Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Корпус философского знания



2016-09-16 623 Обсуждений (0)
Корпус философского знания 0.00 из 5.00 0 оценок




Философия — это выявление, аналитика предельных (конечных) оснований человеческого бытия.

При этом возможны два пути или подхода к подобной аналитике. Один из них — рефлексия, не выходящая за границы какой-то отдельной области человеческого бытия (какой-то отдельной культурной подсистемы): науки, искусства, политики, права, хозяйства, морали, исторической памяти. Становясь традициями, подобные обсуждения приобретают в общем контексте философского знания относительную самостоятельность, становятся своего рода философскими дисциплинами: философией науки (методологией), философией искусства (эстетикой), философией политики, философией права, философией религии, философией хозяйства, философией морали (этикой), философией истории. Акцентирование места самого человека в мире, именно человеческих аспектов как оснований бытия привело к появлению философской антропологии в качестве отрасли философского знания.

Другой подход, также реализующийся в истории философской мысли, — осознание всеобщих, то есть универсальных, имеющих отношение ко всем сферам человеческого бытия (культуры) оснований.

!
!
С этой позиции предельно общей характеристикой всего, что попадает в поле зрения рефлексии, выступает аспект существования, или бытия. Философия имеет дело с мыслимой реальностью, с реальностью, представленной в формах мышления. Но это означает способность мысли полагать нечто в качестве своего предмета, в качестве некоей реальности, того, что «есть», «бытийствует». Совокупность вопросов, сводящихся к выявлению смысла категории бытия, и их обсуждение также оформилось в виде относительно самостоятельной отрасли философского знания — онтологии, или учения о бытии.

Столь же фундаментальной по своему статусу отраслью философии выступает гносеология (теория познания, эпистемология). Это раздел философии, в котором анализируются вопросы, характеризующие отношение мышления, знания к реальности, основания достоверности знания, его границы и источники знания.

С середины ХIХ в. в философский обиход входит понятие аксиологии, которым обозначается философская теория, учение о ценностях. Ценности выражают аспект свободы человеческого бытия, являющейся, по словам Гегеля, «субстанцией, сущностью духа». Свобода есть возможность выбора, которым опосредованы любые проявления человеческой активности. «Все свойства духа, — писал Гегель, — существуют лишь благодаря свободе... все они являются лишь средствами для свободы...» [11]. Ценности и представляют собой конечные основания выбора. Хорошим пояснением сути дела может послужить следующее суждение современного публициста: «Искусство государственного деятеля заключается не в каком-то особом вкусе или сверхтонком музыкальном слухе, а в способности выбрать из массы возможностей настоящий продукт — вещь, а не подделку, руководствуясь при этом соображениями вечности, а не сиюминутности. Иначе власть становится заложницей завхозов и придворных маляров» [18]. Ценности, таким образом, неотделимы от оценки. Природа, сущность ценностей и составляют основную проблему аксиологии.

!
Сопоставимой с аксиологией по степени общности в современной философии является такая ее отрасль, как философская герменевтика (от греческого термина, обозначающего «толковать, истолковывать, интерпретировать»). Это общая теория понимания, или человеческой коммуникации. Человек проявляет себя не только в том, что он действует, познает, рефлектирует, но и в том, что способен передавать свой опыт другим людям и поколениям. Уже древние скептики (софисты) обнаружили трудности и парадоксы подобной коммуникации. В «проблеме понимания» находит обобщенное выражение совокупность вопросов, связанных с интерпретацией человеческой коммуникации. Особую актуальность проблемы этого рода приобрели в связи со становлением и развитием гуманитарных наук, так как последние предполагают всегда коммуникацию (диалог) с исследуемой реальностью, которая не может быть поэтому противопоставлена исследователю в форме объекта аналогичным дисциплинам естественно-научного типа образом [1].

!Задание 1.6.К компетенции какой отрасли философского знания относятся проблемы:
— Что есть истина?
— Всякая ли цель оправдывает средства?
— Существует ли Бог?

 

Выводы:Философия есть самосознание культуры, ее цель — рефлексия, т.е. осознание предельных оснований человеческого бытия. В этом главная особенность философского мышления, отличающая его, например, от научного познания.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем заключается ограниченность следующего определения: «Предмет философии — логический анализ языка науки»?

2. Какая особенность философского сознания выражена в суждении: «Вникни в самого себя: отврати твой взор от всего, что тебя окружает, и направь его внутрь себя — таково первое требование, которое ставит философия своему ученику. Речь идет не о чем-либо, что вне тебя, а только о тебе самом».

3. Определите философскую позицию:

· «…Мир не существует отдельно от нас. Его реальность зависит от нашего сознания».

· «…Великий зодчий Вселенной все более начинает казаться чистым математиком».

· Материя и сознание — две основы бытия.

· Сознание есть свойство высокоорганизованной материи.

· Все наши знания, все научные теории — это лишь гипотезы.

4. Какая ошибка содержится в утверждении: «Все вещи состоят из материи»?

5. Прав ли Т.Гексли, когда он заявляет, что не верит в существование души потому, что не может «обнаружить ее в пробирке»?

6. Ученые — создатели физики ХХ в. А.Эйнштейн, А.Пуанкаре, В.Гейзенберг и др. — уделяли исключительно много внимания философским проблемам естествознания. Почему?

7. В чем заключается основная проблема философской герменевтики?

 



2016-09-16 623 Обсуждений (0)
Корпус философского знания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Корпус философского знания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (623)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)