Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА A.A. БЛОКА



2016-09-16 752 Обсуждений (0)
В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА A.A. БЛОКА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Прочитайте внимательно стихотворение Блока «Полный месяц встал над лугом...». Вы уже неоднократно знакомились с разными лирическими стихотворениями, встречались в них с различными художественными образами. Вспомним: в лирическом тексте могут быть представлены образы-пейзажи, образы животных, образы-персонажи.

1. Какие образы представлены в данном стихотворении?

2. A.A. Блок передаёт состояние природы ночью, в часы полнолуния. Какие чувства в это время суток испытывает лирический персонаж?

В стихотворении передано состояние природы и человека. Обратите внимание на то, как Блок живописует цвет. Посмотрите — иногда ни цвет, ни оценок цвета не названы, а состояние присутствия цвета воссоздано. Например, когда читаешь словосочетание полный месяц, ясно представляешь себе жёлтый диск луны в полнолуние.

3. Какие цвета и оттенки цветов возникают в вашем воображении при чтении следующих слов и словосочетаний: бледный, бледный луг, луг цветущий, мрак ночной, солнце выйдет из тумана, солнце... поле озарит?

Одним из художественных средств данного стихотво-

рения является антитеза (противопоставление). Она в большей степени, чем другие образно-выразительные средства, характеризует текст.

4. Вспомните определение антонимов. С помощью каких антонимов противопоставляются в стихотворении образы мраксолнце?

5. Раскрывая скобки, выберите слова, нужные для изображения двух противоположных картин. Изложите данный текст так, чтобы его можно было озаглавить или «Начало осени», или «Поздняя осень».

(Спокойно и торжественно, взволнованно и растерянно) качают (обнажёнными, нарядными) ветвями деревья. Ветер (нежно касаясь, свирепо) срывает с них (первые золотые, последние блёклые) листья. (Серое, хрустальное) небо льёт на землю (чистую лазурь, мутные струи дождя).

 

Советуем прочитать

 

О городе Блока - Петербурге, о родных поэта, о любимом месте Блока - имении Шахматове вы можете прочитать в книге: Крыщук Н. «Открой мои книги...» Разговор о Блоке. Л.: Детская литература, 1979.

 

СЕРГЕЙ

АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЕСЕНИН

1895-1925

 

 

В конце XIX — начале XX столетия Россия переходила на новый уклад жизни: от вековых устоев — к новым отношениям, вызванным ростом промышленного производства, и переход этот для крестьянского люда был непростым, а часто болезненным, потому что менялись представления, ломались вековые традиции. Есенин это остро чувствовал и «с крестьянским уклоном» отражал в своём творчестве крестьянскую Россию: с её величием и болью, широтой, непоказным героизмом и бедностью. Он жил среди покосившихся избёнок, убогость которых подчёркивала внешне неброская, но неповторимая красота русских берёз, излучин рек, даль и синь полей, где без отдыха трудился мужик, с великим трудом добывая себе средства на жизнь.

В автобиографии «О себе» он писал:

«Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.

С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлёбывался, он всё кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озёрам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Так протекало моё детство <...>».

 

 

С.А. Есенин с отцом (на фотографии слева) и дядей Иваном Никитичем Есениным. Фотография. 1900-е гг.

 

Дом Никиты Осиповича Есенина (деда поэта), в котором родился С.А. Есенин.

Рисунок сделан по рассказу отца поэта художницей Л. Милеевой

 

 

В ОДНОМ КЛАССЕ

 

С Сергеем Есениным мы вместе ходили в Константиновское начальное училище. Школа наша была небольшая — всего четыре класса. Помещалась она почти напротив дома Есениных. Из учителей мы особенно любили Ивана Матвеевича Власова.

Есенин уже тогда выделялся среди нас. И учителя, и мы, ученики, любили его за прямоту и весёлый нрав. Был он первый заводила, бедовый и драчливый, как петух. Это он, верно,, писал о себе позднее в стихах:

 

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

 

С.А. Есенин среди односельчан (вверху). 1909 г. Фрагмент фотографии;

Константиновское земское училище. Фотография. Начало XX в.

