ТЕМА: ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ. КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СТОМАТОЛОГИИ
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ:в течение последних лет ВИЧ-инфекция привлекает к себе внимание в связи с неуклонной тенденцией к пандемическому распространению, прогрессирующему течению заболевания, приводящему к летальному исходу. Клиника ВИЧ-инфекции весьма полиморфна; с ее проявлениями может встретиться врач любой специальности, в том числе стоматолог. Это обусловливает актуальность изучения клинических особенностей, современных методов диагностики и профилактики ВИЧ-инфекции. II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ: после самостоятельного изучения темы студент должен знать: этиологию ВИЧ-инфекции, пути передачи, механизм поражения иммунной системы, особенности клинических проявлений в стоматологии, диагностику, принципы лечения и профилактики. Уметь практически: на основании данных клиники заподозрить ВИЧ-инфекцию, назначить необходимый объем лабораторных исследований и организационных мероприятий при выявлении больного или вирусоносителя. III. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: к практическому занятию студент должен повторить: · Микробиология, вирусология и иммунология: учеб. для студентов мед. вузов / под ред. В.Н. Царева. – М.: Практическая медицина, 2010. – 581 с.: ил. Глава 15.4. Вирусы иммунодефицита человека. С. 411-417. · Биология: учебник: в 2 т. / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 2. – 560 с.: ил. Радел V, глава 14.7. Защита и поддержание целостности организма, постоянства его внутренней среды, оптимальных условий для процессов жизнедеятельности. Эволюция иммунной системы. С. 238-244. · Анатомия человека: учебник: в 2 т. / С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин; под ред. Л.Л. Колесникова. – 5-е изд., перераб.и доп. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 1. – 704 с.: ил. Раздел: Лимфоидные (иммунные) образования. С. 435-449. Т. 2. – 608 с.: ил. Раздел: Анатомия полости рта и зубов. С. 180-223. IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА. 1. Этиология ВИЧ-инфекции - история открытия возбудителя; - структура и морфология ВИЧ - происхождение и эволюция возбудителей; - взаимодействие с чувствительными клетками. 2. Пути передачи возбудителя и группы риска. 3. Патогенез - локализация возбудителя в организме; - иммунологические нарушения при ВИЧ-инфекции; - факторы, способствующие иммуносупрессии при СПИДе; - последствия иммуносупрессивного действия ВИЧ; - иммунитет при СПИДе. 4. Клиника - клинические проявления ВИЧ-инфекции в стоматологии; - клинические стадии развития ВИЧ-инфекции; - ВИЧ-инфекция у беременных; - особенности ВИЧ-инфекции у детей. 5. Диагностика - клинические критерии диагностики ВИЧ-инфекции; - лабораторная диагностика ВИЧ. 6. Принципы лечения. 7. Профилактика. 8. Пути создания вакцины против ВИЧ. V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. Основная литература 1. Хаитов, Р.М. Иммунология: учеб. для студентов мед. ВУЗов. Р.М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009. – 320 с.: ил. Гриф УМО. CD-ROM прилагается. Глава 12. Вторичные иммунодефициты. с. 148-164. 2. Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология: Учебник. / Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г. Сидоpович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2010. – 752 с.: ил. (Учеб. лит. для студ. медвузов). Глава 12. Раздел 12.3. ВИЧ-инфекция. с. 481-536. 3. Лекция.
Дополнительная: Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru 1 Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии: учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 640 с. : ил. 2 Иммунология : учебник / А. А. Ярилин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. : ил. 3 Учебное пособие по ВИЧ-инфекции для студентов и слушателей ФПО [Электронный ресурс] / С.М.Юдина [и др.]; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-т", каф. клин. иммунологии и аллергологии.-Курск,2008.-1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 4 Юдина, С.М. ВИЧ-инфекция: учебно-метод. пособие для студентов и врачей / С.М.Юдина, О.Н. Поповцева, Т.А.Звягинцева; ГОУ ВПО, КГМУ.-Курск: КГМУ,2004.-32 с. Имеется электронный ресурс. VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. 1. Назовите особенности строения ретровирусов и пути их трансмиссии. 2. В чем заключается отличие ВИЧ от других ретровирусов? 3. Какова устойчивость ВИЧ к воздействию высокой температуры и дезинфицирующих веществ, ультрафиолетовых лучей и ионизирующей радиации? 4. С каким клеточным рецептором взаимодействует вирусный белок GP 120? 5. Чувствительны ли к ВИЧ CD8-лимфоциты? 6. Какова роль Т-хелперов в иммунном ответе? 7. Какие клетки иммунной системы являются мишенью ВИЧ, почему? 8. Каков механизм поражения иммунной системы при ВИЧ-инфекции? 9. Как объяснить поликлональную неспецифическую активацию В-лимфоцитов у больных ВИЧ-инфекцией? 10. 0бъясните причину нарушения функций моноцитов/макрофагов, снижения активности ЕК при ВИЧ-инфекции. 11. Назовите нарушения в иммунном статусе больных ВИЧ-инфекцией с учетом стадии заболевания. 12. Охарактеризуйте стадии ВИЧ-инфекции. 13. Чем объяснить лимфоаденопатию при ВИЧ-инфекции? 14. Какие формы течения ВИЧ-инфекции выделяют? Охарактеризуйте каждую из них в отдельности. 15. Перечислите клинические критерии диагностики СПИДа (критерии ВОЗ). 16. Каковы особенности клиники ВИЧ-инфекции у детей? 17. Каковы особенности поражения при ВИЧ-инфекции нервной системы? 18. Укажите возможные поражения слизистой оболочки полости рта, позволяющие заподозрить ВИЧ-инфекцию. 19. Перечислите методы лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции. 20. Какова динамика обнаружения антител к ВИЧ в различные периоды болезни? 21. В чем особенности протеинограммы при ВИЧ-инфекции и чем они обусловлены? 22. Какие иммунологические показатели имеют прогностическое значение при СПИДе? 23. Назовите принципы лечения ВИЧ-инфекции. 24. Каковы перспективы создания вакцины против ВИЧ? 25. Почему вероятность заражения женщины от ВИЧ-инфицированного мужчины выше, чем у мужчины от ВИЧ-инфицированной женщины? 26. Укажите особенности поражения слизистых оболочек при диссеминированной форме гистоплазмоза при ВИЧ. 27. Охарактеризуйте клиническую картину "волосистой" лейкоплакии. 28. Назовите особенности клинических проявлений и варианты течения кандидозного стоматита при ВИЧ-инфекции. 29. Какова клиническая картина В-клеточной лимфомы? VII.ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ. 1. Составьте схему поражения иммунной системы при ВИЧ-инфекции. 2. Составьте текст беседы с больными на тему: "Профилактика ВИЧ-инфекции". 3. Решите задачу. На прием к стоматологу обратился больной 28 лет с жалобами на боль, жжение во рту. Эти симптомы беспокоят больного в течение 2 месяцев. В анамнезе: рецидивирующие ОРВИ, осложненные дважды пневмонией, герпетическая инфекция – рецидивирующий herpes zoster, пиодермия. Объективно: больной пониженного питания, астенического телосложения. Пальпируются увеличенные до 1,5 см подчелюстные и переднешейные лимфатические узлы. Слизистая полости рта ярко гиперемирована с множественными эрозиями. На нижней губе везикулезные элементы в стадии разрешения. 1. Поставьте и обоснуйте предварительный диагноз 2. Ваша дальнейшая тактика ТЕМА: ПРИМЕНЕНИЕ ИММУНОТРОПНЫХ ПРЕПАРАТОВ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ. I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ. Одной из первоочередных задач практической медицины является разработка современных принципов и подходов к целенаправленной коррекции нарушений иммунитета. Показания к иммунокоррекции крайне разнообразны: первичные и вторичные иммунодефициты, инфекции, аутоиммунные заболевания, злокачественные опухоли, острые критические состояния, связанные со стрессовым воздействием, травмой, интоксикацией. Эффективность иммунокоррекции при различных иммунопатологических состояниях зависит от знания и умения врача проводить своевременную и адекватную иммунотерапию.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. После самостоятельного изучения темы студент должен знать: классификацию видов иммунотерапии, показания и противопоказания к назначению различных видов иммунотерапии, механизм действия иммунофармакологических препаратов. уметь практически: на основании клинических и лабораторных данных обосновать назначение иммунотерапии (иммунофармакологические средства, сорбционные методы, заместительную ИТ), осуществлять контроль ее эффективности. Ш. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ. К практическому занятию студент должен повторить: · Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология : учеб. для студентов мед. ВУЗов и ун-тов/ Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г.Сидоpович.-3-е изд., перераб. и доп.- М. : Медицина, 2010. - 750 с. : ил. - (Учеб. лит. для студентов мед. вузов и ун-тов). Глава 10. Классификация патологических процессов с участием иммунной системы. С. 436-443. Глава 11. Первичные (врожденные) иммунодефициты. С.443-478. Глава 12. Вторичные иммунодефициты. С.478-481. Глава 14. Аллергические болезни. С.443-478. IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА. 1. Определение иммунотерапии, виды, основные принципы. 2. Показания к иммунотерапии. 3. Критерии выбора иммунотерапии: а) клинические и лабораторные показания к назначению иммуностимуляции; б) клинические и лабораторные критерии к назначению иммуносупрессии. 4. Особенности видов иммунотерапии: а) иммуностимуляция (иммунокоррекция, иммуномодуляция); б) иммуносупрессия; в) заместительная иммунотерапия; г) АСИТ; д) вакцинация, иммунизация. 5. Классификация иммунотропных препаратов. 6. Новые подходы к иммунотерапии: генотерапия, трансплантация, цитокинотерапия. 7. Характеристика отдельных иммунотропных средств (иммуноглобулины, лечебные сыворотки, иммуномодуляторы, препараты цитокинов). 8. Моноклональные антитела в клинической практике. V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. Основная литература 1. Хаитов, Р.М. Иммунология: учеб. для студентов мед. ВУЗов. Р.М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006, 2009, 2011.-311 с.: ил. Гриф УМО. CD-ROM прилагается. Глава 12. Вторичные иммунодефициты. С.156-164. 2. Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология : учеб. для студентов мед. ВУЗов и ун-тов/ Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г.Сидоpович.-3-е изд., перераб. и доп.- М. : Медицина, 2010. - 750 с. : ил. - (Учеб. лит. для студентов мед. вузов и ун-тов). Глава 15. Иммунотропная терапия. С.614-634.
Дополнительная литература 1. Аллергология и иммунология: национальное руководство: учеб. пособие для системы послевуз. проф. образования врачей / под ред. Р.М. Хаитова, Н.И. Ильина .-М. :ГЭОТАР-Медиа,2009.-649 с.:ил.+1 электрон. опт. диск (CD-ROM) -(Нац. проект "Здоровье"; Нац. рук.). 2. Дранник, Г.Н. Клиническая иммунология и аллергология / Г.Н.Дранник.-М.:МИА,2003.-603 с.: ил. 3. Земсков, А.М. Клиническая иммунология: учеб. пособие для студентов мед. вузов / А.М.Земсков, В.М.Земсков, А.В.Караулов; под ред. А.М.Земскова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 319 с. 4. Колхир В.П. Доказательная аллергология-иммунология. - М.: Практическая медицина, 2010. – 528с.
Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru: 1. Иммунология : практикум : учеб. пособие / [Ковальчук Л. В. и др.]; под ред. Л. В. Ковальчука, Г. А. Игнатьевой, Л. В. Ганковской. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 176 с. : ил. 2. Иммунология : учебник / А. А. Ярилин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. : ил.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. 1. Перечислите основные принципы иммунотерапии. 2. Назовите определение иммунотерапии. 3. Назовите показания к иммунотерапии. 4. Назовите показания к назначению иммуностимуляции: а) клинические б) лабораторные. 5. Перечислите показания к назначению иммуносупрессии а) клинические б) лабораторные. 6. Назовите виды иммуносупрессии и классы иммуносупрессоров. 7. Каков механизм иммуносупрессивного действия антилимфоцитарной и 8. антитимоцитарной сыворотки? 9. Перечислите осложнения иммунотерапии. 10. Глюкокортикостероиды: механизм действия, показания, побочные эффекты. 11. Назовите классификацию иммуномодуляторов. 12. Назовите и охарактеризуйте принципы применения иммунотропных средств (иммунопрофилактика, системная иммунотерапия, местная иммунотерапия). 13. Иммуноглобулинотерапия, показания, виды препаратов, схемы применения. 14. Перечислите виды экстракорпоральной иммунокоррекции, показания к её назначению. 15. Перечислите гормональные препараты тимуса. Каков механизм их действия? Схемы применения. 16. 0бъясните иммуномодулирующий эффект Т-активина. 17. Перечислите заболевания, при которых рекомендуется назначать препараты тимуса. 18. Препараты цитокинов. Локальная цитокинотерапия в стоматологии. 19. Интерфероны, их виды, механизм влияния на иммунную систему, показания к применению? 20. Что собой представляют моноклональные антитела? 21. Назовите препараты моноклональных антител и их применение в клинической практике.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ. 1. В стоматологической практике широко используют Имудон. Обоснуйте показания к его применению и механизм терапевтического действия, схему назначения. 2. Внимательно изучите таблицу «Моноклональные антитела, используемые в клинической практике». Выпишите препараты, которые показаны к применению в стоматологической практике и при каких заболеваниях.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (565)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |