Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет, задачи курса, базовые понятия



2016-09-16 360 Обсуждений (0)
Предмет, задачи курса, базовые понятия 0.00 из 5.00 0 оценок




ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Текст лекций

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предмет, задачи курса, базовые понятия……………………………

Тема 1.Финансовый менеджмент - управленческий комплекс………

Тема 2.Финансовый механизм………………………………………….

Тема 3.Управление финансовыми ресурсами и капиталом…………..

Тема 4. Базовые категории финансового менеджмента

Тема 5.Инвестирование капитала и его виды…………………………

Тема 6.Дисконтирование и индексация капитала…………………….

Тема 7. Эффект финансового рычага

Тема 8. Эффект воздействия операционного рычага

Тема 9. Сопряженный эффект финансового и операционного рычагов

Тема 10.Оценка недвижимости, приносящей доход……………………

Тема 11.Управление текущими затратами предприятия……………….

Тема 12. Управление оборотными средствами………………………….

Тема 13.Управление финансовыми рисками…………………………….

Тема 14.Распределение прибыли………………………………………..

Тема 15.Формирование и распределение чистой прибыли……………

Тема 16.Финансовое обеспечение процесса хозяйствования………….

Тема 17. Финансово-хозяйственная деятельность организаций гостеприимства

Тема 18. Эффективность туристического бизнеса


Предмет, задачи курса, базовые понятия

 

1.Сущность, виды, уровни и функции финансового менеджмента.

2. Наука «финансовый менеджмент», основные ее мировые и российские школы.

3.Условия, определяющие финансовый менеджмент, область его действия.

 

Менеджмент можно рассматривать с трех сторон:

1.Как систему экономического управления.

2.Как орган управления (аппарат управления).

3.Как форму предпринимательской деятельности.

Менеджмент можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. К менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которыми понимается искусство управления. Обе части имеют дело с управлением как комплексным и конкретным явлением.

Выработка управляющих воздействий включает сбор, передачу и обработку необходимой информации и принятие решений. Осуществление управляющих воздействий охватывает передачу и при необходимости преобразование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления. Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями, поэтому любое действие менеджмента – мероприятие экономического характера.

Финансовый менеджмент прежде всего направлен на управление денежными потоками и оборотными средствами. Финансовый менеджмент – это специфическая система управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений.

Финансовый менеджмент надо рассматривать как интегральное явление, имеющее разные формы проявления. С функциональной точки зрения финансовый менеджмент представляет собой систему экономического управления и часть финансового механизма. С инстутиционной точки зрения финансовый менеджмент есть орган управления. С организационной и правовой точки зрения финансовый менеджмент – это вид предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент как система управления направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Содержание финансового менеджмента составляет ответ на вопрос: как искусно руководить этим движением и отношениями. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма.

Финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Стратегия – это общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решения. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы или объекта управления и управляющей подсистемы или субъекта управления.

 

информация о состоянии вход внешняя информация

       
   
 


объекта

 

Управляющая подсистема (субъект)
Финансовая дирекция и ее подразделения Финансовый менеджер

 

командная информация

 

Управляемая подсистема (объект)
Финансовые отношения
Денежный поток Кругооборот капитала Финансовые ресурсы и их источники

выход

Объектом управления в финансовом менеджменте является совокупность условий осуществления денежного потока, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в хозяйственном процессе. Субъект управления – специальная группа людей, которая посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Любой объект управления представляет собой систему, состоящую из совокупности взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование. Финансовая система входит в социально-экономическую систему, главным свойством которой является то, что в ее основе лежат интересы людей.

Любая система состоит из элементов, под которыми следует понимать такие подсистемы, которые в условиях данного исследования представляются неделимыми, не подлежащими дальнейшему расчленению на составляющие. Следовательно, элемент всегда является структурной частью системы. Для финансов хозяйствующего субъекта в качестве немедленного элемента системы рассматриваются финансы структурного подразделения этого субъекта.

Каждому элементу присущи различные свойства. Основными свойствами элемента системы являются:

1.Элемент системы выполняет только ему присущую функцию, которая не повторяется другими элементами данной системы.

2.Элемент обладает способностью взаимодействовать с другими элементами и интегрировать с ними, что является признаком целостности системы.

3.Элемент тесно связан с другими элементами своей системы.

Свойства элементов финансовой системы позволяют вывести общее правило финансового менеджмента: всегда надо стремиться к финансовой устойчивости системы в целом, а не отдельных ее элементов.

Сам процесс управления может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемы. Процесс управления предполагает получение, передачу, переработку и использование информации.

Финансовая система является сложной, динамичной и открытой системой. Сложность финансовой системы определяется неоднородностью составляющих элементов, разнохарактерностью связей между ними, их структурным разнообразием. Это вызывает многообразие и различие элементов системы, их взаимосвязей, тенденций, изменений состава и состояния системы, множественностью критериев их деятельности.

Динамичность финансовой системы обусловлена тем, что она находится в постоянно меняющейся величине финансовых ресурсов, расходов, доходов, в колебаниях спроса и предложения на капитал. Финансовая система – это открытая система, так как она обменивается информацией с внешней средой.

Функции финансового менеджмента определяют формирование структуры управляющей системы. Различают: функции объекта управления и функции субъекта управления. К функциям объекта управления относятся:

- организация денежного оборота;

- снабжение финансовыми средствами и инвестиционными инструментами;

- организация финансовой работы и т.д.

Функции субъекта управления, то есть конкретный вид управленческой деятельности складывается из:

- сбора, систематизации, передачи и хранения информации;

- выработки и принятия решения;

- преобразования решения в команду;

- планирования, прогнозирования, предвидения;

- организации, регулирования, координации;

- стимулирования;

- контроля.

Функция управления – финансовое планирование – охватывает весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий и воплощение их в жизнь. Финансовое планирование – это процесс разработки людьми конкретных финансовых мероприятий. Для того, чтобы эта деятельность была успешной, вырабатывается методология и методика разработки финансовых планов.

Прогнозирование в финансовом менеджменте – разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта. Прогнозы представляют собой предвидения соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является его альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность развития финансового состояния объекта управления. Прогнозирование на основе экстраполяции и прямого предвидения изменений. Управление на основе предвидения требует выработки у финансового менеджера чутья рыночного механизма и интуиции, применения гибких решений.

Функция организации в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К ним относятся: создание аппарата управления, разработка норм, нормативов, методик и т.д., установление связей между управленческими подразделениями.

Регулирование в финансовом менеджменте – это воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по управлению возникших отклонений от графиков, норм, нормативов, законов, плановых заданий.

Координация в финансовом менеджменте – это согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.

Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.

Контроль в финансовом менеджменте сводится к проверке организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т.п. С помощью контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные возможности и резервы, вносятся коррективы в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента. Контроль предполагает анализ финансовых результатов. Анализ – это часть планирования финансов. Следовательно, финансовый контроль является оборотной стороной планирования финансов и должен рассматриваться как его составная часть.

Подходы к решению управленческих задач могут быть самыми разнообразными, поэтому финансовый менеджмент обладает многовариантностью, которая означает сочетание стандарта и неординарности финансовых комбинаций, гибкость и неповторимость тех или иных способов действия в конкретной хозяйственной ситуации.

Главное в финансовом менеджменте – правильная постановка цели, отвечающая финансовым интересам объекта управления. Финансовый менеджмент весьма динамичен. Эффективность его функционирования во многом зависит от быстроты реакции на изменение условий финансового рынка, финансовой ситуации, финансового состояния объекта управления. Поэтому финансовый менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов управления, на умении быстро и правильно оценить конкретную финансовую ситуацию, на способными быстро найти оптимальный выход из ситуации.