 

Но Есенин не только был мастер на разные выдумки и шалости. Одарён он был ясным умом. Отвечал на уроках бойко. Особенно когда читал стихи Некрасова, Кольцова и других поэтов. Надо сказать, что Иван Матвеевич стремился привить нам, деревенским ребятам, любовь к родной литературе. Была у нас и школьная библиотека. По тем временам неплохая. Имелись в ней книги Пушкина, Гоголя, Тургенева, Некрасова, Лермонтова, Толстого, стихи крестьянских поэтов Кольцова и Никитина.

Есенин любил читать. Если увидит у кого-нибудь новую книгу, так весь и загорится и уж каким-нибудь образом, но заполучит её.

О том, что Есенин сочиняет стихи, мы впервые узнали в третьем или четвёртом классе...

Из воспоминаний Н.П. Калинкина

 

 

«ЭТО ВСЁ МНЕ РОДНОЕ И БЛИЗКОЕ»

 

У Сергея я многое переняла. Он рано научил меня любить книги. Каждое лето он приезжал домой в деревню, но не отдыхать, а работать. Чемоданы, привезённые им, в основном были заполнены книгами. Сидя за столом, с керосиновой лампой, он читал целыми ночами, до рассвета. Уезжая из деревни, не брал с собой книг, и таким образом дома у нас собиралась своя библиотека, благодаря которой ещё девочкой 10—12 лет я знала очень много стихов Некрасова, Никитина, Кольцова, знала Тютчева, Фета, Майкова, Сурикова и многих других. Из писателей я особенно любила Гоголя.

Почти всё своё свободное время теперь Сергей проводил с Катей и со мной. Часто вечерами выбирались мы со своего огорода, шли за село, за церковь на гору. Хорошо на горе тихим лунным вечером. На западе частыми зарницами освещается тёмное ночное небо, внизу серебрится река, а за покрытыми туманом лугами чернеет вдали лес...

 

 

С.А. Есенин читает стихи на открытии памятника А. Кольцову в Москве. 3 ноября 1918 г. Кадр документальной киносъёмки

 

Над уснувшим селом величаво плывёт луна, освещая его своим бледным светом... Недолго ходим мы по селу, молча или разговаривая. Привыкшим жить и работать с песней трудно не петь в такой вечер, и обычно Сергей или Катя начинают тихонько, «себе под нос», напевать какую-либо мелодию. А уж если запоёт один, то как же умолчать другим. Каждый из нас знает, что поёт другой, и начинает подпевать... Мы поём лирические песни и романсы. Например, «Ночь» Кольцова, у которой грустный мотив и такое же грустное содержание... Поём мы и переложенные на музыку в то время стихи Сергея «Есть одна хорошая песня у соловушки», «Письмо матери», поём «Вечер чёрные брови насупил», мотив к которому мы подобрали сами...

Из воспоминаний сестры поэта АЛ. Есениной

 

Сестре Шуре

 

Ты запой мне ту песню, что прежде

Напевала нам старая мать.

Не жалея о сгибшей надежде,

Я сумею тебе подпевать.

 

Я ведь знаю, и мне знакомо,

Потому и волнуй и тревожь —

Будто я из родимого дома

Слышу в голосе нежную дрожь.

 

Ты мне пой, ну, а я с такою,

Вот с такою же песней, как ты,

Лишь немного глаза прикрою —

Вижу вновь дорогие черты.

 

Ты мне пой. Ведь моя отрада —

Что вовек я любил не один

И калитку осеннего сада,

И опавшие листья с рябин.

 

Ты мне пой, ну, а я припомню

И не буду забывчиво хмур:

Так приятно и так легко мне

Видеть мать и тоскующих кур.

 

Я навек за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан,

И её золотые косы,

И холщовый её сарафан.

 

Потому так и сердцу не жёстко —

Мне за песнею и за вином

Показалась ты той берёзкой,

Что стоит под родимым окном.

 

1925

 

Вопросы и задания

 

1. Как проходило детство поэта? Что в нём привлекательно и что — грустно?

2. Что полюбил поэт в своей родной стороне и как он говорит об этом в стихотворении, обращённом к сестре?

 

 

Поёт зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

 

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как дети сиротливые,

Прижались у окна.

 

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

 

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

 

1910

 

 



2016-09-16 752 Обсуждений (0)
В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА A.A. БЛОКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА A.A. БЛОКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (752)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)