Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Из истории колористики



2016-09-16 690 Обсуждений (0)
Из истории колористики 0.00 из 5.00 0 оценок




Волшебное разноцветие мира воспринимается по разному различными народами в разные времена.

В Китае желтый цвет – цвет солнца, золота, божественной власти. Во времена династии Цин никто, кроме императора, не имел права носит желтую одежду. Желтый был цветом высшей мудрости и просвященности. А вот на Западе значение этого цвета крайне противоположное. Желтый часто считается цветом нездоровья и к нему относятся с недоверием. Связано это с тем, что желтый цвет ставили на домах, где находился больной чумой, а желтый флаг на корабле обозначал, что на борту есть инфицированные люди. Желтый также считается цветом предательства, измены, лживости и трусости. Еретики, осужденные испанской инквизицией, сжигались на кострах облаченными в желтое, что символизировало их измену Богу.

Неоднозначно отношение Востока и Запада к фиолетовому цвету. Согласно фэн-шуй – древней китайской науке о создании гармоничной окружающей среды, - фиолетовый цвет является неестественным, неблагоприятным. Этот цвет, представляющий собой сочетание красного и синего, по мнению китайцев принадлежащих двум противоборствующим стихиям огня и воды, воспринимается ими как символ конфликта, тревоги и неуверенности. В европейской геральдике фиолетовый цвет свидетельствовал о принадлежности к королевской семье.

С давних времен глубокую символику имел крас­ный цвет. Символ страсти, огня, войны — этот агрес­сивный цвет связан в суеве­риях прежде всего с кровью. Считая кровь чудодейственной, люди невольно связывали ее магические свойства с красным цветом. В древности больных и мертвых раскрашивали в красный цвет, пытаясь влить в них жизненную силу, исце­лить или подготовить к загробной жизни. Во многих обрядах и заклинаниях равноценной заменой крови были ярко-красные предметы — ленточки, одежда, цве­ты. Накрывшись красным покрывалом, лечились от оспы, в XIX веке в Англии было очень популярно средство от скарлатины — красные лоскутки. А в африканских любовных посланиях — длинных нитках цветного би­сера — красные бусинки означали: «Я страстно люблю тебя и тоскую».

Когда римские полководцы возвращались домой с побе­дой, они облачались в позолоченные доспехи, символизи­рующие солнце, а лицо окрашивали красной краской, что свидетельствовало о боевом духе.

На рыцарских гербах красный был символом от­ваги и готовности погибнуть на поле брани.

В начале XX века один конфетный фабрикант, узнав, что крас­ный цвет усиливает ощущение сладости, понизил содер­жания сахара в леденцах, окрасив их при этом в крас­ный цвет. В итоге доходы превзошли все ожидания.

Зеленый цвет — привычный нам символ жизни, позитивной энергии и «свободного пути» — иногда в истории приобретал совсем другое значение. Если в одних культурах он считался символом бессмертия, то древнем Египте зеленый был атрибутом Осириса, покровителя мертвых. Зеленый цвет называли то цветом финансового процветания, а то — банкротства. В скандинавском фольклоре это цвет эльфов — символ непослушания и проказ. Зеленый флаг в море озна­чает кораблекрушение. Однако такое правило раньше существовало не только в море. До 1893 года и на сухо­путных дорогах зеленый служил для предостережения, в то время как белый позволял двигаться.

И все же современные исследователи цвета согла­шаются с тем, что зеленый способен вселять надежду. Эту теорию подтвердили городские власти Лондона: когда печально знаменитый мост Блэкфайр, с которо­го обычно бросались в воду те, кто решил свести счеты с жизнью, перекрасили в зеленый цвет, количество са­моубийств снизилось на 34%.

В менталитете многих народов черный и белый цве­та занимают особое место.

Так, например, всем нам известно выражение «белая ворона». А вот что такое «белый слон», «печень цвета лилии», «белое перо»? «Белый слон» «пришел» к нам из древнего Сиама. Чтобы избавиться от неугодного придворного, находчивый король этой страны дарил ему большого белого слона, якобы в качестве королев­ской милости. Однако стоимость прокорма животного быстро разоряла одаренного, а избавиться от царского подарка было невозможно. С тех пор большое, но бес­полезное приобретение называют «белым слоном». Вы­ражение «белая печень» («печень цвета лилии») вос­ходит своими корнями к представлению, что печень трусов не имеет крови. Что же касается «белого пера», то показать его — означает проявить трусость. Выра­жение пришло из петушиных боев. Было замечено, что петухи с красной и черной окраской — сильные и «за­диристые», — вырывают перья из хвостов более трус­ливых белых петухов.

Белый цвет является символом совершен­ства, простоты, воздушности, прозрения, святости, не­винности. Белые одежды означают чистоту, непороч­ность, триумф духа над плотью. Белый ассоциирует­ся как с жизнью и любовью, так и со смертью и похо­ронами. В браке этот цвет символизирует смерть ста­рой жизни и зарождение новой.

Во многих странах существует традиция окрашивать стены белым цве­том - символом сол­нечного дневного света. Ведь недаром в народе день назван белым.

Символика черного цвета как цвета смерти тоже имеет свою многовековую историю. Обычай надевать черное в знак скорби родился из боязни перед духами умерших. Облачившись в траур, люди считали себя неуязвимыми и неузнаваемыми. Однако данное представление свой­ственно далеко не всем культурам. Некоторые народы, раскрашивая свои лица белой краской, хотели обмануть усопшего, притворяясь духами. В Эфиопии, во время погребальных обрядов надевали серо-коричневые одежды, цвета земли, которая принимает умершего. В южных морях островитяне в данных церемониях используют одежду, раскрашенную черными и белыми полосами — это является символом того, что надежда и скорбь, свет и тьма, жизнь и смерть всегда чередуются. Белый цвет который чаще всего используется на Востоке, символизирует здесь счастье и процветание, которые ожидают усопшего в ином мире. Цыгане обычно предпочита­ла надевать на похороны красное, тем самым утверждая земную жизнь и энергию.[18]

Цвет и человек

Наши цветовые пристрастия зависят от многого — от возраста, настроения, сезона, погоды, от изменений в нашем характере, наконец от моды. Поэтому и существует пословица: «На вкус и цвет товарища нет». Но одно остается неоспоримым: цвет обладает мощнейшей энер­гией и символикой, у него есть эмоциональная, вызы­вающая настроение сила, которая влияет на нас, радует, успокаивает, подбадривает, шокирует, может вызвать или подавить желание работать и даже любить.

По мнению многих ученых степень влияния цвета человека настолько велика, что он может воздействовать на работоспособность, аппетит, эмоции, кровяное давление, внимание и даже на остроту слуха. Черный цвет ассоциируется с тяжестью, белый и голубой — с чем-то легким, воздушным. Комната, освещенная лампой под красным абажуром, кажется более теплой, а замените его на синий - и люди будут ежиться, словно вдруг повеяло прохладой. Чувства, вызванные цветом, спорят с весами и термометром, воздействие цвета сильнее убеждений и табу. Вот несколько пример в подтверждение сказанному. Если поставить урну на окрашенный белым круг или квадрат, все будут стараться аккуратнее бросить в нее окурок, чтобы тот не попал на белое. Оператор точнее считывает показания при­боров, когда пульт окрашен краской теплого тона. Эмоциональные люди, работающие в помещениях, которые окрашены в синие тона, чувствуют холод и становятся жертвами психосоматических простуд, от которых избавляются, когда их стулья покрывают оранжевыми чехлами или на окна вешают оранжевые занавески. Тяжелый ящик, окрашенный в светло-желтый цвет, ка­ется более легким. Телефонный звонок в белой будке покажется громче, чем в фиолетовой.

Мозг каждого из нас не только «созидатель» цвета, и его подчиненный. По исследованиям ученых, человек способен воспринимать цвет даже кожей. В красной комнате у человека даже с завязанными глазами пульс резко увеличивается, в желтой — становится нормальным, а в синей — замедляется.

Цветовое окружение непосредственно влияет на наше эмоциональное и психофизическое состояние. Даже один и тот же цвет, в зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия, вызывает у нас положительные или отри­цательные эмоции. А наш глаз способен различать 1,5 млн. цветов и оттенков. При этом женщины более чувствительны к цвету и малейшим оттенкам его. Воз­раст тоже сказывается на цветовосприятии: до 20-25 лет оно возрастает, затем постепенно снижается.[19]

В зависимости от вызываемых психологических реакций все цвета делятся на возбуждающие и успо­каивающие. К первой группе относятся теплые цве­та — желтый, желто-оранжевый, оранжево-красный, красный и все производные от них. Теплые интенсив­ные цвета кажутся расположенными ближе к наблю­дателю, поэтому их называют «выступающими» цве­тами. Успокаивающие цвета холодные — голубой, си­ний, сине-фиолетовый. Холодные цвета воспринима­ются как далекие, «отступающие».

Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функцио­нальные системы человека.

Красный — возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветря­ной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных за­болеваний; на короткое время увеличивает мускуль­ное напряжение, повышает кровяное давление, уско­ряет ритм дыхания и наполненность пульса. Крас­ный цвет — первый среди цветов, оказывающих ак­тивное воздействие на человека. Он вселяет в челове­ка жизнерадостность, силу и уверенность. Красный цвет — идеальный «раздражитель» (не только для быков на корриде), поэтому недаром он признан и наиболее сексуальным. Но не стоит забывать, что он также самый «агрессивный» и в больших количествах действует угнетающе, особенно на меланхоликов.

Оранжевый — тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пуль­сацию крови, улучшает пищеварение. Этот цвет — воплощение радости и энергии. В начале XX века оранжевый цвет был очень популярен среди художников, которые использовали его в рекламных плакатах на­равне с красным, поэтому этот цвет несет практически такую же сильную смысловую нагрузку, как и его со­брат. Он яркий, но может быть неброским, он весе­лый, но может быть серьезным.

Желтый — самый светлый в спектре, тонизирую­щий, физиологически оптимальный, один из наименее утомляющих цветов; стимулирует зрение и нервную деятельность. Его использование в дизайне прино­сит ощущение солнечности, света, радостного настрое­ния. В желтом цвете легко прочитываются теплая и холодная тональности. Так, стронций дает оттенок на­пряженного и холодного лимонного цвета, а кадмий желтый, неаполитанский желтый — значительно бо­лее мягкие и теплые оттенки. Поэтому оттенки этого цвета легко используются при декоре помещений, ори­ентированных как на север, так и на юг. Поскольку желтый стоит последним в ряду активно воздейству­ющих на человека цветов, он достаточно часто зани­мает большие площади. Но в этом случае его насы­щенность и полнота снижаются. Зато при включении его в качестве акцентного цвета насыщенность может быть предельной.

Зеленый — самый привычный для органа зрения, физиологически оптимальный; регулирует кровяное давление за счет расширения капиллярных сосудов; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Зеленый цвет занимает промежуточное положение между группами холодных и теплых цветов. Психологи считают, что определенные ассоциации закрепляются за каждым оттенком зеленого цвета. Светло-зеленый — нежный, кроткий цвет, цвет весеннего пробуждения природы; ярко-зеленый — естественный, но назойливый и требовательный — ассоциируется с прохладой и покоем; темно-зеленый — естественный, надежный, таинственный - с безопасностью и покоем; зелено-голубой — далекий, отвлеченный, ассоциируется с водой, льдом, холодом.

Голубой — успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Глубокий голубой цвет, при долгом в нем нахождении, может вызвать у человека оптические иллюзии. Психологическое воздействие его связано с широким распространением в природе. Для человека — это цвет чистого, ясного неба и спокойной воды, горных вершин, уходящих к горизонту далей.

Синий — относится к группе холодных цветов, но его успокаивающее действие при большой насыщенности переходит в угнетающее. Специфичное психологическое воздействие его может быть связано с тем, что в природе синий цвет — это цвет переходных, зачастую напряженных состояний: кратковременного вечернего неба между голубым дневным и черно-фиолетовым ночным; цвет штормового моря и грозовых туч. Мо­жет быть, поэтому насыщенный синий цвет не используется на больших плоскостях интерьера, что­бы не придавать ему характер излишней строгости, холодности, отторгнутости.

Фиолетовый — жесткий и неспокойный, соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнета­ющее действие на нервную систему. В умеренных ко­личествах он помогает уравновесить эмоции, избавиться от старых обид, в больших дозах слишком отрывает от реальности. В старину это был аристократический цвет, доступный далеко не каждому, ведь краска добы­валась из редких моллюсков. Обстановка в фиолетовых тонах помогает повысить чувство собственного достоинства. Так как он действует угнетающе, то и своей полной спектральной насыщенности встречается лишь в качестве акцентных пятен небольшой площади, в качестве контурных линий. Этот цвет при включений в интерьер часто смягчается подключением серого равной светлоты.

Пурпурный — является результатом смешения фиолетового и красного и в силу этого обладает опре­деленной двойственностью. Например, психологи го­ворят о том, что темный пурпурно-фиолетовый — это цвет роскошный, возвышающий, а пурпурно-красный — могущественный, «крепкий», но приземленный.[20]

Цвет — это жизнь, он придает нам сил, оживляет, лечит и восхищает. По цветовому колориту, пред­почтение которому отдает человек, можно определить его эмоциональное состояние в данный момент, а если эти предпочтения достаточно постоянны, то и харак­тер человека, уровень его интеллекта. Чем выше ин­теллект, тем более сложные, утонченные оттенки пред­почитает человек. Если человек активен, способен ли­дировать в коллективе, энергичен и решителен, то чаще всего он выбирает различные тона красного, желтого или оранжевого — яркие и энергичные цвета. Если характер человека уравновешенный, спокойный и в достаточной степени хладнокровный, то предпочтение им отдается цветам спокойной, пассивной гаммы: зе­леному, фиолетовому, синему. Человек неуверенный в себе, мнительный и замкнутый чаще предпочитает се­рую или коричневую гамму. Но не стоит забывать, что стремление человека носить вещи определенных цветов может быть про­диктовано не только его цветовым предпочтением, но и рекомендациями моды в данное время или его пред­ставлениями о благородстве стиля в одежде.

Со временем цветовые пристрастия людей тоже меняются, например в жизни одного и того же человека может смениться несколько достаточно продолжительных периодов: «красный» период, когда человек молод, влюблен, стремится сделать карьеру, уверен в себе. Потом ему на смену может прийти «голубой», «синий» или «зеленый период», когда человек достиг определенного социального уровня, обзавелся семьей, устроен в быту. Наступление «коричневых» и «серых» периодов возможно в результате болезни или каких-либо других жизненных неурядиц. Когда тяжелое время проходит, предпочтение отдается опять светлым ярким или спокойным глубоким тонам. Но с возрастом в нашей стране люди перестают, как правило, носить яркую одежду, в то время как французы, наоборот, считают, что чем женщина старше, тем более светлого и жизнерадостного цвета одежду она должна носить. Так что, цветовое предпочтение — это, в какой-мере и национальный характер.

Цветовое окружение, продолжительность его воздействия способны формировать у человека определенное эмоциональное и психическое состояние. Например красный цвет очень активен, при долгом воздействии вызывает возбужде­ние, переходящее в агрессивность, но несколько аксессуаров в интерьере при­дадут энергию. Розовый цвет — расслабляет, создает легкомысленное настроение. Обилие зеленого уравно­вешивает и успокаивает, но при продолжительном воздействии спокойствие постепенно переходит в рав­нодушие и лень, поэтому «зеленые» интерьеры не ре­комендуется использовать в офисе. Глубокий синий и фиолетовый угнетающе действуют на психику. Про­должительное воздействие этих цветов может вызвать депрессию. То же самое относится и к черному. А вот приглушенный желтый цвет положительно влияет на умственную активность, он умеренно тонизирует и помогает интеллектуальной работе. Голубой цвет ус­покаивает, позволяя сосредоточиться. Серый цвет — деловой, бесстрастный, уместен в официальной обста­новке, позволяет настроиться на рабочий лад.

Цветовая гармония

В дизайне, как и в декоративно-прикладном искусстве, большое внимание уделяют взаимосвязи цвета с формой и назначением предмета. В то же время важно учитывать эмоциональное воздействие цвета на человека. Не случайно мы тщательно подбираем цветовое решение костюма, отдельных предметов быта и интерьера в целом. Цветовая среда нашего окружения влияет не только на настроение, но даже на самочувствие человека. Цвет способен утомлять, раздражать или приободрять нас. Например, яркие контрастные цвета, создающие веселое настроение, характерны для детской спортивной одежды и обуви. Использование локальных цветов в посуде привлекает внимание и радует глаз. Именно цвет во многом формирует отношение к предметам.

Дизайнеру необходимо учитывать различное восприятие цвета в зависимости от свойств фактуры. Так, если окрасить одним цветом гладкую, шероховатую или ребристую поверхности, то без труда можно заметить, что одни площади будут казаться светлее, а другие — темнее. Изменение цвета в зависимости от различной фактуры и текстуры материала связано со светоотражающей и светопоглощающей свойствами поверхностей.

Цветовая и пластическая гармония вещественной среды не может быть достигнута без учета физических свойств материала: фактуры — внешних свойств поверхности (гладкая, шероховатая, зеркальная) и текстуры — внутренней структуры (дерево, металл, стекло). Порой художественный образ объекта дизайна возникает именно благодаря сопоставлению различных по цвету и фактуре материалов (дерево, металл, стекло, фарфор, пластик, черный лак, разноцветные эмали и т. п.).

Также необходимо учитывать изменение цвета в объемно-пространственных композициях.

Изменения цвет могут изменить визуальный образ формы и пространства в определенном направлении. Следовательно, цвет является свойством формы. Способность цвета визуально преобразовывать геометрический вид формы является проявлением его формообразующего действия.

В композиции интерьера дизайнеры также опираются на законы цветовой гармонии. Знания по цветоведению помогают создавать гармоничный архитектурный облик интерьера, здания, среды.

Наше чувство пространства бессознательно ориентируется на природу. Мы привыкли к тому, что небо над нами преимущественно светлое, а земля под ногами темная, поэтому, чтобы хорошо себя чувствовать, в комнатах потолок обычно делают светлым, а пол — темным. Если умело учитывать такое разделение и использовать воздействие различных цветов, то можно изменить пропорции помещения.

Подбирая окраску потолка, пола и стен, дизайнер учитывает следующие свойства цвета:

Темные краски делают комнату меньше, а потолки ниже.

Светлые цвета оптически расширяют комнату, она кажется просторнее, потолки выше.

Холод голубых тонов создает впечатление простора. Стены и потолок оптически раздвигаются.

Теплые цвета с отчетливым присутствием красного как бы придвигаются к нам. Теплые желтоватые цвета менее агрессивны, чем красный.

Цветные декоративные бордюры на уровне глаз привлекают внимание и надолго задерживают взгляд на стенах.

В маленьких помещениях лучше выбирать для пола один цвет, который должен повторяться в плитках ванной и кухни. Лишь стены могут слегка различаться в оттенках, чтобы квартира казалась и достаточно многообразной, и просторной.

Узор тоже может изменить пространственные соотношения в интерьере. Подбирая рисунок обоев, портьер, напольного покрытия, дизайнеру необходимо помнить о следующих закономерностях:

Обои с крупным рисунком оптически уменьшают комнату.

Мелкий рисунок на обоях создает впечатление простора, увеличивает и раздвигает комнату, особенно если в нем преобладают светлые тона.

Поперечные полосы на стенах делают комнату шире, но при этом ниже. Поперечные полосы на задней стене укорачивают помещение.

Вертикальные полосы удлиняют стену, комната кажется выше. Они подчеркивают высоту и увеличивают ее.

Полосы в длину на полу удлиняют комнату тем больше, чем шире полосы и чем ярче их цвет.

Поперечные полосы на полу оптически делают комнату шире и короче.

В цветовом решении интерьера важную роль играют не только ассоциации цветов с природой, но и назначение интерьера, расположение комнат, их ориентация по сторонам света. Так, обои, подходящие по цвету и рисунку для детской комнаты, не годятся для гостиной или офиса. В солнечной комнате рекомендуется использовать холодные цвета, а там, где солнца бывает мало, наоборот, яркие и теплые. О предпочтении того или иного цвета в интерьере как уже подробно рассматривалось в разделе 11.3 можно судить о характере и темпераменте его владельца.



2016-09-16 690 Обсуждений (0)
Из истории колористики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Из истории колористики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (690)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)