Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Синтаксис как грамматическое учение о связной речи и ее единицах



2016-09-16 390 Обсуждений (0)
Тема: Синтаксис как грамматическое учение о связной речи и ее единицах 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Предмет изучения синтаксиса.

2. Словосочетание и предложение как основные синтаксические единицы.

3. Виды синтаксической связи в словосочетании.

4. Простое предложение.

5. Сложное предложение.

I. Синтаксис(греческое syntaxis «построение, порядок») –1) характерные для каждого языка правила построения и создания речевых единиц; 3) раздел грамматики, изучающий правила построения языковых единиц.

Синтаксис- грамматика словосочетания и предложения, изучает правила сочетаемости и порядок следования слов внутри предложения, а также общие свойства предложения как автономной коммуникативной единицы языка.

II.Основные единицы синтаксического уровня языка – словосочетание и предложение – имеют ряд принципиальных отличий от других единиц языка.

Синтаксическими единицами языка являются не конкретные соединения слов (словосочетания) и высказывания (предложения) данного языка, которые практически неисчислимы, но типы или модели словосочетаний и предложений, по которым говорящие свободно и каждый раз заново образуют все конкретные наименования и высказывания. Синтаксические единицы языка - это конструкции, существующие в том или ином языке, отвлеченные от конкретной лексической наполненности и реализуемые в процессе речи.

Словосочетание– синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух или более знаменательных слов на основе подчинительной грамматической связи.

Предложение– синтаксическая конструкция, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или словосочетаний), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

Предложение – одна из основных грамматических категорий синтаксиса. В отличие от слова и словосочетания – это коммуникативно-предикативная единица.

Внутренние различия между словосочетанием и предложением связаны с характером их грамматических значений и синтаксических функций, их формальной организацией:

1) грамматическое значение словосочетания создается отношением, которое возникает между знаменательными словами, соединяющимся на основе того или иного вида подчинительной связи; оно лишено основных признаков предложения – не имеет ни категории времени, ни конкретного лица, ни интонации сообщения, так как словосочетание является строительным материалом предложения;

3) словосочетаниеявляется средством номинации, обозначает предмет, явление, процесс, качество, названные стержневым словом и уточняемые, конкретизируемые зависимым компонентом (например:синее море(предмет), любить весну (действие)),

предложение же – средство коммуникации, т.е. сообщения (например:Я смотрю на синее море);

3) предложения в зависимости от структурной оформленности могут быть односоставными и двусоставными, простыми и сложными и т.д.; в структуре же словосочетания выделяется главное и зависимое слово.

Главное слово – слово, которое своими внутренними свойствами предопределяет связь и намечает схему построения словосочетания. В зависимости от частеречной принадлежности главного слова, словосочетания могут быть глагольными (писать книгу), именными (важное дело) и наречными (слишком резко).

Зависимое слово – слово (словоформа), которое реализует эту связь (писать книгу, важное дело, третий от конца, каждый из нас, слишком резко).

III. Главное и зависимое слово в словосочетании связаны между собой подчинительной связью.

Основными видами синтаксических связей подчинительного типа являются согласование, управление, примыкание, изафет и инкорпорация.

Согласование– такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется главному слову в общих у них грамматических формах (рода, числа, падежа), например: активного участия, прилагательное имеет те же грамматические категории, что и существительное (то есть родительный падеж единственного числа среднего рода.

Управление– такой вид подчинительной связи, при котором главное слово требует употребления зависимого слова в определенном падеже с предлогом или без предлога, например:радоваться (чему?) подарку, восхищаться (чем?) подарком.

Примыкание– такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово, не имея форм словоизменения, примыкает к главному (зависимость примыкающего слова выражается не изменяемостью его формы, а лишь местоположением и грамматической функцией), например:смотреть вверх.

В некоторых языках существуют и другие виды синтаксической связи слов в рамках словосочетания, например, в иранских и тюркских языках выделяется такой тип атрибутивных конструкций как изафет. Изафет - такой вид подчинительной связи, при котором определение в словосочетании находится после определяемого слова и выражается либо энклитикой, присоединяемой к определяемому слову (в иранских языках), либо существительным (как в тюркских языках). Например, в казахском языке Карағанд-ы Университет-тi).

В агглютинативных языках существует и такой вид синтаксической связи в рамках словосочетания, как инкорпорирование. Инкорпорирование - вид синтаксической связи, при котором компоненты соединяются в единое морфологическое целое без каких-либо формальных показателей (например,в чукотском языке атрибутивные отношения передаются инкорпорацией в словосочетании ата-каа «жирный олень» (где каа «олень», ата «жирный»), в слове – предложении (предложение строится как сложное слово): ты-нмы-ркын «я убив делай», ты-ата-каа-нмы-ркын «я убиваю жирных оленей»).

Особый вид связи существует между подлежащим и сказуемым. Это сочетание не является словосочетанием в терминологическом значении слова, предполагающем наличие главного слова и зависимого. Между этими членами предложения существуют предикативные отношения, возникающие только в предложении. В отличие от других словосочетаний, это сочетание содержит сообщение (утверждение или отрицание) и обладает смысловой законченностью, так как оно является сочетанием слов, связанных между собой особым видом синтаксической связи - координацией– приспособлением форм друг другу на основе принципа равноправия.

IV. Грамматическая природа предложения реализуется в синтаксических категориях модальности и предикативности.

Модальность– функционально-семантическая категория, выражающая разные виды отношения к действительности, а так же разные виды субъективной квалификации сообщаемого. Различают два вида модальности – объективную и субъективную.

Модальность, позволяющая передать оценку говорящим высказываемого с точки зрения соотношения сообщаемого с объективной действительностью: реальное оно или ирреальное (неосуществленное и неосуществляемое), возможное или невозможное, необходимое или вероятное, желательное или нежелательное и т.д. – это модальность объективная.

Модальность, позволяющая передать субъективное отношение говорящего к высказываемому, - это модальность субъективная.

Модальность выражается как грамматическими, так и лексическими средствами: формами наклонений, например:Идет дождь (изъявительное наклонение) и Пошел бы дождь (сослагательное наклонение); модальными словами, например:Человек должен творить; частицами, например:Ну и дела (модальная частица для выражения удивления); интонацией, междометиями, например: Увы, сделка не состоялась! (выражение сожаления), при помощи порядка слов, например:Станет он тебя слушать (для выражения отрицательного отношения) и др.

Предикативность– определенная соотнесенность содержания предложения с действительностью. Связь с действительностью не есть нечто заранее данное, но устанавливается каждый раз в момент речи, в момент коммуникации. Содержание предложения может утверждаться как факт, как нечто желаемое, как нечто зависящее от определенных условий и т.д. (например:Студент сдал экзамен. – Хочется, чтобы студент сдал экзамен. – Студент сдаст экзамен, если будет готовиться.).

Отношение содержания высказывания с действительностью выражается с помощью следующих языковых средств: грамматической категории времени (т.к. действия, явления, состояния названные в предложении, протекают во времени), категории лица (действие соотносится с субъектом или объектом действия, то есть с одним из трех лиц), категории модальности.

V.Центральной грамматической фигурой синтаксиса является простое предложениекак элементарная единица, используемая для передачи относительно законченной информации, а также для построения сложного предложения или любого развернутого текста.

Простое предложение обладает своими грамматическими признаками: будучи образовано по определенному грамматическому образцу, оно имеет значение предикативности, обладает семантической структурой, формальными характеристиками, коммуникативной установкой и интонационной оформленностью.

В зависимости от коммуникативной цели сообщения простые предложения подразделяются на несколько коммуникативных типов – повествовательные, вопросительные и побудительные.

По характеру выраженного в предложении отношения кдействительности все простые предложения делятся на утвердительные, в которых содержание предложения утверждается как реальное и отрицательные, в которых содержание предложения утверждается как нереальное.

По наличию/отсутствию в простом предложении второстепенных членов оно может быть распространенным и нераспространенным.

В зависимости от структурно-семантической схемы простого предложения, наличия в нем одного или двух организующих центров различаются двухкомпонентные структурные схемы и однокомпонентные или двусоставные (Солнцерадовало жителей города своим мерцающим весельем.) и односоставные, которые подразделяются на несколько типов: определенно-личные (Стою один среди равнины голой), неопределенно-личные (Вчера ему принесли извинения), обобщенно-личные (Снявши голову, по волосам не плачут.), безличные (На улице тепло.), инфинитивные (Лицом к лицу лица не увидать), номинативные(Утро).

В зависимости от реализации структурно-семантической модели простого предложения, наличия / отсутствия в нем структурно необходимых членов простые предложения делятся на полные,имеющие все структурно необходимые члены (Снова чистое небо сияло бледной голубизной) и неполные,с отсутствующими структурно необходимыми членами, на существование которых указывает контекст (В жизни каждого была такая девушка. Один встретил свою в университетской лаборатории, другой – в кафе, третий – на улице).

V. Сложное предложение (СП) – предложение, имеющее в своем составе две или несколько предикативных единиц, образующих смысловое, структурное и интонационное единство. Части СП соотносительны с простыми предложениями, т.к. они имеют свой предикативный центр, могут быть односоставными и двусоставными, распространенными и нераспространенными, полными и неполными.

Члены СП связываются по типу согласования, управления, примыкания, между этими членами устанавливаются отношения, тождественные отношениям в простом предложении. Однако в составе СП эти предикативные единицы (ПЕ) приобретают специфические свойства, отличающие их от ПП.

 

Литература:

Основная: [1, 2, 3, 4, 5, 21].

Дополнительная: [6, 13, 15].

Неделя 9



2016-09-16 390 Обсуждений (0)
Тема: Синтаксис как грамматическое учение о связной речи и ее единицах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Синтаксис как грамматическое учение о связной речи и ее единицах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (390)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)