Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 17. Наблюдение как метод сбора информации в исследовании досуга



2016-09-16 523 Обсуждений (0)
Тема 17. Наблюдение как метод сбора информации в исследовании досуга 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы к зачету по итогам третьего семестра по дисциплине

1. Особенности научного исследования в СКД в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения.

2. Специфика социального и социологического исследования.

3. Конкретное социологическое исследование, его отличия от других видов исследования.

4. Основные этапы социологического исследования.

5. Социологическое исследование как средство исследования проблем СКД. Цели, направления, проблематика социологических исследований в СКД.

6. Виды социологического исследования.

7. Классификация видов исследования в зависимости от цели и поставленных задач.

8. Сущность, цели и задачи пилотажного исследования.

9. Точечное и повторное исследование. Разновидности повторного исследования.

10. Классификация видов исследования в зависимости от метода сбора информации.

11. Программа как стратегический документ исследования. Структура и функции программы. Общие нормативные требования к программе прикладного социологического исследования.

12. Проблемная ситуация социологического исследования, процесс перевода проблемной ситуации в формулировку проблемы. Формулировка и обоснование проблемы исследования.

13. Определение объекта и предмета исследования.

14. Определение целей и задач исследования. Классификация задач исследования.

15. Логический анализ основных понятий концептуальной модели социологического исследования. Этапы процедуры логического анализа.

16. Гипотеза в социологическом исследовании. Классификация гипотез. Требования к гипотезе.

17. Сущность выборочного метода. Обоснование выборки в прикладном социологическом исследовании. Основные понятия выборочного метода.

18. Виды и методы построения выборки.

19. Система методов сбора эмпирической информации в прикладном социологическом исследовании.

20. Метод опроса в комплексе методов сбора данных, его познавательные возможности. Преимущества и недостатки метода.

21. Виды опроса, их качественные характеристики и специфика использования.

22. Почтовый опрос как разновидность анкетирования.

23. Прессовый опрос, его специфика.

24. Экспертный опрос (метод экспертных оценок): особенности, основное назначение, функции метода.

25. Социометрический метод как вид опроса.

26. Метод фокус-группы: понятие и место метода фокус-группы в системе методов социологического исследования. Границы и сферы применения метода фокус-группы.

27. Анкетирование. Его разновидности, особенности, достоинства и недостатки. Социологическая анкета. Основные принципы и правила проектирования анкеты. Композиция и оформление анкеты. Применение анкетирования в СКД.

28. Вопрос как основной исследовательский инструмент. Требования к формулировке вопросов.

29. Классификация вопросов анкеты.

30. Интервьюирование. Сущность и характерные особенности интервью. Достоинства и недостатки, присущие методу интервью.

31. Классификация интервью.

32. Факторы, влияющие на качество результатов интервью.

33. Контроль за работой интервьюера. Понятие «эффект интервьюера».

34. Регистрация получаемых данных при проведении интервью.

35. Наблюдение как вид исследования в социальных науках. Специфика и
особенности наблюдения как метода сбора первичной социологической информации.

36. Достоинства и недостатки метода наблюдения.

37. Классификация видов наблюдения.

38. Программа наблюдения. Способы фиксации результатов наблюдения, их интерпретации и анализа.

 


Дополнительные вопросы

Тема 12. Научное социологическое исследование: сущность, виды, цели

 

1. В чем выражается специфика социологического подхода к анализу процессов СКД в трансформируемом обществе?

2. Целевые и концептуальные установки применения социологических методов в исследовании проблем профессиональной деятельности. Социологические проблемы СКД.

3. В чем отличие социологического подхода к формулировке изучаемой в рамках прикладного исследования проблемы от подходов других наук?

4. Что, с вашей точки зрения, означает обосновать тему конкретно-социологического исследования?

5. Составьте классификационную схему типов и видов прикладных социологических исследований и дайте их краткую характеристику.

6. В чем различие между теоретико-прикладным и прикладным исследованиями?

7. Назовите известные вам виды повторных исследований. В каких случаях применяется тот или иной вид? Приведите примеры таких исследований.

8. Каковы особенности монографических исследований. Какое социальное явление или процесс может стать объектом монографического исследования? Приведите примеры таких явлений.

9. В чем особенности каждого этапа социологического исследования?

10. С какой целью проводится пилотажное исследование?

11. Приведите примеры нескольких актуальных тем, исследования по которым, на Ваш взгляд, сегодня крайне необходимы.

12. Обоснуйте тип исследования по теме, которую Вы предложили.

 

Тема 13. Программа социологического исследования.

 

1. Раскройте структурные особенности построения программы прикладного социологического исследования.

2. Проанализируйте конкретную социальную ситуацию и сформулируйте проблему применительно к предложенному Вами прикладному исследованию. Определите цель и задачи данного исследования.

3. Проведите на конкретном примере выбор объекта исследования и определите его предмет.

4. Раскройте сущность и функции исследовательской гипотезы. Сформулируйте гипотезы для выбранной Вами темы и укажите их вид.

5. Определите круг основных понятий, которые будут использованы в исследовании по выбранной Вами теме.

6. Раскройте необходимость их интерпретации. Проведите эмпирическую интерпретацию этих понятий.

7. Раскройте сущность выборочного метода в познании.

8. Раскройте содержание понятий «генеральная совокупность», «выборочная совокупность».

9. Что значит репрезентативность выборки и какое значение имеет репрезентативность для обеспечения достоверности результатов социологического исследования.

10. Обоснуйте тип выборки для Вашего социологического исследования.

 

 

Тема 14. Особенности использования метода опроса в исследовании деятельности учреждений культуры

 

1. Охарактеризуйте сущность и специфику социологического опроса. В чем вы видите преимущества и недостатки получения информации в процессе опроса.

2. Составьте типологическую классификацию видов опроса. Опишите содержание и назначение каждого из видов.

3. Определите, для каких исследовательских задач (в рамках выбранной Вами темы прикладного исследования) может быть использован метод опроса. Обоснуйте свой выбор.

4. Раскройте сущность и специфику социометрического метода. Какие ограничения возникают в его использовании и чем они обусловлены?

5. Дайте характеристику видов социометрических критериев.

6. В чем заключается особенность представления социометрических данных? Что такое «социограмма» и «социоматрица».

7. Раскройте сущность, основное назначение, возможности и ограничения метода экспертных оценок. Покажите, с помощью каких средств и процедур обеспечивается более полное использование его достоинств.

8. Выделите функции, которые могли бы выполнить эксперты в Вашем исследовании.

9. Назовите требования, предъявляемые к экспертам. Укажите, в какой мере и почему выделенные качества необходимы для участия в экспертизе. Выделите состав качеств, которые особенно важны эксперту по выбранной Вами теме исследования.

10. Проанализируйте типичные ошибки, которые случаются в применении метода экспертных оценок. Укажите, из-за чего они возникают и к каким последствиям может привести каждая из них.

 

Тема 15. Методика составления анкеты исследования.

 

1. Какую роль играет «паспортичка» в анкете?

2. Перечислите требования, которые предъявляются к формулировке вопросов?

3. В чем специфика функционально-психологических вопросов?

4. Разработайте анкеты для оценки компетентности кандидатов в эксперты на примере Вашего исследования.

5. Разработайте анкету для проведения опроса в сфере СКД на примере Вашего исследования.

 

Тема 16. Интервью как метод сбора информации в исследовании досуга..

1. В чем специфика метода интервью?

2. Какова процедура проведения интервью?

3. Какие факторы, влияют получение надежной и достоверной информации а ходе интервьюирования?

4. Требования, предъявляемые к интервьюеру.

5. Каким образом влияют пол и возраст интервьюера на успешность взаимодействия с респондентом?

6. Каким образом влияет внешний вид интервьюера на эффективность процесса интервьюирования.

7. От каких личностных качеств интервьюера зависит успех проведения опроса?

8. В чем специфика взаимного внушения взглядов интервьюера и респондента.

9. Сущность «эффекта интервьюера».

10. Каким образом осуществляется контроль качества работы интервьюера?

Тема 17. Наблюдение как метод сбора информации в исследовании досуга..

 

1. Выделите особенности, преимущества и недостатки метода наблюдения.

2. Раскройте содержание и назначение каждого из видов наблюдения.

3. Какие знания и умения необходимы наблюдателю?

4. Научно-организованное и обыденное наблюдение: сходство и отличие.

5. Основной категориальный аппарат метода наблюдения.

6. Примерная структура дневника наблюдения.

7. Типичные ошибки, допускаемые при проведении наблюдения.

8. Примерная структура дневника наблюдения.

9. Требования к целесообразности и этические правила скрытого наблюдения.


Климантова, Г.И. Методология и методы социологического исследования. Учебник для бакалавров / Г.И. Климантова, Е.М. Черняк, А.А. Щегорцов. - М. : Дашков и Ко, 2014. - 256 с. То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221289

 

1. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб. пособие / А.С. Готлиб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта: МПСИ, 2005. – 384 с.

2. Добреньков, В. И.Методы социологического исследования: учеб. для вузов по спец. "Социология" / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : ИНФРА-М, 2009.

3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. 4-е изд. – М.:КДУ, 2006. – 296 с.

4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: (Учеб. для вузов) / В.А. Ядов в сотрудничестве с В.В. Семеновой; Рос. акад. наук, Ин-т социологии.- М.: Добросвет: Кн. дом «Ун-т», 2000.- 596 с.

 

Периодические издания

Официальный сайт журнала «Социологические исследования». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.isras.ru/socis.html/

 



2016-09-16 523 Обсуждений (0)
Тема 17. Наблюдение как метод сбора информации в исследовании досуга 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 17. Наблюдение как метод сбора информации в исследовании досуга

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (523)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)