Методика № 4. Разрезные картинки
ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Методика № 1. Пирамида в цветовой гамме Люшера. ЗАДАНИЕ. Разбор и складывание пирамиды. Методика описана А.А. Венгер, Т.Л. Выготской, Э.И. Леонгардт (1972г.). Цель: исследование наглядно-действенных форм мышления, возможности моделирования с учетом величины деталей (на материальном уровне). Материал: пирамида из 7 колец. Инструкция: жестовая или вербальная. Ход выполнения задания: ребенку жестом предлагается разобрать пирамиду, а затем собрать ее. Виды помощи: - подача колец ребенку с целью стимуляции его действий; - демонстрация способа примеривания колец друг к другу с целью складывания пирамиды с учетом величины. Диапазон применения: детям с 2-х до 6-ти лет. Норма выполнения: дети 2-3-х лет могут складывать пирамиду без учета величины. Дети старше 4-х лет должны нанизывать пирамидку с учетом величины, но могут прибегать к пробам и примериванию, дети старше 5-ти лет должны пользоваться зрительным соотнесением. Детям старше 6-ти лет пирамидка не дается.
Методика № 2. Почтовый ящик. ЗАДАНИЕ. Вкладывание объемных фигур. Методика описана АА. Венгер, Т.Л. Выготской, Э.И. Леонгардт (1972г.) Цель: исследование возможности осуществления операций сравнения и установления тождества объектов на материальном уровне. Материал: коробка с прорезями и набор объемных вкладок по форме прорезей (основания их соответствуют форме прорезей). Инструкция: жестовая или вербальная. Ход выполнения задания: ребенку предъявляются объемные вставки так, чтобы их основание оказалось вверху коробки. Исследователь берет одну из фигур, бросает ее в ящик и жестом предлагает ребенку продолжить работу. Виды помощи: - демонстрация способа примеривания вставки к прорези; - подача вставки ребенку в ракурсе, не требующем пространственной переориентации, - разъяснение порядка действий ребенку (сначала посмотри на фигурку, потом посмотри на отверстие, примеряя фигуру к отверстию, попробуй ее повернуть, примерь к другому отверстию). Диапазон применения: детям с 3-х до 7-ми лет. Норма выполнения: до 3-х лет 6-ти мес. адекватным считается использование силовых приемов; у детей старше 3-х лет 6-ти мес., как правило, появляются целенаправленные пробы, дети старше 4-х лет переходят к примериванию, а после 5-ти лет - к зрительному соотнесению, однако, по мнению А.А.Венгер, Т.Л.Выготской и Э.И.Леонгардт, сохранение проб у детей 4-х лет и примеривание у детей 5-ти лет является допустимым. Дети старше 6-ти лет должны пользоваться зрительным соотнесением, а после 7-ми лет действовать на основе представлений.
Методика № 3. Доска с предметными вкладками, Доска Сегена. Доска с предметными разрезными вкладками, Все три тренажера предназначены для исследования наглядно-действенных форм мышления. Они различаются степенью конкретности изображений и количеством вкладок. ЗАДАНИЕ. Вкладывание фигур. Цель: исследование наглядно-действенных форм мышления, уровня сформированности действий идентификации и моделирования. Материал: доски с углублениями-пазами, в которые вложены фигурки цельные или разрезанные на части, точно соответствующие пазам. Инструкция: в действиях или словесная («Посмотри, у меня доска с фигурками. Я их высыплю, а ты положи обратно»). Ход выполнения задания: ребенку показывается доска с вкладками, затем у него на глазах доска опрокидывается так, что вкладки падают на стол. Ребенку предлагается заполнить выемки. Виды помощи: вкладывание 1-2 вставок экспериментатором с целью стимуляции деятельности ребенка. Диапазон применения: детям от 3-х лет и старше. Норма выполнения аналогична описанным в методике «Почтовый ящик».
Методика № 4. Разрезные картинки. ЗАДАНИЕ. Складывание разрезных фигур и картинок. Цель: исследование наглядно-действенно-образного мышления, возможности перцептивного моделирования, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации, то есть исследование возможностей синтеза на предметном уровне. Материал: 1) фигуры, разрезанные по контуру; 2) фигуры, разрезанные по фону (картинки). Инструкция: жестовая и словесная («Сложи эти части, посмотри, что у тебя получится, какая картинка»). Ход выполнения задания: ребенку последовательно предлагаются для складывания части разрезанных по фону или контуру фигур. Части выкладываются перед ребенком в таком порядке, чтобы их нужно было не просто сдвинуть, а предварительно придать им нужное положение. Во всех случаях фигуры, которые должен сложить ребенок, не называются. Виды помощи: - демонстрация конечного результата с целью актуализации зрительного образа; - применение трафарета, позволяющего зафиксировать процесс складывания фигур; - предъявление частей разрезных фигур в ракурсе, не требующем их переориентации в пространстве. Диапазон применения: по возрастающей сложности для детей, начиная с 3-х лет. Детям 3-х-5-ти лет даются разрезные картинки сначала из 2-х частей, затем из 3-х, а затем из 5-ти частей. Норма выполнения: большинство детей старше 4-х лет действует соотнесением взором. Нормой при складывании картинки из 5-ти частей (дается детям с 5-ти лет, справившимися с предыдущими заданиями) считается использование проб.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3276)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |