Традиция иррационализма в философии XIX—начала ХХ в
Кризис европейского рационализма, утверждавшего на протяжении двух столетий (XVII—XVIII) примат разума, нашел в первой трети XIX в. выражение в повороте вектора философствования в сторону рационально невыразимых аспектов бытия.
Познание по своей сути предназначено для служения воле. Сама же воля безосновна. Она — «вещь в себе». Воля ненасытна, вечно не удовлетворена достигнутым, ей свойственно слепое бесконечное стремление. Но так действующая «голодная воля» сталкивается с препятствиями, разладом, противоречиями, что и является источником страданий, избавиться от которых невозможно. Человек обречен на страдания. Так Шопенгауэр приходит к центральной идее своей этики, повторяющей, как можно видеть, первую из четырех «благородных истин» Будды (è 3.3.1.1). В целом этика Шопенгауэра, основанием для которой и служит его онтология, воспроизводит главные мотивы индийской философии: смирение, сострадание, мироотречение.
Из тезиса примата витально-природного над социальным, культурным в человеке вырастает и главный посыл философии Ницше — «переоценка всех ценностей». Подлинное, аутентичное бытие находится «по ту сторону добра и зла». Но существовать в этом подлинном бытии достойны отнюдь не все, а только те, кто способен встать по ту сторону добра и зла. Например, Р.Раскольникову, герою Ф.М.Достоевского, это не удалось. Те же, кому подобное удается и суть подлинные хозяева жизни. Отсюда апофеоз философии Ф.Ницше — концепция сверхчеловека: «Бог умер: и мы хотим — пусть живет сверхчеловек!» Ницше, конечно, прав, констатируя наличие определенного противоречия, напряжения между жизненной витальностью и ценностями культуры. Мораль, действительно, «отрицает» жизнь своими табу, ставя барьеры на пути действия животных инстинктов, присущих человеку, и тем самым «культивируя» его. Возможно, что данное напряжение, чреватое разного рода прорывами, является причиной аберраций и отклонений в человеческом поведении. Приемлем ли, однако, тот выход, который предлагает Ницше: назад, в царство необузданных животных инстинктов?
Основным вопросом философии Кьеркегора становится вопрос о смысле жизни, поиск которого понимается им и как проблема индивидуального спасения.
Способность к свободному выбору и принятию ответственности за него есть отличительная черта человека как человека, как личности. На пути к подлинному существованию человек проходит три стадии: эстетическую, этическую и религиозную. Именно на последней стадии внешнее, всеобщее полностью преодолевается и человек вступает в прямое общение с Абсолютом, своего рода личным божеством. Тем самым человек прорывается к своей уникальности, неповторимости, единичности. В этом и заключается истина. «Истина, — говорит Кьеркегор, — есть субъективность». !Задание 7.4.Сравните основной мотив экзистенциального философствования с суждением выдающегося физика Э.Шредингера: «Откуда я произошел и куда направляюсь? Таков великий существенный вопрос, одинаковый для всех нас. У науки нет никакого ответа на этот вопрос». Почему?
Выводы:Общая особенность постклассической европейской философии — обращение к теме человека, отказ идентифицировать его исключительно с разумом, как это делала философия предшествующей эпохи.
Контрольные вопросы для самопроверки 1. В чем выразился эвдемонизм этики Л.Фейербаха? 2. Почему Л.Фейербах называл свою философию антропологией? 3. Каков основной недостаток предшествующей формы материализма, по К.Марксу? 4. Сформулируйте различия в трактовке диалектики и ее законов в философии Гегеля и в диалектическом материализме. 5. Что означает принцип первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию? Какие следствия из него вытекают? 6. Как понимать тезис Ф.Ницше: «Бог умер!»? 7. В чем экзистенциализм видит основное проявление человеческой сущности?
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (847)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |