III. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГБОУ ВПО КГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ)
Кафедра клинической иммунологии и аллергологии
Юдина С.М., Архипова А.В., Иванова И.А., Русанова Т.С., Сальникова И.Ю. Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Иммунология, клиническая иммунология» для студентов 2-3 курсов стоматологического факультета Курск-2012
Юдина С.М., Архипова А.В., Иванова И.А., Русанова Т.С., Сальникова И.Ю.Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Иммунология, клиническая иммунология» для студентов 2-3 курсов стоматологического факультета- Курск, КГМУ; 2012г.- 57.с.
АННОТАЦИЯ. В методических рекомендациях, подготовленных в соответствии с учебным планом ФГОС-3, представлен подробный план изучения каждой темы занятия, базисные разделы для повторения, список рекомендуемой основной и дополнительной литературы, вопросы для самоконтроля, обязательные для самостоятельного выполнения задания, перечень вопросов для итоговых занятий.
Рецензент: заведующая кафедрой внутренних болезней №1 д.м.н. профессор Л.И. Князева
ББК: 52.54
©Юдина С.М., Архипова А.В., Иванова И.А., Русанова Т.С., Сальникова И.Ю., 2012 © ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, 2012 Содержание
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ: В настоящее время иммунология выдвинулась в ранг наук, имеющих большое значение для решения многих кардиальных задач медико-биологических дисциплин и клинической медицины. С успехами иммунологии связывают решение таких проблем как получение новых высокоэффективных диагностических и лечебных препаратов методом иммунобиотехнологии, преодоление инфекционных заболеваний на принципиально новых подходах (искусственные, генные вакцины), уточнение механизмов наиболее тяжелых заболеваний человека (иммунодефициты, в частности СПИД, аутоиммунные, аллергические заболевания, рак, инфекции и др.). Успехи иммунологии широко используются в лечебной практике, поэтому будущему врачу-стоматологу необходимы знания о строении и функциях иммунной системы, факторах защиты слизистых оболочек полости рта, которые необходимы для понимания функционирования иммунной системы в норме и при заболеваниях зубов, полости рта и челюстно-лицевой области.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ: после самостоятельного изучения темы студенты должны знать строение иммунной системы, особенности ее функционирования, гуморальные и клеточные факторы местного иммунитета слизистой полости рта и их связь с системным иммунитетом, состав и иммунологические свойства слюны.
III. УМЕТЬ ПРАКТИЧЕСКИ: уметь производить подсчет лимфоцитов, нейтрофилов, моноцитов и других клеток в анализе крови больных и здоровых людей, объяснить нарушения в системном и местном иммунитете при различных стоматологических заболеваниях.
IV. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: к практическому занятию студент должен повторить: · Биология: учебник: в 2 т. / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 2. – 560 с.: ил. Радел V, глава 14.7. Защита и поддержание целостности организма, постоянства его внутренней среды, оптимальных условий для процессов жизнедеятельности. Эволюция иммунной системы. с. 238-244. · Анатомия человека: учебник: в 2 т. / С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин; под ред. Л.Л. Колесникова. – 5-е изд., перераб.и доп. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 1. – 704 с.: ил. Раздел: Лимфоидные (иммунные) образования. с. 435-449. V. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА : 1. Строение и функции иммунной системы. 2. Особенности строения и функций центральных и периферических органов иммунной системы. 3. Лимфоидная ткань: строение, функции. 4. Факторы иммунной защиты полости рта. 5. Иммунобиологические свойства и состав слюны. 6. Роль системного иммунитета в иммунологической защите полости рта.
VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Хаитов, Р.М. Иммунология: учеб. для студентов мед. ВУЗов. Р.М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009. – 320 с.: ил. Гриф УМО. CD-ROM прилагается. Глава 1. Основные представления. с. 13-24. Глава 2. Компоненты иммунной системы. с.24-35.
2. Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология: Учебник. / Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г. Сидоpович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2010. – 752 с.: ил. (Учеб. лит. для студ. медвузов). Глава 1. Определение биологического явления «иммунитет», разделы 1.1.-1.3. с. 15-66. Глава 2. Анатомия и цитология иммунной системы с. 87-111. 3. Лекция.
Дополнительная: Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru 1. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии: учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 640 с. : ил. 2. Иммунология : учебник / А. А. Ярилин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. : ил. VII. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Дайте определение понятия иммунной системы. 2. Назовите особенности иммунной системы. 3. Перечислите и охарактеризуйте физиологические функции иммунной системы. 4. Охарактеризуйте строение и функции центральных органов иммунной системы. 5. Охарактеризуйте строение и функции периферических органов иммунной системы. 6. Расскажите об особенностях лимфоидной ткани. 7. В чем биологическая роль микробного антагонизма. 8. Перечислите клеточные и гуморальные факторы врожденного иммунитета слизистой оболочки полости рта. 9. Назовите факторы специфической защиты полости рта. 10. Перечислите факторы, влияющие на состояние местного иммунитета. 11. Назовите состав и функции слюны. 12. Охарактеризуйте иммунологическую функцию слюны. 13. Перечислите гуморальные иммунные компоненты слюны, их роль в противоинфекционном иммунитете. 14. Назовите особенность антибактериальной активности лактоферрина. 15. Опишите роль интерферона в противоинфекционной защите полости рта. 16. Назовите клеточные элементы слюны. 17. Перечислите факторы системного иммунитета. 18. Объясните биологическую роль клеток памяти, расположенных в миндалинах.
VIII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: 1. нарисуйте схему строения тимуса, лимфатического узла. 2. заполните таблицу "Компоненты слюны".
3. Охарактеризуйте (письменно) свойства иммунной системы: · специфичность · иммунологическая индивидуальность · иммунологическая память · иммунная толерантность · регуляторное действие на другие органы и системы.
ТЕМА: КЛЕТКИ СИСТЕМЫ ВРОЖДЕННОГО И АДАПТИВНОГО ИММУНИТЕТА.
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ: иммунная система играет ключевую роль в развитии, течение и исходе различных патологических процессов, в т. ч. в полости рта. Реализация иммунных процессов осуществляется факторами как врожденного так , и адаптивного иммунитета, среди которых существенное значение имеют клетки иммунной системы и многочисленные рецепторы, обеспечивающие их взаимодействие. Поэтому значение интимных механизмов функционирования иммунной системы необходимо для выявления иммунных нарушений и их своевременного лечения.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ: После самостоятельного изучения темы студенты должны знать: основные клетки системы врожденного и адаптивного иммунитета, их функции, особенности распознавания антигенов; уметь практически: предположить уровень эффекта (на уровне клеток врожденного и/или адаптивного иммунитета ) и его клиническое значение.
III. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ К практическому занятию необходимо повторить: · Биология: учебник: в 2 т. / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 2. – 560 с.: ил. Радел V, глава 14.7. Защита и поддержание целостности организма, постоянства его внутренней среды, оптимальных условий для процессов жизнедеятельности. Эволюция иммунной системы. с. 238-244. · Анатомия человека: учебник: в 2 т. / С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин; под ред. Л.Л. Колесникова. – 5-е изд., перераб.и доп. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 1. – 704 с.: ил. Раздел: Лимфоидные (иммунные) образования. с. 435-449. IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА: 1. Гемопоэтическая стволовая клетка: морфологическая и фенотипическая характеристика, этапы развития, особенности. 2. Лимфоцит как основной клеточный элемент иммунной системы, особенности Т - и В-лимфоцитов, клональный принцип организации. 3. В-лимфоциты: характеристика, дифференцировка, В1 и В2- лимфоциты. 4. Т-лимфоциты: характеристика, дифференцировка, основные субпопуляции. 5. Т - и В- клетки памяти, краткая характеристика, особенности. 6. Клетки системы врожденного иммунитета (NK, NKT,фагоциты). 7. Антигенпрезентирующие клетки (АПК): виды, основные функции, особенности профессиональных АПК.
V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Хаитов, Р.М. Иммунология: учеб. для студентов мед. ВУЗов. Р.М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009. – 320 с.: ил. Гриф УМО. CD-ROM прилагается. Глава 3 доиммунные механизмы резистентности с. 46-48, Глава 5. Антитела. В лимфоциты с. 77-84 Глава 6. Т лимфоциты с. 84-94. Глава 7. Антигенпредставляющие клетки с. 99-106
2. Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология: Учебник. / Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г. Сидоpович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2010. – 752 с.: ил. (Учеб. лит. для студ. медвузов). Глава 4. Антитела. В лимфоциты. раздел 4.6.-4.9. с. 191-215 Глава 5. Т лимфоциты раздел 5.1.-5.8 с. 215-252 Глав 7 Иммунный ответ раздел 7.2.2. с. 307-316 3. Лекция.
Дополнительная: Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru 1. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии: учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 640 с. : ил. 2. Иммунология : учебник / А. А. Ярилин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. : ил. VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Перечислите клетки иммунной системы (врожденного и адаптивного иммунитета) 2. По каким признакам различаются клетки? 3. Что понимают под фенотипом клетки? 4. Назовите морфологические и фенотипические особенности стволовых гемопоэтических клеток. 5. Перечислите и кратко охарактеризуйте этапы развития гемопоэтической клетки. 6. Охарактеризуйте лимфоцит как основной клеточный элемент иммунной системы. 7. Какие клетки относятся к истинным иммунокомпетентным? Каковы их отличительные особенности? 8. Назовите этапы дифференцировки В - лимфоцитов. 9. Назовите особенности В1 и В2 - лимфоцитов. 10. Охарактеризуйте популяции и субпопуляции Т-лимфоцитов. 11. Перечислите этапы дифференцировки Т-лимфоцитов. 12. Что понимают под позитивной и негативной селекцией Т-лимфоцитов, где она происходит? 13. Назовите и охарактеризуйте варианты регуляторных Т-клеток (Т- reg), их функцию. 14. Что такое «иммунологическая память», каким клеткам она присуща? 15. Перечислите основные клетки врожденного иммунитета. 16. Назовите особенности NK и NKT-клеток. 17. Что включает система фагоцитарных клеток и каковы их особенности? 18. Какими клетками представлены мононуклеарные фагоциты, их особенности. 19. Охарактеризуйте особенности нейтрофилов. 20. Назовите определение АПК, их виды. 21. Какие клетки относятся к профессиональным АПК. 22. Охарактеризуйте дендритные клетки как главную популяцию АПК, их виды, особенности, функции.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: 1. Нарисуйте схемы: - гемопоэза человека - дифференцировки Т - и В-лимфоцитов - развитие дендритных клеток из гемопоэтической стволовой клетки 2. В анализе периферической крови больного А, 32 лет: лейкоцитов – 9500 х 109/л, лимфоцитов – 12%. Вычислите абсолютное число лимфоцитов в крови пациента, сопоставьте с нормой, интерпретируйте результат. 3. Напишите анализ периферической крови здорового человека.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (373)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |