Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закон перехода ТС в надсистему



2016-09-16 643 Обсуждений (0)
Закон перехода ТС в надсистему 0.00 из 5.00 0 оценок




Суть закона- повышение эффективности путём объединения с другой ТС в более сложную би или полисистему (например, канат вместо прутка) или сочетание типа элемент – антиэлемент. Повышение эффективности полученных би и полисистем достигается их свёртыванием, в первую очередь путём объединения и сокращения вспомогательных элементов (например, общий источник питания для разных блоков). При объединении ТС их недостатки должны взаимоисключаться, а достоинства усиливаться. Особенно, если отходы одной ТС использовать как сырьё для другой ТС (энергосбережение).

 

Закон перехода ТС на микроуровень

Макроуровневые ТС отличаются тем, что преобразование полей (энергий) из одного вида в другой осуществляется вне пределов системы, а микроуровневые – непосредственно ТС, либо в системе «ТС – изделие».

При переходе с макро на микро уровень происходит частичное или полное свёртывание системы. Микроуровневые ТС имеют ряд подуровней, отличающихся различным взаимодействием поля и вещества: - кристаллические решетки; молекулы и их части; атомы; элементарные частицы.

 

       
   
 
 

 

 


Закон полноты частей системы (самодействия ТС, вытеснения человека из ТС)

 

По мере развития ТС начинают выполнять функции всё более высоких уровней.

На исполнительском (энергетическом) уровне человек сначала вытесняется из исполнительных органов (инструментов), затем из преобразователей энергии (трансмиссии), затем из источников энергии.

На уровне управления (командном) человек вытесняется из устройств управления, затем из преобразователя команд, затем из источника команд.

На информационном уровне человек заменяется датчиками и далее блоками преобразования информации от датчиков, затем компьютерной техникой для принятия решений и выдачи команд на исполнительный уровень.

Устройство управления
Аппарат принятия решений и выдачи команд
Преобразователь информации
Датчики о состоянии ТС
Источник энергии
Прееобра-зователь энергии
Инстру- мент
3 3 2 3 Сведения от всех ТС 1 2 2

 

Схема взаимодействия подсистем ТС и очерёдность вытеснения из неё человека

Вепольный анализ

Операции, которые сложно или невозможно провести с реальными системами иммитируют на моделях, а полученные результаты переносят на реальные объекты с соблюдением условий подобия (масштаба), степени преобразования и упрощения (исключение некоторых второстепенных качеств или свойств). Модель может быть совершенно не похожа на объект, но должна давать возможность делать преобразования и исследования поведения системы при изменении параметров в определённых условиях и диапазонах. Наибольшее распространение в настоящее время и усилится в будущем математическое моделирование процессов и поведения конструкций. В химии моделирование на основе преобразования химических формул даёт прекрасные результаты, уравнивая коэффициенты в записи химической реакции, мы выполняем проверку на закон сохранения вещества и энергии, получая информацию о соотношениях между реагирующими веществами.

Подобно тому, как записывают химические реакции, можно записывать и «технические реакции», которые приняты как стандарт в ТРИЗ. Этот метод моделирования в ТРИЗ назвали ВЕПОЛЬНЫМ анализом (использована комбинация слов ВЕщество и ПОЛе).

Для написания «технических реакций» используют следующие условные обозначения:

необходимое взаимодействие;

недостаточное взаимодействие;

нежелательное взаимодействие;

направление взаимодействия;

направление преобразования веполя;

В1 – вещество преобразуемое, на которое направлено действие (изделие);

В2 – вещество преобразующее или действующий элемент (инструмент);

Пт – поле (функция воздействия или вид энергии преобразования);

Пример записи «технической реакции»: П

 

В1 В2 В1

 

Такой вепольной формулой записывают техническое противоречие. Изобретательской моделью минимальной технической системы является конфликтное взаимодействие двух вещественных элементов (одним из них в целом ряде задач может быть внешняя среда), которые подвержены полевому (энергетическому) воздействию. Минимальность абсолютная, т.к. исключение любого из компонентов модели исключает возможность функционирования технической системы. Такой элементарный веполь является «первокирпичиком» любой ТС. Специально разработанные в ТРИЗ правила преобразования веполей позволяют решить большой класс изобретательских задач.

В ТРИЗ понятие поля универсально и представляет собой любой вид материального взаимодействия объектов или объекта и субъекта. Полей немного, а выбор подходящего из них занимает минимальное время для решения технической задачи. Перебор полей начинают с наиболее «грубых» к более «тонким», согласно условной абревиатуре МеТХЭМ, т.е. первое поле механическое, затем тепловое, химическое, электрическое, магнитное и дополнительно поля гравитационное, поля сильных и слабых ядерных взаимодействий, поле запаховое, звуковое, оптическое и др.

Например, способ определения утечки природного газа, заключающийся в том, что в бесцветный и непахнущий газ заранее добавляют одорант, т.е. вещество, обладающее острым неповторимым запахом даже в ничтожных количествах, который при минимальных утечках из системы сигнализирует о разгерметизации. В этом случае взаимодействие между человеком и газом осуществляется посредством «запахового» поля.

В зависимости от применяемого для решения задачи поля ему в формуле даётся соответствующее обозначение, например, Пт – тепловое поле, Пм – механическое поле, Пэ – электрическое поле, Пмаг –магнитное поле, Пх – химическое поле (в.т.ч. катализаторы, ингибиторы, окислители, восстановители, инертные среды), а также сочетание этих полей Пэм – поле электромагнитное, Пэх – поле электрохимическое и т.д.

В ТРИЗ сформулированы 6 основных свойств веполей и 5 правил преобразования веполей, используя которые, можно не только анализировать технические объекты с точки зрения их преобразования, но и решать изобретательские задачи.

Как правило, при решении изобретательских задач методом вепольного анализа достаточно бывает достроить модель объекта до полного веполя или устранить вредные связи в полном веполе выраженные в вещественной или в полевой форме.

Пример. Во время боевых действий в горах возникла необходимость ликвидировать гранатами засаду, расположенную в ущелье, на глубине почти километр. Но граната, после того, как выдернуто кольцо и отпущен рычаг-предохранитель, взрывается через 4 секунды. За это время она не может долететь до цели. Как быть?

Есть неполный веполь – рычаг и действующее на него механическое поле – сила пружины, стремящаяся его отбросить после того, как вынуто кольцо. Чтобы не дать рычагу преждевременно сработать, нужно достроить веполь – ввести вещество, его удерживающее. А после падения гранаты вниз это вещество должно исчезнуть, освободить рычаг. Лучшее решение, если оно исчезнет за счёт применения имеющихся в ресурсе системы полей, например, силы удара (Пмех).

П П П

 
 


В1 В1 В2 В1 В2

 

Пмех

Из вепольной формулы ясны требования к В2 – оно должно от удара исчезать, разламываться, разбиваться. Самое простое – использовать стекло. Поэтому гранату засовывали в стеклянную банку и бросали вниз, где она и взрывалась после разрушения банки и освобождения рычага.

Пример 2. Развивающаяся под нагрузкой трещина в конструкции изделия «шумит», т.е. издаёт слабые акустические сигналы, услышать которые на слух нельзя. А прослушивать их необходимо для того, чтобы правильно спрогнозировать опасность состояния той или иной трещины и предотвратить разрушение детали. Сегодня в таких случаях используются пьезодатчики, преобразующие слабые акустические сигналы в электрические, легко наблюдаемые по осциллографу.

Вепольная схема решения в этом случае выглядит так:

П1 шум П1

 

В1 В1 В2 датчик

металл

П2

 

Вепольный анализ в ТРИЗ выполняет две важные функции. Во-первых, это язык конструирования и преобразования моделей технических систем, на котором написаны стандарты на решение изобретательских задач. Во-вторых, он является и самостоятельным инструментом их решения: правила вепольного анализа в сочетании с порядком перебора полей с помощью аббревиатуры МеТХЭМ позволяет уверенно решать многие задачи второго и третьего уровня.

 

3.10.3.3. Стандарты на решение изобретательских задач

Правила, основанные на известных законах развития технических систем, указывают, как должна быть преобразована исходная система. Эти правила в ТРИЗ названы стандартами на решение изобретательских задач. Современная система стандартов, определённым образом классифицированная, включает 76 стандартов, разбитых на 5 классов, порядок расположения которых отражает направление развития технических систем.

Класс 1 – построение и разрушение вепольных моделей – включает ряд конкретных преобразований по достройке и разрушению веполей в зависимости от тех или иных ограничений, приведенных в условиях исходных задач.

Класс 2 – развитие вепольных моделей – описывает способы, позволяющие путём сравнително небольших усложнений существенно повысить эффективность работы соответствующей модели технической системы.

Класс 3 – переход к надсистеме и на микроуровень – продолжает линию стандартов класса 2 на форсирование вепольных моделей. Стандарты классов 2 и 3 базируются на использовании законов развития технических систем, в т.ч. законов развёртывания – свёртывания, повышения динамичности и управляемости, перехода на микроуровень, согласования – рассогласования и т.д.

Класс 4 – стандарты на обнаружение и измерение систем – составляют особый комплекс, поскольку решение таких задач имеет ряд характерных особенностей. Но в целом направление развития измерительных систем соответствует общим законам развития ТС, вследствие чего стандарты этого класса имеют много общего со стандартами классов 1, 2 и 3.

Класс 5 – стандарты на применение стандартов – имеет важное значение для получения эффективных решений изобретательских задач.

 

Типовые изобретательские задачи решаются в два хода также такими инструментами ТРИЗ как приёмы разрешения технических (40 типовых приёмов сведенных в таблицу. См. приложение 10.3.2.) и разрешения физических противоречий (11 приёмов сведенных в таблицу. См. первоисточник).

Нетиповыеизобретательские задачи многоходовые решаются по специальной программе, использующей все средства и методы ТРИЗ, которая называется алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).

Современная модификация АРИЗ-85В включает девять частей:

1. Анализ задачи;

2. Анализ модели задачи;

3. Определение идеального конечного результата (ИКР)

и физического противоречия (ФП);

4. Мобилизация и применение вещественно-полевых ресурсов (ВПР);

5. Применение информационного фонда;

6. Изменение или замена задачи;

7. Анализ способа устранения ФП;

8. Применение полученного ответа;

9. Анализ хода решения.

 

Разработаны компьютеризированные программы на основе ТРИЗ – «Изобретающая машина» и «Интеллектуальный партнёр», которые возможно приобрести у разработчиков для обучения и применения в изобретательской деятельности.

Полезные первоисточники для освоения метода:

  1. Альтов Г. И тут появился изобретатель. М., 1984; изд. 2-е, 1987; изд. 3-е, перераб. И доп., 1989.
  2. Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. Тамбовское книжное изд-во, 1961.
  3. Альтшуллер Г.С. Основы изобретательства. Воронеж: Центрально-черноземное книжное изд-во,1964.
  4. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. 2-е изд. – М.: Московский рабочий, 1973.
  5. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М.: Советское радио,1979.
  6. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск : Наука, 1986.
  7. Альтшуллер Г.С., Селютский А.Б. Крылья для Икара. – Петрозаводск : Карелия, 1980.
  8. Альтшуллер Г.С., Злотин В.Л., Филатов В.И. Профессия – поиск нового (Фунционально-стоимостной анализ и теория решения изобретательских задач как система выявления резервов экономии). Кишинев : Картя Молдовеясэ, 1985.
  9. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества. Вопросы психологии, № 6, 1956.
  10. Викентьев И. Л., Кайков И. К. Лестница идей: основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в примерах и задачах. Новосибирск, 1992.
  11. Дерзкие формулы творчества //Техника – молодежь – творчество / Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск, 1987.
  12. Злотин Б.Л., Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии: школа развития творческого воображения. Кишенев, 1988.
  13. Злотин Л. Б., Зусман А. В. Изобретатель пришел на урок. Еишенев, 1990.
  14. Злотин Л. Б., Зусман А. В. Решение исследовательских задач. – Кишенев, 1991.
  15. Иванов Г.И. Формулы творчества или как научиться изобретать?, М., 1994.
  16. Иванов Г. И. … И начинайте изобретать! Иркутск, 1987.
  17. Как стать еретиком // Техника – молодежь – творчество /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск, 1991.
  18. Нить в лобиринте. Сост. А.Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1988. – 277 с.: ил. – (Техника – молодежь – творчество).
  19. Правила игры без правил // Техника – молодежь – творчество / Сост. Селюцкий. Петрозаводск, 1989.
  20. Сайт Минского центра ОТСМ-ТРИЗ (http://www.trizminsk.org).


2016-09-16 643 Обсуждений (0)
Закон перехода ТС в надсистему 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Закон перехода ТС в надсистему

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (643)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)