Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗДЕЛ II. Методология и методы социальной психологии



2016-09-16 324 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ II. Методология и методы социальной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальная психология

направления подготовки

Психологические науки

 

 

РАЗДЕЛ I. Предмет и история социальной психологии

1. Место социальной психологии в системе научного знания.

Социальная психология как феномен общественного сознания и наука в современном мире. Предмет, структура, научный статус социальной психологии. Основные точки зрения на предмет социальной психологии. Принципиальные различия в решении этих вопросов в системах материалистического (естественнонаучного) и идеалистического мировоззрений. Взаимоотношение социальной психологии с другими науками. Социальная психология и идеология. Функции социальной психологии. Социальная психология и социология. Критический анализ функций социальной психологии в современном обществе. Актуальные проблемы и задачи отечественной социальной психологии на современном этапе развития российского общества.

2. История формирования социально-психологических идей.

Развитие социально-психологических идей в философских школах древности и нового времени. Место социально-психологического знания в социологических концепциях XIX века (Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, О. Конт, М. Вебер). Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. Первые попытки создания социально-психологических теорий: «Психология народов» (М. Лацарус и Г. Штейнталь, В. Вундт); «Психология толпы и масс» (Г. Тард, С. Сигеле и Г. Лебон, З. Фрейд, Н.К. Михайловский); «Теория инстинктов социального поведения» (В. МакДуголл). Ограничения первых социально-психологических теорий, их сравнительная характеристика. Сравнительный анализ подходов В. МакДуголла и Э. Росса к трактовке предмета и методов социальной психологии.

3. Начало экспериментального развития социальной психологии в США в начале XX в.

Доктрина трансформации социальной психологии в экспериментальную дисциплину (Ф. Олпорт, В. Мёде). Общая характеристика «американизма» социальной психологии: сильные и слабые стороны. Потеря «социального» в американской социальной психологии: основные причины. Роль позитивистской философии в утрате интереса к теоретическому знанию. Возрастание значения прикладных исследований и их специфика в США. Элементы кризиса в американской социальной психологии в середине XX в.

4. Обозначение основных теоретических ориентаций социальной психологии.

Необихевиоризм (теория фрустрации-агрессии (Н. Миллер, Д. Доллард), теория социального научения (А. Бандура)), психоанализ (теория масс (З.Фрейд)), когнитивизм (теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер), теория структурного баланса (Ф. Хайдер), теория коммуникативных актов (Т. Ньюком), интеракционизм (чикагская школа (Дж. Мид, Г. Блумер), айовская школа (М. Кун). Специфика развития социально-психологического знания в рамках каждого из направлений. Активизация социальной психологии в Европе после второй мировой войны: (концепция социальных представлений (С. Московичи), теория социальной идентичности (А. Тэшфела)).

5. Полемика между европейской и американской традициями в социальной психологии.

Поиски «новой парадигмы» для социальной психологии XXI в. (Р. Харре, К. Герген).

6. Отечественная социальная психология: история и перспективы развития.

Особенности исторического развития социальной психологии в России. Полемика о предмете социальной психологии в России. Два этапа дискуссии о предмете социальной психологии. Позиция Г.И. Челпанова в дискуссии 20-х гг. и ее критика. «Перерыв» в развитии социальной психологии как самостоятельной дисциплины. Роль идей Л.С. Выготского в подготовке нового этапа дискуссии. Причины роста интереса к социальной психологии в конце 50-х - начале 60-х гг. и начало новой дискуссии. Три точки зрения на предмет социальной психологии, предложенные в дискуссии. Проблемы и задачи социальной психологии на современном этапе российского общества.

 

РАЗДЕЛ II. Методология и методы социальной психологии

1. Возрастание значения методологических проблем на современном этапе развития научного знания.

Специфика социальной психологии в решении методологических проблем исследования. Общая и частные методологии в социальной психологии в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Г.М. Андреевой, В.В. Новикова Б.Д. Парыгина, К.К. Платонова, Е.В. Шороховой, В.С. Филатова и других современных ученых. Понятие методологии научного исследования. Понимание «методологии» в зарубежной социальной психологии. Значение принципов отечественной психологической школы для социально-психологических исследований (принцип детерминизма, принцип историзма, принцип социально-исторической обусловленности сознания, принцип единства сознания и деятельность, системность и т.д.).

2. Специфика эмпирического исследования в социальной психологии.

Соотношение теории и эмпирического материала, характер эмпирических данных, качество социально-психологической информации, надежность и обоснованность данных. Проблема репрезентативности. Два типа социально-психологических исследований.

3. Классификация методов в социальной психологии: методы исследования и методы воздействия.

Методы исследования: а) сбора данных: наблюдение, изучение документов (контент-анализ), различные виды опросов, тесты, эксперимент. Дискуссионные проблемы применения эксперимента (ограниченные возможности лабораторного эксперимента; экологическая валидность; квазиэксперименты); б) обработки данных: корреляционный, факторный, кластерный анализ, построение типологий и др. Соотношение методологии и конкретных методик исследования.

Методы воздействия: социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, ролевая игра, индивидуальное и групповое консультирование.

4. Соотношение фундаментального и прикладного исследования в социальной психологии.

5. Эксперимент как средство проверки каузальных гипотез.

Типы причинно-следственных связей в социальной психологии. Эксперимент как научно-исследовательская деятельность. Этапы экспериментального исследования: теоретический (постановка проблемы); методический (разработка экспериментального плана); собственно экспериментальный; аналитический (обработка и интерпретация результатов).

Параметры экспериментальной процедуры, экспериментальные переменные. Различные экспериментальные схемы в социальной психологии, их достоинства и недостатки. Проблема качества социально-психологического эксперимента, основные понятия и критерии оценки.

 



2016-09-16 324 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ II. Методология и методы социальной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗДЕЛ II. Методология и методы социальной психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (324)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)