Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Базовые категории финансового менеджмента



2016-09-16 647 Обсуждений (0)
Тема 4. Базовые категории финансового менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Использование аппарата и инструментария финансового менеджмента позволяет фирме анализировать финансовую и прочую экономическую информацию и принимать на этой основе правильные (адекватные) решения по управлению финансами фирмы, ее денежным оборотом, максимизируя в конечном итоге прибыль от предпринимательства и прочих видов деятельности (спекулятивных) как в краткосрочном, так и долгосрочном периодах (в такую формулировку “вписывается” и стратегия максимизации прибыли, и стратегия закрепления на собственном сегменте рынка).

Для того чтобы дальше конкретизировать высказанные выше теоретические положения, нам необходимо подробно рассмотреть базовые категории (понятия) финансового менеджмента.

Прежде всего необходимо отметить, что финансовый менеджмент самым тесным и непосредственным образом связан с существующей системой бухгалтерского учета, которая в современной России значительно отличается от принятой на Тападе. В развитых рыночных экономиках в рамках системы национальных счетов решается задача сопоставимости аппарата бухучета и финансового менеджмента. Необходимая финансовым менеджерам информация непосредственно берется из бухгалтерской отчетности предприятия. В России все обстоит иначе. Общепринятые категории финансового менеджмента необходимо рассчитывать на основании данных баланса и другой отчетности. Кроме этого, автор понимает, что российская система бухгалтерского учета находится в поиске, в стадии совершенствования. Это приводит к тому, что основные документы бухгалтерской и прочей отчетности предприятия претерпевают постоянные изменения, за которыми не всегда может успеть издательская деятельность. Поэтому автор заранее приносит свои извинения, если в момент выхода этой работы произойдут новые изменения в системе бухгалтерской отчетности, которые не найдут отражения на этих страницах. Все показатели и коэффициенты будут определяться на основе официального документа Министерства финансов РФ (Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27 марта 1996 года №31 с соответствующими Приложениями, опубликованный в Финансовой газете).

Необходимо напомнить, что в данном разделе мы будем анализировать только ту сторону хозяйственной деятельности фирмы, которая связана с предпринимательством в широком смысле этого слова и не затрагивает финансовую деятельность предприятия, связанную с чисто финансовыми операциями спекулятивного характера. Эта сторона деятельности фирмы кратко будет отражена в последних разделах данной работы.

Существуют следующие базовые понятия финансового менеджмента: добавленная стоимость (ДС), или стоимость, добавленная обработкой, брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ), нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ), экономическая рентабельность активов (ЭР). Они заимствованы из практики западных фирм, но вполне могут вписаться и вписываются в современную жизнь трансформирующейся российской экономики на уровне предприятия (фирмы).

Начнем с добавленной стоимости. С экономической точки зрения — это стоимость, созданная на предприятии за определенный период времени, это вклад каждого экономического субъекта в валовый внутренний продукт как результат общественного производства за определенный период времени. С бухгалтерской точки зрения добавленная стоимость — это разница между произведенной (реализованной) продукцией и затратами (внешними издержками), которые несет фирма. В категориях марксистской интерпретации — это C (потр.) + V + M.

Брутто-результат эксплуатации инвестиций. С экономической точки зрения — это та часть стоимости, созданной предприятием, которую по аналогии с марксистской интерпретацией можно назвать прибавочным продуктом (предприятия), правда, содержащим и стоимость потребленных средств труда. С бухгалтерской точки зрения — это добавленная стоимость за вычетом всех затрат (издержек) на труд: С (потр.) +M.

Нетто-результат эксплуатации инвестиций. С экономической точки зрения — это показатель, наиболее близкий к прибавочному продукту предприятия. Иногда говорят еще о НРЭИ как о прибыли до уплаты процентов за кредит и налогов на прибыль. С бухгалтерской точки зрения — это БРЭИ за вычетом затрат на восстановление основных средств предприятия (средств труда). Нетто-результатом эксплуатации инвестиций можно считать балансовую прибыль, восстановленную до НРЭИ за счет прибавления процентов за кредит, относимых на себестоимость. В категориях марксистской интерпретации — М.

Экономическая рентабельность активов. С экономической точки зрения — это показатель эффективности функционирования предприятия, позволяющий сопоставлять результат (эффект) с затратами. Понятно, что экономическую рентабельность активов нельзя путать с рентабельностью производства и рентабельностью продукции. С бухгалтерской точки зрения — это соотношение НРЭИ и актива баланса предприятия или соотношение балансовой прибыли и процентов за кредит, относимых на себестоимость, и актива баланса предприятия. Тдесь необходимо сделать одно принципиальное замечание. Оно связано со спецификой функционирования финансового механизма фирмы. Напомним, что речь идет о том, что фирма может использовать то, что ей не принадлежит, и не может использовать то, что ей принадлежит (кредиторская и дебиторская задолженности предприятия соответственно). Именно поэтому, когда речь идет об экономической рентабельности активов, мы должны вычесть из величины актива сумму кредиторской задолженности предприятия. Это правило относится практически ко всем категориям финансового менеджмента для краткосрочного временного интервала, так как кредиторская задолженность не выходит за рамки именно краткосрочного периода.

Четыре базовых понятия (категории) финансового менеджмента нельзя непосредственно взять из существующей в настоящее время в России системы бухгалтерского учета. Придется делать определенные расчеты. Попытаемся рассмотреть, что необходимо сделать для получения конкретных количественных значений добавленной стоимости, брутто-результата эксплуатации инвестиций, нетто-результата эксплуатации инвестиций и экономической рентабельности активов. Для достижения поставленной цели будет использован интересный прием. В своих расчетах мы пойдем от обратного. Такой отправной точкой для нас станет величина балансовой прибыли предприятия, которую затем мы достроим до НРЭИ, БРЭИ и, наконец, добавленной стоимости. Далее на основании полученных оценок мы сможем определить и экономическую рентабельности активов.

Балансовая прибыль (БП) + проценты по кредитам, выплачиваемые из себестоимости = НРЭИ. Первое слагаемое определяется непосредственно из баланса. Проценты же по кредитам, выплачиваемые из себестоимости, можно получить на основании журнала-ордера 4.

НРЭИ + затраты на восстановление средств производства = БРЭИ. Татраты на восстановление средств производства (средств труда) — износ, амортизация в общеэкономическом смысле — могут быть получены со счета 02. Важным здесь представляется, что мы не рассматриваем износ нематериальных активов.

БРЭИ + затраты по оплате труда = добавленной стоимости. Татраты по оплате труда можно взять из журнала-ордера 10, кроме того, необходимо использовать калькуляцию, смету затрат и соответствующие формы отчетности (например, форму 4 п по выплатам в Пенсионный фонд).

Вдумчивый и дотошный финансовый менеджер не будет лениться с расчетами и, скорее всего, проверит полученные результаты “прямым” путем, начав с добавленной стоимости (выручка от реализации - затраты (внешние издержки) + изменение запасов готовой продукции) за период (год, квартал). Татем вычтет затраты по оплате труда, затраты на восстановление средств производства (средств труда) и получит НРЭИ. Кроме этого, не следует забывать правило, требующее производить там, где возможно, расчет средних, среднехронологических и иных значений показателей деятельности предприятия для повышения точности полученных результатов (вспомним парадоксы расчетов в динамике, показанных на рис. 4).

(1)

Теперь у нас есть все для расчета экономической рентабельности активов (см. формулу (1)). В знаменателе величина актива баланса за период (необходимо вспомнить, что балансовые показатели — это только “фотографии” на определенную дату, поэтому величина актива за период определяется как среднее или среднехронологическое значение известных финансовому менеджеру балансовых значений данного параметра. То же самое относится и к необходимости вычета из величины актива размера кредиторской задолженности за период). В документах бухгалтерской отчетности не составляет труда найти и актив, и размер кредиторской задолженности (см. баланс предприятия).

Очень полезным для принятия правильных финансовых решений является определение не только величины экономической рентабельности активов, но и расчет того, что называется коммерческой маржой (КМ) и коэффициентом трансформации (КТ). Названия этих терминов также представляют собой кальку с английского языка. Для нашей страны это еще не устоявшиеся понятия, впрочем, как и БРЭИ, НРЭИ и многие другие. Экономический же смысл КМ и КТ достаточно легко определить:

, (2)

(3)

Коммерческая маржа с экономической точки зрения показывает рентабельность оборота (выручки от реализации и внереализационных доходов). Выражается она в процентах. С бухгалтерской точки зрения КМ достаточно просто определяется на основании показателей приложения к балансу предприятия — “Отчет о финансовых результатах”.

Коэффициент трансформации с экономической точки зрения показывает эффективность использования актива предприятия (сколько рублей выручки получается с одного рубля актива). Бухгалтерская отчетность предприятия дает возможность точно определить величину КТ (числитель берем из “Отчета о финансовых результатах”, знаменатель — из самого баланса предприятия).

В конкретной работе полезными будут расчеты близких к КМ и КТ показателей, отличающихся от последних значением числителя (например, чистая прибыль вместо НРЭИ).

Теперь важно правильно экономически интерпретировать полученные данные по ЭР, КМ и КТ. Сам методологический подход к их определению показывает, что речь идет об обратной зависимости между КМ и КТ. То есть чем выше КМ, тем ниже КТ, и наоборот. Это означает на практике, что для достижения более высокого значения рентабельности мы не можем (без негативных последствий для предприятия) увеличивать коммерческую маржу (любой ценой увеличивать нетто-результат эксплуатации инвестиций на единицу выручки, что достигается за счет повышения интенсивности труда и интенсивности (сверх меры!) использования средств труда).

Столь же небезопасно любой ценой увеличивать коэффициент трансформации (за счет сокращения актива, освобождения от всего, что непосредственно сейчас не работает на увеличение выручки). Автор согласен с Е. Стояновой, которая метко заметила: “актив должен вести здоровый образ жизни”.

Понятно, что специфика отраслевого бизнеса оказывает влияние на величину КМ и КТ (например, фондоемкий и нефондоемкий типы производства обуславливают разные значения КМ и КТ). Тем не менее необходимо сформулировать два правила:

1. При значительной величине актива на единицу оборота предприятию намного труднее перемещаться в другую сферу бизнеса и наоборот (следовательно, для предпринимателей, занятых в фондоемком типе бизнеса, гораздо сложнее перейти на выпуск другой продукции, перейти в другую отрасль, предприниматели же, занятые в нефондоемком типе бизнеса, например, в сфере услуг, могут без каких-либо серьезных потерь перейти к выпуску другой продукции, переместиться в другую отрасль бизнеса). Таким образом, если на Вашем предприятии низкое значение КМ (при рациональном ведении дела), закрепляйтесь на существующем рыночном сегменте! Это наиболее правильная стратегия фирмы. Если же величина КМ (при рациональном ведении дела) достаточно велика — Вы можете следовать стратегии максимизации прибыли и смело перемещаться в другие сферы бизнеса.

2. Нельзя максимизировать КМ любой ценой. КТ сразу же напомнит Вам об этом. Последствия невнимания в коэффициенту трансформации могут быть катастрофическими для Вас. Регулировать коэффициент трансформации труднее, чем коммерческую маржу! Спокойствие персонала и сохранность в хорошем состоянии средств труда намного важнее!

Теперь мы можем конкретизировать финансовый механизм функционирования фирмы с учетом введенных основных (базовых) понятий финансового менеджмента. Для этого необходимо рассмотреть эффект финансового и операционного (производственного) рычагов.


Тема 5.Инвестирование капитала и его виды

Финансовые ресурсы используются предприятием для финансирования текущих расходов и инвестиций. Инвестиции – все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых инвестором в объекты предпринимательства с целью получения прибыли. Инвестиции делятся на чистые и портфельные. Чистые инвестиции представляют собой капиталовложения, направленные на поддержание и расширение основных фондов. Трансфертные инвестиции, носящие характер трансферта – затраты денег, ведущие к смене собственного капитала. К ним относится покупка акций и мэрджер.

В хозяйственной практике можно выделить три центра вложения капитала: профит, венчур, центр затрат. Профит– это центр, доходы от деятельности которого устойчиво превышают расходы на эту деятельность. Венчур– это центр, который пока не приносит устойчивого дохода, но, возможно, скоро будет приносить его. Это рискованное вложение капитала в центр, который может со временем, стать устойчивым и превратиться в профит. Центр затрат – это центр, через который проходит денежный поток и результатом выхода из него является информация.

Инвестиции бывают рискованные, прямые портфельные и аннуитет. Рисковые инвестиции или венчурный капитал представляет собой инвестиции в форме выпуска новых акций, производимые в новых сферах деятельности, связанных с большим риском. Венчурный капитал инвестируется в не связанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств и высокую норму прибыли.

Рискованные вложения капитала обусловлено необходимостью финансирования мелких инновационных фирм. В областях новых технологий. Рискованный капитал сочетает в себе различные формы приложения капитала: кредитного, акционерного, предпринимательского.

Портфельные инвестиции представляют собой приобретение ценных бумаг и других активов. Портфельные инвестиции – это концептуальные понятия, используемые для обозначения совокупности активов, сопоставляющих богатство отдельного индивида. Портфель - совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения цели вкладчика.

Принципами формирования инвестиционного портфеля является безопасность и доходность вложений, их рост и ликвидность. Под безопасностью принято понимать неуязвимость инвестиций от потрясения на рынке инвестиционного капитала и стабильность получения дохода. Безопасность обычно достигается в ущерб доходности и росту вложений.

Главная цель при формировании портфеля состоит в достижении оптимального сочетания между риском и доходом для инвестора. Набор инвестиционных инструментов призван снизить риск потерь вкладчика до минимума и одновременно увеличить доход до максимума.

Методом снижения риска серьезных потерь служит диверсификация портфеля, т.е. приобретение определенного числа различных ценных бумаг. Риск снижения, когда капитал распределяется между множеством разных ценных бумаг. Диверсификация уменьшает риск за счет того, что возможно невысокие доходы по одним ценным бумагам будут компенсироваться высокими доходами по другим.

Рассматривая вопрос о создании портфеля, инвестор должен определить для себя параметры:

1.Выбрать оптимальный тип портфеля:

а)доход за счет процентов и дивидендов;

б)доходы за счет курсовой разницы;

2.Определить приемлемое для себя сочетание риска и дохода портфеля.

3.Определить первоначальный состав портфеля. Агрессивный и консервативный инвестор.

4.Выбрать схему дальнейшего управления портфелем.

Финансовый леверидж – (средство для достижения цели) представляет собой соотношение между облигациями и привелигированными акциями с одной стороны и обыкновенными акциями – с другой.

О + А1

Л =

А2

О – облигации,

А1 – привелигированные акции,

А2 – обыкновенные акции.

Финансовый леверидж является показателем финансовой устойчивости АО. Высокий уровень левериджа – явление опасное, так как ведет к финансовой неустойчивости.

Аннуитет – инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени. В основном, это вложение средств в страховые и пенсионные фонды, которые выпускают долговые обязательства, используемые владельцами на покрытие непредвиденных расходов в будущем. Пенсионные фонды обеспечивают своих клиентов денежными средствами после выхода на пенсию. Страховые компании при страховании жизни могут предложить получателю денег по страховому полису единовременную выплату или аннуитет.

Инфляция– обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменянных на золото. Инфляция проявляется в росте цен. Если уровень инфляции 2-3% в год, это не требует каких-либо мер, инфляция больше 10% в год свидетельствует о больной экономике.

Дефляциясвязана с падением цен. Значительная дефляция ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению условий предпринимательства и экономическому кризису.

Стагфляция– состояние экономики, характеризующее сочетание одновременно протекающих процессов стагнации в экономическом росте и инфляции.

 


Тема 6.Дисконтирование и индексация капитала

 

Финансовые ресурсы, материальную основу которых составляют деньги, имеют временную ценность, которая может рассматриваться в 2-х аспектах. Первый аспект связан с покупательной способностью денег. Денежные средства в данный момент и через определенный промежуток времени при равной номинальной стоимости имеют совершенно разную покупательную способность из-за инфляции. Второй аспект связан с обращением денежных средств как капитала и получением доходов от этого оборота. Деньги как можно быстрее должны делать новые деньги. Имеются два варианта вложений:

1)При вложении 10 тыс.руб. доход через год составит 10 тыс.руб. или 100%;

2)При вложении 10 тыс.руб. доход через 3 месяца составит 2,5 тыс.руб. или 25%.

Выгоднее принять второй вариант , так как сумма денежных средств, получается после трех месяцев, может быть вновь пущена в оборот и принести дополнительный доход. При четырех оборотах за год доход составит 14,4 тыс.руб., т.е. больше на 4,4 тыс.руб. чем в первом варианте.

Этот дополнительный доход определяется с помощью методов дисконтирования доходов. Дисконтирование дохода – это приведение дохода к моменту вложения капитала. Коэффициент приведения определяется по формуле:

t

а =

1+n

 

t – число лет,

n – норма доходности.

Дисконтирующий множитель позволяет определить современную стоимость (финансовый эквивалент) будущий денежной суммы, т.е. уменьшить ее на доход, нарастающий за определенный срок по правилу сложных процентов. На практике обычно используются таблицы с заранее исчисленными значениями. Для определения наращенного капитала и дополнительного дохода с учетом дисконтирования используются формулы:

1) К1=К (1+n)t

К – размер вложения капитала

n – ставка доходности

t – число лет.

2) D = K (1+n)t – K0

n – ставка доходности

t – число лет.

Дополнительный доход (D), будущая стоимость капитала (К1) были определены с помощью компаудинга. Компаудинг – процесс перехода от текущей стоимости капитала к его будущей стоимости. Процесс противоположный компаудингу, называется дисконтирование. Дисконтирование – это процесс, определения сегодняшней стоимости денег, когда известна их стоимость на какой-то момент в будущем.

Дисконтирование дохода применяется для оценки будущих денежных поступлений (прибыль, проценты, дивиденды) с позиции текущего момента. Инвестор, сделав вложения капитала должен руководствоваться следующими положениями:

1)происходит постоянное обесценивание денег;

2)желательно периодическое поступление дохода на капитал, в размере не ниже определенного минимума.

Инвестор оценивает, какой доход он может получить в будущем и какую максимально возможную сумму финансовых ресурсов допустимо вложить в данное дело. Эта оценка производится по формуле:

Кt

К =

(1+n)t

Для измерения динамики экономических процессов за какой-то период времени используется относительный показатель-индекс, который может использоваться:

1)как прием анализа динамики показателей;

2)как экономический инструмент государственного регулирования.

В этом случае индексация – это способ сохранения реальной величины денежных ресурсов по их покупательной способности в условиях инфляции.

При анализе и прогнозе финансовых ресурсов необходимо учитывать изменение цен, для чего используют индекс цен. Индекс цен – показатель, характеризующий изменение цен за определенный период времени:

P1

i=

P0

P1 – цена конкретного товара отчетного периода,

P0 - цена базисного периода.

Индекс цен могут применяться:

а)для оценки динамики покупательной возможности в истекшем периоде;

б)в прогнозировании необходимых в будущем финансовых средств исходя из складывающейся тенденции цен.

Для анализа и прогноза количественных показателей хозяйственной деятельности применяются также индексы стоимости (выручки, товарооборота), физического объема (выпуск продукции) количества, структуры.

S P1g1

ic =

S P1g0

 

g0 – количество товаров за прошлый период

 

S P0g1

i0 =

S P0g0

 

S g1 S g1`P0

ic = =

S g0 S g1`P0

 

 

S g1`P0

icтруктур =

S g1`P0

 

0 – средняя цена прошлого периода.

 




2016-09-16 647 Обсуждений (0)
Тема 4. Базовые категории финансового менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Базовые категории финансового менеджмента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (647)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)