Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 10 : Частная физиология нервной системы



2016-09-16 626 Обсуждений (0)
Тема 10 : Частная физиология нервной системы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цель занятия

Сформировать систему знаний по частным вопросам физиологии нервной системы. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по частным вопросам физиологии нервной системы. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать вопросы физиологии различных отделов нервной системы, уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в различных отделах нервной системы при изменении или нарушении их функции, владеть навыками в решении вопросов о необходимости исследования различных отделов нервной системы и в оценке результатов этих исследований.

 

 

Исходные знания

1. Центральная и периферическая нервная система (анатомия, гистология).

2. Автономная нервная система (анатомия, гистология).

 

План изучения темы

1. Спинной мозг.

2. Продолговатый мозг и мост.

3. Средний мозг.

4. Мозжечок.

5. Ретикулярная формация.

6. Восходящие активирующие влияния ретикулярной формации (Г.Мегун, Дж.Моруцци).

7. Таламус - коллектор афферентных путей.

8. Гипоталамус.

9. Лимбическая система.

10. Базальные ядра.

11. Кора больших полушарий головного мозга.

12. Автономная нервная система: общая организация.

13. Синергизм и относительный антагонизм симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов автономной нервной системы в регуляции функций.

14. Вегетативные рефлексы, имеющие клиническое значение.

15. Участие автономной нервной системы в интеграции функций при формировании целостных поведенческих актов. Вегетативные компоненты поведения.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите основные функции спинного мозга.

1.1. Какова роль спинного мозга в процессах регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата?

1.2. Какова роль спинного мозга в процессах регуляции вегетативных функций организма?

1.3. Что такое «спинальный шок»?

1.4. Сравните продолжительность спинального шока у лягушки, собаки, обезьяны и человека.

1.5. Что такое «спинальные животные»?

1.6. Какова функции передних и задних корешков спинного мозга?

1.7. В чём заключаются сегментарный и межсегментарный принципы работы спинного мозга?

1.8. Какие центры нервной регуляции находятся в спинном мозге?

1.9. Назовите спинальные рефлексы у человека, которые часто исследуются в клинике.

1.10. Что такое Н-рефлекс?

1.11. Какие спинальные механизмы регулируют мышечный тонус и фазные движения у человека?

1.12. В чём заключаются проводниковые функции спинного мозга?

1.13. Каково место спинного мозга в системной иерархии центральной нервной системы?

2. Назовите основные функции продолговатого мозга и варолиева моста.

2.1. В чём заключаются сегментарный и надсегментарный принципы структурно-функциональной организации продолговатого мозга и варолиева моста?

2.2. Какова роль в процессах регуляции функций центров продолговатого мозга и моста?

2.3. Какова роль продолговатого мозга в регуляции мышечного тонуса?

2.4. Какие рефлексы позы обеспечиваются продолговатым мозгом и мостом?

2.5. Что такое проводниковая функция продолговатого мозга и моста?

2.6. Как продолговатый мозг и варолиев мост участвуют в интегративной деятельности центральной нервной системы?

3. Какова роль среднего мозга в регуляции функций?

3.1. Опишите рефлекторная деятельность среднего мозга.

3.2. Каковы функции четверохолмия, красных ядер, черного вещества, ядер III, IV пар черепных нервов, синего пятна, центрального серого вещества?

3.3. Какова роль среднего мозга в осуществлении фазно-тонической деятельности мышц?

3.4. Что такое установочные рефлексы: статические и стато-кинетические рефлексы (Р.Магнус)?

3.5. Что такое ориентировочные рефлексы? Как они связаны со средним мозгом?

3.6. Каков механизм поддержания равновесия тела?

3.7. В чём состоит проводниковая функция среднего мозга?

3.8. Каково участие среднего мозга в интегративной деятельности центральной нервной системы?

4. Какова роль мозжечка в регуляции функций?

4.1. Какие афферентные и эфферентные связи есть у мозжечка?

4.2. Как мозжечок осуществляет коррегирующие и стабилизирующие влияния мозжечка на моторную функцию?

4.3. Как мозжечок участвует в организации двигательных программ?

4.4. Какова роль тормозящих нейронов коры мозжечка?

4.5. Как взаимодействует кора мозжечка с ядрами мозжечка и вестибулярным ядром?

4.6. В чём состоит антигравитационная функция мозжечка?

4.7. Как мозжечок участвует в процессах регуляции вегетативных функций (Л.А.Орбели)?

4.8. Как мозжечок участвует в интегративной деятельности центральной нервной системы?

5. Какова роль ретикулярной формации в регуляции функций?

5.1. Каковы особенности нейронной организации ретикулярной формации ствола мозга, и особенности свойств ее нейронов?

5.2. Как ретикулярная формация связана с основными проводящими путями головного мозга?

5.3. Какие нисходящие влияния оказывает ретикулярная формация на рефлекторную деятельность спинного мозга (И.М.Сеченова, В.М.Бехтерев, Г.Мегун)?

5.4. Как ретикулярная формация участвует в поддержании и перераспределении мышечного тонуса (Р.Гранит)?

5.5. Каково значение ретикулярной формации в регуляции автономных функций?

6. Каково значение восходящих активирующих влияний ретикулярной формации (Г.Мегун, Дж.Моруцци)?

6.1. Какова роль ретикулярных механизмов в переработке сенсорной информации, процессах бодрствования и сна?

6.2. Как ретикулярная формация участвует в интегративной деятельности ЦНС?

7. Почему таламус называют коллектором афферентных путей?

7.1. Дайте функциональную характеристику специфических (релейных, ассоциативных) и неспецифических ядер таламуса.

7.2. Опишите соматотопическую организацию представительства рецепторных полей в релейных ядрах.

7.3. Какова роль перекрытия в релейных ядрах экстероцептивных и интероцептивных полей в формировании "отраженной чувствительности" (Г.А.Захарьин, Х.Гед, Р.А.Дуринян)?

7.4. Каково участие ядер таламуса в формировании болевых ощущений?

7.5. Что такое таламо-кортикальные и кортикоталамические взаимоотношения? Каково их значение в интегративной деятельности мозга?

8. Какова основная роль гипоталамуса в регуляции функций?

8.1. Дайте характеристику основных ядерных групп гипоталамуса.

8.2. Каковы особенности нейронов гипоталамуса (нейрорецепция, нейросекреция, обилие кровоснабжения)?

8.3. Почему гипоталамус называют высшим подкорковым вегетативным центром, обеспечивающим интеграцию соматических, вегетативных и эндокринных функций?

8.4. Какова роль гипоталамуса в управлении гомеостатическими процессами?

8.5. Участвует ли гипоталамус в формировании мотиваций, эмоций, стресса, биоритмов?

8.6. Каково значение гипоталамуса в интегративной деятельности ЦНС?

9. Какова основная роль лимбической системы в регуляции функций?

9.1. Какова роль лимбической системы в формировании мотиваций, эмоций, организации памяти?

9.2. Каково участие лимбических структур в саморегуляции вегетативных функций и интегративной деятельности ЦНС?

10. Какова основная роль базальных ядер в регуляции функций?

10.1. Какова роль базальных ядер в формировании тонуса и сложных двигательных актов, в организации и реализации двигательных программ?

10.2. Каковы функции полосатого тела, его взаимодействие с черным веществом и другими структурами экстрапирамидной системы?

10.3. Каково значение дофаминэргических и других связей базальных ядер?

10.4. Опишите двусторонние связи хвостатого ядра с корой больших полушарий, их значение в интегративной деятельности ЦНС.

11. Какова основная роль коры больших полушарий головного мозга в регуляции функций?

11.1. Какова роль коры в формировании системной деятельности организма?

11.2. Что такое «кортикализация функций» в процессе эволюции ЦНС?

11.3. Что такое афферентные, эфферентные и ассоциативные области коры?

11.4. Что такое «колонковая организация коры»? Какие опыты её доказывают?

11.5. В чём суть современных представлений о локализации функций в коре?

11.6. Что такое полифункциональность корковых областей?

11.7. Иррадиация и конвергенция возбуждений различной модальности в коре.

11.8. Какова роль тормозящих нейронов в обеспечении аналитико-синтетической деятельности коры?

11.9. Что такое пластичность коры (Э.А.Асратян)?

11.10. Опишите корково-подкорковые и кортико-висцеральные взаимоотношения (К.М.Быков).

11.11. Что такое парность в деятельности коры больших полушарий?

11.12. Что такое функциональная асимметрия полушарий у человека?

12. Что такое «автономная нервная система»?

12.1. Чем обусловлено выделение автономной (вегетативной) нервной системы из общей структуры нервной системы у человека?

12.2. Сравните структуру и функции соматической и автономной нервной системы.

12.3. Какова основная роль симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов автономной нервной системы в регуляции функций?

12.4. Дайте характеристику автономным (вегетативным) центрам нервной системы человека.

12.5. Какова роль гипоталамуса, мозжечка, лимбической системы, ретикулярной формации и коры больших полушарий в регуляции автономных (вегетативных) функций?

12.6. Каковы принципы организации афферентного и эфферентного звена вегетативных рефлексов?

12.7. Каковы функции автономных ганглиев? Каковы механизмы передачи возбуждения в них?

12.8. Каковы особенности преганглионарных и постганглионарных нервных волокон и их функциональные различия (Дж.Ленгли)?

12.9. Опишите медиаторы автономной нервной системы?

12.10. Дайте характеристику основным видам рецептивных субстанций (адренергическим, холинергическим) и вегетотропным синаптоактивным веществам.

13. В чём заключается синергизм и относительный антагонизм симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов автономной нервной системы в регуляции функций?

14. Дайте характеристику вегетативным рефлексам, имеющим клиническое значение.

14.1. Что такое глазо-сердечный рефлекс?

14.2. Что такое рефлекс Гольца?

14.3. Что такое кожный дермографизм?

14.4. Что такое дыхательно-сердечные рефлексы?

15. Какова роль автономной нервной системы в интеграции функций при формировании целостных поведенческих актов?

15.1. Что такое вегетативные компоненты поведения?

15.2. Могут ли вегетативные реакции организма быть показателем психической деятельности?

15.3. Что такое «детектор лжи»?

 

Работа в лаборатории

Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:

1. Спинальный шок.

2. Закон Белла-Мажанди.

3. Рефлексы спинного мозга у лягушки.

4. Важнейшие спинальные рефлексы человека, имеющие клиническое значение.

5. Влияние адреналина на изолированный глаз лягушки.

6. Оценка вегетативного статуса методом самооценки.

7. Исследование вегетативного тонуса сердечно-сосудистой системы.

 

 

Задание на дом

Подготовиться к занятию по теме: «Общая физиология нервной системы».

 

 

Литература[a43] :

1. Лекции.

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— ??? с[Мф44] .

3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф45] .

 

 




2016-09-16 626 Обсуждений (0)
Тема 10 : Частная физиология нервной системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 10 : Частная физиология нервной системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (626)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)