Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


А. Сущность потребительной и меновой ценности



2016-09-16 428 Обсуждений (0)
А. Сущность потребительной и меновой ценности 0.00 из 5.00 0 оценок




Пока хозяйственное развитие народа находится еще на столь низкой ступени, что потребности отдельных семей при ничтож­ном меновом обороте должны покрываться непосредственно их собственным производством, до тех пор блага представляют для хозяйствующих субъектов ценность само собой только при условии, что они по своим свойствам пригодны для удовлетво­рения непосредственно потребностей изолированно хозяйст­вующих субъектов или их семей. Но по мере того как хозяй­ствующие индивиды начинают лучше понимать свои экономи­ческие интересы, они вступают в меновый оборот, обменивают одни блага на другие, и в конце концов устанавливается та­кое состояние общества, в котором обладание экономическими благами дает владельцу их возможность путем меновых опера­ций получить в распоряжение блага другого рода. При таком положении для обеспечения удовлетворения определенных по­требностей не требуется уже обязательно, чтобы хозяйствующие индивиды обладали благами, пригодными для непосредственного удовлетворения этих потребностей. При более раз­витой культуре хозяйствующие индивиды могут, конечно, как и раньше, обеспечить себе удовлетворение потребностей путем приобретения благ, которые при непосредственной затрате производят результат, называемый нами удовлетворением потребностей; но они могут достичь того же и косвенно, становясь обладателями таких благ, которые при данном экономическом положении способны обмениваться на блага, необходимые для удовлетворения данных потребностей, и, таким образом, отпадает указанное выше особенное предположение ценности благ.

Ценность, как мы видели, есть значение блага для нас, приобретаемое им благодаря тому, что мы сознаем зависимость удовлетворения одной из наших потребностей от обладания благом, причем эта зависимость состоит в том, что удовлетворения не последует, если в нашем распоряжении не будет данного блага. Без наличия этой предпосылки явление ценности немыслимо, но оно не связано необходимо с тем, будет ли удовлетворение потребности обеспечено непосредственно или косвенно. Для того чтобы благо приобрело ценность, необходимо, чтобы оно обеспечивало нам удовлетворение потребностей, которые остались бы неудовлетворенными, если бы не обладали благом, о ценности которого идет речь; но является ли обеспечение непосредственным или косвенным, - это совершенно побочное обстоятельство в том случае, когда речь идет вообще о явлении ценности. Для изолированного охотника шкура убитого медведя имеет только в том случае ценность, если он должен отказаться от удовлетворения како либо потребности при отсутствии обладания шкурой; для это же охотника, когда он вступил уже в меновый оборот, шкура представляет ценность при тех же условиях. Различие между двумя случаями, нисколько не затрагивающее сущности явления ценности в общем, состоит только в том, что в первом ел чае охотнику пришлось бы подвергаться вредным воздействия непогоды или отказаться от какой-нибудь другой потребности, для удовлетворения которой служит шкура путем непосредственного ее применения; во втором же случае ему пришлось бы отказаться от удовлетворения потребностей, производимого теми предметами, которыми он мог бы располагать косвенно (путем обмена) благодаря обладанию данной шкурой.

Ценность в первом случае и ценность во втором составляют поэтому только две различные формы одного и того же явления хозяйственной жизни и представляют значение, которое приобретают блага для хозяйствующих субъектов благодаря тому, что последние сознают зависимость удовлетворения своих потребностей от обладания этими благами. Особенный характер придает явлению ценности в обоих случаях то обстоятельство, что в первом случае благо получает для обладателя значение, называемое нами ценностью в силу непосредственного употребления, а во втором - в силу косвенного; разница, однако, настолько важная как для жизни, так и для нашей науки, что она вызывает необходимость особого названия для каждой из этих двух форм одного и того же общего явления ценности, и мы в первом случае обозначаем ценность словом потребительная, а во втором - меновая.

Потребительная ценность есть поэтому значение, приобре­таемое благами для нас благодаря тому, что они обеспечивают нам непосредственно удовлетворение потребностей при таких обстоятельствах, при которых подобный результат не был бы достигнут без обладания благами; меновая же ценность есть значение, приобретаемое благами для нас благодаря тому, что распоряжение ими обеспечивает нам при подобных же отношениях тот же результат косвенным путем.

b. Отношение между потребительной и меновой ценностью благ.

В изолированном хозяйстве экономические блага, подлежащие распоряжению хозяйствующих индивидов, или представляют для них потребительную ценность, или не представляют вообще никакой ценности. Но и при развитой культуре и оживленном обороте можно наблюдать очень часто случаи, где экономические блага не представляют для хозяйствующих индивидов обладающих ими, никакой меновой ценности, хотя потребительная ценность их для последних находится вне всякого сомнения.

Костыль, специально приспособленный для какого-либо особенного рода калеки, заметки, которыми может воспользоваться только их автор, фамильные документы - все эти и много других подобных благ представляют нередко для известных индивидов очень значительную потребительную ценность, но последние напрасно пытались бы удовлетворить при помощи этих благ косвенно, посредством обмена, какие-либо потребности. Однако гораздо чаще все же можно наблюдать при развитой культуре противоположные отношения. Очки и оптические инструменты, находящиеся на складе оптика, не представляют обыкновенно для последнего никакой потребительной ценности, как и хирургические инструменты для фабрикам и торговцев ими или книги на иностранных языках, понята только немногим ученым, для книгопродавца, но ввиду возможности обмена все эти блага имеют, несомненно, для вышеназванных лиц ценность меновую.

В этих и вообще во всех случаях, где экономические блага представляют для своего обладателя или только потребительную, или исключительно меновую ценность, не может и возникнуть вопрос о том, какая из них является определяют для хозяйственной деятельности соответствующих индивидов. Но такие случаи вообще образуют исключения в хозяйственной жизни людей; обыкновенно же всюду, где установился сколько-нибудь значительный меновый оборот, хозяйствующие индивиды имеют возможность произвести выбор, употребить ли находящиеся в их распоряжении блага для непосредственного или косвенного удовлетворения своих потребностей, и экономические блага представляют поэтому для них обыкновенно и потребительную, и меновую ценность. Предметы одежды, домашней обстановки, драгоценности и тысячи других таких же, находящихся в нашем распоряжении благ имеют для нас обык­новенно несомненную потребительную ценность; но понятно также и то, что при развитых отношениях обмена мы в состоя­нии использовать их для удовлетворения наших потребностей и косвенно, а потому блага эти имеют для нас одновременно и меновую ценность.

Значение, которое блага представляют для нас ввиду не­посредственного употребления их для удовлетворения наших потребностей, и значение, какое они представляют ввиду тако­вого же косвенного употребления, составляют, как мы видели, только разные формы одного общего явления ценности, но по своей степени это значение может быть различным для каж­дого из обоих случаев. Золотой бокал, выигранный бедняком в лотерею, будет иметь для него, несомненно, очень большую меновую ценность, потому что он в состоянии при помощи этого бокала косвенно, т. е. путем обмена, удовлетворить много по­требностей, которые ныне остались бы неудовлетворенными. Наоборот, потребительная ценность его едва ли будет значи­тельной для того же хозяйствующего субъекта. С другой сто­роны, очки, как раз подходящие для глаз их владельца, имеют обыкновенно для него очень большую потребительную цен­ность, но их меновая ценность в большинстве случаев не­велика.

Так как в хозяйственной жизни людей, как мы видели, можно наблюдать очень много случаев, где экономические блага представляют для хозяйствующих субъектов, в распо­ряжении которых они находятся, одновременно и потребитель­ную, и меновую ценность, и так как величины и той, и другой нередко не совпадают друг с другом, то возникает вопрос, ка­кая из этих двух величин является в каждом данном случае определяющей для экономического сознания и экономической деятельности людей, иначе говоря, какая из этих двух ценно­стей в каждом отдельном случае является экономической.

Решение этого вопроса дает нам рассмотрение сущности че­ловеческого хозяйства и ценности. Руководящая идея всей хо­зяйственной деятельности людей—это возможно более полное удовлетворение своих потребностей. Если поэтому при помощи непосредственной затраты какого-нибудь блага обеспечивается удовлетворение более важных потребностей хозяйствующих субъектов, т.е. если при косвенном употреблении этого блага для удовлетворения потребностей неудовлетворенными оста­нутся более важные потребности, чем при непосредственной затрате, то, конечно, потребительная ценность явится определяющей для хозяйственного сознания и экономической деятельности; в противоположном же случае - меновая. Как и в первом случае, при косвенной затрате, так и во втором случае, при непосредственной затрате, блага, окажутся удо­влетворенными те именно потребности, которые хозяйствую­щему индивиду и следовало удовлетворить и которые оказа­лись бы неудовлетворенными в случае отсутствия данных благ. Словом, во всех случаях, где благо представляет для своего владельца и потребительную, и меновую ценность, экономической является та из них, которая больше. После того, что было сказано в четвертой главе, ясно, что в случаях, где есть налицо основания к экономическому обмену, экономической ценностью будет меновая, а где их нет, таковой будет потребительная ценность.

с. Изменение в экономическом центре тяжести ценности благ.

Узнать экономическую ценность благ, т.е. уяснить себе, явля­ется ли экономической потребительная или меновая их цен­ность, - это одна из важнейших задач хозяйствующих людей. От того или иного ответа зависит и решение вопроса, что соответствует экономическому интересу индивида: удержать ли у себя данные блага или их конкретные количества или обменять их. Но правильное решение данного вопроса представляет вместе с тем одну из труднейших задач хозяйственной практики, и это не только потому, что при более развитых отношениях оборота требуется уже обозреть все возможные случаи непосредственного потребления и обмена, но главным образом потому, что самые отношения, служащие основанием для решения указанного вопроса, подвержены многоразличным изменениям. Ясно, конечно, что все, способствующее уменьшению для нас потребительной ценности блага, при прочих равных условиях может привести к тому, что экономической ценностью станет меновая, а все, повышающее для нас потребительную ценность блага, может иметь в результате потерю меновой ценностью своего первенствующего значения; увеличение же или уменьшение меновой ценности блага может повести при прочих равных условиях к противоположным следствиям.

Главные причины этих изменений следующие. Во-первых, изменение в значении для хозяйствующего субъекта, владеющего благом, удовлетворения тех потребностей, которым благо служит, поскольку это обусловливает увеличение или уменьшение для обладателя потребительной ценности последнего. Так, запас вина или табака получит для владельца его преобладающую меновую ценность, если данный хозяйствующий субъект потеряет вкус к потреблению этих благ. Так, любители охоты или другого спорта продают все принадлежности последнего, когда увлечение спортом проходит, именно потому, что ввиду уменьшения потребительной ценности благ на первый план выступает значение их как меновой ценности.

В особенности часто такой результат обусловлен вступле­нием человека из одного возраста в другой. Удовлетворение той же потребности имеет одно значение для юноши, другое - для зрелого мужчины и совсем иное - для старика. Таким об­разом, естественное развитие человека уже само по себе при­водит к тому, что потребительная ценность благ подвергается значительным изменениям, например теряют потребительную ценность и получают преобладающую меновую для юноши на­ивные игрушки, для мужчины - образовательные пособия, для старика - орудия производства. Самое обычное явление - про­дажа юношей благ, имеющих для детского возраста преобла­дающую потребительную ценность. Мы видим часто, как лица, вступающие в зрелый возраст, продают не только много пред­метов потребления, свойственных исключительно юности, но и учебные пособия своего ученического времени, а старики не­редко уступают другим не только предметы потребления, тре­бующие для использования их жизненной силы и бодрости зрелого возраста, ни и блага, служащие для извлечения дохода (фабрики, ремесленные заведения и т. д.). Если вызываемое этим обстоятельством хозяйственное движение не так ярко вы­ходит наружу, как это следовало бы по естественному ходу вещей, то объяснение этому надо искать в условиях семейной жизни людей, которые создают постоянно повторяющийся пе­реход благ из владения старших членов семьи в распоряжение более молодых не в силу возмездных договоров, а в силу ду­шевного расположения. Таким образом, семья со свойствен­ным ей хозяйственным строем является моментом, существен­ным для устойчивости хозяйственных отношений людей.

Увеличение потребительной ценности блага для его вла­дельца ведет, конечно, к противоположному результату. Вла­делец леса, например, для которого ежегодно добываемое им количество дров представляло только меновую ценность, обык­новенно прекращает продажу своих дров, когда выстроенная им, скажем, доменная печь потребует всего запаса их. Лите­ратор, прежде продававший свои произведения издателям, пе­рестает это делать, когда основывает свой собственный жур­нал и т. д,

Во-вторых, простое изменение в свойствах блага может пе­реместить центр тяжести экономического значения его, если благодаря этому меняется потребительная ценность его для владельца, меновая же остается неизменной или хотя и увели­чивается или уменьшается, но не в той же мере, как первая.

Так, платья, лошади, собаки, кареты и тому подобные пред­меты обыкновенно теряют почти совершенно свою потребительную ценность для богатых людей, если во внешнем виде их замечается какой-нибудь изъян, и на первый план тогда выступает их значение как меновой ценности, хотя последняя тоже понижается в таком случае. Здесь предметы теряют в потре­бительной ценности больше, чем в меновой.

Наоборот, свойства благ часто изменяются так, что их ме­новая ценность, бывшая прежде экономической, становится ниже потребительной ценности их для обладающего ими хозяйствующего субъекта. Так, рестораторы или продавцы га­строномических товаров обыкновенно берут для собственного потребления съестные припасы, внешний вид которых, не­сколько с изъяном; эти блага теряют в таком случае почти со­вершенно свою меновую ценность, в то время как потребитель­ная нередко остается неизменной или же понижается не так сильно, как первая. Подобные же явления происходят и с ре­месленниками; поэтому случается, особенно в малых местеч­ках, что сапожники нередко носят неудавшуюся обувь, порт­ные - дурно скроенное платье, шляпочники - скверно вышед­шие шляпы.

Мы переходим теперь к третьей и важнейшей причине изменения в экономическом центре тяжести ценности благ - мы имеем в виду увеличение количества благ, находящихся в распоряжении хозяйствующего субъекта.

Увеличение количества блага, находящегося в распоряже­нии лица, уменьшает почти всегда при прочих равных усло­виях потребительную ценность конкретной части его для вла­дельца; так что преобладающее значение легко приобретает ценность меновая. После снятия хлеба меновая ценность его становится почти всегда экономической для земледельцев, и так дело обстоит до тех пор, пока по мере продажи конкрет­ных количеств его преобладающее значение не получит снова потребительная ценность. Хлеб, которым землевладельцы еще владеют летом, в действительности уже обыкновенно представляет для них преимущественно потребительную ценность. Но в другом месте этого сочинения (гл. 4, § 2) мы уже пока­зали, где находится предел, за которым меновая ценность блага уступает по своей важности потребительной. Для наслед­ника, у которого и до открытия наследства было совершенно достаточно мебели и которому от наследодателя досталась полная обстановка, многие предметы последней будут пред­ставлять незначительную потребительную ценность, другие же совсем ее иметь не будут, и поэтому на первый план выступит их меновая ценность. Наследник будет продавать отдельные вещи до тех пор, пока оставшиеся в его распоряжении предметы не приобретут снова преобладающей потребительной ценности.

Наоборот, уменьшение находящегося в распоряжении хозяйствующего субъекта количества блага ведет по большей части к увеличению потребительной ценности его для владельца и, таким образом, получают преобладающую потребительную ценность, конкретные части блага, которые в противном случае были бы предназначены для продажи.

Особенно важно в этом отношении влияние изменения в имущественном состоянии субъекта вообще. Увеличение или уменьшение состояния при развитых отношениях оборота рав­нозначно для соответствующего индивида с увеличением или уменьшением количества экономических благ почти каждого отдельного вида. Обедневший человек принужден ограничить себя в удовлетворении почти всех своих потребностей. Некото­рые потребности он будет количественно и качественно менее полно удовлетворять, от удовлетворения других совсем отка­жется. Если же у него после обеднения остались предметы изысканного потребления или роскоши, которые прежде вме­сте с другими служили для гармонического удовлетворения потребностей, но теперь уже не соответствуют изменившимся обстоятельствам, то он, если мы имеем дело с хозяйствующим субъектом, продаст их и на вырученные средства постарается удовлетворить более важные потребности свои и своей семьи, от удовлетворения которых иначе нужно было бы отказаться. И действительно, лица, потерявшие в неудачных спекуляциях или по стечению неблагоприятных обстоятельств свое состоя­ние, продают обыкновенно свои драгоценности, произведения искусства и другие предметы роскоши, чтобы снабдить себя необходимым для жизни. С другой стороны, и рост имущест­венного благосостояния ведет к подобным же, конечно, по своей тенденции противоположным, результатам: многие блага, до того имевшие для своих владельцев преобладающую потре­бительную ценность, теряют ее, и первое место по экономиче­скому значению приобретает меновая ценность. Так, внезапно разбогатевшие люди обыкновенно продают свою простую ме­бель, свои скромные украшения, недостаточно удобные теперь дома и другие блага, до сих пор имевшие для них преобладаю­щую потребительную ценность.

 

Цитир.по: Австрийская школа в политической экономии. К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер. М.: Экономика, 1992. С.191-199.

 

 


 

Альфред Маршалл (1842-1924)



2016-09-16 428 Обсуждений (0)
А. Сущность потребительной и меновой ценности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: А. Сущность потребительной и меновой ценности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (428)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)