Исследование гендерных представлений студентов
Л. В. Штылева Вводные замечания В программе любых гендерно-ориентированных курсов должны быть занятия, направленные на актуализацию ипроблематизацию существующих у студентов гендерных представлений. Основная цель таких занятий — снятие «гендерной цензуры». Без такой работы, как показала многолетняя и разнообразная практика чтения гендерных курсов, блокируется возможность продвижения студентов в процессе освоения гендерного знания. С данного занятия может начинаться изучение таких курсов, как «Гендерная психология», «Гендерный подход в педагогике» и др. Занятие является самостоятельным дидактическим компонентом, может проводиться в интерактивной форме, с использованием тренинговых приемов и опоры на жизненный опыт обучающихся. Предлагаемая разработка занятия — базовая, так как предполагается возможность комбинирования, включения дополнительных заданий иупражнений, каждое из которых имеет свой социально-психологический смысл и дидактическую задачу в общей концепции блока. Примерное время проведения занятия — 6 часов. Цели занятия Подготовка участников/участниц спецкурса к нетрадиционному представлению проблемы отношений полов в обществе, снятие барьеров традиционного восприятия социально-психологических характеристик и социальных ролей мужчин и женщин. Задачи занятия: • проблематизация индивидуальных гендерных представлений студентов; • демонстрация неочевидности гендерной асимметрии игендерной дискриминации в обществе; • вскрытие феномена культурного конструирования социальной реальности, в том числе социополового опыта индивида; • побуждение кисследовательской активности, желанию познакомиться с гендерной концепцией отношений полов в обществе. Оснащение 1. Большие листы бумаги. 2. Маркеры разного цвета. 3. Диагностические опросники. 4. Краткий гендерный глоссарий (раздаточный материал). Порядок работы Этап 1.Диагностическое анкетирование. Этап 2.Упражнение «Перевертыши» и групповое обсуждение. Этап 3.Мозговой штурм «В каких сферах общество ждет разного поведения от мужчин и женщин?». Этап4. Ввод и обсуждение понятия «Гендерный стереотип». Этап 5.Упражнение «Цена стереотипа». Этап 6.Мозговой штурм «Кто и где формирует гендерные стереотипы?» Этап 7.Дискуссия «Зачем гендерное равенство нужно мужчинам и женщинам?» Этап 8.Групповая рефлексия «Что ценного и полезного я сегодня узнал (а) о себе?» Этап 1. Диагностическое анкетирование Занятие начинается с предложения заполнить опросник «Что я думаю о "женском" и "мужском" в воспитании» (см. приложение), цель которого — выявить индивидуальные гендерные представления о «типично женских» и «типично мужских»: • чертах личности; • семейных ролях; • профессиональных ролях (профессиях). Анкета остается у студентов до окончания занятия. На ее основе организуется обсуждение гендерных представлений участников. Этап 2. Упражнение «Перевертыши» и групповое обсуждение На листе бумаги, прикрепленном на доске, яркими маркерами в две колонки записать «типично мужские» и«типично женские» качества, которые слушатели зачитывают из заполненных анкет. Как правило, в каждой колонке оказывается от 10 до 30 качеств. Преподаватель обращает внимание аудитории на то, что это знание взято из опыта участников занятия. Затем предлагает обсудить, какие из перечисленных качеств всегда принадлежат только девочкам и женщинам, а какие — мальчикам имужчинам. Называя по порядку качества, записанные сначала в первой, а затем во второй колонке, преподаватель просит всех подумать: • встречались ли в жизни женщины / мужчины с противоположными качествами (добрая — злая, умный — глупый, сильный — слабый, заботливая — эгоистка ит. д.); • может ли этим же качеством обладать человек другого пола (женщина может быть мужественной? Мужчина может быть нежным и заботливым?). Аудитория неизбежно приходит к выводу, что явными и бесспорными являются только физиологические различия. Все остальное — относительно, различия между индивидами в одной половой группе могут превосходить различия между полами. Задача преподавателя обратить внимание на относительность и конструируемость представлений, на то, что реальное противоречие и разнообразие социополового поведения людей в жизни недостаточно рефлексируется и осознается. Общество неосознанно тяготеет к «мифам о предопределенностиповедения полом». Как правило, после этого упражнения мы даем самое первое, самое легкое определение «гендер — это социальный пол». Даются пояснения относительно того, что когда мы говорим о «мужчине и женщине», то мы имеем в виду биологический пол. Когда мы рассуждаем о «женском и мужском», то имеем в виду социальные характеристики. Их принято теперь называть гендерными. В связи с этим преподаватель предлагает студентам проанализировать последствия для индивида гендерных ожиданий общества. Этап 3. Мозговой штурм: «В каких сферах общество ждет
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (545)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |