№ урока
| Название раздела, темы, урока
| Количество
часов
| Основное содержание
| Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся
| Планируемые результаты (УДД)
|
Личностные
| Мета-предметные
| Предметные
|
| Введение. Откуда мы знаем, как жили предки современных народов.
|
| Что изучает история. Измерение времени в истории. Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
| Раскрывать значение терминов история, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
| Формирование познавательного интереса к изучению истории. Понимание значимости опыта предшествующих поколений для современного человека.
| Умение работать с текстом учебника, со справочным материалом книги.
| Первичные представления об исторической науке.
Умение работать
с исторической картой (памятка).
|
| Раздел 1. Жизнь первобытных людей.
| 6+1
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Первобытные собиратели и охотники.
|
|
|
|
|
|
|
| Древнейшие люди.
|
| Древнейшие люди - наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния др. человека. Собирательство и охота. Овладение огнем.
| Определение понятий: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Заполнение сравнительной таблицы «Первобытный и современный человек».
| Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира.
| Пересказывать содержание текста учебника. Составлять рассказ по иллюстрациям. Выделять характерные, существенные признаки для сравнения, формулировать выводы.
| Показывать на карте места расселения древнейших людей. Правильно употреблять и объяснять исторические термины. Сравнивать первобытного и современного человека.
|
| Родовые общины охотников и собирателей.
|
| Расселение древнейших людей. Строительство жилища. Охота как основной способ добычи пищи др. человека. Новые орудия труда. Человек разумный. Родовые общины.
| Исследовать на исторической карте географию расселения первобытных людей. Называть новые способы охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.
| Осознание значения семьи в жизни человека и общества.
| Составлять простой план по тексту учебника, составлять рассказ по иллюстрациям.
| Выделять признаки родовой и соседской общины.
Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.
Характеризовать новые достижения древнего человека..
|
| Возникнове-ние искусства и религии.
|
| Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
| Рассказывать о наскальной живописи, версиях ее происхождения.
Рассмотреть разные версии о загадках древних художников.
| Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира. Понимать свою самобытность и ценить культурное наследие разных религий.
| Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Умение анализировать и делать выводы.
| Характеризовать первобытные верования и способы их выражения. Работать с несколькими историческими источниками.
|
| Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.
|
|
|
|
|
|
|
| Возникновение земледелия и скотоводства.
|
| Первые орудия труда земледельцев. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Освоение ремесел. Племя: изменение отношений. Управление племенем.
| Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.
Схематически изобразить управление родовой общиной и племенем.
| Формирование уважительного отношения к труду
| Работать с текстом учебника, составлять схему по содержанию.
Формулирование собственного мнения и позиции.
| Характеризовать изменения
в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и
скотоводства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины.
Выявлять и сравнивать признаки родовой и соседской общины.
|
| Появление неравенства и знати.
|
| Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение плуга. От родовой общины – к соседской. Возникновение неравенства и знати. Выделение знати.
| Исследовать причины возникновения неравенства и последствия данного процесса. Сравнение родовой и соседской общины: составление сравнительной таблицы.
| Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям.
| Пересказывать содержание текста учебника.
Выявлять причинно – следственные связи. Составлять сравнительную таблицу, формулировать вывода.
| Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. Выделять на элементарном уровне причины исторических событий.
|
| ПОУ по теме:«Жизнь первобытных людей».
|
| Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности.
| Использование электронных ресурсов для виртуального исторического путешествия. Решение проблемных и развивающих задач с использованием мультимедиаресурсов. Уметь доказать свою позицию (отличие мировоззрения первобытного человека от современного).
| Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям
| Логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.
Оценивать правильность выполнения учебной задачи.
| Работать с легендой исторической карты, объяснять значение опыта первобытных людей для дальнейшего развития человечества.
Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие исторические задачи с использованием мультимедиаресурсов по алгоритму.
|
| Тема 3. Счет лет в истории.
Счет лет в истории.
|
| Как в древности считали года? Счет лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. Лента времени как схема ориентировки в историческом времени.
| Осмысление различия понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Определение исторического времени по ленте времени.
Решение исторических задач и проблемных ситуации на счет времени.
| Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
| Формирование умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.
Умение преобразовывать знаки и символы.
| Объяснять, как ведется счет лет до н.э и н.э. Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. Развивать навыки счета в истории в разные эпохи.
|
| Раздел 2. Древний Восток.
| 18+2
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Древний Египет.
|
|
|
|
|
|
|
| Государство на берегах Нила.
|
| Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледельцы в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
| Изучение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Определение влияния природно-климатических условий на жизнь и деятельность человека.
| Формирование отношения к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в развитии мировой истории
| Пересказывать содержание текста учебника.
Выявлять причинно – следственные связи. Умение составлять рассказ по иллюстрациям.
| Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.
|
| Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.
|
| Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги.
| Работа с текстом учебника и дополнительной литературы: поиск и группировка по признакам необходимой информации. Составление схемы: «Основные категории населения Древнего Египта».
| Формирование отношения к мировым цивилизациям. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
| Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Учитывать разные мнения. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения
| Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших Египет.
Оценивать достижения культуры.
Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы.
|
| Жизнь египетского вельможи.
|
| О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношение фараона и его вельмож.
| Выделить основные категории населения, их положение. Определить понятия: фараон, жрец, пирамида, папирус.
| Формирование отношения к мировым цивилизациям. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
| Работать в малых группах.
Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы.
| Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших Египет.
Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной.
|
| Военные походы фараонов.
|
| Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Появление наемного войска.
| Определить причины, цели, направления военных походов, даты самых крупных военных походов, итоги военных походов, указать их по легенде карты.
| Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
| Работать в малых группах.
Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы.
| Работать с картой в в малых группах по единому заданию. Иметь представление о внешнем облике и вооружении египетских воинов.
Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.
|
| Религия древних египтян.
|
| Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Священные животные и боги. Представление древних египтян о «царстве мертвых». Фараон – сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мертвых».
| Определение понятий храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц.
Разработка сюжетов для инсценирования на уроке по теме параграфа.
| Развитие эстетического сознания через освоение художествен-
ного наследия
мира, творческой деятельности эстетического характера.
| Определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, работать с иллюстрациями, определять значение событий.
| Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в Древнем Египте.
|
| Искусство Древнего Египта.
|
| Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм – жилище богов. Археологические открытия в гробницах. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет.
| Работать с информацией из разных исторических источников о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.
Рассказать о внутреннем устройстве пирамиды по иллюстрации.
| Развитие эстетического сознания через освоение художествен-
ного наследия
мира, творческой деятельности эстетического характера.
| Подготовить сообщение или презентацию по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).
| Описывать предметы материальной культуры и произведений древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественной и исторической ценности.
Знать, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц.
|
| Письменность и знания древних Египтян.
|
| Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Школа подготовки писцов и жрецов.
| Определение понятий иероглиф. Описание процесса изготовления папируса.
| Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
| Определять основные вопросы темы, составлять план ответа.
| Характеризовать знания древних египтян
Из разных областей наук.
|
| ПОУ по теме: «Древний Египет».
|
| Достижения древних египтян. Неограниченная власть фараонов. Представления о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
| Анализ достижений древних египтян в земледелии.
Сравнение образа жизни фараона, вельможи и простого земледельца.
| Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
| Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).
| Умение создавать аналогии, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных исторических задач.
Уметь работать с иллюстрациями, определять значение событий.
|
| Тема 2. Западная Азия в древности.
|
|
|
|
|
|
|
| Древнее Двуречье.
|
| Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни. Боги шумеров. Жрецы-ученые. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания. Мифы и сказания с глиняных табличек.
| Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды.
Описание образа жизни, основных занятий населения.
| Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
| Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения и познавательных задач.
| Характеризовать влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность жителей государства.
Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особенные признаки.
|
| Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
|
| Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Представления о законах Хаммурапи как о законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщиках.
| Определение хронологических рамок правления Хаммурапи, определение понятия «закон». Анализ исторического документа: основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы.
| Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
| Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Анализировать текст
| Знать хронологию правления Хаммурапи, определение понятия закон, основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы.
Уметь работать с первоисточниками, определять значение данного документа.
|
| Финикийские мореплаватели.
|
| География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.
| Рассказать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях ее жителей.
Составить путь, по которому плавали финикийские купцы.
| Формирование понимания культурного многообразия мира.
| Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Анализировать текст.
Определять причинно – следственные связи.
| Характеризовать основные открытия и достижения финикийцев, определение понятия колония.
Подготовить короткое сообщение
о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту: определять причины развитой торговли в городах Финикии.
|
| Библейские сказания.
|
| Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история и предания еврейских племен. Переход к единобожию. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог дает законы народу.
| Изучить по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Объяснить, почему Библия - наиболее читаемая книга
с древности и
до наших дней. Установить, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.
| Формирование понимания культурного многообразия мира.
| Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть.
| Давать развернутый ответ и отзыв на него, работать с разными источниками информации, читать несложные карты с опорой на их легенду.
Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами.
Знать назначение Библии при изучении истории, составные части содержания Библии, определение понятия Библия.
Уметь определять значение первоисточника.
|
| Древнееврейс-кое царство.
|
| Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские сказания о героях.
| Изучить по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Знакомство с библейскими сказаниями о героях.
| Формирование понимания культурного многообразия мира
| Решать развивающие и проблемные задачи с использованием видеоресурсов.
| Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида.)
Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.
|
| Ассирийская держава.
|
| Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Приспособления для победы над противником. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы.
| Определение понятий держава, условия возникновения данного типа государств, основные даты, связанные с историей Ассирийской державы. Выявление причин непобедимости ассирийского войска.
| Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
| Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысления нового материала.
| Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлурги, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы. Определить какую роль в жизни человека сыграло появление железа и изготовление изделий из данного металла.
|
| Персидская держава «царя царей».
|
| Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости, легенды о нем. Образование Персидской державы (завоевания Лидии, Мидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Войско персидского царя.
| Определение основных дат истории создания Персидской державы.
Составление сравнительной таблицы «Три царства Западной Азии».
| Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
| Уметь определять причинно-следственные связи.
| Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях.
|
| Тема 3. Индия и Китай в древности.
|
|
|
|
|
|
|
| Природа и люди Индии.
|
| Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.
| Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Описание географического положения Индии, основных занятий и образа жизни жителей, определение понятия – Буддизм. Обсуждение в группах ключевых понятий, характеризующих индийскую историю и культуру.
| Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
| Работать с текстом учебника. Составлять рассказ по плану.
Работать в малых группах.
| Знать географическое положение Индии, основные занятия и образ жизни жителей, раскрыть содержание понятия – буддизм.
Уметь работать с картой, определять влияние природно-климатический условий на жизнь и деятельность жителей государства.
|
| Индийские касты.
|
| Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые».
Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма.
Объединение Индии царем Ашока.
| Рассказать о жизни и обучении брахмана.
Сравнить основные положения брахманизма и буддизма.
Перечислить достижения древних индийцев в форме передачи «Записки путешественника».
| Формирование понимания культурного многообразия мира, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.
| Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Пересказывать содержание текста учебника, документа, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний.
| Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы – хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев.
|
| Чему учил китайский мудрец Конфуций.
|
| Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель – уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость – в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.
| Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Описание географического положения Китая, основных занятий и образа жизни жителей, определение понятия – Конфуцианство. Обсуждение в группах ключевых понятий, характеризующих китайскую историю и культуру.
| Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
| Работать с текстом учебника. Составлять рассказ по плану.
Работать в малых группах
| Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии.
Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. Соотносить этические нормы конфуцианства и христианства.
|
| Первый властелин единого Китая.
|
| Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
| Описание отношений Китая с соседями. Выявление причин возведения Великой Китайской стены. Определение своеобразия древней китайской цивилизации.
| Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
| Развивать умение определять причинно-следственные связи.
Составлять кроссворды по тематике урока.
| Знать географическое положение Китая, условия возникновения единого государства, роль Великой китайской стены в жизни древних китайцев.
Уметь работать с картой, развивать умение определять причинно-следственные связи.
|
| ПОУ: «Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру».
|
| Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
| Сравнение особенностей развития различных цивилизаций. Описание наиболее значимых достижений культуры цивилизаций Древнего Востока.
| Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
| Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Умение выбирать параметры для сравнения событий, явлений, объектов.
| Знать основные понятия, даты по данной теме.
Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой.
|
| Раздел 3. Древняя Греция.
| 20+1
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Древнейшая Греция.
|
|
|
|
|
|
|
| Греки и критяне.
|
| Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
| Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Определение местоположения Критского царства, Эгейского моря. Выделение отличительных признаки критской культуры. Выявление нравственного аспекта поведения главных героев мифа о Дедале и Икаре.
| Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
| Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Умение выбирать параметры для сравнения событий, явлений, объектов.
| Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Называть отличительные признаки критской культуры. Способность применять исторические знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии греческой и критской цивилизациях.
|
| Микены и Троя.
|
| В крепостных Микенах. Местонахождение. Каменные Львиные ворота. Облик города – крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и его последствия.
| Выявить отличия между микенской и критской культурами.
Работа с лентой времени: обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Сравнение достижений критской и микенской цивилизаций.
| Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.
Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур (Микены и Троя).
| Работать в малых группах по дифференцированным заданиям.
| Определять, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.
|
| Поэма Гомера «Илиада».
|
| Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
| Описание личности Гомера, основное содержание поэм. Определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека. Характеризовать образы основных героев «Илиады».
| Развитие эстетического сознания через освоение художествен-
ного наследия
мира, творческой деятельности эстетического характера.
| Работать с первоисточниками, обобщать и делать выводы.
| Характеризовать образы основных героев «Илиады».
|
| Поэма Гомера «Одиссея».
|
| География странствий царя с острова Итака – Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
| Проследить по карте путь Одиссея домой, в Итаку. Выделить основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея.
| Развитие эстетического сознания через освоение художествен-
ного наследия
мира, творческой деятельности эстетического характера.
| Читать текст с пометками на полях: понятно или нет, известно или нет.
| Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Оценить поступки героев. Что нравится, что нет.
|
| Религия древних греков.
|
| Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Персефоне и Деметре. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
| Рассмотреть пантеон богов Древней Греции, по тексту учебника и его иллюстрациями описать связь богов с явлениями природы.
Познакомиться с мифами о Геракле.
| Развитие эстетического сознания через освоение художествен-
ного наследия
мира, творческой деятельности эстетического характера.
| Выполнять задания по техникам диалогов: « лесенка», «микрофон», «вертушка».
| Знать определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека.
Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами.
Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивать пантеон богов египтян и греков.
|
| Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.
|
|
|
|
|
|
|
| Земледельцы Аттики теряют свою землю и свободу.
|
| География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселенность Аттики. Основные занятия населения Аттики. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.
| Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды, занятий ее населения. Определение признаков греческого полиса. Описание греческого демоса.
| Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.
| Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Умение выбирать параметры для сравнения событий, явлений, объектов.
| Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия ее населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.
|
| Зарождение демократии в Афинах.
|
| Демос восстает против знати. Демократические законы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.
| Сформулировать определение понятий «реформа», «демократия», установить хронологию проведения реформ Солона, их значение.
Составление схемы «правление в полисе»
| Формировать уважение прав и свобод человека.
| Развивать навыки работы с первоисточником, опорной схемой.
Умение вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.
| Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении положения народа. Сравнивать законы Драконта и Солона.
|
| Древняя Спарта.
|
| Реография, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь . Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования.
| Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды, занятий ее населения, образа жизни спартанцев.
| Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
| Уметь найти новые слова в т |