Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рассмотрите педагогическую систему А.С.Макаренко, подтверждая примерами из «Педагогической поэмы»



2016-09-16 2406 Обсуждений (0)
Рассмотрите педагогическую систему А.С.Макаренко, подтверждая примерами из «Педагогической поэмы» 4.67 из 5.00 3 оценки




А. С. Макаренко в 1920 г. был назначен заведующим колонией для несовершеннолетних правонарушителей, получившей имя А.М. Горького. Макаренко создал новую концепцию воспитания. Цель воспитания – воспитание человека с гражданской направленностью, человека общественника, коллективиста. Воспитание осуществляется в коллективной деятельности, в которой формируется личный опыт поведения каждого. Эта коллективная детская деятельность должна как можно полнее отражать жизнь общества, быть частью этой большой жизни. Коллективная деятельность имеет большое значение, если она вырастает из потребностей жизни данного коллектива (а не из педагогических соображений – в отрыве от жизни). Коллективная деятельность должна быть так организована, чтобы дети чувствовали себя хозяевами и организаторами своей жизни (Макаренко не нанимал сторожей для охраны имущества колонии, несмотря на систематические кражи. Почему? «Вы хозяева, вы сами должны сторожить», - говорил он колонистам). Ключевая идея воспитания по Макаренко – «Воспитание в коллективе, для коллектива, через коллектив». В коллективе дети объединены общей целью, общим трудом и общей организацией труда. Для создания первичного коллектива Макаренко организовал охрану государственного леса. Эта работа нравилась ребятам и воспринималась ими как общественная деятельность. У Макаренко в колонии каждая задача, поставленная перед коллективом, звучала как острая политическая задача (работа на заводе, организация ликбеза, создание на селе библиотеки, участие в собраниях и т.д.). Остановка в движении – смерть для коллектива (В 1926 г. колония им. Горького, разрешив все свои хозяйственные вопросы, вдруг осталась лишенной той цели, которая объединяла усилия уже слаженного коллектива. Самоубийство Чобота, превалирование личной жизни у части колонистов показало Макаренко, что остановка ведет к распаду. Это чувствовали и сами колонисты. Переезд в Куряж не только возродил, но и чрезвычайно усилил напряжение общей коллективной воле). Процесс развития коллектива – это постоянное движение вперед в соответствии с четко определенными целями – перспективными линиями (близкие перспективы – завтрашняя радость, средняя и дальняя перспективы). Достижение целей – рождает новые перспективы.

Все члены коллектива делились на воспитанников и колонистов. К званию колониста представлял первичный коллектив – отряд (от 7 до 15 человек). Оно присуждалось на общем собрании. Воспитание через коллектив имело педагогический эффект: одновременно воспитывался и коллектив, и личность. Сводный отряд создавался обычно для выполнения какой-либо краткосрочной работы, после выполнения задания сводный отряд распадался. Командиром выступал рядовой член коллектива, командир постоянного отряда выступал рядовым членом (умение руководить и подчиняться). Главным органом самоуправления являлось общее собрание всех воспитанников. Совет командиров – центральный орган самоуправления организовывал всю текущую работу в коллективе. В него входили все командиры, руководители комиссий, помощник по учебно-воспитательной работе, врач, заведующий школой. Такой состав совета командиров позволяет: 1) представлять интересы всех первичных коллективов 2) быстро решать вопросы, касающиеся первичных коллективов 3) оперативно доводить до исполнителей 4) командирам чувствовать себя уполномоченными своих отрядов 5) совету быть компетентным по всем отраслям производства. Большую роль играл дежурный командир. Он назначался на один день, имел большие права. С ним никто не имел права спорить, разговаривать сидя, рапорт дежурного командира никогда не проверялся. Беспрекословно подчиняясь ему, колонисты упражнялись подчиняться интересам коллектива.

Отношения в коллективе носили характер отношений ответственной зависимости: 1) личные интересы согласовывались с интересами первичного и общего коллектива 2) это были дружественные отношения 3)коллектив украшало чувство ответственности, собственного достоинства, гордости 4) сложилась ситуация защищенности каждого члена (самый слабый прекрасно знал, что он защищен всеми членами коллектива от лишений, самодурства и издевательств. Когда колония горьковцев появилась в Куряже, куряжане быстро почувствовали, что здесь нельзя тронуть даже самого маленького).

Макаренко прививал детям любовь к искусству: литературе, театру, музыке, живописи (в колонии им. Горького по вечерам читали А.М. Горького В.Г. Короленко, А.М. Горького, Н. В. Гоголя и др.). В колонии поддерживались традиции праздников: первого снопа, дня рождения А. М. Горького. У каждого праздника был свой ритуал, своя разработанная программа, которая бережно хранилась и повторялась из года в год.

По Макаренко, работа воспитателя – это, прежде всего, работа организатора. Считал, что к воспитательной работе будущего педагога нужно готовить, необходимо преподавать педагогическую технику и педагогическое мастерство, учить владению голосом, мимикой, позой, выражению чувств: гнева и обиды, восторга.

Педагогические идеи и опыт Макаренко не потеряли актуальности и в наши дни, его воспитательная система, основанная на коллективных началах культивирует такие качества личности, как самостоятельность, принципиальность, чувство ответственности и инициативность.
18.Педагогическая деятельность и теория И.Г.Песталоцци.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827) — швейцарский педагог-демократ, посвятил свою жизнь воспитанию и обучению детей народа. Жизнь и деятельность Песталоцци
В 1774 г. в Нейгофе он организовал “Учреждение для бедных”, в котором собрал несколько десятков бедных детей разных возрастов, в том числе и дошкольного. Песталоцци обучал их чтению, письму и счету. Дети работали на сельскохозяйственной ферме, в прядильной и ткацких мастерских. Организуя “Учреждение для бедных”, Песталоцци предполагал, что в результате соединения обучения с трудом у детей разовьются физические и умственные силы и впоследствии они . смогут создать себе необходимые жизненные условия.
В дошкольном учреждении Песталоцци разработал теорию элементарного образования, а также методику изучения детьми форм предметов, развития у, них элементарных математических представлений и речи.
На свои личные средства, полученные за издание его сочинений, Песталоцци открыл в 1818 г. школу для бедных, которая должна была готовить и народных учителей. Но деньги были небольшие, и школа вскоре прекратила свое существование. Песталоцци вернулся в Нейгоф, где написал свое последнее произведение “Лебединая песня”, в котором сожалел о несбывшихся надеждах вывести народ из темноты и бедности. “Лингард и Гертруда и “Лебединая песня”, Песталоцци были написаны получившие широкую известность книги “Как Гертруда учит своих детей”, “Книга матерей”, “Письмо к другу о пребывании в Стонце”.
Цели и задачи воспитания
Песталоцци считал, что общая цель воспитания — проявление в детях “истинной человечности”, которая достигается путем гармонического развития у каждого ребенка всех его природных сил и способностей.
Воспитание, считал Песталоцци, должно носить природосообразный характер, т. е. строиться в соответствии с детской природой. Задача воспитания заключается в том, чтобы путем правильно составленной системы упражнений содействовать этому развитию. Обеспечить гармоническое развитие ребенка в полном согласии с его природой Песталоцци рассчитывал посредством разработанной им теории элементарного образования, которая включает физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание (приобретение элементарных знаний), причем все эти стороны воспитания Песталоцци считал необходимым осуществлять в тесной связи и взаимодействии.
В основе теории элементарного образования лежит требование начинать воспитание ребенка с простейших элементов, постепенно и последовательно подходить ко все более сложному.
Физическое и трудовое воспитание
Цель физического воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные физические задатки ребенка, выработать у него соответствующие умения и навыки и таким путем обеспечить общий подъем его физических сил.
В основе физического воспитания детей, считал Песталоцци, лежит их естественное стремление к движениям, которые осуществляются посредством движения суставов. Эти движения развиваются в играх, во всех разнообразных проявлениях физических сил ребенка. Начала физического воспитания, по Песталоцци, закладываются еще в семье, когда мать, помогая малышу вставать, делать первые шаги, проводит с ним тем самым “естественную домашнюю гимнастику”. Выработке у ребенка умения самостоятельно производить все движения суставов способствует также его участие в простейших видах домашнего труда (девочка по поручению матери укачивает младенца, помогает одеваться и обуваться сестренке или братишке, заслуживая этим благодарность своих ближних, — при этом она развивается одновременно и в физическом, и в нравственном отношении).
На основе естественного физического воспитания, полученного ребенком в семье, Песталоцци строил всю последующую систему школьной “элементарной гимнастики”. Он предлагал учителям упражнять и развивать физические силы ребенка путем выполнения им тех простейших движений, которые он производит когда ходит, ест, пьет, поднимает тяжести, т. е. движений, которые он производит повседневно в быту, в несложном самообслуживании.
Нравственное воспитание
Цель нравственного воспитания, по Песталоцци, заключается в развитии у детей деятельной любви к людям. Простейшим элементом нравственного воспитания он считал любовь ребенка к матери. Заботы матери порождают у него благодарность и любовь к ней, которые, все более и более укрепляясь, приводят к установлению тесной духовной связи между ними. Задачей воспитания является перенесение этого естественно возникающего чувства на окружающих, сначала членов семьи, а затем и на других.
В дальнейшем нравственное воспитание ребенка, считал Песталоцци, осуществляется в школе, где отношения учителя и учеников должны строиться на основе отеческой любви взрослого к детям.
Большое значение для нравственного воспитания детей Песталоцци придавал личному примеру. Песталоцци развивал у своих воспитанников нравственные понятия о долге, о праве, справедливости, исходя из простых, доступных им наблюдений, из их знания окружающей среды.
Нравственное воспитание у Песталоцци было тесно связано с религиозным. Он отрицательно относился к церковникам, разоблачал корыстное духовенство, но в то же время считал религию основой нравственности.
Задачи, содержание и методика элементарного образования
Песталоцци резко критиковал современную ему школу, в которой господствовали догматизм, механическое запоминание и не только не развивались, но притуплялись умственные способности детей. Песталоцци же считал задачей обучения не только овладение ребенком определенными знаниями, но и развитие у него умственных способностей.
Признавая исходным моментом познания восприятие ребенком внешнего мира через органы чувств, он считал, что обучение должно основываться на конкретных жизненных наблюдениях, и объявил наглядность высшим принципом обучения. Стремясь упростить процесс обучения, Песталоцци установил, что существуют простейшие элементы всякого знания, усваивая которые человек познает мир. Свел элементарное обучение к умению ребенка считать, измерять и говорить. При этом простейшим элементом числа он считал единицу, простейшим элементом формы — прямую линию, простейшим элементом слова — звук.
Весь процесс начального обучения Песталоцци строил на основе постепенного и последовательного перехода от элементов к целому, т. е. индуктивным путем.
При обучении ребенка родному языку Песталоцци считал необходимым сначала развить у него устную речь, а затем приступить к обучению чтению.
Развитие речи детей, утверждал Песталоцци, начинается со слуховых упражнений со звуками: подражая речи матери, малыши учатся произносить сначала гласные, а потом согласные в различных слогах. Затем они изучают буквы и переходят к чтению слогов и слов, обозначающих названия окружающих их предметов, а также явлений из области естествознания, географии, истории, с которыми они знакомятся в натуре или на картине. Дальнейшему развитию речи детей служат упражнения, которые состоят в прибавлении к существительным прилагательных, определяющих их качества, и, наоборот, в подыскании существительных, обладающих качествами, обозначенными - данными прилагательными. Наконец, дети упражняются в составлении распространенных предложений, в которых должны содержаться определения признаков предметов и их соотношений.
Интересной была предложенная Песталоцци методика обучения детей измерению. При изучении ребенком формы он предлагал брать сначала прямую линию, от которой переходить к углам, квадрату, делению его на части (половина, четверть и т. д.), а затем к кривым линиям и фигурам (круг, овал). Воспитатель должен был показывать и называть ребенку геометрические линии и фигуры, а ребенок — наблюдать их, усваивать их свойства и названия, учиться их измерять. При обучении детей счету Песталоцци стремился уточнить и упорядочить те первоначальные представления о числе, которые ребенок приобрел исходя из своего личного опыта. Посредством сочетания и разъединения единиц (единица — элемент каждого целого числа) и чисел первого десятка Песталоцци доводил до сознания ребенка отношения множества. Все действия он предлагал сначала производить на конкретном материале (камешки, горошинки, палочки), чтобы добиться отчетливого представления ребенком числовых соотношений и научить его основным арифметическим действиям. Для первоначального обучения арифметике в школе Песталоцци был создан специальный дидактический материал в виде таблиц.
Роль матери и семьи в деле воспитания
Песталоцци определил задачи, содержание, разработал методику первоначального воспитания в семье. Песталоцци полагал, что мать должна с раннего возраста развивать физические силы ребенка, прививать ему трудовые навыки, воспитывать в нем любовь к людям, вести его к познанию окружающего мира. Семейное воспитание должно быть направлено на гармоническое развитие всех природных данных ребенка.

 

Кратко, лаконично

1) Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827). Родился в Швейцарии в Цюрихе в семье врача. Получил образование в латинской средней школе и в ВУЗе гуманитарного направления. Стал руководителем крупного образовательного упреждения в Эвердоне, развивал теорию элементарного образования, но не сумел опробовать свою методику для детей массовой школы. Его первый период педаг. деятельности связан с пребыванием в месте Нейгоф, занимается соц.- пед. экспериментом. Задача – научить крестьян правильно вести хозяйство, чтобы получать прибыль, воспитывать детей. Все средства отдает беднякам, покупает инвентарь, изучает агрономию. Не удается реализовать идею. Второй период в Нейгофе связ. с открытием «Учреждения для бедных» (1774-1780). Проведение педаг. эксперимента. П. пытается сосредоточиться на проблеме усовершенствования обучения, обучает детей письму, грамоте, совершенствует методики преподавания, изучает природу ребенка и методы воздействия на детей. Третий период в жизни П. – пребывание в городе Станце (1789-1799). П. пишет ряд работ «Лингард и Гертруда», в кот. развивает идею об улучшении крестьянской жизни посредством разных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. После пребывания в Станце был приглашен работать в образовательном центре Бургдорф (1899-1904)- работает учителем, становиться директором, пытается использовать элементарное образование, изменяет организацию образовательного процесса (беседы учителей с учащимися). 1905-1925 - создал большой комплекс образовательных учреждений (нач., средн. школы), учитывая курсы для подготовки педаг. кадров. Возвращается в Нейгоф. Пишет произведение «Лебединая песнь». Педаг. идей П. 1) идея природосообразности воспитания – (задача воспитания – способствовать саморазвитию всех способностей человека, ведущая роль обучения, особая роль нравственного воспитания) 2) идея элементарного образования – объявил наглядность высшим принципом обучения. В каждом предмете выделяет первоначальные, основные элементы, на кот. строится весь процесс обучения. Элементы, составляющее умственное образование – число, форма, слово. Задача школы – научить мыслить (опора на определенные фигуры, их форму, простейшее число- единица, простейшее слово - звук). Нравственное воспитание – любовь ребенка к матери, через это чувство – любовь к окружающим, воспитывать патриотизм; главная задача – сформировать гармонично развитого человека- основы закладываются в семье, а потом развиваются в школе. Физическое воспитание – развитие суставов, укрепление всех физических сил и возможностей путем выполнения простейших движений, которые он производит, когда ходит, ест, пьет, поднимает тяжести, т. е. движений, которые он производит повседневно в быту, в несложном самообслуживании. 3) идея соединения обучения с производственным трудом – положительное влияние на умственное развитие, повышение познавательных интересов. Задача труда – служить средством развития детей, формирование нравственных качеств. Труд должен быть разносторонним, связан с развитием промышленности, индустрии, приобщает к сложным видам деятельности, труд – основа для будущего профессионального образования, элементы политехнизма – знакомство со всеми элементами производственной практики. 4) идея всестороннего гармоничного развития личности. Образование должно основываться на наблюдении, опыте. Элементарное образование сводится к умению считать, измерять, владеть речью. Основа обучения – наглядность, постепенный переход от части к целому, развитие практических навыков.


19.Содержание образования в советской школе(1952-1970гг.).

Школа, педагогика и дошкольное воспитание в период развитого социализма

 

РАЗВИТИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Введение в нашей стране всеобщего обязательного восьмилетнего образования. Значительно усилилось политехническое направление полной средней школы (IX—XI классы); были предусмотрены меры по развитию школ для работающей молодежи. Особое внимание уделялось работе городских и сельских профессионально-технических училищ. Было решено: 1) перейти к систематическому изучению предметов с четвертого года обучения, ограничив тем самым курс начальной школы тремя классами; 2) “для углубления знаний по физико-математическим, естественным и гуманитарным наукам проводить в школах, начиная с VII класса, факультативные занятия по выбору учащихся”; 3) на основе имеющегося опыта организовать школы и классы с углубленным теоретическим и практическим изучением в старших классах отдельных дисциплин.
В систему народного образования СССР включены: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное воспитание, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование.
Основными принципами народного образования СССР являются:
1) равенство всех народов СССР в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения;
2) обязательность образования для всех детей и подростков;
3) государственный и общественный характер всех учебно-воспитательных учреждений;
4) свобода выбора языка обучения; обучение на родном языке или на языке другого народа СССР;
5) бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся на полном государственном обеспечении, стипендиальное обеспечение учащихся и студентов и оказание им другой материальной помощи;
6) единство системы народного образования и преемственность всех типов учебных заведений, обеспечивающие возможность перехода от низших ступеней обучения к высшим;
7) единство обучения и коммунистического воспитания;
8) сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодежи; связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с практикой коммунистического строительства;
9) научный характер образования, постоянное совершенствование его содержания на основе новейших достижений науки, техники, культуры; обеспечение гуманистического и нравственного характера образования и воспитания; светский характер образования, исключающий влияние религии.
Были сформулированы задачи совершенствования всех сторон учебно-воспитательного процесса. Особое внимание было обращено на улучшение воспитательной работы, и в первую очередь на подготовку молодежи к труду в сфере материального производства.

 



2016-09-16 2406 Обсуждений (0)
Рассмотрите педагогическую систему А.С.Макаренко, подтверждая примерами из «Педагогической поэмы» 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Рассмотрите педагогическую систему А.С.Макаренко, подтверждая примерами из «Педагогической поэмы»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2406)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)