Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профиль _дошкольное образование_



2016-09-16 243 Обсуждений (0)
Профиль _дошкольное образование_ 0.00 из 5.00 0 оценок




ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА по направлению

Педагогическое образование__

(указываются код и наименование направления подготовки в соответствии с ФГОС)

профиль _дошкольное образование_

(наименование профиля в соответствии с ФГОС)

 

Квалификация (степень) выпускника _бакалавр_

(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)

 

Утверждено на заседании кафедры _______________________________ (указывается полное наименование кафедры) Протокол № ____ от ______ 201 г. Зав. кафедрой _________________________ ФИО   Утверждено на заседании Совета факультета ______________________________ (указывается полное наименование факультета, института) Протокол № ___ от _______ 201 г. Председатель Совета ________________________ ФИО

 

Санкт-Петербург

2012 г.


ДИСЦИПЛИНА ___Введение в психологию___

Место дисциплины в структуре ООП: Профессиональный цикл

Базовая (общепрофессиональная) часть

Трудоемкость и аттестация по дисциплине:

Дисциплина (учебные курсы) / семестр Трудоемкость Аудиторная нагрузка, часы: Форма итоговой аттестации / семестр
Всего кредитов / из них на экзамен Всего часов на теоретическое обучение из них: Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Введение в психологию -  

Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины: готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); освоение основных понятий общей психологии и применение теоретических психологических знаний и практических умений в практике педагогического взаимодействия.

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:

Знали:

- основные закономерности развития психики, психологические характеристики (свойства, процессы и состояния) индивида как субъекта социальных отношений, зависящие от средовых и генетических влияний, возраста, пола, состояния, целей человека;

-структуру и основные психические свойства личности, факторы развития (саморазвития) личности;

- особенности современной социокультурной ситуации развития.

Умели:

-анализировать и учитывать в ситуациях социального взаимодействия и педагогической практике интегративные психические образования: мотивационные, аффективные, темпераментологические, сенсорные, психомоторные, мнемически, интеллектуальные, речевые, регуляторные, креативные, нравственные.

Владели:

-психологической компетентностью при изучении других дисциплин и в практике взаимодействия в образовательном процессе;

- психодиагностическими методами изучения психологических явлений.

Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:

№ п/п Название темы с кратким содержанием Виды занятий, часы Самостоятельная работа, часы Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
1. Общая характеристика психологии как науки:психологическая компетентность и ее роль в педагогической профессии и жизни; научная и житейская психология;основные этапы развития представлений о предмете психологии; понятие предмета и объекта науки; душа как предмет исследования; переход к изучению сознания; психология как наука о поведении; современные представления о предмете психологии; методы психологического исследования; задачи и место психологии в системе наук. . -
2. Феномен человеческой психики: Психика и ее происхождение; психика как форма отражения действительности; психика и организм человека как единство психического и биологического; психика как системное качество головного мозга; структура психики; психические процессы: познавательные и эмоционально-волевые; психические состояния; психические свойства личности. Сознание как высшая ступень развития психики. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное и бессознательное), и динамические связи с осознаваемым. Различные подходы к изучению неосознаваемого. Защитные механизмы. Факторы развития психики человека; деятельность и общение как факторы развития психики человека; психика и поведение: навыки эффективности.   -
3. Психические процессы. Ощущения и восприятие.Рецепторная и рефлекторная теории ощущений; свойства ощущений классификация ощущений; чувствительность и ее измерение; понятия о порогах. Восприятие как процесс и система перцептивных действий; зависимость восприятия от направленности личности и других психических процессов; восприятие и прошлый опыт человека; особенности восприятия – предметность, целостность, константность, избирательность и осмысленность; виды восприятия - пространства, времени и движений; иллюзии -
4. Общее представление о внимании: виды и свойств (качества) внимания; внимание и сознание; теории внимания; внимание и деятельность; развитие внимания. -
5. Память:Память как способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении. Физиологический, биохимический и психологический подход к раскрытию механизмов памяти. Забывание как один из аспектов памяти. Память как сквозной процесс, пронизывающий всю психическую деятельность. Виды памяти и процессы памяти. Хранение информации как активный процесс. Интерференция. Воспроизведение. Мнемотехнические приемы. Аномалии памяти; память и научение; память и деятельность; память как высшая психическая функция.   -
6. Мышление. Воображение. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи. Стадии (Ж.Пиаже), и виды мышления. Мышление как деятельность и решение мыслительных задач. Мыслительные операции как основные механизмы мышления. Индивидуальные особенности мышления. Мышление и интеллект. Понятие о воображении как специфически человеческом виде деятельности. Возникновение образов воображения. Виды воображения. Мечта как особый вид воображения. Этапы творческого воображения. Интеллект и креативность.   -
7. Эмоции. Воля Эмоциональная сфера человека. Эмоциональные феномены. Причины возникновения эмоций. Виды эмоций и их функции. Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений. Произвольное и волевое. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и их изучение.    
Психические состояния: Определение состояния. Роль и место состояний среди других психических явлений. Функции состояний. Классификация состояний. Положительные психические состояния. Отрицательные психические состояния. Понятие психологического здоровья Управление состояниями.    
Личность.Человек. Индивид. Личность.Биологическое и социальное в личности. Структура личности. Психические свойства личности. Направленность как стержневая характеристика личности. Активность личности. Потребности как источник активности Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. Уровень притязаний личности. Интересы, идеалы, и мировоззрение личности как условия, обеспечивающие целостность, устойчивость и направленность личности. Свойства, структура и типология личности. Понятие о темпераменте. Тип высшей нервной детельности и темперамент. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента. Общее понятие о характере и его природе. Структура характера. Типы акцентуаций характера. Понятие о способностях, структура способностей, врожденное и приобретенное в способностях.    
  Содержание вариативной самостоятельной работы          
Итого: -

Интерактивные формы занятий:

№ темы Формы
Тема № 3,6,7 Дискуссии по темам
Тема № 3,4,5,6,7 Проведение психологических опытов с интерпретацией результатов
Тема № 5,7 Решение психологических задач
Тема № 9 Психологическая викторина

Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
1. Тема: Психология как наука; предмет психологии   Проанализировать проблему отличия житейских психологических знаний и научных психологических знаний и заполнить таблицу Составить схему взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний. Оформить таблицу « Классификация методов исследования в психологии по Б.Г.Ананьеву Заполнить таблицу «Характеристика методов психологического исследования»  
2. Возникновение и развитие психики   . Дать краткую характеристику стадий развития психики и сознания, оформив таблицу по аналогии с предложенным вариантом «Источники развития психики и сознания» Определить функции сознания и составить схему структуры сознания, охарактеризовать все структурные компоненты сознания: сознание как процесс, сознание как состояние, сознание как свойство (обсуждение) Подготовка к дискуссии «Проблемы бессознательного в психологии».    
3. Ощущения и восприятие.   Нарисовать схему любого анализатора (слухового, зрительного, обонятельного), дать комментарии к схеме, обозначив составные части анализатора и их функции. Подготовка и участие в дискуссии «В чем сходство и различие двух психических процессов ощущения и восприятия» Заполнить таблицу «Характеристика психических процессов ощущения и восприятия»  
  Внимание   . Заполнить таблицу «Виды внимания и их характеристики» Перечислите по памяти свойства внимания, затем уточните этот перечень по учебным материалам, Раскройте содержание каждого свойства, его роль в жизни и деятельности, назовите факторы, положительно и отрицательно влияющие на проявление и развитие этих свойств. На основании изученного материала составить памятку «Как научиться быть внимательным».    
  Память   Составить схему «Классификация основных видов памяти» Понаблюдайте за собой и напишите небольшое сочинение на тему: «Особенности моей памяти» Запишите свое первое воспоминание. Почему запомнилось именно это? Подберите 4-5 упражнения на тренировку и развитие памяти.  
  Мышление. Воображение. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных? Приведите примеры, подтверждающие многогранность человеческого мышления. 2. Назовите специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности. Раскройте отличия мышления от чувственного познания. 3. Перечислите основные этапы решения мыслительных задач и укажите психологические условия, необходимые для их решения. Дайте сравнительную характеристику способов поиска решений 4. Укажите некоторые общие закономерности формирования умственных действий. Покажите их связь с с внешними практическими действиями. 5. В чем отличия понятий от представлений и как они взаимосвязаны? Проиллюстрируйте примерами. Заполните таблицу «Виды мышления» Подготовить письменное сообщение (2-3 стр.) на тему по выбору: 1. Стадии интеллектуального развития по Ж.Пиаже. 2. Мышление и интеллект.    
  Эмоции. Воля.   Составьте список понятий (с характеристикой), относящихся к понятию «эмоциональная сфера человека». Приведите примеры, подтверждающие роль человеческих эмоций в познании. В чем отличие эмоций от чувств? Приведите примеры. Приведите примеры переживаний из собственного опыта стрессов и фрустраций. Какие эмоции, по вашему мнению, легче всего распознавать по мимике человека? Подготовить реферат на тему «Понятие воли в психологии» (5-6 стр.)  
  Психические состояния   .Оформить таблицу «Классификация психических состояний», дать характеристику, указать причины возникновения данных состояний.Составить рекомендации по одной из тем: «Как избавиться от ненужного беспокойства?» «Как справиться со стрессом?» «Как сохранить психологическое здоровье?»  
       
Итого: 30 часов

 

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
1. Индивидуально-психологические особенности личности Понятие о темпераменте и его типах. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента. Письменное сообщение. Подобрать методы изучения темперамента
  Индивидуально-психологические особенности личности Понятие о характере, структура характера. Сформулировать основные факторы формирования характера
  Индивидуально-психологические особенности личности Понятие о способностях. Структура способностей.Врожденное и приобретенное в способностях. Подобрать методики диагностики способностей
Итого: 6 часов

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Общая психология: в 7т под ред Б.С. Братуся. Т1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: уч. для студ высш. уч. зав. М.: Изд-во центральной Академии, 2007. – 352с.

2. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория пси­хических процессов. М.:ПЕР СЕ 2000. –685с.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое

общество России, 2005. – 276с.

4. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-хт.Т.1. Пер.с франц.3-е изд. М.: Мир, 2004. – 496с.

5. Крысько В. Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. М., 2001. – 289с.

6. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высших Пед. уч. заведений: В 3 кн. 4-ое изд. М.: ВЛАДОС, 2001. Кн.1. – 467с.



2016-09-16 243 Обсуждений (0)
Профиль _дошкольное образование_ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профиль _дошкольное образование_

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)