Тема: Психологические особенности подросткового возраста
Цель: выделение особенностей подросткового периода как переломного в психическом развитии. Вопросы для обсуждения: Проблема «кризиса» подросткового возраста. Социально-историческая природа подросткового возраста. Психологическая характеристика подросткового возраста в трудах ЛС.Выготского. Чувство взрослости как основное психологическое новообразование подросткового возраста, специфическая форма самосознания (Д.Б.Эльконин). Тематика докладов Теории подросткового возраста: (Г.Ст.Холл, Э.Шпрангер, Ш.Бюлер, Э.Эриксон, К.Левин, Ж.Пиаже) Литература: 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Екатеринбург: Деловая книга, 1999.- 624 с. 2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др.- М., 1984. 3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005. 4. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. 5. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста. 6. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946–1980 г.г. / Под ред. И.И. Ильясова. – М.: Московский университет, 1981. Методические указания: При подготовке к семинару не стоит ограничиваться только учебником. Более полную картину психического развития в подростковом возрасте можно получить, сравнивая разные позиции исследователей, для чего нужно обратиться к дополнительной литературе. На основе материалов темы необходимо раскрыть историчность подросткового (переходного, пубертатного) периода, связать его с неравномерностью развития человека. На основе материалов темы необходимо выявить особенности развития познавательных процессов в подростковом возрасте и их влияние на личностную сферу подростка, ведущую деятельность и социальную ситуацию развития. Семинарское занятие 6 Тема: Отклоняющееся поведение подростков. Цель: получение представления о типах отклоняющегося поведения, причинах, их обусловливающих, принципах работы с «трудными» детьми. Вопросы для обсуждения Понятие «трудные» подростки в психологической литературе. Типы отклоняющегося поведения (аддиктивное, делинквентное). Психологические причины отклонений в поведении. Работа с «трудными» детьми. Тематика докладов Аномалии в развитии характера в подростковом возрасте. Основные стадии морального развития личности в онтогенезе. Литература: 1. Васильев В.Л. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Л., 1986. 2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др.- М., 1984. 3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского.- М., 1979. 4. Кле М. Психология подростка.- М., 1991. 5. Кучинская Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией.// Вопросы психологии.- N4.- 1996. 6. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению// Психологический журнал.- т.17.- N3.- 1996. 7. Меньшикова Е.С.Жестокое обращение с детьми и его отдаленные последствия// Психологический журнал.- N6.- т.13.- 1993. 8. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.2. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М., 1996. 9. Фарапонова Э.А., Гульба О.А. Формирование трудовой мотивации у подростков и юношей с девиантным поведением// Психологический журнал.- N6.- 1993. Методические указания: Дать оценку роли ведущей деятельности и связать ее с изменением круга значимых других, падением престижа учебной деятельности, важностью социального статуса в среде сверстников для развития личности подростка. Обратить внимание на формирование акцентуаций характера в подростковом возрасте. Подготовить для анализа проблемные ситуации взаимодействия с подростками родителей и педагогов. Семинарское занятие 7 Тема: Психологические особенности юношеского возраста. Цель: получение представления о психологическом развитии в юношеском возрасте. Вопросы для обсуждения Формирование профессиональной направленности и предварительное профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста. Особенности общения в юношеском возрасте. Юношеская дружба и любовь. Самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе как основное новообразование юношеского возраста. Развитие способности к самоуправлению. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Переход к самообразованию и самовоспитанию. Развитие абстрактного, дивергентного и гипотетико-дедуктивного мышления. Тематика докладов Юношеская влюбленность как психологический феномен Место юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла (Э.Шпрангер, Ш. Бюлер, А.Фрейд, К.Левин, Э.Эриксон, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин) Литература: 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Екатеринбург: Деловая книга, 1999.- 624 с. 2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др.- М., 1984. 3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского.- М., 1979. 4. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. - М., 1976. 5. Кон И.С. Психология ранней юности.- М., 1989. 6. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.2. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 7. Особенности обучения и развития школьников 13-17 лет.- М., 1987. 8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М., Роспедагентство, 1996. 9. Практические задания по психологии / Под ред. Д.Я.Богдановой, И.П.Волкова.- М.: Физкультура и спорт, 1989.- 160 с. Методические указания: На основе материалов темы необходимо объяснить различие содержания учебной деятельности как ведущей в младшем школьном и юношеском возрасте (в юности это источник совершения основных жизненных выборов и построения перспектив). Раскрыть психологическое содержание дальнейшей автономизации личности в юности как предпосылки самостоятельной жизни. Обратить внимание на потребность в исповедальности и самопознании и способы ее реализации (можно привлечь данные литературы и искусства).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |