Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологический анализ урока



2016-09-16 304 Обсуждений (0)
Психологический анализ урока 0.00 из 5.00 0 оценок




Уч.г.

Алферова Е.И., к.пс.н.

Государственная педагогическая практика

Содержание задание по психологии

1. Психологический самоанализ проведенных уроков (не менее 3, с приложением конспектов уроков; 1 урок - контрольный) - (приложение 1)

2.Изучение с помощью совокупности психолого-педагогических методов возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: Составить психологическую характеристику класса и 1 ученика (приложение 2).

 

Требования к сдаче документации:

1. Наличие конспекта урока, выбранного для самоанализа;

2. Основные параметры урока (школа, класс, учебный предмет, тема урока, цели и задачи урока);

3. Выполнение анализа урока по прилагаемым схемам (последовательно, после конспекта урока);

4. Составление психолого-педагогической характеристики одного учащегося и класса.

Критерии оценки качества выполнения заданий:

1. Уровень оперирования теоретическими знаниями;

2. Разработка системы заданий для урока с учетом психолого-педагогических характеристик учащихся: логичность, доказательность рассуждений о планировании и достижении результатов урока с учетом возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности школьников, с которыми ведется работа на уроке;

3. Психологическая содержательность педагогических рекомендаций по повышению эффективности обучения и воспитания учащихся класса и отдельно, ученика;

4. Оформление отчёта.

 


Приложение 1

Предлагаемая «Схема психологического анализа урока» предполагает анализ учебной мотивации, внимания, восприятия, памяти, мыслительной деятельности учащегося. Для работы со схемой анализа урока необходимо вспомнить фактические знания по психологии. Анализ мотивации требует понимания, что мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность. Основным компонентом мотива является чувство необходимости. В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ученика свой смысл. В анализе мотивации следует отразить, как мотивы оказывают влияние на особенности учебной деятельности, и что делает учитель для создания учебной мотивации детей на конкретном уроке.

Мотивация учебной деятельности определяет избирательность сознания ребёнка. Именно интерес к предмету является основной причиной внимания. Внимание – это психологическое состояние, необходимое для умственной деятельности. Внешние впечатления ребёнка определяют его непроизвольное внимание. В анализе очень важно описать, что он увидел новое, необычное на уроке, что могло сосредоточить ребёнка; как учитель развивает умение работать целенаправленно, какие приёмы активизации произвольного и непроизвольного внимания использует на уроке.

Далее, анализируя восприятие, следует учесть, что это – психический познавательный процесс, который зависит от возрастных и индивидуальных особенностей человека, его установок и интересов. Важно описать, как влияют на восприятие особенности самого предмета, педагогическое мастерство учителя, его речь, способность выделить главное, существенное отношение. Какие причины оказывают влияние на избирательность восприятия в ходе урока.

От особенностей внимания и восприятия зависит продуктивность памяти. Чем меньше психологическая трудность урока, больше ассоциативных связей, тем выше уровень запоминания учебного материала. В процессе урока очевидно, какие приёмы активизации и развития памяти использует учитель, насколько рациональны эти приёмы. Если для усвоения материала необходимо заучивание, носит ли оно характер механического или осмысленного заучивания. При смысловом заучивании всегда происходит мыслительная перестройка материала. Он упорядочивается, организуется, опирается на опыт, отбрасывается второстепенное, выделяются смысловые опорные точки. При этом целые обширные куски заменяются их обобщёнными обозначениями. Таким образом, происходит переработка учебной информации.

При анализе нужно описать, как учитель доносит до детей не сам материал, а его смысл. И если смысл определяется опытом и знаниями человека, то как учитель на уроке переводит единицы учебного материала в единицу опыта, умения ребёнка.

Анализ развития процессов памяти ребёнка непосредственно связан с мыслительной переработкой учебного материала. «Обучение – это управление развитием умственных действий ученика». Развиваются ли на уроке те умственные действия, которые помогают усвоению учебного материала, что способствует на уроке превращению внешней умственной активности во внутреннюю, совпадают ли смысловые единицы, выделенные учителем со смысловыми единицами, выделенными учениками.

И, наконец, наблюдая урок, интересно отметить, до какой степени целесообразно управление мыслительной деятельностью детей и какие условия создаются для самореализации, совместной деятельности, самостоятельного управления своей умственной активностью, послепроизвольного внимания, творческого интуитивного мышления. Известно, что именно эмоциональная привлекательность урока, аффективные свойства учебного материала способствуют развитию творческого подхода к обучению. Учитель, способный вызывать сильные эмоционально-положительные чувства, помогает ученику относиться к учёбе увлечённо и легко принимать учебный материал.

Нужно отметить, что при работе над психологическим анализом урока студенты допускают ряд типичных ошибок:

1. Часто происходит только описание хода урока, перечисление отдельных фактов, без необходимого анализа.

2. Иногда студенты увлекаются психологической характеристикой одной из частей анализа без описания ситуации, происходящей на уроке.

3. Недостаточно раскрывают причинные связи при анализе фактического материала.

Психологический анализ урока



2016-09-16 304 Обсуждений (0)
Психологический анализ урока 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологический анализ урока

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (304)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)