Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Равновесие потребителя



2016-09-16 349 Обсуждений (0)
Равновесие потребителя 0.00 из 5.00 0 оценок




Эластичность предложения по цене отображает степень изменения объёма предложения при изменении цены, или представляет собой процентное изменение объёма предложения товара, обусловленное однопроцентным изменением его цены при неизменности других факторов, влияющих на объём предложения; измеряется коэффициентом ценовой эластичности предложения

Кривые безразличия, предельная норма замещения.


Кривая безразличия – геометрическое место всех точек на графике потребительского множества, показывающее всевозможные комбинации товаров, которые обеспечивают потребителю один и тот же уровень полезности.

Если взять набор товаров: 12 А и 2 В, то мы получим тот же уровень полезности, что при потреблении набора товара 6А и 4В. Потребителю все равно, какой набор товаров предпочесть, т.к. полезность и от того и от другого одинаковая, поэтому кривая называется кривой безразличия.

Кривые безразличия имеют ряд свойств:

кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, предпочтительные для данного потребителя наборы товаров;

кривые безразличия имеют отрицательный наклон;

кривые безразличия никогда не пересекаются;

кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров;

кривые безразличия выпуклы к началу координат.

Предельная норма замещения товара Л товаром В — это количество товара Л, от которого отказывается потребитель в обмен на увеличение товара В на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным:

БИЛЕТ 9 Бюджетные ограничения и равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения.

Бюджетные ограничения

Финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражаемые в форме предельно допустимых расходов. Б.о. обусловлены наличием ограниченного количества денежных средств в бюджете ("денежной сумке") государства, региона, предприятия, семьи

Равновесие потребителя

Точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.

 

Равновесие потребителя может быть выражено следующим образом:

где

MU — предельная полезность отдельных товаров;

P — их цена.

 

Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор.

Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага.

Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход или покупательную способность, потребителя. Эффект замещения (замены) возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того чтобы определить эффект замены, нужно элиминировать влияние эффекта дохода. Или наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно элиминировать эффект замены.

 

БИЛЕТ 10.Производство, основные организационные формы производства

Производство — процесс создания разных видов экономического продукта. Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или, более точно, — процесс активного преобразования людьми природных ресурсов с целью создания необходимых материальных условий для своего существования и развития.

Современное общественное производство включает в себя не только материальное производство, но и также нематериальную сферу — производство нематериальных благ и услуг (новые научные открытия, технические изобретения, народное образование, культура, искусство, здравоохранение, бытовое обслуживание, управление, финансирование и кредитование, спорт и др.). Развитие нематериального производства и сферы услуг в решающей степени зависит от производства материальных благ — его технической оснащённости и величины выработки.

Содержание производства раскрывается также в его организационных формах, к которым относятся: разделение труда, обмен деятельностью, управления.

БИЛЕТ 11 .Краткосрочный и долгосрочный периоды производства. Закон убывающей отдачи.

Краткосрочный период – это промежуток времени, в течение которого фирма варьирует объемы производства, не изменяя количества некоторых вводимых факторов производства.

Под долгосрочным периодом понимают такой промежуток времени, в течение которого фирма изменяет объемы всех используемых факторов производства.

Эти периоды различаются только тем, какие факторы производства меняет фирма, выпуская тот или иной объем товаров и услуг. В отдельных отраслях (положим, энергетической) краткосрочный период может длиться свыше 10 лет, а в аэрокосмической промышленности долгосрочный период имеет протяженность 2-3 года

Закон убывающей отдачи гласит: по мере того как возрастает использование какого-либо производственного фактора (при фиксированных остальных производственных факторах) в итоге достигается точка, в которой дополнительное использование этого фактора ведет к снижению объема выпуска продукции.

Закон убывающей отдачи состоит в том, что, начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает уменьшающийся добавочный, или предельный, продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.

БИЛЕТ 12.Взаимозаменяемость факторов производства. Эффект масштаба

Факторы обладают взаимозаменяемостью. Она обусловлена разнообразными потребительскими свойствами продукта. В результате возможно любое производство продукта или блага при использовании различных факторов в разнообразных сочетаниях и разнообразных пропорциях. Такая взаимозаменяемость и пропорциональная количественная переменность особенно типичны для современного производства — от изготовления химических продуктов до индустриального строительства жилых зданий.

Взаимозаменяемость факторов обусловлена не только спецификой потребностей и конструктивных особенностей изделия, но и, главным образом, ограниченностью ресурсов, с одной стороны, и эффективностью их использования — с другой.

Эффект масштаба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе. Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства.

Экономией на масштабе могут воспользоваться компании любого размера, увеличив объем своей операционной деятельности. Наиболее распространёнными методами являются закупки (получение оптовых скидок), менеджмент (используется специализация менеджеров), финансы (получение менее дорогих кредитов), маркетинг (распространение затрат на рекламу для большего ассортимента продукции). Использование любого из этих факторов снижает долгосрочные средние затраты

13.Экономические издержки фирмы. Экономическая, нормальная, бухгалтерская прибыль.

Экономические или альтерна­тивные (вмененные) издержки — затраты, обусловленные исполь­зованием экономических ресурсов в производстве данного това­ра, оцененные с точки зрения потерянной возможности исполь­зования тех же самых ресурсов в других целях.

С точки зрения предпринимателя, экономические издерж­ки — выплаты, которые фирма осуществляет поставщику ресур­сов, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернатив­ных производствах. Эти выплаты, которые фирма несет из своего кармана, могут быть внешними и внутренними. В этой связи можно говорить о внешних (явных, или денежных) и внутренних (неявных, или имплицитных) издержках.

В общем виде прибыль - это разность между общей выручкой от реализации продукции и суммарными издержками.
 Разность между выручкой и бухгалтерскими (явными) издержками образует бухгалтерскую прибыль.
 Разность между выручкой и экономическими (явными и неявными) издержками есть экономическая прибыль.

Нормальная прибыль (нулевая экономическая прибыль) появляется в том случае, когда общая выручка равна общим (явным и неявным) издержкам. Данная прибыль есть минимальная плата за удержание предпринимателя от альтернативного использования ресурсов. Величина нормальной прибыли во многом зависит от предпринимательских способностей владельца предприятия, который принимает основные управленческие решения и несет риски за вложение собственных и чужих средств. Эта прибыль также считается элементом неявных издержек.

14. Основные конкурентные структуры рынка: характерные особенности.

Существует четыре возможные конкурентные структуры, определяющие собой вид рынка. Рынок, на котором преобладает чистая конкуренция - состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта, например, пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать цену и ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно по существующей рыночной цене.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товару услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному.

Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, персональные компьютеры). Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов.

При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация (например, почтовое ведомство), частная регулируемая монополия (например, «Кон-Эдисон» в США), или частная нерегулируемая монополия (например, «Дюпон» в период выхода на рынок с нейлоном).

15.Спрос, предельный, валовой доход конкурентной фирмы. Правила максимизации прибыли

Спрос — это зависимость между ценой и количеством товара, который покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.

Валовой доход или выручка фирмы ( ) — это произведение цены товара ( ) на объем выпуска (реализации) ( ):

Предельный доход фирмы(MR) — это приращение валового дохода при увеличении продаж на одну единицу:

Можно сказать и так: предельный доход — это дополнительный доход, который фирма получаст от производства дополнительной единицы продукции.

Максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равновесия предельного дохода и предельных издержек. Эта закономерность называется правилом максимизации прибыли.

Правило максимизации прибыли означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равнозначен его стоимости.

16.Максимизация прибыли конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

На коротком отрезке времени фирма оперирует постоянным размером капитала (существует понятие постоянных издержек – FC) и должна выбирать такой объем переменных факторов (материалов труда), кот. максимизировал бы прибыль или минимизировал убытки фирмы.

Прибыль, к которой стремится фирма, определяется как разность между валовым доходом и валовыми издержками:

Прибыль = ТR – ТС.

 

17 вопрос. Минимизация убытков и приостановка производства конкурентной

фирмы в краткосрочном периоде.

Минимизация убытков реализуется, когда рыночная цена продукции предприятия больше минимальной величины средних переменных издержек, но меньше минимальной величины средних общих издержек. Если фирма прекратит производство (даже временно) ей придется оплачивать постоянные издержки без привлечения каких-либо текущих доходов. Убытки станут равны полному размеру постоянных издержек и превысят величину, которую имели бы при сохранении производства. Поэтому предприятие продолжает выпускать продукцию и терпит убытки, лишь минимизируя их.

В том случае, когда рыночная цена продукции ниже минимального значения средних переменных издержек, предприятие прекращает производство продукции. Данная цена не только не покрывает все издержки, она не в состоянии полностью покрыть и переменные издержки. То есть каждая выпущенная единица к неизбежному убытку в размере постоянных издержек прибавляет еще и непокрытую часть переменных издержек, связанных с выпуском этого товара.

средние общие издержки – АТС,

средние переменные издержки – AVC

средние постоянные издержки – AFC.

предельный доход – MR

предельные издержки – МС

18 вопрос. Фирма в условиях неконкурентных структур рынка: чистая монополия,

олигополия, монополистическая конкуренция.

Чистая монополия, при которой одна фирма выступает единственным производителем продукта. Причем, как правило, этот продукт не имеет близких заменителей.

Для модели рынка чистая монополия характерно наличие всего лишь одной фирмы, производящей продукт, близких заменителей которому нет, т.е. уникальный продукт. Фирма осуществляет значительный контроль над ценой своего продукта, регулируя цену изменением предложения продукта. Фирма делает все, чтобы не допустить новую фирму в отрасль своей деятельности, т.е. блокирует свою отрасль. Коммерческая реклама продукта почти не осуществляется.

Монополизированный рынок характеризуется следующими признаками:

а) товар на рынке продаж продает единственный продавец;

б) товар уникален в том смысле, что не имеет близких заменителей;

в) продавец торгует только своим товаром.

Для модели рынка олигополия характерны наличие нескольких фирм-участников, сочетание стандартизации и дифференциации продукта, разнообразные формы весьма значительного контроля над ценой, ограниченный вход в отрасль, наличие неценовой конкуренции.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, состоящая из относительного множества фирм, выпускающих дифференцированную продукцию; характеризуется относительно свободным входом и выходом фирм.

19 вопрос. Рынки факторов производства.

Рынки факторов производства – это рынки, на которых фирмы приобретают ресурсы (труд, капитал, земля), необходимые для производства товаров.

Выделяют три рынка факторов производства, основанные на закреплении прав собственности на каждый из ресурсов за его владельцем: трудовые ресурсы поставляются наемными работниками на рынок труда, финансовые ресурсы – на рынок капитала, земельные ресурсы – на рынок земли.

Рынок капитала– часть финансового рынка, на котором обращаются денежные средства со сроком обращения более года. На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы.

Формы обращения денежных средств (финансовых ресурсов) на рынке капиталов могут быть различными:

· банковские займы (ссуды);

· акции;

· облигации;

· финансовые деривативы;

Рынок труда – совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи услуг труда.

· Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу

· Отношения на рынке труда регулируются общественными[2] и государственными институтами.

· Эти отношения противоречивы в силу действия законов спроса и предложения. В процессе обмена устанавливается состояние их временного равновесия, которое выражается определенным уровнем занятости и оплатой труда.

Рынок земли – является рынком природных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг. Особенностью предложения земли является его абсолютная неэластичность.

· Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность. В отличие от капитала и труда земля неподвижна и является не мобильным, а специфическим фактором производства.

· Единицей измерения объемов спроса и предложения является единица площади - м. кв., гектары, акры и т.д., а в качестве цены пользования землей выступает рента.

· Рента - это доход, который получает собственник земли от сдачи ее в аренду. Величина ренты определяется уровнем доходов, которые могут получить с данного участка земли землепользователи. Чем выше качество земли, чем ближе она расположена к местам сбыта продукции и рынкам ресурсов, различным коммуникациям (дорогам, мостам, источникам энергии, воде и др.), тем больше уровень доходов, которые могут получить землепользователи.

20 вопрос.Макроэкономика: предмет исследования. Методология макроанализа.

Макроэкономика – раздел экономической теории, в котором исследуется функционирование экономической системы или национальной экономики как единого целого. При макроэкономическом подходе основным предметом изучения является совместная деятельность всех экономических субъектов общества и обобщающие результаты этой деятельности. В основе макроэкономических исследований лежат такие укрупненные экономические показатели как валовый внутренний продукт, экономический рост, проблема занятости, инфляция, экономическая политика государства, мировое хозяйство.

Методология исследования экономики обладает рядом важнейших особенностей, определяющих основу методики макроанализа.

Главные из них: макроэкономика - это система расчетных (агрегированных) показателей; предмет макроэкономического исследования - расчетные макропоказатели, взятые в динамике.

С точки зрения системного анализа методология макроанализа образует статическую, субординированную систему.

Основные элементы методологии макроэкономического анализа

· Рассчет модели макроэкономического процесса

· Способы изучения динамики макроагрегатов

· Расчет агрегированных показателей

21 вопрос. Основные макроэкономические показатели.

Основными макроэкономическими показатели являются:

• Валовый национальный продукт

• Валовый внутренний продукт

• Чистый национальный продукт

• Валовый национальный доход

• Валовый национальный располагаемый доход

• Конечное потребление

• Валовое накопление

• Чистое кредитование и чистое заимствование

• Сальдо внешней торговли

Валовый внутренний продукт

Основным показателем системы макроэкономических показателей является валовый внутренний продукт, характеризующий стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за определенный период времени, за вычетом стоимости промежуточного потребления. Валовый внутренний продукт исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, то есть в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и налоги на продукты.

Валовый национальный доход

ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период в связи с их прямым или косвенным участием в производстве ВВП своей страны и ВВП других стран. Таким образом, ВНД больше ВВП на сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны из-за границы (за вычетом первичных доходов, выплаченных нерезидентам).

К первичным доходам относятся оплата труда, прибыль, налоги на производство, доходы от собственности (проценты, дивиденды, рента и т. д.).

Валовый национальный располагаемый доход

ВНРД отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных из-за границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственников, получаемые из-за границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей. Таким образом, ВНРД охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. Он может быть определен путем суммирования валовых располагаемых доходов всех секторов экономики. ВНРД делится на расходы на конечное потребление и национальное сбережение.

Конечное потребление

КП включает расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. При этом расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, совпадают со стоимостью нерыночных услуг, оказываемых этими организациями.

Валовое накопление

Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата и т. д.), т. е. это вложения резидентными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. ВН основного капитала включает следующие компоненты: приобретение за вычетом выбытия новых и существующих основных фондов; затраты на улучшение непроизведенных материальных активов; расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы.

Валовое накопление как элемент ВВП включает валовое накопление основного капитала, прирост материальных оборотных средств, расходы на приобретение ценностей. Накопление может быть исчислено на чистой основе, т. е. за вычетом потребления основного капитала (амортизации).

Сальдо внешней торговли

Сальдо внешней торговли представляет собой важный элемент конечного использования ВВП и определяется как разница между экспортом и импортом. В случае если сальдо внешней торговли положительно, то имеет место чистый экспорт.

22 билет.Методы расчета валового национального продукта (ВНП). Структура

расходов и доходов ВНП.

Валовой национальный продукт (ВНП) – макроэкономический показатель, представляющий собой совокупную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны как внутри ее, так и за ее пределами за определенный период времени, обычно за год.

При расчете ВНП используется следующая основная формула:

ВНП = ВВП + Δ, где Δ — статистический показатель, а ВВП можно вычислить 3 разными способами:

· Расчет методом конечного использования

Расчет ВНП по расходам. В данном случае, суммируются расходы всех экономических субъектов: домашних хозяйств, фирм, государства и заграницы:

Y (ВНП) = C + I + G + Xn,

где C – личные потребительские расходы; I – валовые инвестиции (производственные капиталовложения, инвестиции в жилищное строительство, инвестиции в запасы); G – государственные закупки товаров и услуг, не включаются трансфертные платежи; Xn – чистый экспорт экономических благ за рубеж.

· По добавленной стоимости (производственный метод)

Для расчета ВНП по данному методу вводится показатель добавленной стоимости. Добавленная стоимость — рыночная цена продукции фирмы за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, купленных у поставщиков. Добавленная стоимость — представляет разницу между продажами фирм и покупками фирмами материалов, инструментов, топлива, энергии, услуг и т. п. Иными словами, добавленная стоимость — это рыночная цена продукции фирмы за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, купленных у поставщиков.

· По доходам (распределительный метод)

Метод потока доходов заключается в суммировании всех доходов, полученных от производства всего объёма продукции данного периода времени (обычно года).

GNP = w+r+R+p+A+T, где

w − заработная плата,

r − доходы и процент на собственность

R − рентные платежи

p − прибыль

A − амортизация, или расходы на восстановление изношенного капитала

T − косвенные налоги (подразумевается, что все прямые уже учтены)

· Способы исчисления ВНП. Измерить ВНП можно двумя способами. Первый способ — с точки зрения расходов производства. При этом способе ВНП определяется по производству конечной продукции или по расходам потребителя на покупку продукции.

· Второй способ — с точки зрения доходов (поступлений) производителей, полученных в процессе производства ВНП. При этом способе ВНП определяется на основе подсчета добавленной стоимости.

1 — й способ. С точки зрения расходов.

1.Расходы семей на потребление (текущее потребление, товары длительного пользования, услуги)

2.Суммарные частные инвестиции

3.Государственные закупки товаров и услуг

4.Иностранные закупки (экспорт — импорт — чистый экспорт)

2-й способ. С точки зрения доходов

1. Платы, не включенные в доход (амортизационные отчисления и косвенные налоги на предпринимательство)

2. Заработная плата (предпринимательство и государство)

3. Рента

4. Банковский процент

5. Прибыль

Итак, видим, суть одна:

Расходы на покупку товаров (услуг), произведенных в данном году = Денежный доход, полученный от производства продукции в данном году.

23 вопрос. Модель совокупного спроса и предложения (модель AD-AS). Причины

нисходящего характера кривой АД.

Модель AD-AS (англ. Aggregate Demand - Aggregate Supply model - модель совокупного спроса и совокупного предложения) — макроэкономическая модель, рассматривающая макроэкономическое равновесие в условиях изменяющихся цен в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Впервые она была выдвинута Джоном Мейнардом Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег». Это основа современной макроэкономики, и она признана широким кругом экономистов от монетаристских сторонников laissez-faire.

Данная модель показывает поведение совокупного спроса и совокупного предложения, и описывает их влияние на общий уровень цен и совокупный выпуск (или реальный ВВП, иногда ВНП) в экономике. Модель AD-AS может быть использована для демонстрации многих макроэкономических событий, таких как фазы экономических циклов и стагфляция.

Нисходящий характер кривой совокупного спроса объясняется факторами, влияющими на AD. Изменение факторов совокупного спроса изменяет спрос на реальный ВВП при любом уровне цен; они смещают кривую совокупного спроса. Увеличение совокупного спроса проявляется в смещении его кривой вправо, а сокращение — влево.

24 вопрос. Макроэкономическое равновесие. Изменения совокупного спроса и

предложения. Эффект храповика.

1. Макроэкономическое равновесие – это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы.

Т. е. существует совокупная пропорциональность между:

- ресурсами и их использованием;

- факторами производства и результатами их использования;

- совокупным производством и совокупным потреблением;

- совокупным предложением и совокупным спросом;

- материально-вещественными и финансовыми потоками.

Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов во всех сферах национальной экономики.

2. А. Главные факторы, влияющие на изменение совокупного спроса, делятся на ценовые и неценовые. Рассмотрим их подробнее.

Ценовые факторы влияющие на объем совокупного спроса.

Именно ценовые факторы объясняют убывающий характер зависимости величины совокупного спроса от роста цен.

· Первый из ценовых факторов - эффект процентной ставки.

· эффект богатства ( или эффект реальных кассовых остатков). Действие этого фактора связано с покупательной способностью денег. Повышение уровня цен приводит к снижению покупательной способности денег, т.е. на ту же сумму потребитель покупает меньший реальный объём производства, что приводит к снижению реального ВНП. Понижение уровня цен соответственно приводит к увеличению совокупного спроса.

· последний ценовый фактор - эффект импортных закупок.

Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос.

Это факторы, которые не связаны с изменением уровня цен, но, тем не менее, могут столь же сильно влиять на изменение совокупного спроса:

1. Изменения в потребительских расходах

а) Благосостояние потребителя

б) Ожидания потребителя

в) 3адолженность потребителя

г) Налоги

2. Изменения в инвестиционных расходах

а) Процентные ставки

б) 0жидаемые прибыли от инвестиций

в) Налоги с предприятий

г) Технология

д) Избыточные мощности

3. Изменения в государственных расходах

4. Изменения в расходах на чистый объем экспорта

а) Национальный доход в зарубежных странах

б) Валютные курсы

2. Б. Изменения совокупного предложения.

Неценовые факторы совокупного предложения:

· Изменение цен на ресурсы:

-Наличие внутренних ресурсов

-Цены на импортные ресурсы

-Господство на рынке

-Изменение в производительности (объем производства/общие затраты)

· Изменения правовых норм:

-Налоги с предприятий и субсидии

-Государственное регулирование

3. Эффект храповика — эффект в экономике, который проявляется в том, что рост совокупного спроса вызывает рост цен на товары. Но сокращение совокупного спроса не обязательно приводит к снижению совокупного уровня цен, особенно в краткосрочном периоде. Цены сохраняются стабильными.

Экономический смысл эффекта состоит в том, что изменения цен в сторону повышения происходят легче, чем в сторону понижения, то есть имеет место негибкость цен в сторону понижения. Причинами возникновения эффекта могут быть монополизм на рынках, государственная политика регулирования цен в странах с централизованной экономикой, в странах с развитой рыночной экономикой — действия профсоюзов, препятствующих снижению номинальной заработной платы.

Психологически данное явление иллюстрируется формулой «К хорошему привыкаешь гораздо быстрее, чем отвыкаешь от него».

25 вопрос. Бюджетно-налоговая политика: понятие, виды, проблемы.

· Фискальная (или бюджетно-налоговая) политика, как и монетарная политика, – это разновидность антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, т. е. стабилизацию экономики в краткосрочном периоде. Целью фискальной политики являются стабильный экономический рост, полная занятость (отсутствие циклической безработицы) и стабильный уровень цен (отсутствие инфляции).

Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм). Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки, налоги и трансферты.

· Выделяют два вида фискальной политики:

1) стимулирующую

2) сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов).

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

· Проблемы

Недостатки фискальной политики:

1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита).

2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении.

3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

· проблемы идентификации экономической ситуации

· проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации.

4. Дефицит бюджета.

25.Фискальная (налогово-бюджетная) политика—

правительственная политика[1], один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе[2]. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.

Цели фискальной политики:

Фискальная политика, помимо монетарной политики, является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель — стабилизация уровня совокупного спроса и, соответственно, валового внутреннего продукта. Затем государству необходимо поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение.

Недостатки фискальной политики:

Эффе



2016-09-16 349 Обсуждений (0)
Равновесие потребителя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Равновесие потребителя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)