Цены на взаимосвязанные товары
МИКРОЭКОНОМИКА
Тема 1. Предмет и метод экономической теории Экономика –хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ. Экономическая теория – общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Экономикс— общественная наука, которая описывает и анализирует, каким образом общество при ограниченности ресурсов распределяет их с тем, чтобы удовлетворить свои потребности. Микроэкономика –раздел экономической теории, которая исследует экономическое поведение обособленных единичных субъектов рынка Объект микроэкономики: · экономическое поведение отдельных фирм и домохозяйств; · принципы рационального хозяйствования в условиях ограниченных ресурсов. Макроэкономика –раздел экономической теории, которая исследует национальную экономику в целом Объект макроэкономики – · функционирование национальной экономики в целом; · крупные экономические проблемы (экономический рост, инфляция, безработица и т.д.); · возможности людей влиять на экономическое развитие (экономическая политика государства). Экономические институты – формы и границы деятельности людей. Типы экономических систем: · Экономика рыночная — экономическая система, в которой экономические решения национального уровня являются регулятором решений, принимаемых отдельными продавцами и покупателями на рынке. · Экономика смешанная — экономическая система, которая объединяет элементы общественной собственности на средства производства с частной собственностью, а также сочетающая рыночную экономику с централизованно-плановым правлением. · Экономика традиционная — экономическая система, распределение ограниченных ресурсов в которой происходит в соответствии с обычаями; темпы изменений и развития в ней крайне невысокие; люди занимаются тем же, чем прежде занимались их родители; большая часть товаров потребляется там же, где производится. Тема 2. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ Спрос на рынке одного товара и его факторы Спрос – максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях. Функция спроса – зависимость спроса от определяющих его факторов: QD = f (x1, x2, … , xn) · где QD – объем спроса на данный товар в единицу времени (от англ. quantity demanded); · x1, … , xn – факторы, влияющие на величину спроса. Факторы спроса: · цена данного товара; · цены взаимосвязанных товаров; · доходы потребителей; · ожидания потребителей; · вкусы и предпочтения потребителей; · численность населения и др. Цена данного товара. Функция спроса от цены: QD = f (P), · где P – цена данного товара. Закон спроса: при увеличении цены данного товара объем спроса на него падает, при уменьшении – растет. Это происходит в связи с действием двух эффектов – эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект замещения – изменение цен приводит к изменению относительной привлекательности различных товаров для потребителя – если цена товара падает, его привлекательность и объем спроса увеличиваются; если цена товара растет, он замещается другими товарами, объем спроса уменьшается. Эффект дохода – изменение цен приводит к изменению покупательной способности потребителей (их реальных доходов) – при повышении цен реальные доходы уменьшаются, и объем спроса для каждого данного потребителя снижается; при снижении цен, наоборот, реальные доходы увеличиваются, и объем спроса возрастает.
Рис. 1.1. Кривая спроса Исключения из закона спроса: Товары Гиффена – товары первой необходимости, занимающие значительное место в бюджете потребителя с низким уровнем доходов с увеличением цены демонстрируют увеличение спроса. Пример: картофель во времена массового голода, вызванного его неурожаем в XIX в. в Ирландии. Эффект Веблена. Рост цен на ряд престижных товаров стимулирует рост спроса со стороны ограниченного круга потребителей (жилье в престижных районах, автомобили, драгоценности). Цена данного товараявляетсяэндогенным (внутренним) фактором спроса, ее изменение влияет на объем спроса, что находит выражение в скольжении по кривой спроса. Все остальные неценовые факторы являются экзогенными (внешними), их влияние ведет к изменению спроса, что находит выражение в сдвиге кривой спроса. Цены на взаимосвязанные товары. Взаимосвязанные товары с точки зрения спроса: · взаимозаменяемые товары (субституты); · взаимодополняемые товары (комплементы). Субституты – такие пары товаров, которые удовлетворяют одинаковые (или однотипные) потребности. Комплементы – такие пары товаров, которые могут использоваться потребителем только вместе. Влияние цен на взаимосвязанные товары: · рост цены товара-субститута сдвигает кривую спроса данного товара вправо, снижение – влево; · рост цены товара-комплемента сдвигает кривую спроса данного товара влево, снижение – вправо. Доходы потребителей. В зависимости от влияния доходов потребителей на спрос различают: · нормальные товары; · низшие товары. Нормальные товары – такие товары, которые люди покупают охотно в нормальных условиях (не будучи стеснены в расходах). Низшие товары – товары, которые люди покупают, если нормальные товары оказываются им недоступны. Влияние доходов потребителей: · увеличение доходов потребителей сдвигает кривую спроса на нормальный товар вправо, уменьшение дохода – влево; · увеличение доходов потребителей сдвигает кривую спроса на низший товар влево, уменьшение дохода – вправо. 4. Ожидания потребителей классифицируются на: · ожидания, связанные с изменением цены на товар; · ожидания, связанные с влиянием неценовых факторов. Влияние ожиданий потребителей: · ожидания потребителей в зависимости от конкретных обстоятельств могут приводить к сдвигу кривой спроса как влево, так и вправо. 5. Вкусы и предпочтения классифицируются на: · изменчивые вкусы и предпочтения (зависят от времени года, моды и т.п.); при этом может наблюдаться эффект присоединения к большинству ( эффект вагона - bandwagon)и эффект сноба; · относительно стабильные вкусы и предпочтения (зависят от возраста, образа жизни и т.п.). Влияние вкусов и предпочтений: · рост предпочтения товара покупателями сдвигает кривую спроса вправо, падение – влево.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |