтожить.
Агрессивность - черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно.
Самооценка - Своеобразная когнитивная схема, которая обобщает прошлый опыт личности и организует новую информацию относительно данного аспекта «Я». Вместе с тем самооценка, особенно если речь идет о способностях и потенциальных возможностях личности, выражает и определенный уровень притязаний.
Негативизм - это такие проявления в поведении ребенка, когда он хочет сделать что-либо только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.
Самонаболюдение- это наблюдение человека над своими поступками, поведением, деятельностью, а также над своими переживаниями.
Самоконтроль – это способность человека устанавливать отклонения реализуемой программы деятельности от заданной и вносить коррективы в план деятельности.
Самоотчет – это отчет человека перед самим собой о процессе и результатах собственной деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности.
Список литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 2. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978. 3. Мир детства: Младший школьник. М.: Педагогика.1981. 4. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издат. Группа «Прогресс», 1994. 5. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Педагогика, 1973. 6. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произв. М.: Просвещение, 1989. 7. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. 8. Столяренко Л.Д. , Самыгин С. И. “ Психология и педагогика в вопросах и ответах “ – Ростов – на Дону ; 9. “ Феникс “ , 1999. – 576 с. 10. Столяренко Л.Д. “ Основы психологии “ – 11. Ростов – на – Дону ; издательство “ Феникс “, 1997. 12. http://www.pedlib.ru/ - педагогическая библиотека. 13. Кэмпбелл, Р. Как справляться с гневом ребенка./Р. Кэмпбелл. - СПб.: Питер, 1997. 14. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло). /К. Лоренц. - М.: Просвещение, 1994. 15. Лэйн, Д. Школьная травля (буллинг). / Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д.Лэйна, Э.Миллера. - СПб.: Питер, 2001. - С.240-276. 16. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми./ Е.К.Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Речь, 2003. - 190 с. 17. Мельникова, М. Граница тела и агрессивность: исследование детей 6-7 лет./М. Мельникова. - Ижевск: Удмуртский ун-т, 2003. - 126 с. 18. Осницкая, А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / Вопросы психологии. - 1994. - №3. - С.61. 19. Паренс, Г. Агрессия наших детей./Г. Паренс. - М.: Форум, 1997. - 160 с. 20. Рахматшаева, В. Агрессивны - потому что несчастны / В. Рахматшаева. // Семья и школа. - 1991. - №10. - С.20-22. 21. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие в 2-х книгах./ Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - С.240-246. 22. Смирнова, Е.О., Психологические особенности и варианты детской агрессивности./ Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева. // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 17-25. 23. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно-методические рекомендации / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб., 2003. - 320 с. 24. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность./ С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - Ярославль: Академия развития, 2001. 25. Кокшарова, О.Н. Родительское собрание на тему «Детская агрессия»./О.Н. Кокшарова // Начальная школа. - 2002. - № 1. - С. 29-32. 26. Яценко, И.Ф. Родительские собрания: 4 класс. / И. Ф. Яценко.-М.:ВАКО,2008. 27. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности./О.П. Елисеев. – СПб., 2003. С. 310 – 327 28. Кухарчук, А.М. Тесты для выбирающих профессию./ А.М. Кухарчук, В.В. Лях, С.Г. Макарова. – Минск: Современная школа2008. 29. Амфилова, М. Агрессия - обратная сторона неуверенности. / М.Амфилова.// Первое сент. 1997. 13 февр. 30. Бутовская, М.Л. Агрессия и примирение у школьников младшего школьного возраста./ М.Л. Бутовская, А.Г. Козинцев. // Этнографическое обозрение. 1998. №4 31. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика. / Ю.В. Василькова, Т.А.Василькова. М., 1999 32. Волкова, Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями./Е. Волкова. // Дошкольное воспитание 2000. №3 33. Волкова, Е. Агрессивный ребенок // Трудные дети или трудные родители. М., 2002 34. Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте./ Н.А. Дубинко // Вопросы психологии. 2000. №1 35. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина. Ярославль, 1996 36. Колосова, С. Истоки детской агрессии./С. Колосова. // Школьный психолог: Приложение к газете "Первое сентября". 2000. Март (№12) 37. Кузнецова, Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности. / Л.Н. Кузнецова. // Начальная школа. 1999. №3 38. Лалаяну, И. Энергия агрессии. / И. Лалаяну. // Семья и школа. 1995. №6 39. Лебедева, Л.Ю. Мирись, мирись и больше не дерись: проблемы детской агрессии. / Л.Ю. Лебедева, Н.А. Акимова. // Школьный психолог: Приложение к газете "Первое сентября". 2000. Окт. /№37. 40. Мастюкова, Е.М. Трудные дети. / Е.М. Мастюкова, А.Г.Московкина. // Педагогика здоровья. М., 2000 41. Мухина, В.С. Возрастная психология. Учебное пособие./ Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. - М., 2007 42. Немов, Р.С. Психология: учебное пособие. В 3-х книгах. Кн. 3. Психодиагностика./ Р.С. Немов. - М., 1998 43. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. / Л.Ф. Обухова. - М., 1998 44. Ольшанская, Е. Агрессивный ребенок: что делать? / Е. Ольшанская. // Здоровье детей: приложение к газете "Первое сентября". 1999. Июнь (№23-24)
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (452)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |