Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гипотеза как форма творчества



2016-09-16 503 Обсуждений (0)
Гипотеза как форма творчества 0.00 из 5.00 0 оценок




Зарождение гипотезы начинается с идеи. Идея - это основная мысль, лежащая в базисе теоретической системы, её логического построения и плана функционирования.

Идея - это мысль, переходящая в действие. Идея включает формулировку цели и способ её достижения. Идея возникает на основе существующего противоречия и направлена на его устранение. Идея даёт возможность организовать практическую деятельность, сделать её целенаправленной и сформировать идеальный образ будущей вещи, объекта, процесса. Основное направление идеи - активизация и организация знаний на достижение требуемого результата. Идея – это основа синтеза знаний. Этап порождения идеи - кульминация всего творческого процесса. Идея или принцип решения проблемы, задачи рождается в форме гипотез.

Гипотеза - это основная форма творческого мышления.

1.19.2. Современные структуры творческой деятельностиМногие авторы пытались структурировать или классифицировать творческую деятельность как процесс создания новизны. Наибольшее количество разработок в этом направлении выполнено для технического творчества, где можно проследить некоторое сходство, однако для гуманитарного творчества разнообразие мнений велико. Ниже предлагается для сравнения наиболее известные предложения. П.М.Якобсон предлагает следующую классификацию стадий творческого процесса:
1) период интеллектуально-творческой готовности;
2) усмотрение потребности;
3) зарождение идеи - формулировка задачи;
4) стадия поисков решения;
5) получение принципов изобретения;
6) превращение принципа в схему;
7) стадия технического оформления и развертывания изобретения (чертежи, модели, расчеты, проверка и т.д.).

Я.А. Понамарев выделяет четыре фазы:

1) Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.

2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровне подсознания).

3) Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла.

4) Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформление идеи.

В основу выделения фаз Понамарев закладывает:

- переход от сознательного поиска к интуитивному решению;

- эволюция интуитивного решения в логически завершенное.

Схема творческой деятельности по Россману:

1) Усмотрение потребности или трудности.

2) Анализ этой потребности или трудности.

3) Просмотр доступной информации.

4) Формулировка всех объективных решений (выдвижение идей и гипотез).

5) Критический анализ всех форм решений (для отсева идей и гипотез, появляется цикл).

6) Рождение новой идеи (переход к пункту 4).

7) Экспериментирование для подтверждения правильности сформулированной новой идеи. Проводится мысленный (ментальный), модельный или натурный эксперимент.

Схема структуры творческой деятельности по Гиксону:

1) Подготовка. Осуществляется накопление знаний, совершенствование мастерства, формулировка задачи.

2) Концентрация усилий. Работа, направленная на получение решения - волевая концентрация усилий.

3) Передышка. Период умственного отдыха, при этом творец отвлекается от решения сформулированной задачи.

4) Озарение. Возникают новые идеи, возможно видоизменение существующих идей, однако в каждом случае результат должен быть искомым решением задачи.

5) Доведение работы до конца. На этом этапе производится обобщение результатов творческой деятельности и её оценка.

Схема творческой деятельности по Белозерцеву:

1) Формирование проблемной ситуации с одновременным осмыслением её структуры субъектом творческой деятельности. Формулировки (постановки) технических задач.

2) Рождение и вынашивание новых технических идей, нового принципа, новой трансформации.

3) Создание идеальной модели (реализация).

4) Конструирование. Результаты - эскизный и технический проект, рабочие чертежи, модельно-макетное воплощение реализации.

5) Этап предметного и относительно завершенного воплощения идеи, проблемы или изобретения в новом техническом объекте.

Обобщенная модель структуры творческой деятельности по Шумилину:

1) Осознание, постановка и формулирование проблемы.

2) Нахождение принципа решения (разрешения) проблемы (синонимы: нестандартная задача, решающая гипотеза, идея изобретения или замысла произведения искусства).

3) Обоснование и развитие найденного принципа. Теоретическая, конструкторская и технологическая проработка этого принципа. Если научное творчество, то конкретизация и доказательство гипотезы. Если техническое, то конструкторская проработка идеи. Для художественного творчества - развитие и разработка замысла художественного произведения. Разработка планов включает экспериментальную проверку гипотез. План практической реализации изобретения – реализацию замысла.

4) Практическая проверка гипотезы, реализация изобретения или замысла, объективизация художественного произведения.

Функциональное назначение технического объекта совпадает целиком и полностью с его социальным назначением. Понимание социальной сущности техники важно во многих отношениях, в частности, оно лежит в основе понимания сущности методов технического творчества. Творчество — это человеческая деятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности. Творчество есть принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В аспекте возможности творчество выступает как свобода. «Творчество есть самореализация, объективация свободы». Философия. /Под общ. ред. Ю.А. Харина. Мн., 1993. с. 208. «В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство». Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. с. 534.. Хотя в творчестве присутствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональности, а является её естественным и необходимым дополнением. Разница между пониманием и творчеством - это, в лучшем случае, разница между копией и оригиналом. На самом деле это разница между актом творения оригинала, который для внешнего наблюдателя возникает как чудо, и актом добросовестного, трудоёмкого, но лишенного всякой тайны копирования. Своеобразный синтез художественного и технического творчества представляет собой дизайн.

Литература

Пушкин В. Н., Эвристика — наука о творческом мышлении, М., 1967; Управление, информация, интеллект. [Сб. ст.], М, 1976.

Куцевич В.Л. Основы эвристики. Учебное пособие. – К: ЗАО «Институт интеллектуальной собственности и права», 2003. – 188 с.

Н. И. Кондаков, Логический словарь-справочник, 2-ое изд., М.: «Наука», 1975, С. 674.

Л.П.Гримак - www.norov.ru - Психология личности, характер человека на сайте Норов.ру

 

Термины и определения

Алгоритм — это метод (или механизм), который предписывает, каким образом достичь поставленной цели, двигаясь по шагам.

Ум – способность мышления и понимания (разум, дух, интеллект). Разум означает способность найти решение в новой необычной ситуации.

Рассудок и разум. У И.Канта рассудок – способность образования понятий, суждений, правил. Разум – способность образования метафизических идей.

У Гегеля: рассудок как низшая способность к абстрактно-аналитическому расчленению является предварительным условием высшего, разумного конкретно-диалектического понимания.

Рассудок нередко понимают - как способность оперировать готовым знанием, а разум - как творчество нового знания.

Умозрение – тип философского мышления, характеризующийся абстрагированием от чувств и опыта. По Шеллингу – ум «конструирует» бытие, пытаясь вывести всю полноту мирового целого из исходных категорий.

Категории – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Основные категории диалектики: материя, движение, пространство и время, качество, количество, противоречие, причинность, необходимость и случайность, содержание и форма, возможность и действительность, сущность и явление, и др.

Мышление- высшая форма психической деятельности, которая представляет собой опосредованное, отвлечённое и обобщённое познание явлений окружающего мира, их связей и отношений, опирающееся на чувственное познание, но далеко выходящее за его пределы. Мышление отражает мир во всём его разнообразии – в прошлом, настоящем и будущем. Область мышления значительно шире области восприятия, ибо мыслить можно о том, что недоступно восприятию. Мышление, будучи активной, динамической формой психической деятельности человека, проявляется понятиями, суждениями и умозаключениями.

Понятие– представляет собой форму мышления, с помощью которой обобщаются наиболее существенные признаки, главные свойства многих единичных явлений. Мышление понятиями называется абстрактным. Путём понятийного, абстрактного мышления мы отвлекаемся от случайных и несущественных свойств предметов и явлений с целью выделения главных свойств предметов и явлений. Слово, являясь выразителем мысли и средством общения, уже содержит в себе элемент абстракции.

Понятие.1.В философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция. Понятие – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

2. В логике – мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Понимание – это уяснение смысла.

Суждение – мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается. Знания человека проявляются, прежде всего, в его суждениях, появление которых возможно лишь при наличии разнообразных ассоциаций. В процессе мышления всегда решается та или иная задача, а в решении что-либо утверждается или отрицается.

Умозаключение – умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм выводов, во многом совпадающих с правилами и законами логики.

Умозаключение – представляет собой такую форму мышления, при которой из содержания нескольких суждений двух посылок выводится новое суждение в форме умозаключения. Если суждения не проверены практикой и не основаны на логических законах мышления (тождества, противоречия, исключения третьего, достоверного основания), то они могут быть ошибочными. Различают два вида умозаключений: индуктивное и дедуктивное. Способ рассуждения, идущий от частного к общему, называется индуктивным, а от общего к частному – дедуктивным.

Догадка – это предпосылочное знание.

Демагогия – «Основанное на намеренном извращении фактов воздействие на чувства, инстинкты малосознательной части масс. Рассуждения или требования, основанные на грубо одностороннем истолковании чего-нибудь».

Интеллект – это, прежде всего способность к мышлению, умение пользоваться понятиями, суждениями и умозаключениями. Ум – тончайшее и адекватное соотношение организма и окружающей среды. Путём мышления обобщаются данные опыта, устанавливаются новые временные связи, зависимости и отношения между явлениями среды.

Креативность (от англ. create — создавать) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Психика – особое свойство высокоорганизованной материи головного мозга человека отражать объективную действительность в виде ощущений, восприятий, представлений, памяти, мышления, эффекторных (исполнительных) действий и др. Материализм отрицает понятие души и считает, что независимых от материи духовных сущностей и духовности в человеке нет и быть не может. Идеализм утверждает обратное.

Память – является функцией отражения в мозге прошлого опыта, заключающейся в запоминании, сохранении, последующем воспроизведении и узнавании того, что было воспринято, пережито и сделано в прошлом.

Эмоции – представляют собой сложный комплекс переживаний, окрашивающий наше отношение к внешнему миру, выражающий самочувствие и настроение. Эмоции, являясь своеобразной формой отражения действительности (реальности), оказывают большое влияние на процесс познания и представляют собой чувственную сторону познавательного процесса, включающую радость познания и понимания, вдохновение, любознательность, муки и радость творчества, творческую одержимость и страсть и др.

Сознание – функция головного мозга, выражающаяся в целенаправленном отражении мира, предварительном построении действий, предвидении их результатов, регулировании взаимоотношений человека со средой и познании мира с конкретизацией своего отношения к познаваемому. Сознание – это субъективно-идеальное представление себя в мире как личности. Сознание – это приобретаемое качество человеческой психики под воздействием социальной среды в результате общественного бытия. Дети, выращенные в среде животных, сознания не обретают и не могут освоить речь как инструмент общечеловеческого общения. Психологи и философы дополнительно различают понятия несознательного, подсознательного и надсознательного - как свойств человеческой психики. Человек, находящийся в ясном сознании, знает, кто он, где находится, правильно ориентируется в окружающей обстановке, во времени, может осмысливать ситуацию, понимает её и правильно в ней ориентируется.

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определённую целостность, единство. Системный подход – рассматривать всё как системы и при исследовании чего-либо предусматривается построение абстрактной модели, например, математической, схематической, функциональной и т.д., затем проверка на практике реальной модели или опытного образца. Организация – это упорядоченность в системе, предопределяющая появление в ней нового качества. Структура – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе. Система – это структура, имеющая свойства.

Синэргия – свойство систем обретать сверхфункции принципиально нового качества, не являющихся результатом сложения функций составляющих систему элементов. Например, жизнь, разум, мышление. Интегральная нервная деятельность – это не сумма отдельных реакций и рефлексов, а нечто большее, что ещё предстоит открыть для понимания сущности человеческой.

Синергетика – согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень её упорядоченности, уменьшается энтропия, растёт самоорганизация.

Синергетика – теория самоорганизации.

Эмерджентная эволюция (англ. внезапно возникающий) – философская концепция, рассматривающая развитие как скачкообразный процесс, при котором возникновение новых высших качеств обусловлено идеальными силами.

Эмпатия- это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах.

Эвристика – специальные методы, используемые в процессе открытия нового. Наука, изучающая продуктивное творческое мышление. (от греч. heurisko - отыскиваю, открываю) - совокупность приемов и методов, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач. Эвристикой называют также специальную научную область, изучающую специфику творческой деятельности. Эвристические методы противопоставляются рутинному, формальному перебору вариантов по заданным правилам. В сущности, при решении любой задачи человек всегда использует те или иные методы, сокращающие путь к решению, облегчающие его нахождение. Например, при доказательстве теорем геометрии мы обычно используем в качестве эвристического средства чертеж; решая математическую задачу, мы стараемся вспомнить и использовать решения других похожих задач; в качестве эвристических средств используются общие утверждения и формулы, индуктивные методы, аналогии, правдоподобные умозаключения, наглядные модели и образы, мысленные эксперименты и т. п.

Эвристика (древнегреческое ευρίσκω «отыскиваю», «открываю») — наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые при открытии новых концептов, идей и взаимосвязей между объектами и совокупностями объектов, а также методики процесса обучения. Эвристические методы (другое название эвристики) позволяют ускорить процесс решения задачи.

В седьмом томе "Математического сборника" греческого математика Паппа, жившего около 300 г. н. э., впервые введен термин "эвристика". И хотя Папп ссылается на своих предшественников (Евклида, Аполлония Пергамского и Аристея-старшего), возникновение эвристики-науки о том, как делать открытия и изобретения, связывают с именем Паппа. В дальнейшем к проблеме создания эвристики обращались многие математики, например Декарт, Лейбниц, Больцано, Пуанкаре.

Эвристика — в широком смысле — наука о творчестве; в узком, более современном, — теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач. Эвристические программы для компьютера отличаются от программ систематического поиска, поскольку они содержат критерии ограничения поиска в пространстве большого количества возможностей («эвристики») и не гарантируют обязательное решение задач. Эвристики человека не сводятся к формальным правилам, они включают в себя мотивационно-эмоциональные процессы, обеспечивающие избирательность поиска у человека. В настоящее время ещё не найдены способы воплощения всего богатства человеческих эвристик в машинных программах.

Смысл – идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель чего-либо. Целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения. В логике это значение, понятие, концепт.

Информация (лат. разъяснение, изложение) – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом. Обмен сведениями между людьми и автоматическими устройствами, обмен сигналами.

Информация (современное) – это первопричина и первооснова Вселенной, она везде.

Уяснение – необходимо на стадии постановки задачи для более глубокого анализа объекта, выявления всех возможных признаков и свойств этого объекта, полезно при поиске новейших функций, свойств и качеств объекта.

Творчество - речь идет о явлениях, которые возникают от совместного действия нескольких разныхфакторов, в то время как каждый фактор в отдельности к этому явлению не приводит. Комплекс таких факторов приводит к вдохновению как катализатору творческого процесса. Творчество – это упорядоченное мышление о будущем результате. Творчество - такая деятельность людей, которая приводит к получению нового и оригинального продукта, к созданию новых материальных или духовных ценностей, объективно и общественно значимых. В.А.Бокарев: "творчество - это то, что остается за вычетом того, что на данном этапе развития науки может быть алгоритмизировано и передано для исполнения машине". Г.С. Батищев «творчество - это способность создавать любую принципиально новую возможность». Теория есть обобщающее положение, отражающее развитие объективных закономерностей природы.

Творение — это вечный процесс самосозидания, саморазвития и Вселенной, и человека.

Теория возникает как практический процесс, доведенный до своего логического предела. Переход практики в теорию есть всегда предельный переход. То же самое происходит при обратном превращении теоретической идеи в практический принцип, что и составляет собственно изобретение. Техника идеализирует природу. Всякая теоретическая идея может иметь практическое приложение только потому, что она имеет практическую природу и происхождение. Технология – это умение воздействовать на предмет, в какой-либо деятельности, где технология это способ достижения избранной цели. Технология предполагает правила, нормы, запреты, операции, последовательность, параметры. Изобретение есть неожиданно простое решение сложной проблемы на основе интуиции. Язык – это материальная оболочка мысли.


2016-09-16 503 Обсуждений (0)
Гипотеза как форма творчества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гипотеза как форма творчества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (503)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)