ГЛАВА X. УРОКИ ИСТОРИИ
История всех стран указывает на решительное взаимодействие социальных и индивидуальных сил. Нигде с такой ясностью, как в мореходстве, не обнаруживается влияние свободы, умственного развития и просвещения на могущество, а следовательно, и на производительные силы, и на богатство нации ( история не указывает ни одного примера, где бы порабощенный народ отличался в мореходстве.) Всюду наряду с развитием мануфактур усовершенствовались пути сообщения, улучшалось речное судоходство, пролагались каналы, усовершенствовались грунтовые дороги, являлись железные дороги и пароходства — необходимые условия для развития земледелия и цивилизации. Государства стремились посредством ограничений, покровительства и поощрений акклиматизировать на собственной почве капиталы, ловкость и дух предприимчивости иностранцев (первая была Англия) Что торговая политика ограничений только тогда может оказать надлежащее действие, когда она поддерживается успехами культуры и свободными учреждениями страны (Венеция, Испания, Франция, Англия), а развитая культура при свободных ли учреждениях или без них, если только она не встречает поддержки в целесообразной торговой политике, является плохим обеспечением экономических успехов страны( Германия, США) ДЛЖНО БЫТЬ ТАК: народы, обладающие от природы всеми средствами для достижения высшей степени богатства и могущества, могут и должны менять свою торговую систему по мере того, как идут вперед. Сначала, посредством свободы торговли с народами, их опередившими, они выходят из варварства и улучшают свое земледелие (Испания, Португалия, Неаполь); потом посредством ограничений они заставляют цвести их фабрики, флот и внешнюю торговлю(США, Германия); наконец, после достижения высшей степени богатства и могущества, посредством постепенного перехода к принципам свободы торговли и свободной конкуренции иностранцев на их собственных рынках они предохраняют от равнодушия своих земледельцев, фабрикантов и своих купцов и возбуждают в них энергию для поддержания верховенства, которого они достигли(ТОЛЬКО ВЕЛИКОБРИТАНИЯ). Книга вторая. Теория. ГЛАВА XI. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И КОСМОПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ До Кенэ и французских экономистов не существовало другой политической экономии, кроме той, которая практиковалась государственным управлением.Кенэ, у которого впервые зародилась идея всеобщей свободы торговли, расширил объем своих исследований на все человечество, не имея представления об отдельной нации. Кенэ имел в виду космополитическую экономию, т. е. ту науку, которая учит, как человеческий род может обеспечить себе благосостояние, в противоположность политической экономии или такой науке, которая ограничивается изучением того, каким образом данный народ при известных мировых отношениях, при помощи земледелия, промышленности и торговли достигает благосостояния, цивилизации и могущества. Адам Смит стремится это доказать( «Исследование о природе и причинах богатства народов») Ж.Б. Сэй определяет политическую (государственную) экономию –экономия в отношении к нациям Следует различать: экономию политическую, или национальную, которая, исходя из представления и сущности национализма, учит, каким образом данная нация при современном положении всего света и при наличности особых национальных отношений может сохранять и улучшать свое экономическое положение, и экономию космополитическую, или мировую, которая исходит из гипотезы, что нации всего земного шара образуют собою одно общество, пребывающее в вечном мире. Школа впадает в крупную ошибку, применяя к положению различных наций чисто космополитические принципы, в то же время не признавая, по соображениям политическим, космополитических тенденций производительных сил. Ошибка: Мальтус хотел ограничить прирост населения. Теория Мальтуса узка по своей тенденции, по своим средствам она представляется противоестественной, гибельной для нравственности и энергии, наконец, чудовищной. Она стремится уничтожить побуждение, которое по своей природе является действительнейшим средством, которое возбуждает в людях напряжение тела и духа · ГЛАВА XII. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ И ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ Смитпонимал,чтоположение наций зависит главным образом от суммы их производительных сил. Он, очевидно, был склонен считать труд основанием (фондом) всяких богатств наций, несмотря на то что он сам отлично видел, и это он даже высказывает, что производительность труда зависит главным образом отстепени умения и целесообразности, с которыми труд применяется. Ошибка:исследования Смита ограничиваются той человеческой деятельностью, результатом которой являются материальные ценности. Наибольшая часть потребления нации идет на воспитание будущих поколений, на возбуждение национальных производительных сил. Если считать только физический труд единственной причиной богатства, то каким образом объяснить то, что новые страны без сравнения богаче, население могущественнее и счастливее стран древности? У древних народов, сравнительно со всей массой населения, было занято гораздо более рабочих рук Ошибка теории в том, что она ошибочно причисляет к одной категории заводско-фабричную промышленность и земледелие, говорит вообще о труде, естественных силах, капитале и т. д., не обращая внимания на существующее между ними различие. · ГЛАВА XIII. НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И АССОЦИАЦИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ СТРАНЫ Своему знаменитому основателю обязана школа открытием того естественного закона, который она называет разделением труда, но ни Адам Смит и ни один из его последователей не вникли в сущность этого закона и не проследили его в его важнейших последствиях. Высшее разделение труда в стране составляет разделение труда умственного и труда физического. Наисовершеннейшее разделение труда и наилучшая комбинация производительных сил в материальном производстве оказывается в земледелии и фабрично-заводской промышленности Разделение труда двух видов: разделение труда при производстве одного предмета несколькими людьми, и одного человека для производства разных предметов. · ГЛАВА XIV. ЧАСТНАЯ ЭКОНОМИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ Смит и Сэй уподобляют нацию, желающую поощрить свою промышленность посредством ввозных пошлин, портному, который вздумал бы сам себе шить сапоги, и сапожнику, который вздумал бы увеличить свое производство посредством установления входной платы в свое помещение. Ошибка: рассматривают только частную экономию · ГЛАВА XV. НАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ЭКОНОМИЯ НАЦИЙ Итак, система школы представляет следующие существенные недостатки: -беспочвенный космополитизм (не признает сущности национализма и не принимает в расчет национальных интересов) Но между отдельным человеком и человечеством стоит нация В настоящее время между нациями существует бесконечное разнообразие; мы видим между ними великанов и карликов, существ нормальных и калек, нации цивилизованные, полуцивилизованные и варварские Задача политической (национальной) экономии заключается в экономическом воспитании наций и в подготовке их к вступлению во всемирное общество будущего. Значительная населенность и обширная, снабженная естественными богатствами территория — вот необходимые признаки нормальной национальности Но тем не менее все нации, как и отдельные люди, обладают от природы инстинктом самосохранения и стремлением к прогрессу. В экономическом отношении нации должны пройти через следующие стадии развития: состояние первоначальной дикости, пастушеское, земледельческое, земледельческо-мануфактурное и, наконец, земледельческо-мануфактурно-коммерческое. · ГЛАВА XVI. НАРОДНАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЯ Все, что имеет отношение к понятию о материальных средствах правительства, о потреблении этих средств и управлении ими, или государственная финансовая экономия, ни в каком случае не должно быть смешиваемо с установлениями, регламентами, законами и обстоятельствами, которыми обусловливается и распределяется экономия граждан, т. е. народная экономия · ГЛАВА XVII. ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ЛИЧНЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ Фабрично-заводская промышленность — чадо науки и искусства Очевидно, для земледелия необходимы личные способности одного и того же рода, и именно такие, в которых склонность к порядку соединяется с физической силой и настойчивостью в исполнении тяжелых работ, между тем как фабрично-заводская деятельность требует бесконечного разнообразия умственных способностей, талантов и опытности. · ГЛАВА XVIII. ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ НАЦИИ Чем более совершенствуется отдельный человек или общество, тем более они получают возможности пользоваться для своих целей находящимися в их распоряжении естественными силами, тем более расширяется сфера их деятельности. Важнейшая из производительных естественных сил - производительная способность почвы · ГЛАВА XIX. ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СИЛЫ, ИЛИ МАТЕРИАЛЬНЫЕ КАПИТАЛЫ, СТРАНЫ То, что мы разумеем под термином «инструментальная сила», школа называет капиталом. · ГЛАВА XX. ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ Каждое индивидуальное и социальное усовершенствование, всякое развитие производительных сил страны вообще, но особенно возникновение фабрично-заводской промышленности, увеличивают ренту в количественном отношении, между тем как она в долевом отношении уменьшается. Таким образом, увеличение рент в стране бесконечно превосходит проценты с материальных капиталов, необходимых для создания фабрично-заводской промышленности. · ГЛАВА XXI. ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ТОРГОВЛЯ Торговля должна регулироваться соответственно интересам и нуждам земледелия и фабрично-заводской промышленности, но не земледелие и мануфактурная промышленность должны следить за интересами и нуждами торговли. · ГЛАВА XXII. ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ТОРГОВОЕ МОРЕХОДСТВО, МОРСКИЕ СИЛЫ И КОЛОНИЗАЦИЯ Фабрично-заводская промышленность, базированная на обширной внутренней и внешней торговле, является вместе с тем существенным условием для развития значительного мореходства. Венцом развития фабрично-заводской промышленности являются колонии. Метрополия снабжает колонии изделиями фабрично-заводской промышленности, взамен которых получает от них излишек продуктов земледелия и сырья; эта торговля оживляет фабрично-заводскую промышленность метрополии, увеличивает ее население и спрос на продукты собственного земледелия и содействует развитию торгового мореходства и морских сил. · ГЛАВА XXIII. ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ОРУДИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ · ГЛАВА XXIV. ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ПРИНЦИП САМОСОХРАНЕНИЯ И ПРОГРЕССА Если мы будем исследовать прогресс отдельных отраслей промышленности с начала их возникновения, то найдем, что они мало-помалу овладевали улучшенными способами обработки, машинами, зданиями, выгодами производства, опытом, ловкостью и всеми теми знаниями и отношениями, которые обеспечивают им наивыгоднейшую доставку сырья и наивыгоднейшие условия сбыта их продуктов. несравненно легче усовершенствовать уже начатое предприятие и его расширить, чем создать новое. естественный закон, который имеет много общего с естественным законом разделения операций труда и ассоциации производительных сил — законом, сущность которого состоит в том, что несколько следующих одно за другим поколений подобным же образом комбинируют, так сказать, свои силы для достижения одной и той же цели и некоторым образом разделяют между собой усилия, которые для этого требуются. Сохранением и дальнейшим усовершенствованием искусств и наук и передачей их от одного поколения другому мы обязаны в значительной степени древним кастам жрецов, монастырям и университетам.
Фабрично-заводская промышленность снабжает нас или орудиями производства, или средствами для удовлетворения наших потребностей, или предметами роскоши. Обыкновенно эти два последних свойства смешиваются. К числу самых важных побудительных средств относятся те, которые встречаются в гражданской и политической организации: когда невозможно трудом и богатством возвыситься из низшего класса общества в высший; когда собственник должен бояться показывать свое богатство или публично им пользоваться из опасения, что его права собственности будут нарушены или что он будет обвинен в надменности и неприличии; когда низшему классу отказывают в общественном уважении, в участии в управлении, законодательстве и суде; когда замечательные труды по земледелию, мануфактурной промышленности и торговле не дают права на общественное уважение и социальное отличие, — тогда не существует самых важных стимулов как потребления, так и производства.
Но фискальные пошлины всякого рода должны быть настолько умеренны, чтобы не стеснять чувствительно ввоза и потребления, так как иначе они не только ослабят производительные свойства страны, но и не достигнут своей финансовой цели. Покровительственные меры оправдаются только целями содействия и упрочения внутренней фабрично-заводской промышленности и только у тех наций, которые обладают обширной и округленной территорией, значительным населением, значительными естественными источниками богатств, развитым земледелием, стоят на высокой ступени цивилизации и политического развития Большое влияние на выбор вида покровительства имеет война, так как она создает вынужденную запретительную систему.
Опять про то, что Смит был против протекционизма и что в этом он ошибался (это где-то раньше уже было) Билет 28 Билет №28. 6. Выводы Сам труднебольшой — около 30 страницв переводе на русском. Экономисты должны понимать условия выживания и критерии действия экономический системы и иметь группу участников , которые могут предложить различные комбинации, чтобы система делала свой выбор. Критерий выживания действует независимо от индивидуальных мотиваций. Участник обладает инициативой, может рисковать, осуществлять инновации, адаптироваться с помощью метода проб и ошибок. Билет 29
М. Вебер “ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА” Год Об авторе:Вебер(Weber) Макс (1864-1920) немецкий социолог, историк, экономист.Его труды в значительной степени определили в ХХ в. направление развития на Западе социально-научного знания. Состав:Книга включает 2 части (5 глав): 1. Постановка проблемы (Предварительные замечания и 3 главы); 2. Профессиональная этика аскетического протестантизма (2 главы).
Основная мысль:В книге М. Вебера “ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА” автор сравнивает предпринимательские способности представителей капиталистического мира, придерживающихся различных христианских конфессий,в частности он сравнивает католиков и протестантов. Выводы, к которым он приходит: Сравнивая, Вебер отмечает, на первый взгляд сложнообъяснимую, особенность: среди преуспевающих коммерсантов преобладают сторонники протестантизма.Вебер пишет: “При ознакомлении с профессиональной статистикой любой страны со смешанным вероисповедным составом населения неизменно обращает на себя внимание одно явление, неоднократно обсуждавшееся в католической печати и литературе и на католических съездах Германии. А именно–несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, среди высших квалифицированных слоев рабочих, среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий”. Предположения Вебера:Далее автор делает различные предположения, о природе данного факта преобладания протестантов. Он пытается объяснить его с позиции исторической– “В XVI в. многие богатейшие области империи в силу благоприятных естественных условий и близости торговых путей, приняли протестантскую веру; последствия этого факта способствуют успехам протестантов в их борьбе за существование и экономическое процветание”. Так же с позиции экономической (финансовой) и общеобразовательной: “Тот факт, что процент католиков среди учащихся и выпускников средних учебных заведений "повышенного типа" значительно ниже их процентного отношения ко всему населению, можно, объяснить имущественными различиями. Но тот факт, что среди абитуриентов-католиков процент окончивших учебные заведения, которые готовят к технической и торгово-промышленной деятельности, вообще к буржуазному предпринимательству, также значительно ниже, чем среди протестантов– этот факт никак нельзя объяснить финансовой причиной”. Новаторство и отличительная особенность: М. Вебер в данном труде проводит большое социологическое исследование, имеющее своей целью показать особенности присущие протестантскому направлению мировоззрения, в общем, и касательно предпринимательства и капитализма в частности. Так он сравнительно анализирует взаимосвязь между приверженностью к той или иной христианской конфессии и успехом в коммерции. Стиль работы:В своей работе Вебер достаточно подробно и доступно, простым литературным, разговорным языком ведет исследователя по пути разносторонних сравнений, то есть он сравнивает одни и те же особенности, рассматривая их с разных сторон. Деталь: Вот, например одна из особенностей “национальные и религиозные меньшинства (в разных странах)добровольно или вынужденно отказываются от политического влияния и политической деятельности, концентрируют все свои усилия в сфере предпринимательства. Так обстояло дело с поляками в России и Восточной Пруссии, где они шли по пути экономического прогресса так же с гугенотами во Франции Людовика XIV, с нонконформистами и квакерами в Англии. Но так же надо сказать, что и в те времена, когда в Англии и Голландии католиков либо преследовали, либо только терпели, они в отличие от протестантов ничем особенным не проявляли себя в области экономики. Скорее можно считать установленным, что протестанты как в качестве господствующего, так и в качестве подчиненного слоя населения, как в качестве большинства, так и в качестве меньшинства проявляли специфическую склонность к экономическому рационализму, которую католики не обнаруживали и не обнаруживают ни в том, ни в другом положении. Причину различного поведения представителей названных вероисповеданий следует поэтому искать прежде всего в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем историко-политическом положении”. Возвращение к уже приводимым аргументам:Можно заметить, что Вебер строит изложение своей теории иногда на отрицании или перефразировании своих ранее изложенных мыслей, предположений и доводов. То есть он строит предположение, а потом далее или утверждает, или отрицает его. Точка зрения, красная нить труда: 1.По мнению Вебера над миром господствует рационализм. Именно рационализм определяет отношения человека к природе, отношения между людьми, причем господство рационализма растет вместе с развитием техники и науки. М. Вебер обосновал рационализм науки и искусства. Это вовсе не значило, что искусство и наука совмещаются. Истинность, красота, рациональность всегда будут различны, но вопрос ставился о развитии этих ценностей на Западе. 2. “Большая "отчужденность от мира", свойственная католицизму, аскетические черты его высших идеалов должны были воспитать в его приверженцах известное равнодушие к земным благам. Эта аргументация действительно лежит в основе распространенной в наши дни сравнительной оценки обоих вероисповеданий. Протестанты, используя эту схему, подвергают критике аскетические идеалы жизненного уклада католиков, католики же в свою очередь упрекают протестантов в "материализме", к которому привела их секуляризация всего содержания жизни”. М. Вебер пытался проанализировать все формы религии и те способы действия людей, которые они порождают. В этом заключается его глубокое социологическое исследование. Важный термин:Социология по Веберу - наука, которая занимается социальными действиями, толкуя и понимая эти действия. Таким образом, социальные действия–это предмет ее изучения. Социология образует типовые понятия и ищет общие правила совершающегося, противоположно исторической науке, которая стремится объяснить только частные события. Анализируя психологию и мировоззрение протестантов, Вебер приходит к выводу, что духовные источники капитализма лежат в протестантской вере, и он ставит перед собой задачу: найти связь между религиозным убеждением и духом капитализма. Важно помнить, что существуют различные формы капитализма: Основная форма –экономический капитализм. Он ориентирован на постоянное развитие производительных сил, здесь важен не столько результат, сколько процесс даже при ограничении собственного потребления.
М. Вебер вырабатывает связь между религиозным убеждением и духом капитализма. М. Вебер считает, что религия содействовала утверждению рационализма. “Можно считать характерным, что среди прозелитов французских гугенотских церквей, преобладали монахи и представители торгово-промышленных кругов (купцы, ремесленники), причем это положение сохранилось и в период преследований гугенотов. Уже испанцам было известно, что "ересь" (то есть нидерландский кальвинизм) способствует развитию "торгового духа"”. Важно также отметить, что для М. Вебера было наиболее ценно в человеческих и деловых отношениях понимание долга, ответственности. В деловом мире очень важно понимание этики ответственности. Реальная политика капитализма всегда целенаправленна. М. Вебер считает, что подлинные стремления людей можно выяснить только в ходе дискуссии. Правда интересная мысль:“…. во франклиновском подходе содержится гамма ощущений, которая тесно соприкасается с определенными религиозными представлениями. Ибо на вопрос, почему же из людей следует "делать деньги", Бенджамин Франклин действует без какой-либо конфессиональной направленности в своей автобиографии отвечает библейским изречением, которое он в молодости постоянно слышал от своего отца, строго кальвиниста: " Видел ли ты человека, проворного в своем деле? Он будет стоять над царями". Приобретение денег при условии, что оно достигается законным путем, является при современном хозяйственном строе результатом и выражением деловитости человека, следующего своему призванию, а эта деловитость, как легко заметить, составляет альфу и омегу морали Франклина” И далее он пишет: “Современный капиталистический хозяйственный строй это чудовищный космос, в который каждый отдельный человек ввергнут с момента своего рождения и границы которого остаются, во всяком случае, для него как отдельного индивида, раз навсегда данными и неизменными”. Билет 30
Леонтьев Василий Васильевич, 1905 (по другим данным – 1906) – 1999. Автор метода «затраты – выпуск» (он же межотраслевой баланс, он же модель Леонтьева: характеризует связи между выпуском продукции в одной отрасли и затратами, расходованием продукции всех участвующих отраслей, необходимым для обеспечения этого выпуска. А ещё есть т.н. парадокс Леонтьева: корректное исследование требует не двухфакторной, а многофакторной модели внешней торговли. Мой мозг отказывается это понимать, но, полагаю, достаточно будет просто упомянуть название). Вырос в Петербурге, а в 28-м
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (422)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |