Часть IV. Прикладные аспекты гендерной психологии
Глава 21. Женщина и карьера (П. И. Дынин).......................... 300 Вводные замечания........................................................................ 300 Этап 1. Обсуждение контрольных вопросов................................ 315 Этап 2. Выполнение серии практических заданий....................... 316 Этап 3. Завершающая групповая дискуссия................................ 317 Контрольные вопросы................................................................... 317 Литература318 Приложение 1. Статистические данные319 Приложение 2. Личностные качества эффективного руководителя321 Приложение 3. Различия в стилях руководства лидеров-мужчин и лидеров-женщин..................... 325 Глава 22. Изучение гендерных различий в построении имиджа руководителя (Е.Б. Петрушихина).................... 329 Вводные замечания........................................ 329 Этап 1. Наблюдаемое обсуждение.......................... 331 Этап 2. Обобщение результатов дискуссии.................. 332 Контрольные вопросы..................................... 332 Литература................................................ 332 Глава 23. Гендерная психология как психология больших групп (Н. Г. Малышева)............................. 333 Вводные замечания........................................ 333 Этап 1. Подготовка группы к докладу........................ 340 Этап 2. Доклады групп..................................... 340 Этап 3. Заключение........................................ 340 Контрольные вопросы..................................... 341 Литература................................................ 341 Приложение. Игра «Путешествие по Планете».............. 343 Глава 24. Методика изучения эффективности лидеров разного пола (Т. В. Бендас).......................... 347 Вводные замечания........................................ 347 Этап 1. Работа с психологами-экспертами и подготовка экспериментальных заданий............................ 352 Этап 2. Формирование диад испытуемых................... 354 Этап 3. Проведение исследования с испытуемыми по определению эффективности лидеров................... 355 Этап 4. Работа с испытуемыми по оценке действий партнера... 357 Этап 5. Математическая обработка данных ................. 357 Этап 6. Интерпретация результатов ........................ 357 Контрольные вопросы..................................... 358 Литература................................................ 358 Приложение. Рисунки к заданиям.......................... 360 Глава 25. Гендерные стереотипы в спорте (Н.С. Цикунова)... 363 Вводные замечания........................................ 363 Этап 1. Выполнение и обсуждение упражнения 1 ........... 364 Этап 2. Выполнение и обсуждение упражнения 2 ........... 365 Этап 3. Выполнение и обсуждение упражнения 3 ........... 366 Этап 4. Выполнение и обсуждение упражнения 4 ........... 366 Этап 5. Выполнение и обсуждение упражнения 5 ........... 367 Контрольные вопросы..................................... 368 Литература................................................ 368 Глава 26. Гендерный подход в практике школьного психолога (М. Л. Сабунаева, Ю. Е. Гусева)...................... 369 Вводные замечания........................................ 369 Этап 1. Актуализация теоретического материала............ 378 Этап 2. Практическое задание.............................. 378 Этап 3. Сравнение особенностей и эффективности подходов............................................... 379 Контрольные вопросы..................................... 379 Литература................................................ 379 Приложение............................................... 381 Характеристики гендерного и полоролевого подходов в образовании.......................................... 381 Глава 27. Гендерная экспертиза урока (М. Л. Сабунаева).................................. 382 Вводные замечания........................................ 382 Этап 1. Вводная часть...................................... 384 Этап 2. Просмотр видеозаписи и заполнение экспертных карт........................................ 384 Этап 3. Обсуждение и выводы.............................. 385 Этап 4. Выработка рекомендаций........................... 386 Этап 5. Домашнее задание.................................. 386 Контрольные вопросы..................................... 386 Литература................................................ 386 Приложение. Экспертная карта для проведения гендерной экспертизы урока....................................... 387 Глава 28. Психология восприятия насилия: культурный и гендерный аспекты (О. Л. Данилова)................. 388 Вводные замечания........................................ 388 Этап 1. Работа над вопросами в мини-труппах......................................... 396 Этап 2. Выстраивание схемы............................... 396 Этап 3. Анализ текста...................................... 397 Этап 4. Проведение опроса и анализ результатов............ 397 Контрольные вопросы..................................... 398 Литература................................................ 398 Приложение 1. Письмо жены, которую бьет муж............ 399 Приложение 2. Насилие в семье и обществе................. 402 Глава 29. Сексуальность: стереотипы и реальность (Е.Г. Луковицкая)................................. 404 Вводные замечания........................................ 404 Этап 1. Заполнение опросника, знакомство с автобиографией Алины (домашняя работа).............................. 407 Этап 2. Групповые дискуссии .............................. 407 Этап 3. Анализ сексуальной автобиографии в малых группах 407 Литература................................................ 408 Приложение 1. Опросник для самостоятельного домашнего заполнения............................................. 409 Приложение 2. Отрывок из сексуальной автобиографии Алины ................................................. 410 Глава 30. Восприятие гомосексуальности (Е. Г. Луковицкая)... 415 Вводные замечания........................................ 415 Этап 1. Самостоятельное домашнее заполнение опросника .. 417 Этап 2. Работа в малых группах ............................ 417 Этап 3. Обсуждение статьи о психологическом исследовании личности гомосексуалов 418 Этап 4. Кинолекторий (просмотр фильма).................. 418 Этап 5. Обсуждение фильма................................ 419 Литература.........................,...................... 420 Приложение 1. Опросник для самостоятельного домашнего заполнения............................................. 421 Приложение 2. Психологические особенности личности мужчин с нетипичной направленностью полового влечения............................................... 422 Глава 31. Дискриминация и сексизм (И. А. Тупицына)...... 427 Вводные замечания........................................ 427 Этап 1. Введение........................................... 429 Этап 2. Подготовка к дискуссии и заполнение анкеты о дискриминации (индивидуальная работа).............. 430 Этап 3. Дискуссия о сексизме (работа в малых группах).....431 Этап 4. Дискуссия о сексизме (представление работы групп, общая дискуссия)....................................... 431 Этап 5. Подготовка к ролевому проигрыванию ситуаций дискриминации......................................... 431 Этап 6. Ролевое проигрывание ситуаций дискриминации.... 431 Этап 7. Подведение итогов занятия......................... 432 Контрольные вопросы..................................... 432 Литература................................................ 432 Приложение. Список ситуаций, для обсуждения и инсценировки ........................................ 433 Глава 32. Репрезентация гендерных стереотипов в анекдотах (О. Л. Кустова).................................... 434 Вводные замечания........................................ 434 Этап 1. Поиск анекдотов................................... 436 Этап 2. Вводное обсуждение ............................... 436 Этап 3. Анализ анекдотов.................................. 436 Контрольные вопросы..................................... 437 Литература................................................ 438 Приложение. Тексты анекдотов............................ 438 Глава 33. Вместо послесловия: гендерная психология и направления ее развития (И. С. Клецина)............. 444 Предпосылки развития гендерной психологии.............. 444 Тенденции развития гендерной психологии................. 460 Литература................................................ 466 Приложение............................................... 471 Предисловие В последние годы тематика, связанная с социальным и культурным осмыслением человеческого пола, — гендерная тематика — в системе отечественного высшего образования приобретает все большее распространение и популярность. Если еще несколько лет назад гендерные исследования преподавались лишь в нескольких вузах нашей страны, то в последние годы число высших учебных заведений, реализующих программы по гендерному образованию, выросло в несколько раз. Во многих вузах созданы кафедры, лаборатории и центры гендерных исследований; преподаватели читают учебные курсы и руководят научной работой студентов и аспирантов по гендерной проблематике, включают гендерно-ориентированные темы в обязательные курсы, — прежде всего такие, как социология, история, философия и др. В настоящее время в большинстве вузов гендерные курсы имеют статус спецкурсов, однако в некоторых университетах страны они уже включены в обязательный стандарт учебного плана. Так, например, в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена по инициативе администрации психолого-педагогического факультета курс «Психология гендерных отношений» с 2000-2001 учебного года включен в учебный план как обязательный курс для всех студентов этого факультета, обучающихся по направлению «психология» (квалификация — «бакалавр психологии»). Для обеспечения качественного преподавания любой учебной дисциплины необходим комплекс методических материалов, а именно: 1) опубликованные программы курсов; 2) учебные пособия и хрестоматии; 3) практикумы, то есть методические пособия по проведению практических и семинарских занятий. Что касается первых двух видов методических материалов из приведенного перечня, то ряд изданий такого характера уже опубликован. Это программы учебных дисциплин, учебные пособия, хрестоматии[1]. Однако, методических разработок для проведения семинарских и практических занятий в опубликованном варианте пока нет. Отсутствие практикумов по гендерной тематике затрудняет работу преподавателя в аспекте использования интерактивных средств обучения студентов. Известно, что знания лучше усваиваются в процессе таких форм обучения, которые способствуют включению личностного опыта студентов в изучаемую тему. Использование практических занятий в «гендерных» курсах помогает преподавателю обратиться к анализу глубинных механизмов «конструирования гендера», способствуют осмыслению студентами индивидуальных гендерных установок и представлений. «Практикум по гендерной психологии» — это первое отечественное учебное пособие для системы высшего образования, в котором представлены методические разработки семинарских и практических занятий по гендерной тематике. Сделан самый первый шаг по ликвидации пробела в области методического обеспечения гендерного образования с использованием активных средств обучения. В книге представлены 32 варианта проведения занятий по различным темам гендерной психологии. Типы занятий весьма разнообразны: это групповые дискуссии, психологическая самодиагностика, ролевые игры, оригинальные упражнения и задания. Несмотря на то что предлагаемые варианты разработаны для занятий в области гендерной психологии, они также могут быть полезны преподавателям, читающим междисциплинарные курсы (например, «Введение в гендерные исследования», «Гендерные исследования») и специализированные курсы по гендерной социологии, педагогике, истории, культурологии, философии, филологии и др.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (588)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |