Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Размышление о творчестве понимания



2016-09-16 688 Обсуждений (0)
Размышление о творчестве понимания 0.00 из 5.00 0 оценок




Любой процесс творчества включает в себя этап осмысливания того, что хочется сделать и получить в качестве результата. Без глубокого понимания того, что ты делаешь невозможно даже начать творение. Понять – значит постичь суть. Осознание целиком и полностью сути решаемой проблемы означает её постижение, при котором комплексно проявляются (не замечаемый ранее и невидимый «букет») все достоинства и недостатки материального объекта, выявляются все причинно-следственные связи с обнаружением системного эффекта (синергии), являющегося источником (первопричиной) возможности реализации полезных функций объекта (системы) и обнажаются все вредные, побочные эффекты, источники потерь.

Творчество постижения сути явлений и процессов, лежащих в основе проблемы, является базовой деятельностью в науке и изобретательстве при создании новизны.

По глубине смысла термин «понимание» включает в себя все вариации применения понятийных синонимов, таких как: озарение, осенение, инсайт, снисхождение свыше, просветление или вспышка разума, дар Божий и др.

Понять – это увидеть, найти, обнаружить, выявить скрытую суть, смысл проблемы, её структуру и границы. В понимании совместно действуют разум, логика, интуиция, дух и эмоции, что по аналогии или аллегории сопоставимо с химическим составом (ингридиентами) проявителя фотоплёнок, который позволяет скрытое изображение сделать видимым. Но не менее важны время осмысливания проблемы (проявления) и мотивация её решения. Процесс понимания по аналогии близок к процессу рентгеновской диагностики заболеваний, а в информационных технологиях, как нахождение и открытие скрытых файлов.

Не менее важным компонентом в механизме понимания является вера или убеждённость в том, что суть объекта существует реально, её надо лишь обнаружить (увидеть, найти). Продолжая предыдущую аналогию с фотоплёнкой, перед её проявкой надо быть убеждённым в том, что на ней зафиксировано скрытое изображение. Завершают комплекс необходимого и достаточного в творчестве постижения – воля, настойчивость и целеустремлённость и страстное желание решить проблему, что обеспечивает гарантию доведения дела до конца. Часто на это не хватает жизни человеческой, но в большинстве случаев побеждает лень или слабохарактерность личности творца, заставляя всё бросить на полпути. На практике действует аксиома: если проблема сформулирована правильно и полно, то, как зеркальное отображение создаётся (скрыто возникает) и её решение. На каждый явный вопрос всегда есть явный ответ, т.к. вопрос без ответа не имеет смысла. Это синонимично тому, что у всякого начала всегда есть конец или если у дерева есть крона, то есть и невидимые корни. Принцип двуединства в творчестве является основополагающим, а триединства - фундаментальным.

Творчество – это синтез конца из начала. Творчество – это преодоление незнания, как замещение тьмы светом, позволяющим прозреть. Творчество – процесс дискретный, сопровождаемый повышением качества мыслей до уровня системного перехода из незнания в знание скачкообразно, т.е. под действием информационного потока структура незнания из аморфной мнгновенно становится упорядоченной, как бы кристаллизируется с появлением новых связей и свойств, т.е. появляется новизна.

Аллегория с фазовым переходом незнания в знание наиболее подходящая, хотя аналогия со сходом снежной лавины с горы тоже близка к истине – для достигшего критической массы снега (знаний) достаточно лишь инициатора движения.

Для раскрытия секрета творчества нужно объяснить под действием какого вида энергии совершается работа преобразования незнания в знание или непонимания в понимание, из слепоты в прозрение, из небытия в бытие. Раскрытие этого секрета так же сложно, как объяснить появление феномена вечности жизни.

На главный философский вопрос как из хаоса возникает порядок? – ответа до сих пор нет, несмотря на то, что все наблюдают обратный процесс, т.е. как без управляющего воздействия порядок и гармония превращаются в хаос или жизнь переходит в смерть. Закон энтропии уже открыт, закон гармонии тоже, но закона творения, объясняющего как из ничего создать нечто, пока нет, поэтому ещё не разработана теория творчества. Закон сохранения массы и энергии тоже открыт, но он применим лишь для материальных объектов, а творчество духовно по своей сути, но с его помощью создаются объекты материальные – значит творчество является «мостом» перехода из мира духовного в мир материальный, но это дорога в одном направлении, т.к. смерть – это переход из мира материального в мир духовный. Исходя из этой аналогии творчество созидания синонимично жизни, т.к. посредством творчества из небытия появляется бытие новизны. В творчестве назад дороги нет. В результате творческой деятельности добытое и применяемое новое знание уже никуда не исчезает, а лишь накапливается как сумма знаний человечества. В этом смысл и суть научно-технического прогресса и роста профессионального уровня (опыта и мудрости) каждой личности.

Но по закону количественные изменения всегда переходят в качественные изменения при наборе критической массы знаний и появлении определённых условий, способствующих этому переходу. В связи с этим возникает много вопросов:

1. Какая нужна критическая масса знаний и в каких условиях возможно творчество?

2. Мышление (думание, соображение, догадка, представление) является ли главным инструментом творчества?

3. Относится ли пространственное воображение к числу универсальных инструментов творчества?

4. Возможно ли сотворить нечто серьёзное без знания диалектики и логики или неприменения их?

5. Можно ли приступать к техническому творчеству без знания основ физики и кибернетики, не овладев системным и функциональным подходом ко всему материальному, игнорируя причинно-следственные связи, единство целей и средств для каждого создаваемого объекта техники?

6. Возможно ли теоретическое творчество, а не только практическое, т.е. творчество без результата?

7. Возможно ли моделировать творчество, алгоритмизировать или стандартизировать понятия нематериальные? Например, музыку и стихи уже создают с помощью компьютерных программ, а системы автоматизированного проектирования делают всё, кроме постановки задач и открытий. С помощью математического моделирования сводят до минимума количество натурных экспериментов, чем заменили метод проб и ошибок.

8. Возможно ли творчество без духовной составляющей?

9. Возможно ли творчество без материальной составляющей?

10. В чём разница между человеком сотворяющим и человеком вытворяющим?

11. Творчество абстрактно или конкретно?

12. Чего больше в творчестве: сознательной, интуитивной, логической, подсознательной деятельности или какой-либо ещё?

Энциклопедический словарь даёт стереотипное определение: «Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся уникальностью, неповторимостью, оригинальностью». Все эти качества, свойства и характеристики присущи новизне как таковой, следовательно, творчество – это создание новизны. Творчество – это преодоление препятствий на пути в будущее, т.к. оно и есть самая уникальная новизна. Творчество – это возвышение над существующим, а не деятельность в плоскости настоящего и в глубине прошлого.

В творчестве не надо преодолевать противоречий, т.к. они ещё не возникли. У новизны не может быть противоречий в принципе, т.к. она уникальна, неповторима, оригинальна и качественно новая, не имеет антипода.

Преодоление (разрешение, устранение, ликвидация) противоречий характерно для процесса развития и совершенствования уже чего-либо существующего, а новизна создаётся с нуля– это то, чего ещё не было ранее и возникло в результате творчества, внезапно, неожиданно, случайно. Творение (созидание, создание, сотворение, придумывание) – это генерация (возникновение, появление, рождение) чего-либо качественно нового не существовавшего ранее. Это интуитивное продуцирование и воплощение замысла как духовного изделия разума и души – абсолютно субъективного. Если бы у творчества была объективность как у законов или явлений природы, то стали бы возможны определённые обобщения и закономерности, теории и гипотезы, но субъективизм – это личностное, индивидуальное. Противоречия между субъективным и объективным весьма глубоки и пока неразрешимы – своё мнение у каждого будет всегда.

Противоречия присущи между объектами материальными, а творец не может противоречить сам себе внутри разума и души. Именно тогда, когда разум и душа «дружат и любят друг друга» и сообща начинают творить, то возникает нечто принципиально и качественно новое – этим продуктом является идея, мысль, замысел, мечта, проект и т.д.

Закон единства и борьбы противоположностей не распространяется на творчество, т.к. у возникшей идеи нет антипода или в аллегории с механикой - у действия нет противодействия и вообще альтернативы, есть только единственность или уникальность продукта творения.

Для творчества закон отрицания отрицания также неприемлем, т.к. отрицать возможно только то, что устарело и уже не соответствует действительности, а у новизны нет оппонентов и критиков – некому «отрицать» и нечего. Парадоксально и то, что новизна, будучи воплощённой в жизнь, формирует или создаёт новую, более современную действительность или реальность.

Парадоксально и то, что новизна, как носитель принципиально нового качества, порождает при материальном воплощении идеи в жизнь количество каких-либо продуктов или товаров в хозяйственном обороте. Новизна, как экономическая категория, по статусу первопричинности выше добавленной стоимости в формировании капитала. Следовательно, новизна как качество переходит в количество, т.е. философы должны сформулировать закон перехода качества в количество или опровергнуть логическое суждение. Резюмируя размышления, возникает новая трактовка творчества: творчество – это закон перехода качества в количество. Кто и как оспорит?

Новизну не с чем сравнить, т.к. у неё нет аналогов, разве что с синергией или эмерджентностью, но это отдельная тема для дискуссии философов с кибернетиками.

Посредством творчества устраняются причины философских противоречий между тем, что хочется и тем, что можется, между гармонией и дисгармонией, полезностью и вредностью, недостаточностью и избыточностью, тем, что есть и тем, что может быть, экономией и расточительностью, приемлемостью и неприемлемостью – наиболее абстрактно и общо – между да и нет, ибо, найдя творческое решение и сотворив новизну, можно устранить любое противоречие.

Творчество может возникать спонтанно, неожиданно и происходить в режиме импровизации без преследования какой-либо цели, как хобби или развлечение, например, создание компьютерных игр, пародий, карикатур, джазовых композиций, шахматных этюдов и др. Творчество как игра или развлечение очень характерно для детского возраста, которое потом перерождается в творчество в шоу-бизнесе как более массовое.

Усвоение известных знаний или учёба – это тоже творчество постижения с формированием мировоззрения как результата. Это отдельная весьма сложная философская тема, т.к. здесь формируются понятия добра и зла – главных противоположностей, противоречия между которыми не в состоянии разрешить никто, это вечная тема.

У технического творчества (эвристики или изобретательства) свои особенности, связанные с законами развития технических систем и принципами кибернетики. Здесь технология творчества имеет философское содержание и эволюционные принципы с решением задач в три действия по схеме: старая реальность – максимальное абстрагирование – новая реальность. В изобретательстве самое тяжелое – это научиться объёмно мыслить абстракциями. Без мощного пространственного образного воображения в изобретательстве делать нечего. Изобрести – это в уме создать новую структуру с новыми связями, что порождает новые свойства и функции, т.е. новые потребительские качества или свойства системы (будущего товара). Для понимания изложенного уместно вспомнить в качестве аллегории фазовый переход воды из жидкого аморфного состояния в кристаллическую упорядоченную структуру льда, что по сути очень похоже.

Главное в изобретательстве – не нарушать законы природы и не вредить ей с оптимизацией результата по энерго и массопотреблению при минимальных отходах и побочных явлениях, но не пытаться создать вечный двигатель или достичь идеального конечного результата, т.е. фикции или сказочного чуда.

Великое искусство оптимизации характерно только для технического или инженерного творчества, однако мало кто это понимает.

Другое великое искусство в инженерном творчестве – это постановка изобретательских задач. Корректно, изящно и красиво поставленная задача автоматически порождает её решение.Вся суть изобретательства в постановке задач, т.е. в указании пути от старой реальности в новую реальность, из прошлого системы в её будущее, от несовершенного к совершенному, от ущербного к идеальному.

К сожалению, большинство инженеров пытаются решать задачу с конца, т.е. с нахождения ответа, а не с постановки вопроса до степени явности и ясности, когда ответ становится очевидным. Метод проб и ошибок при поиске ответа к задаче – это не творчество, а инженерное шарлатанство и техническое бескультурье, характерное для неучей и бездарей. У квалифицированных инженеров к процессу постановки задач подключается интуиция и подсознание – тогда постановка и написание вопроса переходит в написание ответа. Нечто подобное высказал А.Пуанкаре: «Посредством логики доказывают, а посредством интуиции изобретают». Когда в результате большого практического профессионального опыта начинает активно работать интуиция – инженерное мышление становится феноменальным по продуктивности, качеству, свойствам и отдаче. Появляется объёмное видение проблемы со всех сторон и изнутри, как в голографии. В этом случае в процессе диагностики недостатков устаревшего прототипа какого-либо объекта, устраняются причины противоречий их порождающих, вскрывается суть причины несовершенства технического объекта и даются рекомендации для достижения возможной, достижимой степени идеальности. Это и есть истинное изобретательство высокого уровня.

В корректной постановке задач всегда указывается какие цели надо достичь с помощью каких технических средств, с какими допустимыми затратами ресурсов, с убедительным объяснением для чего и зачем нужно решать задачу и что это даст в результате. Постановка задачи должна побудить мощную мотивацию её решения, т.к. только и именно мотивация является энергией изобретательства или творчества. Если нет творческой энергии – нет и творческой деятельности, т.к. любая работа совершается благодаря расходу энергии.

В творчестве очень важна мера таланта. Например, 10 инженеров средней квалификации не смогут сделать того, что сделает один инженер с выдающимися способностями и большим опытом профессиональной деятельности. Изобретать дано не каждому – надо сначала сделать себя изобретателем по аналогии с мастером спорта, который изнурительными тренировками готовится к установлению мировых рекордов.

Во всяком деле есть свои гении, но никто из них не оставил в наследие человечеству методики своего творчества и ни психологи, ни философы не могут объяснить феномен творчества.

Если рассматривать жизнь как высший и конечный результат развития материи, то творчество – это высший результат развития всего живого. Вывод весьма прост – всё живое способно творить в меру своего предназначения в природе. Так как в природе (на Земле) нет существа выше по развитию и совершенству, чем человек, то человеку дано творить в высшей мере, но для реализации этого дара человек не должен вести скотский образ жизни и из-за нищеты выживать, занимаясь рабским трудом на хозяев-работодателей. Человек несвободный и недовольный не может быть творцом-созидателем, т.к. его переполняет злоба и ненависть к угнетателям, унизителям, оскорбителям и обидчикам – его тянет на революцию, психика таких людей сориентирована на творчество разрушения и эффективно проявляется – этот социальный аспект творчества в принципе не решается, пока есть угнетатели и угнетённые. Именно поэтому творцов-созидателей весьма мало в процентном отношении к населению планеты. Людей, умеющих генерировать новизну не более 1…2% от семи миллиардов.

Творческие способности человека раскрываются пропорционально его уровню духовного развития и культуры на базе хорошего воспитания и образования. Эту аксиому убедительно подтверждают тысячи биографий выдающихся творческих личностей, оставивших свои творения в истории человечества как золотой фонд.

Тема творчества такая же неисчерпаемая, как и тема любви и они часто переплетаются в жизни каждого человека. Любовь вдохновляет на творчество, а творчество немыслимо без любви к своему делу (профессии). Попробуйте что-либо создать в состоянии ненависти к выполняемой работе или находясь в рабстве.

Когда приходит творческое состояние к человеку? В момент, когда душа поёт от переполняющих положительных эмоций или когда душа рыдает от обид и унижений?

По-моему творчество – это песня любящей души человеческой. Представьте, насколько счастливы люди, испытывающие наслаждение от творчества.

Истинное предназначение человека – творить и «сеять разумное, доброе, вечное» и получать от этого удовольствие, пропорциональное своему духовному совершенству.

 



2016-09-16 688 Обсуждений (0)
Размышление о творчестве понимания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Размышление о творчестве понимания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (688)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)