Сказки, в которых социальные и бытовые отношения стоят в центре действия получили название социально-бытовых. В этом типе сказок хорошо развит комизм поступков и словесный комизм, что определяется их сатирическим, ироническим, юмористическим характером. Темой одной группы сказок служит социальная несправедливость, темой другой служат людские пороки, в них осмеиваются ленивые, глупые, упрямые.
Бытовая (сатирическая) сказканаиболее близка к повседневной жизни и даже не обязательно включает в себя чудеса. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния и т.п. Даже когда кажется, что герои просто потешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполнены значительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека.
Постоянными героями сатирических сказок выступают «простые» бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростым» — богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников — лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.
Бытовая сатирическая сказка веками впитывала в себя характерные черты жизни народа и его отношения к власть предержащим, в частности к судьям, чиновникам. Все это, конечно, передавалось и маленьким слушателям, которые проникались здоровым народным юмором сказителя. Сказки такого рода содержат «витамин смеха», помогающий простому человеку сохранить свое достоинство в мире, где правят мздоимцы-чиновники, неправедные судьи, скупые богачи, высокомерные вельможи.
В бытовых сказках появляются порой и персонажи-животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.
Порой в сказку вводится такой специфический элемент детского фольклора, как перевертыш. При этом возникает смещение реального смысла, побуждающее ребенка к правильной расстановке предметов и явлений. В сказке перевертыш укрупняется, вырастает до эпизода, составляет уже часть содержания. Смешение и преувеличение, гиперболизация явлений дают малышу возможность и посмеяться, и подумать.
Обобщающая таблица
«Жанровые разновидности русских народных сказок»
СКАЗКА
АНИМАЛИСТИЧЕСКАЯ
(о животных)
ВОЛШЕБНАЯ
БЫТОВАЯ
(сатирическая)
ТЕМА
- защита слабых и обиженных;
- осмеяние негативных черт характера
- борьба со злом
- борьба с социальной несправедливостью;
- осмеяние людских пороков (лень, глупость, упрямство).
ЧЕМУ УЧАТ
- справедливости;
- отзывчивости;
- основам морали и этики
- волшебное (Тридесятое царство),
- наличие волшебных предметов (ковер-самолет, гусли-самогуды, молодильные яблочки)
- бытовое
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВ ПЕРСОНАЖЕЙ,
ГЛАВНОГО ГЕРОЯ
- каждый герой воплощает в себе одно качество (лиса — хитрость, волк – жадность, глупость, заяц – трусость)
- Герои делятся на:
1) злодеев,
2) страдальцев,
3) заступников,
4) их помощников
- главный герой – воплощение высших моральных качеств: смелости, честности, доброты;
идеальный образец для подражания;
- положительные герои красивы, отрицательные безобразны
- главный герой находчив и хитер;
- отрицательные персонажи глупы и наивны.
ГЕРОЙ
- животные, наделенные человеческими чертами,
проживающие жизнь человека
в основе образов прием антропоморфизма (перенос на животных присущих человеку психических свойств и черт характера)
- былинный тип главного героя (Иван-царевич, Царевна-Лягушка, Василиса Премудрая, Царь-девица, Марья-Моревна);
- наличие у героя помощников (Сивка-бурка, Старичок-Боровичок, серый волк)
- простой человек (солдат, мужик, баба);
- животное, наделенное чертами человека;
- абстрактное понятие (Горе-Злосчастье, Правда и Кривда)
АНТИГЕРОЙ
- персонаж, наделенный негативной чертой характера
- лицо высшее по социальному статусу, притеснитель (царь, поп, барин)
ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА
- конфликты отражают реальные жизненные отношения людей
- наличие очевидной фантастики, волшебства, чуда (волшебные персонажи и предметы)
- в основе сюжета - необычайное происшествие в рамках реальных человеческих отношений;
- имеет место чудесное допущение, в основе которого гипербола:
герой настолько хитёр, что может перехитрить всех на свете и остаться безнаказанным;
- вместо волшебства используется смекалка;
- реализм условен (реальные жизненные конфликты получают необычайное сказочное разрешение)
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ
И
СЮЖЕТА
- невелики по объему,
- просты по композиции,
одна сюжетная линия;
- быстродействие: сюжет развивается стремительно, наблюдается обилие глаголов;
- широкое использование диалогов;
- повторяющиеся эпизоды, кумулятивность (Теремок, Колобок, Курочка Ряба);
- включение в текст малых фольклорных форм: песенок, прибауток и т. п. (Колобок, Волк и семеро козлят)
- большие по объему (у главного героя длинный и тернистый путь, часто встречается образ разветвления дороги),
- осложнённая композиция, несколько сюжетных линий (сказка охватывает достаточно продолжительный период жизни героя).
- описание доминирует над диалогом;
- наличие присказок (долго ли, коротко ли…):
1) традиционных зачинов (в некотором царстве, в некотором государстве…),
2) концовок (и я там был и мед я пил)
- часты троекратные повторы (три раза герой бьется со змеем; проходит через три царства: медное, серебряное, золотое; три брата три раза ходят ловить жар-птицу).
- невелики по объему,
- просты по композиции,
- одна сюжетная линия;
- сюжет развивается стремительно, наблюдается обилие глаголов;
- широкое использование диалога;
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
- суженный набор изобразительно-выразительных средств
(гипербола, литота, эпитеты)
- расширенный набор изобразительно-выразительных средств (многочисленны эпитеты, метафоры)
- в основе сюжета - понятный ребенку юмор, гипербола
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...