В финансовом менеджменте готовых рецептов нет и не может быть. Менеджмент учит тому, как, зная методы, приемы, способы решения тех или иных хозяйственных задач, добиться ощутимого успеха для конкретного субъекта.

 

 


Тема 1.Финансовый менеджмент – управленческий комплекс

В практическом использовании финансовый менеджмент связан с управлением разными финансовыми активами, каждый из которых требует использования соответствующих приемов управления и учета специфики соответствующего звена финансового рынка. Поэтому финансовый менеджмент можно рассматривать как сложный управленческий комплекс, включающий в себя:

1)риск – менеджмент;

2)менеджмент кредитных операций;

3)менеджмент операций с ценными бумагами;

4)менеджмент валютных операций;

5)менеджмент операций с драгоценными металлами и камнями;

6)менеджмент операций с недвижимостью.

Управление финансами осуществляется во времени. Временной признак влияет на цели и направления управления. По этому признаку финансовый менеджмент делится на:

- стратегический менеджмент;

- оперативно-тактический менеджмент.

Стратегический финансовый менеджмент представляет собой управление инвестициями. Он связан с реализацией выбранной стратегической цели. Стратегический финансовый менеджмент предполагает прежде всего:

- финансовую оценку проектов вложения капитала;

- отбор критериев принятия инвестиционных решений;

- выбор наиболее оптимального варианта вложения капитала;

- определение источников финансирования.

Оценка инвестиций производится с помощью различных критериев, которые могут быть самыми многообразными. Капитал выгодно вкладывать если:

- прибыль от вложения капитала в проект превышает прибыль от депозита;

- рентабельность инвестиций превышает уровень инфляции;

- рентабельность данного проекта с учетом фактора времени выше, чем рентабельность других проектов.

Все инвестиции протекают во времени, поэтому в стратегическом менеджменте важного учитывать влияние фактора времени:

1)ценность денег со временем снижается;

2)чем продолжительнее инвестиционный период, тем больше степень финансового рынка.

Поэтому в стратегическом менеджменте широко используются также прибыль как капитализация прибыли, дисконтирование капитала, компаудинг, приемы снижения степени финансового риска.

Оперативно-технический финансовый менеджмент представляет собой оперативное управление денежной наличностью, которое направлено:

1)на обеспечение такой суммы наличных денег, которой будет достаточно для выполнения финансовых обязательств;

2)на достижение высокой доходности от использования временно свободных наличных денег в качестве капитала.

Цели управления должной наличностью следующие:

1)увеличение скорости поступления наличных денег;

2)снижение скорости денежных выплат;

3)обеспечение максимальной отдачи от вложения наличных денег.

Для каждой цели существуют свои методы управления. Для первой цели – это методы, которые позволяют как можно быстрее собрать денежные средства, применяя эффективные формы расчетов, за счет получения денег от дебиторов и т.д. Управление дебиторской задолженностью предполагает:

1)управление оборачиваемостью средств в расчетах с целью их ускорения;

2)контроль за недопущением неоправданной дебиторской задолженностью;

3)снижение суммы дебиторской задолженности.

В процессе управления большое значение имеет отбор потенциальных покупателей, выбор условий и форм расчетов за товары (услуги), например, получение аванса, предоплаты, эффективные виды аккредитива и др. Отбор покупателей осуществляется по таким критериям как:

- соблюдение ими в прошлом платежной дисциплины;

- состояния их финансовой устойчивости;

- уровень и динамика их платежеспособности.

Управление дебиторской задолженностью включает контроль за ее продолжительностью. Для этого целесообразно производить группировку дебиторской задолженности по срокам ее возникновения (1м, 3м, 6м, 12 м).

Для выполнения второй цели необходимы методы, которые позволяют отсрочить платежи, для сохранения денежных средств в обращении как можно дольше.

Для выполнения третьей цели следует использовать метод управления кассовой наличностью, который позволяет уменьшить ее до минимума и увеличить объем денежных средств для вложения в активы, приносящие доходы.

Финансовый менеджмент как орган управления представляет собой аппарат управления, т.е. часть руководства хозяйствующим субъектом. На крупных предприятиях и в акционерных обществах таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером.

Финансовая дирекция состоит из различных подразделений, состав которых определяется высшим органом управления хозяйствующего субъекта. К ним относятся: финансовый отдел, бухгалтерия, сектор (бюро) анализа и т.д. Дирекция и все ее подразделения функционируют на основе Положения о финансовой дирекции, которое включает в себя общие моменты организации дирекции, ее задачи, структуру, функции, взаимоотношения с другими подразделениями и службами хозяйствующего субъекта, права и ответственность дирекции.

Основные функции финансовой дирекции:

- определение цели финансового развития хозяйствующего субъекта;

- разработка финансовой стратегии и финансовой программы развития хозяйствующего субъекта и его подразделений;

- определение инвестиционной политики;

- разработка кредитной политики;

- установление сметы расходов финансовых ресурсов для всех подразделений хозяйствующего субъекта;

- разработка плана (схемы) денежных потоков, финансовых планов хозяйствующего субъекта и его подразделений;

- участие в разработке бизнес-плана хозяйствующего субъекта;

- обеспечение финансовой деятельности (использование денежных средств, получение прибыли, распоряжение капиталом);

- осуществление расчетов с поставщиками, покупателями и т.д.;

- осуществление страхования от финансовых коммерческих рисков, залоговых, трастовых, лизинговых и других финансовых операций;

- ведение бухгалтерского и статистического в области финансов учета, составления бухгалтерского баланса хозяйствующего субъекта;

- анализ финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.

В управлении финансовой деятельностью ключевой фигурой является финансовый менеджмент. На крупных предприятиях и акционерных обществах целесообразно формировать группу финансовых менеджеров, за каждым из которых закрепляется конкретное направление работы и определенные обязательства. Во главе группы стоит ведущий финансовый менеджер (лидменеджер). Деятельность финансового менеджера регламентируется его должностной инструкцией, включающей в себя и квалификационную характеристику финансового менеджера.

Финансовый менеджер, очень часто, является наемным работником, который привлекается к управленческой деятельности по контракту. Как высший служащий, кроме заработной платы, он может получать вознаграждение в виде процента от прибыли, которое называется «тантьема». Размер тантьемы определяется высшим органом управления хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент как форма предпринимательской деятельности означает, что управление финансовой деятельностью не может быть чисто бюрократическим, административным актом. Речь идет о творческой деятельности, которая активно реагирует на изменения, происходящие в окружающем мире. Финансовый менеджмент как форма предпринимательства предполагает использование научных основ планирования и управления, финансового анализа, нововведений (инноваций).

Как форма предпринимательств финансовый менеджмент может быть выделен в самостоятельный вид деятельности. Эту деятельность исполняют как профессиональные менеджеры, так и финансовые институты (траст-компании, брокерские конторы и т.д.). Суть финансового менеджмента как форма предпринимательства выражается в обмене:

Деньги Услуги фин. Деньги с приростом

менеджера

Сферой приложения финансового менеджмента является финансовый рынок, на котором проявляются экономические отношения между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей, между их стоимостью и потребительной стоимостью. Функционирование финансового рынка создает основу для предпринимательства в области управления движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями. Эффективность применения финансового менеджмента достигается только в комплексной увязке с функционированием, действиями методов и рычагов финансового механизма.

 


Тема 2.Финансовый механизм

Финансы не только экономическая категория. Одновременно финансы вступают инструментом воздействия на производственный и торговый процесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осуществляется через финансовый механизм, который представляет собой систему действия финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Финансовый механизм

 

Финансовые методы Фин.рычаги Правовое Нормативн. Информационное

обеспечение обеспечение обеспечение

- планирование - прибыль - законы - инструкции - информация

- прогнозирование - доход - Указы Пра- - нормативы разного вида

- инвестирование - амортизация вительства - нормы и рода

- кредитование - фин.санкции - постановления – методич.

- самокредитование - цена Правительства указания

- самофинансирование - арендн.плата - приказы и - др.

- налогообложение - дивиденды письма Минис-

- система расчетов - проценты терств

- матер.стимулирование - дисконтиро- - устав юрид.

и ответственность ние лица

- страхование - целевые экон.

- залоговые операции фонды

- трансфертные - вклады

операции - паевые взносы

- трастовые операции - инвестиции

- аренда (прямые, вен-

- лизинг чурные, порт-

- факторинг фельные)

- фондообразование - котировка

- взаимоотношения вал.курсов

с учредителями, хоз. - формы

субъектами, органами расчетов

гос.управления - виды кре-

дитов

- франизма

- преференция

- курсы валют,

ценных бумаг

 

Финансовый метод можно определить как способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуют в двух направлениях:

- по линии управления движением финансовых ресурсов;

- по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладываются не случайно. Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом, представляющим собой метод ведения хозяйства путем соизмерения в денежной форме затрат и результатов хозяйственной деятельности.

Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация этой цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности.

Необходимо рассчитывать и сопоставлять различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода, максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежных расходов и потерь и др.). В зарубежной хозяйственной практике требование соизмерения размеров вложенного капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначается термином «инпут-аутпут» (input-ouput).

Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов. Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы органов управления.

Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, принятые технологии, разъяснения, методики и другие документы отражающие связь производства с реализацией товаров и услуг.

Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой, технологической и прочей информации. К финансовой информации относятся:

- осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров, потребителей и конкурентов;

- о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютных рынках и т.п.;

- сообщения о положении дел на биржевом и внебиржевом рынках;

- о финансовой и коммерческой деятельности всяких достойных внимания хозяйствующих субъектов;

- различные другие сведения.

Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком. Некоторые виды информации (направленные сведения о поставщиках могут являться интеллектуальной собственностью и вносится в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.

Финансовый менеджер, обладающий высокой квалификацией, всегда старается получить любую информацию, даже самую негативную, или ключевые моменты такой информации, или отказ от разговора на какую-то тему и использовать их в свою пользу. Информация собирается по фрагментам, которые, собранные воедино, обладают полновесной информационной ценностью. Наличие у финансового менеджера надежной деловой информации позволяет быстрее принять финансовые и коммерческие решения, влиять на правильность таких решений, что в итоге ведет к улучшению финансового результата.

 


Тема 3.Управление финансовыми ресурсами и капиталом

Финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта – это денежные средства, имеющиеся в его распоряжении. Финансовые ресурсы направляются на развитие производства, содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление и образование резервов.

Финансовые ресурсы, предназначенные для развития производственно-торгового процесса, представляют собой капитал в его денежной форме, т.е. капитал – это часть финансовых ресурсов. Капитал – это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег осуществляется путем вложения их в предпринимательство, передачи в ссуду, сдачи в наем. Капитал – это деньги, предназначенные для получения прибыли.

Всеобщая формула капитала:

D – T – D1

(D1 – D) – доход инвестора

(D1 – T) – выручка от продажи товара

(D – T) – затраты инвестора на покупку товара.

По форме вложения различают предпринимательский и кредитный капитал.

Предпринимательский капитал – это капитал, вложенный в предприятия, путем прямых и портфельных инвестиций. Такое вложение капитала осуществляется с целью получения прибыли и прав на управление предприятием.

Кредитный капитал – это денежный капитал, представленный в кредит на условиях возвратности и платности. Кредитный капитал выступает как товар, и его ценой является процент.

Основные фонды (основной капитал) представляет собой средства труда, многократно используемые в хозяйственном процессе, не изменяя при этом свою вещественно-натуральную форму. Жизненный цикл основных средств состоит из этапов: поступление – участие в производственном процессе – перемещения внутри предприятия – ремонт – сдача в аренду – инвентаризация – выбытие.

Особенности воспроизводства основных фондов определяется рядом характерных признаков:

- постепенный перенос стоимости основных фондов на стоимость подготовленной продукции;

- движение потребительской стоимости и стоимости;

- оборот стоимости фондов;

- частичное воспроизводство стоимости в готовой продукции и ее накопление в денежной форме;

- 6возобновление основных фондов в вещественно-натуральной форме на более высоком потребительском уровне.

Денежные средства, авансированные на приобретение основных фондов, называются основными средствами (основной капитал).

В составе основных производственных фондов различаются активная и пассивная части. Активные основные фонды непосредственно воздействуют на продукт, определяют масштабы его производства и уровень производительности труда работников. К ним относятся, прежде всего, машины, оборудование, инструмент. Пассивная часть основных фондов – это те из них, которые создают необходимые условия для процесса труда: здания, сооружения, передаточные устройства и т.п. Деление основных фондов на активные и пассивные в определенной степени условно и зависит от специфики функций, выполняемых отраслью.

Нематериальные активы – это стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности и иных имущественных прав. К нематериальным активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами, «ноу-хау», авторские права, лицензии и т.п., организационные расходы, торговые марки, фирменные знаки, цена фирмы.

По характеру применения нематериальные активы похожи на основные средства. Они используются длительное время, приносят прибыль, с течением времени большая часть из них теряет свою стоимость. Особенностью нематериальных активов является отсутствие материально-вещественной структуры, сложность определения стоимости, большая неопределенность при выявлении прибыли от их применения.

Оценка нематериальных активов производится по согласованию сторон при их взносе в уставный капитал. На основе цен мирового или внутреннего рынка. В стоимость нематериальных активов входят покупная цена, расходы связанные с приобретением и приведением в состояние готовности этих активов. Стоимость нематериальных активов включается в себестоимость путем начисления износа.

Экономическая организация любого хозяйствующего субъекта начинается с образования основных и оборотных средств, величина которых носит название уставный фонд (уставный капитал). Уставный капитал – это сумма вкладов учредителей для обеспечения жизнедеятельности хозяйствующего субъекта. Его величина зафиксирована в учредительных документах. Порядок формирования уставного капитала регулируется законодательством и учредительными документами (не менее 100 МРОТ).

В унитарных предприятиях создается уставный фонд. Общества, создаваемые без наличия устава, имеют складочный капитал. В качестве источника собственных средств выступает также добавочный капитал, который отражает сумму от переоценки товарно-материальных ценностей, основных фондов и нематериальных активов, сумма комиссионного дохода.

В финансовой деятельности хозяйствующего субъекта различают активы и пассивы. Активы – это совокупность имущественных прав, принадлежащих ему. Сюда входят основные средства, нематериальные активы, оборотные средства. Пассивы хозяйствующего субъекта – это его долги и обязательства, состоящие из заемных и привлеченных средств, включая кредиторскую задолженность. К пассивам не относятся дотации, субвенции, собственные средства и другие источники. Субвенция – вид денежного пособия и стороны государства из внебюджетных фондов, предоставляемых на финансирование определенного мероприятия и подлежит возврату в случае нецелевого ее использования.

Гудвил: 1) – это условная стоимость деловых связей фирмы, денежная оценка неосязаемого капитала (простой торговой марки, опыт деловых связей, устойчивую клиентуру, репутация фирмы в финансовом мире, механизм контроля за сбытовой деятельностью и др.). 2)Неосязаемый капитал, как разность между ценой фирмы в целом и ценой реального основного капитала.

 

 




2016-09-16 360 Обсуждений (0)
Предмет, задачи курса, базовые понятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет, задачи курса, базовые понятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (360)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)