Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Части не могут быть познаны при рассмотрении их вне целого



2016-09-16 629 Обсуждений (0)
Части не могут быть познаны при рассмотрении их вне целого 0.00 из 5.00 0 оценок




Части находятся в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости.

Если не под силу триединство, то гораздо полезнее было бы рассматривать пары: информация – поле, информация – вещество и информация – информация или обобщённо-абстрактно нематериальное – материальное и нематериальное – нематериальное. Последняя пара является основой всех современных информационных технологий, но когда создавалась ТРИЗ - их ещё не было.

Информация – это знания, которые являются субстанцией нематериальной. Нет знаний – нет ничего. Аксиомы нельзя игнорировать даже в игре.

В ТРИЗ не рассматривается основная пара: человек – машина (субъект – объект). Любая техническая система без участия человека и не служащая человеку абсурдна.

Подмена понятий

Из самого названия Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) начинается помпезность и советский пафос массового изобретательства, точнее рационализаторства, где, в основном, речь идёт о методике разрешения технических противоречий, путём абстрагирования от действительности. Сделана очередная попытка создать теорию технического творчества без учёта его базовой духовной составляющей, т.е. интуиции, вдохновения, всего комплекса положительных эмоций и психического состояния творящей личности, являющихся первопричиной, инструментом и мотивацией любых видов творчества.

По сути, Г.С.Альтшуллером, его единомышленниками и последователями разработана Технология Решения Инженерных Задач (ТРИЗ), т.к. теория – это метод математического доказательства чего-либо из процессов и явлений материального мира, а технология – это алгоритм (информация) выполнения операций или последовательность действий по преобразованию сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий при помощи инструментов и энергий в готовый продукт или изделие, т.е. товар. Однако математический аппарат доказательства истинности положений ТРИЗ отсутствует, следовательно, о научности «теории» речи быть не может, значит 100% субъективизма, как и у всех предшественников, начиная от П.К. Энгельмейера.

Теория – это форма научного знания, дающая целостнее представление о закономерностях и существенных связях действительности, позволяющая на основе математического и физического моделирования управлять реальными процессами и предсказывать поведение любой системы в будущем за счёт чёткого объяснения: почему, когда, отчего и при каких условиях начинается какой-либо процесс, критические параметры стабильного протекания этого процесса с точными соотношениями энергомассообмена, а также почему, когда, отчего и при каких условиях заканчивается процесс, что обеспечивает управляемость и воспроизводимость работы в любое нужное время любым специалистом.

Любая теория или методика должна начинаться с трактовки терминов и определений, ибо однозначное понимание всеми, о чём идёт речь весьма важно для жизнеспособности и применимости теории.

Базовый термин изобретение является совокупностью двух понятий: древнерусского «обретение» (нахождение и другие синонимы) и «изо», что означает подобие или равенство. В совокупности, лингвистически изобретение – это нахождение подобного. В этом ракурсе проведение патентно-конъюнктурных исследований является истинной сутью изобретательской деятельности.Если найдены аналоги и прототип, то разработать и оформить изобретение для профессионалов разработчиков техники и патентоведов не трудно, т.к. необходимо и достаточно привести хотя бы одно существенное техническое отличие от прототипа. Сама ТРИЗ является детищем хорошо организованного и системно проведенного патентного исследования десятков тысяч описаний изобретений в сфере техники и технологий, а выводы и обобщения преподаны как теория.

В Большом энциклопедическом словаре изобретение имеет следующую трактовку: изобретениеновое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой отрасли народного хозяйства, дающее положительный эффект. Понятие технического решения задачи техническим способом оговорено нормативными документами патентного ведомства любой страны – это соответствие трём критериям: новизны (мировой), изобретательского уровня (или шага неочевидности) и промышленной применимости (полезности), непременно при условии наличия причинно-следственных связей и целостности объекта изобретения. Под объектом изобретения подразумевается всего три ипостаси: устройство (конструкция, система, изделие), процесс (способ, технология, метод) и продукт (вещество, материал, субстанция). А для гениальных изобретателей в качестве объектов изобретений в патентном законодательстве предусмотрены: применение известных продуктов по принципиально новому назначению и применение известных процессов для получения принципиально новых продуктов.

Однако, трактовка понятия термина «изобретение» более широкая и разноплановая, что вводит в заблуждение непрофессионалов, а именно:

- Изобретение – это патент, т.е. технико-правовой документ, который выдаётся патентным ведомством от имени государства и удостоверяет право авторства и монопольного владения, пользования и распоряжения созданной разработкой или в более общей трактовке – результат интеллектуальной деятельности. Это объект права интеллектуальной собственности.

- Изобретение – это деятельность в научно-технической сфере, т.е. процесс создания новизны с синонимами разработка, проектирование, конструирование устройств, процессов и продуктов.

- Изобретение (изобретание, нахождение) – это решение технической задачи техническим способом.

- Изобретать – это заниматься научно-техническим творчеством, результаты которого в виде разработок новых объектов техники и технологий патентуются.

Исходя из этих формулировок понятия «изобретение», трудно определить, что конкретно является изобретательской задачей, если общепринято, что задача – это задание найти ответ на поставленный вопрос с учётом определённых условий. Как отличить изобретательскую задачу от исследовательской, поисковой или математической задачи? Фразеология должна быть корректной для однозначного понимания всеми. Для этого частные определения и профессиональный жаргон необходимо заменять обобщёнными общепринятыми понятиями, например, слово изобретательв греческом языке означает инженер – универсальный специалист в области техники. Следовательно, изобретательскую деятельность и изобретательскую задачу более корректно и правильно называть инженерная деятельность и инженерная задача, что понятно даже гуманитариям.

Любая задача, в том числе и инженерная, состоит из единства четырёх частей:

- вводной информации (условия задачи), что дано в качестве исходных данных, имеющихся в наличии и граничные условия, выходить за рамки которых нельзя.

- постановки задачи (вопроса), что надо решить. Что нужно сделать, чтобы достичь цели.

- хода решения задачи (как решить), т.е. творческого процесса нахождения ответа на поставленный вопрос путём размышлений с использованием знаний и умений в данной сфере деятельности с подключением интуиции, находчивости, сообразительности и дополнительной информации.

- конечного результата (ответа), т.е. как достичь цели при соблюдении условий задачи.

Таким образом, для решения задачи необходимо найти недостающую информацию (знания) для исчерпывающего ответа на вопрос. Закон получения знаний впервые открыл Гегель путём реализации процесса: тезис – анализ – синтез, о чём подробнее можно ознакомиться из его философского наследия. Этим приёмом пользуются и поныне, т.к. ничего более совершенного и правильного пока никто не нашел – это стало классикой решения проблем или задач.

Если сопоставить изложенное выше, то тезисом является вводная информация первой части задачи, анализом является ход решения задачи, а синтезом является ответ на вопрос, т.е. конечный результат решения задачи.

Обобщённо – изобрести значит добыть (открыть) недостающую информацию в ходе решения инженерной задачи.

Рассмотрим далее некорректности ТРИЗ как в части терминологии и понятий, так и в методологии.

В ТРИЗ всё построено на конфликтности, т.е. на противоречиях, которые надо разрешить, но для решения технической задачи ни у кого не надо спрашивать разрешения или позволения. В юридическом аспекте разрешить в сфере интеллектуальной собственности – это выдать лицензию на использование запатентованного новшества. Более корректным и правильным термином по смыслу будет устранить или ликвидировать противоречие, или избавиться от него, урегулировать конфликт. В любой методике или теории двойственность понимания сути термина категорически недопустима.

Гипотетическая пара: «изделие – инструмент», для которой в ТРИЗ разработан метод устранения технических и физических противоречий, является абсолютно абстрактной искусственно созданной, т.к. в реальной технике такого не может быть. В технической, производственной и коммерческой деятельности под изделием понимается готовая продукция, товар, имеющий заданные потребительские свойства или качество, который при использовании или эксплуатации удовлетворяет конкретные потребности людей. Его действительно нельзя изменять, т.е. портить. Всё то, что требует дополнительной или промежуточной инструментальной обработки, подпадает под понятия полуфабрикат, заготовка, сырьё, материал, вещество. Таким образом, термин и понятие «изделие» в ТРИЗ используется не только некорректно, но и категорически неправильно, т.к. общепринято, что изделие не предмет или объект труда, а конечный продукт. Изделием может быть и совокупность технических систем, например, самолёт – наукоёмкий товар, в котором реализованы сотни изобретений.

На самом деле, всё то, что требует обработки – это предмет труда или обрабатываемый объект, а инструмент – это орудие труда. Какие могут быть противоречия между ними, если они относятся к разным техническим системам, а смысл их взаимодействия заключается в преобразовании или видоизменении материальных и энергетических потоков, проходящих через техническую или производственную систему, чтобы получить заданные свойства и форму предмета труда на каждой технологической операции. Любая технологическая операция, выделенная из общего технологического процесса, не имеет практического смысла, ибо технология – это комплекс последовательно и/или параллельно решаемых задач по преобразованию входных параметров в выходные параметры системы. По аналогии, отдельная технологическая операция – это фраза, вырванная из контекста литературного или научного произведения.

Согласно теории систем, противоречия могут быть лишь внутри системы из-за неоптимальности её проектирования и вынужденных компромиссных решений, т.к. идеальности достичь невозможно. Теория и практика проектирования и конструирования исключают возможность работоспособности технической системы (оборудования, машин и механизмов) если допустить противоречивость во взаимодействии деталей, узлов, подсистем, потоков энергии, ресурсов и информации. В чём причина поломок, отказов, остановок, аварий и т.д.? – в появлении хотя бы одного противоречия в системе, т.е. когда нарушается запроектированная гармония в согласованной работе каждой детали или в соотношении материальных потоков. В образном сравнении – это тромб потока информации или потока любого другого материального взаимодействия.

Современное понятие технической системы – это упорядоченная совокупность взаимодействующих по заданному алгоритму в пространстве и времени взаимосвязанных структурных элементов, выполняющих заданную функцию. Или в других формулировках: а) система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

б) система – это некоторое множество взаимосвязанных элементов, обладающее свойствами, не сводящимися к сумме свойств отдельных элементов.

Именно взаимосвязанность взаимозависимых структурных элементов обеспечивает получение системного качества (синергетического эффекта, эмерджентности), т.е. новых функциональных возможностей, которые немедленно исчезают при нарушении гармонии взаимодействия совокупности элементов. Система – это множество элементов, но не пара априори. Как только выделяется пара элементов, то система исчезает. Взаимодействие разных технических систем или их элементов – это уже технологии, где каждая система выполняет специфическую функцию. Таким образом, рассмотрение в ТРИЗ пары: «изделие – инструмент» является, по сути, анализом в зоне их контакта технологии взаимодействия двух взаимозависимых в пространстве и времени, но разных технических систем, т.е. анализируется вырванная из совокупности технологического процесса одна изолированная технологическая операция. Пара изделие – инструмент является в чистом виде реализацией единства и борьбы противоположностей, если их разрешить как противоречия, то динамика исчезает и всё останавливается. В статике функция не выполняется.

Всё реальное производство организовывается так, что по ходу технологического процесса предметы труда (сырьё, материалы, полуфабрикаты, заготовки и т.д.) постоянно преобразуются под воздействием орудий труда (инструментов) в готовое изделие. Однако в ТРИЗ акцентируется, что «изделие», т.е. предмет труда изменять нельзя, а нужно менять инструмент для разрешения противоречий. То есть - всё наоборот по сравнению с реальностью. Кроме того, энергию используют орудия труда для выполнения работы преобразования одних материальных ресурсов (которые задают на вход системы) в другие на выходе из системы, однако в вепольном анализе (изюминке и гордости ТРИЗ) на вещество (заготовку, предмет труда) действует поле (энергия) напрямую, при этом куда-то пропадает инструмент или орудие труда, но в действительности и реально именно инструмент является посредником-преобразователем энергии в полезную работу. В действительности в любой системе изнашиваются и заменяются орудия труда, а не энергии, которые в принципе не могут изнашиваться – они расходуются инструментом. Износ инструмента является главным источником появления противоречий в системе, из-за чего работу системы приходится останавливать, а после смены инструмента возобновлять, т.к. режим работы строго регламентирован технологическими параметрами. Энергия (поле) всегда идёт от инструмента к предмету труда и в зоне их контакта совершается полезная работа с расходом энергии и её преобразованием в другие виды энергии, при этом неизбежным спутником любого процесса являются отходы и побочные эффекты, но в ТРИЗ их нет даже в абстрактном виде, т.е. в вепольном анализе грубо нарушается закон сохранения массы и энергии, допуская к.п.д. 100%.

Ещё одна изюминка ТРИЗ – понятие идеального конечного результата, к достижению которого призывают авторы теории, т.е. когда инструмента нет, а функция выполняется. Это ещё круче, чем вечный двигатель, т.к. когда нет расходной части системы, то всё появляется из ничего. Сбалансированный энергомассообмен является основой в реальном проектировании – это аксиома, чем определяется коэффициент полезного действия, т.е. эффективность работы любой системы.

Ещё одна некорректность в терминологии тризовцев – они призывают искать идеи, однако найти то, чего ещё нет невозможно, но этот термин применяют теоретики творчества, что является абсурдом. Как можно найти идею? Только если её кто-то спрятал или она лежит в банке данных. Бессмысленно искать что-либо в базе данных, если никто туда ничего не закладывал. Смысл всей науки найти или открыть существующие законы природы, явления, свойства, причины, следствия и закономерности материального мира. Человек создавать законы природы не может.

Однако изобретательство связано с искусственными техническими системами, созданными человеком. Здесь вместо поиска решений более корректно применять термин создание или разработка, проектирование или конструирование, а более красиво и, по сути верно, применять термин «сотворение новизны».



2016-09-16 629 Обсуждений (0)
Части не могут быть познаны при рассмотрении их вне целого 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Части не могут быть познаны при рассмотрении их вне целого

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (629)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)