Этапы конституционного развития (конституционализма)
(проф. Юдин: критерий – писанные конституции): 1 этап (конец 18в. – конец I Мировой войны). 1787г. – появление первой писанной американской конституции; 1791г. – конституции Франции и Польши Характеристики: Конституция – акт, ограничивающий вмешательство государства в сферу жизни гражданского общества и личности. Закрепляются только две группы прав: гражданские (личные) и политические. 1653г. – орудие управления Кромвеля (Англия), действовала 7 лет, не повлекла за собой последствий. Конституционная модель – правовая схема организации общества и государства, основа правового статуса личности, пределов и методов государственно-правового регулирования; то, чему следуют. 2 этап (между двумя Мировыми войнами). Появляется первая социалистическая конституция ® складывается социалистическая модель Конституции. Конституции воспринимаются с классовой позиции. Конституция – акт победившего класса. Целый класс (эксплуататоры) лишается политических прав. Распад империй. Складывается тенденция с социализацией. Закрепляется группа социально-экономических прав. 3 этап (после II Мировой войны до конца 80х гг.). Модельный подход был востребован. Более 130 государств оформились как государства. Конституционные модели: западная; социалистическая; новая модель (для развивающихся государств – сочетание западной и социалистической моделей). 4 этап (начало 90г. по наше время). Прекращение действия социалистической модели. Новая модель на основе демократии. Особняком стоят конституции арабских государств (1966г. ассамблея ООН – пакты о политических и социальных правах; их не принял арабский мир). Т.о. конституция появляется в период буржуазных революций. Причины необходимости конституции: сложность организации власти; необходимость правового закрепления равенства правового статуса личности; необходимость установления пределов публичной власти. Россия: 1 Конституция РСФСР (точка отсчета)
Конституция как социальный документ – сущность конституции. Сущность как социальная категория для Конституции. Подходы к сущности: 1) Фердинанд Лассаль (1868г.) статья «О сущности Конституции»: сущность «это есть действительное соотношение сил в обществе». На бумаге – юридическая конституция, а силы в обществе, их взаимоотношения – это фактическая конституция. Если юридическая конституция не соответствует фактической, то это фиктивная конституция. 2) Классовый/марксистко-ленинский: соотношение классовых сил в классовом обществе; как результат классовой борьбы. … 1909 год. 3) Формально-юридический. Разделяли факт и право. Конституция имеет свои юридические свойства ® надо о ней говорить с правовой/юридической точки зрения. Нет никакого факта. Конституция – правовой документ со своими свойствами. 4) Современный. 3и4 – рационалистические, а 1и2 – классовые подходы. Сущность конституции – нормативная основа разрешения социальных противоречий, т.е. обеспечивает баланс между властью и свободой. Т.о. современный подход предполагает, что конституции должны: закреплять условия мирного сосуществования всех социальных групп; содержать компромиссы; обеспечивать баланс интересов. Конституция как политический документ: 1) Закрепляет вопросы публичной власти; 2) Внутренняя и внешняя политика; 3) Закрепляет конституционные характеристики государства; 4) Закрепляет политические права и свободы граждан; 5) Закрепляет основы политической системы общества. Конституция как правовой документ (через юридические свойства конституции – свойства, которые отличают конституцию от других законов государства): 1) Верховенство: · Раскрывает место конституции в правовой системе; · Проявление доктрины государства права и закона; · Как основа суверенитета (прежде всего государственного); До ЕС было коммунитарное право (community) 2) Высшая юридическая сила – степень правовой обязательности конституции: · Гарантия верховенства конституции; · Обязательность всех субъектов права соблюдать конституцию; · Конституционная ответственность; · Закрепление императивной нормы ® все нормативно-правовые акты не должны противоречить конституции – это императив в форме запрета; · Правоприменительная деятельность (правоприменение) – правоприменительная практика не должна противоречить конституции. Т.о. эти два свойства устанавливают режим конституционной законности. 3) Прямое действие конституции – «дух» конституции, закрепляется глобально общественный строй: · Действует на всей территории государства; · Если нарушена норма конституции – подлежит обжалованию в суде 4) Конституция как юридическая база текущего законодательства: · Направляет и стимулирует текущее законодательство (возможны прямые предписания о необходимости принятия законов); · Координирует текущее законодательство (прежнее законодательство действует в части не противоречащей конституции); · Устанавливает классификацию и соподчиненность нормативно-правовых актов; 5) Учредительный характер: · Устанавливает первичное правовое регулирование общественных отношений; · Учреждаются новые принципы конституционного строя; · Учреждаются новые органы госвласти и новые правовые институты; 6) Стабильность конституции – не есть неизменность: 2 формы изменения: · Пересмотр Идея учредительной власти – субъекты принятия конституции должны обладать учредительной властью. Способы: § октроирование (субъект – монарх); § референдум (народ); § парламентский (парламент); § внепарламентский (особый представительный орган, наделенный учредительной властью – разработка и приятие конституции); § представительный орган+территориальные части государства; § -\\- + ратификация; · Внесение конституционных поправок в действующую конституцию Виды. Гибкие – поправки вносятся как в обычные законы (неписанные конституции Великобритании, Новой Зеландии). Жесткие. Пределы «жесткости»: сложность процедуры (Конституция США) и неизменяемость отдельных положений конституции (Германия – о защите достоинства и прав человека, о демократическом/социальном характере государства; Франция – о республиканской форме правления). Формы: дополнение, новая редакция, отмена конституционного положения/нормы/статьи.
Функции конституции 1) учредительная; 2) организаторская (стимулирует политическую активность); 3) внешне-политическая; 4) идеологическая (система ценностей); 5) юридическая/правовая. Содержание и форма конституции Содержание – нормы конституции и связи между ними. Формы – способ организации конституционно-правового материала (закон государства). Факторы, влияющие на содержание конституции: 1) Политические взгляды на природу власти и собственности; 2) Уровень общественного и правового сознания; 3) Назначение конкретной конституции; 4) Воля и взгляды тех, кто разрабатывает конституцию (субъективный фактор); 5) Собственное свойство конституции.
Реализация конституции: соблюдение и применение (прямое и опосредованное). Охрана конституции – совокупность правовых средств и методов, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности. Субъекты охраны: 1. госорганы общей юрисдикции (глава государства, парламент, суды и ПО) для них это не основная функция; 2. специальные органы конституционного контроля и надзора (правосудия): конституционный суд, во Франции Конституционный совет рассматривает соответствие конституции проектов законов. Органы надзора – выявляют/устанавливают противоречия между конституцией и другими нормативно-правовыми актами, правоприменительная практика – рекомендательный характер; факт нарушения устраняет вышестоящий к органу или сам орган. Органы контроля – устанавливают и устраняют факт нарушения конституции – обязательный и окончательный характер.
Конституционная ответственность – предусмотренная нормами конституции необходимость отвечать за совершенный конституционный деликт; наступает за несоблюдение конституции и за недолжное ее применение. Особенности: 1. позитивная ответственность, т.е. соответствующее закону ответственное поведение (остальные негативные); 2. ответственность политическая; 3. по составу конституционного правонарушения: 1) объекты (в сфере конституционно-правового регулирования): · конституционный строй и его элементы; · основные права и свободы граждан; · государственно-территориальное устройство; · функционирование публичной власти; 2) объективная сторона: деяние – действие и бездействие (Президент СССР не сохранил союз, Беловежское соглашение); 3) субъекты публичного права: · госорганы; · органы местного самоуправления; · должностные лица; · граждане и объединения граждан; · никто (не в праве…) в смысле все; 4) субъективная сторона: формы вины – умысел и неосторожность; вопрос вины не решается (роспуск парламента, во Франции даже не установлены основания для этого).
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (682)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |