Работа с репродукциями
• Какова же идея «Слова о полку Игореве»? • Какую из предложенных репродукций вы выбрали бы теперь? Изменил ли кто-нибудь свое мнение или нет? Почему?
3) Домашнее задание: 1.составить план событий «Слова»; 2.перечитать фрагменты о походе князя Игоря; 3.найти дополнительный материал о князе Игоре (инд.задание).
УРОК 2 Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве». Образ князя Игоря. Цели: 1.Дать понятие о жанре, сюжете и композиции «Слова», проанализировать образ князя Игоря, сравнить собственные представления о князе Игоре с представлениями художников и композитора, попробовать дать оценку действиям князя Игоря. 2.Развивать навыки работы с художественным текстом, навыки выразительного чтения, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения, рефлексировать собственную деятельность. 3.Воспитывать интерес и уважение к истории страны, чувство патриотизма, ответственности за свои поступки. Оборудование, наглядность: текст «Слово о полку Игореве» в переводе Д.С.Лихачева, слайдовая презентация, ария князя Игоря из оперы А.Бородина «Князь Игорь», репродукции картин И.Глазунова, Н.Рериха, В.Фаворского. Ход урока: I.ВЫЗОВ 1) Прием «Верные – неверные утверждения»: какие из предложенных утверждений являются, на ваш взгляд, верными? • Жанр «Слова» - житие. • Сюжетом «Слова» является неудачный поход князя Игоря в 1185 году против половцев. • События в «Слове» расположены не в хронологической последовательности. • Князь Игорь был потомком Ярослава Мудрого. • Князь Игорь правил в Киеве. • Цель похода – завоевание новых земель. • Перед походом князь Игорь увидел вещий сон с дурным предзнаменованием. • Войско князя Игоря было разгромлено на реке Каяле. • Князь Игорь был ранен в ногу. • Бежать из плена Игорю помог половец Овлур. Прослушивание арии князя Игоря из оперы «Князь Игорь». Эссе «Каким я представляю себе князя Игоря» (можно устно). Учитель.Под впечатлениемот «Слова» Александром Порфирьевичем Бородиным была написана опера «Князь Игорь». А.П.Бородин – профессор химии, академик военно-медицинской академии, доктор медицины и композитор – работал над оперой 18 лет (1869 – 1886), но так и не закончил ее. После смерти композитора опера была закончена Н.Римским-Корсаковым и А.Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890 году.
Задание: прослушайте арию князя Игоря и напишите небольшое эссе «Каким я представляю себе князя Игоря».
Дети слушают отрывок из оперы, затем пишут эссе, после этого несколько вариантов зачитывается вслух.
II.РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА. Проверка домашнего задания. ■ Дополнительный материал о князе Игоре (примерно). ИГОРЬ (в крещенииГеоргий) СВЯТОСЛАВИЧ(03.04.1151-29.12.1202), великий черниговский князь. Сын великого черниговского князя Святослава Ольговича. Главный герой “Слова о полку Игореве”. В 1180-98 княжил в Новгороде-Северском, в 1198-1202 владел Черниговским княжеством. Игорь был участником многих усобиц, воевал с половцами. В 1185 он вместе с тремя другими князьями совершил поход в глубь степей, намереваясь разгромить половецкие орды, обитавшие в Северном Причерноморье и Подонье, и вернуть утраченный город Тмутаракань на Таманском полуострове. Но войско Игоря потерпело поражение, а сам он попал в плен к половцам. Вернувшись на Русь, он с помощью великого киевского князя Святослава Всеволодовича пытался организовать отпор кочевникам. Игорь сознавал гибельность для Руси феодальных усобиц. Находясь в плену, он с болью вспоминал, как сам разорял русские земли: “...много убийств и кровопролития совершил я в земле христианской... взял на щит город Глебов у Переяславля. Тогда немало зла приняли безвинные христиане, разлучаемые отец с детьми своими, брат с братом, друг с другом своим, жены с мужьями своими и дочери с матерями своими, а подруга с подругой своей. И все было сметено пленом и бывшей тогда скорбью. Живые мертвым завидовали, а мертвые радовались, ибо, как мученики, святым огнем от жизни этой приняли испытание. Старцы умерщвлялись, юноши же лютые и тяжелые раны принимали, мужей же отделяли одного от другого и рассекали на части. И то все сотворил я”. Некоторые исследователи высказывали предположение, что Игорь является автором “Слова о полку Игореве”. О. М. Рапов ■ План событий «Слова». Один из вариантов – -Вступление (зачин). Боян. -Сборы Игоря в поход. Затмение солнца. -Диалог на расстоянии между Игорем и Всеволодом Буй Туром -Выезд Игоря. Зловещие знамения. -Отрывочные сведения о походе и битве, перемежающиеся с воспоминаниями об Олеге Гориславовиче и судьбе его гнезда. -Поражение князя Игоря. Сон Святослава. -Обращение к князьям. Золотое слово Святослава. -Плач Ярославны. -Побег Игоря из плена. -Возвращение на Русь. Боян. Слава князьям!
Беседа по вопросам. ▪ В чем особенности композиции «Слова»? Хронологически ли расположены события? Почему автор не придает значения хронологии? Что для него важнее: хронологическая, документальная точность или чувства, эмоции? ▪ Найдите композиционные части. Какое событие является кульминацией «Слова»? Катарсисом? (плач Ярославны) Какие этапы отсутствуют? Какие фрагменты «Слова» нельзя отнести ни к какому этапу? Вывод о композиции: композиция. «Слова» подчинена эмоционально-лирическим требованиям и не имеет отношения к исторической или иной повествовательности, в которой соблюдалась именно хронологическая последовательность описываемых событий. ▪ Какие жанры древнерусской литературы вы знаете? Какие жанры устного народного творчества? ▪ Каким жанрам близко «Слово»? Вывод о жанре: «Слово» сочетает разные жанры древнерусской литературы и УНТ, это эпические и лирические жанры, преобладает лирическое начало. Обратимся к тексту. ▪ Чтение вступления. Не пристало ли нам, братья, Начнем же, братья, повесть эту ▪ Как автор характеризует манеру повествования Бояна? ▪ Какая из предложенных репродукций соответствует вступлению? ▪ Какова цель похода князя Игоря? ▪ Как природа откликается на поход Игоря? Какие зловещие предзнаменования, предостережения дает она Игорю? (чтение отрывков) ▪ Как отображено на картинах Рериха и Глазунова действие сил природы? ▪ Какая репродукция точнее передает впечатление от затмения? ▪ Как ведет себя Игорь во время затмения? Как характеризует его такое поведение (не забывайте, что он человек языческой эпохи)? ▪ Какие еще зловещие предзнаменования посылает природа? ▪ Какую роль играет размышление об Олеге Гориславовиче и судьбе «Олегова гнезда»? ▪ О походе князя Игоря современники и исследователи «Слова» отзывались по-разному: «Игорь - сын эпохи. Это князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной степени любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины» (Д.С.Лихачев). «Высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, преданность новой — общерусской, ненависть к своим бывшим союзникам — свидетелям его позора, муки страдающего самолюбия — все это двигало им в походе» (Д.С.Лихачев). «Образ солнечного затмения — поэтический прием автора «Слова», с помощью которого он стремится оправдать Игоря и его поход. Игорь идет навстречу гибели, чтобы отвести беду от родной земли... Как считает автор «Слова», поход Игоря был предпринят в целях обороны, «за землю Русскую» (Б.И.Яценко. Солнечное затмение в «Слове о полку Игореве»). «Когда русские воины увидели себя со всех сторон окруженными половцами, князь Игорь, посоветовавшись с князьями, сказал: «Если поскачем, спасемся сами, а простых людей оставим, а это будет нам перед Богом грех: предав их, уйдем. Но либо умрем, либо вместе живы останемся» (Ипатьевская летопись). ▪ Какое из высказываний, на ваш взгляд, точнее передает образ князя Игоря? ▪ Соответствует ли ваше представление о князе Игоре художественному образу Игоря И.Глазунова? Репродукции, казалось бы, похожи, но какая из них ближе вам? Чем отличаются? III.РЕФЛЕКСИЯ 1)Прием «Телеграмма»: составьте текст телеграммы, которую мог бы отправить из плена князь Игорь.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |