Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследование гендерных представлений студентов



2016-09-16 545 Обсуждений (0)
Исследование гендерных представлений студентов 0.00 из 5.00 0 оценок




Л. В. Штылева

Вводные замечания

В программе любых гендерно-ориентированных курсов должны быть занятия, направленные на актуализацию ипроблематизацию суще­ствующих у студентов гендерных представлений. Основная цель та­ких занятий — снятие «гендерной цензуры». Без такой работы, как показала многолетняя и разнообразная практика чтения гендерных курсов, блокируется возможность продвижения студентов в процес­се освоения гендерного знания.

С данного занятия может начинаться изучение таких курсов, как «Гендерная психология», «Гендерный подход в педагогике» и др. Заня­тие является самостоятельным дидактическим компонентом, может проводиться в интерактивной форме, с использованием тренинговых приемов и опоры на жизненный опыт обучающихся.

Предлагаемая разработка занятия — базовая, так как предполага­ется возможность комбинирования, включения дополнительных за­даний иупражнений, каждое из которых имеет свой социально-пси­хологический смысл и дидактическую задачу в общей концепции блока. Примерное время проведения занятия — 6 часов.

Цели занятия

Подготовка участников/участниц спецкурса к нетрадиционному представлению проблемы отношений полов в обществе, снятие барье­ров традиционного восприятия социально-психологических характе­ристик и социальных ролей мужчин и женщин.

Задачи занятия:

• проблематизация индивидуальных гендерных представлений студентов;

• демонстрация неочевидности гендерной асимметрии игендерной дискриминации в обществе;

• вскрытие феномена культурного конструирования социальной реальности, в том числе социополового опыта индивида;

• побуждение кисследовательской активности, желанию познако­миться с гендерной концепцией отношений полов в обществе.

Оснащение

1. Большие листы бумаги.

2. Маркеры разного цвета.

3. Диагностические опросники.

4. Краткий гендерный глоссарий (раздаточный материал).

Порядок работы

Этап 1.Диагностическое анкетирование.

Этап 2.Упражнение «Перевертыши» и групповое обсуждение.

Этап 3.Мозговой штурм «В каких сферах общество ждет разного поведения от мужчин и женщин?».

Этап4. Ввод и обсуждение понятия «Гендерный стереотип».

Этап 5.Упражнение «Цена стереотипа».

Этап 6.Мозговой штурм «Кто и где формирует гендерные стерео­типы?»

Этап 7.Дискуссия «Зачем гендерное равенство нужно мужчинам и женщинам?»

Этап 8.Групповая рефлексия «Что ценного и полезного я сегодня узнал (а) о себе?»

Этап 1. Диагностическое анкетирование

Занятие начинается с предложения заполнить опросник «Что я ду­маю о "женском" и "мужском" в воспитании» (см. приложение), цель которого — выявить индивидуальные гендерные представления о «ти­пично женских» и «типично мужских»:

• чертах личности;

• семейных ролях;

• профессиональных ролях (профессиях).

Анкета остается у студентов до окончания занятия. На ее основе организуется обсуждение гендерных представлений участников.

Этап 2. Упражнение «Перевертыши» и групповое обсуждение

На листе бумаги, прикрепленном на доске, яркими маркерами в две колонки записать «типично мужские» и«типично женские» каче­ства, которые слушатели зачитывают из заполненных анкет. Как правило, в каждой колонке оказывается от 10 до 30 качеств.

Преподаватель обращает внимание аудитории на то, что это зна­ние взято из опыта участников занятия. Затем предлагает обсудить, какие из перечисленных качеств всегда принадлежат только девочкам и женщинам, а какие — мальчикам имужчинам.

Называя по порядку качества, записанные сначала в первой, а за­тем во второй колонке, преподаватель просит всех подумать:

• встречались ли в жизни женщины / мужчины с противоположны­ми качествами (добрая — злая, умный — глупый, сильный — сла­бый, заботливая — эгоистка ит. д.);

• может ли этим же качеством обладать человек другого пола (жен­щина может быть мужественной? Мужчина может быть нежным и заботливым?).

Аудитория неизбежно приходит к выводу, что явными и бесспор­ными являются только физиологические различия.

Все остальное — относительно, различия между индивидами в од­ной половой группе могут превосходить различия между полами. За­дача преподавателя обратить внимание на относительность и конструируемость представлений, на то, что реальное противоречие и раз­нообразие социополового поведения людей в жизни недостаточно рефлексируется и осознается. Общество неосознанно тяготеет к «ми­фам о предопределенностиповедения полом». Как правило, после этого упражнения мы даем самое первое, самое легкое определение «гендер — это социальный пол». Даются пояснения относительно того, что когда мы говорим о «мужчине и женщине», то мы имеем в виду биологический пол. Когда мы рассуждаем о «женском и муж­ском», то имеем в виду социальные характеристики. Их принято те­перь называть гендерными.

В связи с этим преподаватель предлагает студентам проанализи­ровать последствия для индивида гендерных ожиданий общества.

Этап 3. Мозговой штурм:

«В каких сферах общество ждет



2016-09-16 545 Обсуждений (0)
Исследование гендерных представлений студентов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследование гендерных представлений студентов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (545)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)