Тема: Психическое развитие в младшем школьном возрасте
Практические (семинарские) занятия (18 часов) (Методические указания) Семинарское занятие 1 Тема: Периодизация психического развития. Цель: Провести сравнительный анализ различных периодизаций психического развития. Ход: 1. Обсуждение теоретических вопросов. 2. Сравнительный анализ разных периодизаций. 3. Решение задач по проблеме соотношения биологического и социального в психическом развитии. Вопросы для обсуждения Периодизация интеллектуального развития Ж.Пиаже Психоаналитический подход к периодизации психического развития (З.Фрейд). Периодизация социально-психологического развития Э.Эриксона. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина. Тематика докладов Роль возрастных кризисов в психическом развитии. Факторы риска в психическом развитии ребенка. Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка. Литература для конспектирования: Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005. Или Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946–1980 г.г. / Под ред. И.И. Ильясова. – М.: Московский университет, 1981. Литература: 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург, 1999 2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др.- М., 1984. 3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского.- М., 1979. 4. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т.1. Пер. с фр.- М.: Мир, 1992. 5. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.2. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 6. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. - М., 1985. 7. Пиаже Ж. Избранные психологические труды.- М., 1969. 8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М., Роспедагентство, 1996. 9. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против.- М., 1981. 10. Пиаже Ж. Природа интеллекта. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. - М.: МГУ, 1981. 11. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах.- М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.- 416 с. 12. Эриксон Э. Детство и общество. - М., 1992 Методические указания: При подготовке к семинарскому занятию внимательно прочитайте соответствующие разделы учебника, а затем дополнительную литературу. Особое внимание обратите не только на содержательную характеристику выделяемых авторами периодов, но и на теоретические предпосылки построения периодизаций, систему аргументов. Продумайте форму своего выступления (доклад, сообщение, презентация). Практическое занятие 2 Тема: Проективные методы в возрастной психологии Цель: получить представление о возможностях проективных тестов в исследовании внутреннего мира ребенка. Ход: 1. Ознакомление со схемой анализа рисунка человека и семьи. 2. Проведение анализа рисунков. 3. Обсуждение вариантов интерпретации рисунков. 4. Оформление отчета. Литература: 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Екатеринбург: Деловая книга, 1999.- 624 с. 2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста.- Томск «Пеленг», 1993.- 69 с. 3. Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты. - М., ООО "Издательство АСТ", 1997. Методические указания: На занятии вы должны представить рисунки человека и семьи, выполненные ребенком 6-8 лет. Семинарское занятие 3 Тема: Психологическая готовность к школе. Цель: научиться выделять признаки психологической готовности к школьному обучению, а также признаки психологического неблагополучия в начале школьного обучения. Вопросы для обсуждения Актуальность проблемы психологической готовности к школьному обучению. Компоненты психологической готовности к школе (особенности когнитивной сферы, особенности эмоционально-волевой сферы, мотивационная сфера). Адаптация детей к школе. Признаки и уровни дезадаптированности. Тема доклада Проблема диагностики психологической готовности к школьному обучению. Литература: 1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.- М., Просвещение, 1988. 2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др.- М., 1984. 3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского.- М., 1979. 4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.- М., 1991. 5. Коломинский Я.Л. Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетего возраста: кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1988.- 190 с. 6. Маркова А.К. Лидерс А.Г. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.- 180 с. 7. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.2. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 8. Эльконин Д.Б. Детская психология.- М., 1960. 9. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М., Просвещение, 1993. 10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М., Роспедагентство, 1996. Методические указания: Для лучшего понимания проблемпсихологической готовности к школьному обучению целесообразно не только проработать научную литературу. Важно побеседовать на эту тему со школьными учителями, родителями младших школьников, детьми в возрасте 6-8 лет, как обучающимися в школе (о трудностях и проблемах, с которыми им пришлось столкнуться), так и с детьми, которым еще предстоит обучение о том, что они знают о школе.
Семинарское занятие 4 Тема: Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Учение как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Особенности познавательного развития младших школьников. Особенности личностного развития и основные новообразования в младшем школьном возрасте. Специфика общения со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте. Литература: 1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1968. 2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.- М., Просвещение, 1988. 3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др.- М., 1984. 4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского.- М., 1979. 5. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников.- М., 1984. 6. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.2. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 7. Эльконин Д.Б. Детская психология.- М., 1960. 8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М., Роспедагентство, 1996. 9. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М.: Педагогика, 1984.- 152 с. 10. Зак А.З. Различия в мышлении детей/Учеб-метод. пособие.- М.: Российский открытый ун-т, 1992.- 128 с. 11. Маркова А.К. Лидерс А.Г. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.- 180 с. 12. Психическое развитие младших школьников/Под. ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1990.- 168 с. 13. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988.- 173 с. 14. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: "ничья земля" в возрастной психологии // Вопросы психологии.- 1998.- N3.- С. 17-31. 15. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. О детской самостоятельности.// Вопросы психологии.- 1990 - N6. Семинарское занятие 5
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (364)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |