Вехи
cтановления
профессионала и
личности
| Возраст
|
Детство
| Подростковый
возраст 11-15 лет
| Младший
юношеский возраст
15-18 лет
| Старший юношеский
возраст
18-23 года
| Зрелость
| Пожилой возраст
65-75 лет
| Старость
75-90 лет
| Долгожительство
90 и более лет
|
ранняя зрелость- молодость
23-25 лет
| Расцвет
35-45 лет
| Зрелость
45-55 лет
| Поздняя зрелость
55-65 лет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Профессионализация (появление новых качеств профессионала).
| Труд по самообслуживанию.
Психологическая готовность к труду, трудолюбие.
| Учебный труд.
Общественно-полезный труд.
Закладывание основ работоспособности.
| Эпизодический потребительский труд.
Профессиональные намерения.
Профессиональное призвание.
Обучение профессиональной деятельности (в средних спец. уч. заведениях).
Профессиональное).
| Производительный исполнительный труд.
Обучение профессиональной деятельности.
Большие индивидуальные различия в начале проф. деятельности.
Коррекция проф-ных ожиданий.
Профессиональное самоопределение (продолжение).
Наброски
| Производительный исполнительный труд.
Проба себя в разных видах профессиональной деятельности. Совместный труд. Профессиональная адаптация.
Овладение нормами проф-ной деятельности и проф.-го общения.
Понимание
| Элементы творческого труда. Постоянное проф-ое занятие.
Овладение высокими уровнями в проф-ой деятельности –мастерство. Квалифицированный труд. Самостоятельный труд. Позиция субъекта труда. Профессиональная самореализация.
| Профессиональный труд. Возможность творческого труда. Позиция творца.
Накопление профессионального опыта.
Индивидуальные АКМЕ (вершины) в проф-ом труде.
Возможность творческого вклада человека в опыт своей
| Завершение профессионального труда.
Возможное продолжение творческой деятельности.
Анализ своего профессионального опыта.
Передача опыта следующему поколению (наставничество).
Профессиональное
| Уход от профессиональной деятельности.
Разные виды послепрофессионального или околопрофессионального труда.
Фиксация профессионального опыта, мемуары.
Большие индивидуальные различия в завершении
| Профессиональные воспоминания.
Внепрофессиональные занятия, хобби.
Ослабление профессиональных связей.
Отношение к непрофессиональному труду как основе здоровья.
| Труд по самообслуживанию.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| самоопределение (начало)
| сценария профессиональной жизни.
| смысла профессии и своей причастности.
Специализация в труде.
Ответственность за дело.
Профессиональное самоопределение (продолжение), уточнение критериев оценки себя как профессионала.
| Большие индивидуальные различия во времени достижения творческих вершин в труде. Творческое развитие себя как личности средствами профессии.
Профессиональное самоопределение (продолжение), возможный пересмотр критериев оценки себя как профессионала.
| профессии. Углубленное понимание смысла профессии.
Стабильные проф. притязания.
Профессиональное самоопределение (продолжение).
Возможность изменения профессионального мировоззрения (системы ценностей).
| самоопределение (продолжение).
Снижение уровня профессиональных притязаний.
| профессионального труда.
Профессиональное самоопределение (продолжение).
Анализ своего вклада в опыт профессии.
|
|
|
Социализация (появление новых качеств личности).
| Овладение символическим планом деят-ти в игре.
Соподчинение мотивов, возможность выбора.
| Чувство взрослости.
Самосознание своих отдельных черт.
Осознание, личностное самоопределение.
| Основа системы ценностей - личного мировоззрения. Действенное личностное самоопределение, пробы своих
| Целостный образ «Я».
Реальная самостоятельность. Коррекция социальных ожиданий. Готовность к саморазвитию
| Начало чувства хозяина своей жизни.
Построение Я – концепции.
Овладение многими социальными
| Личностная самореализация.
Расширение системы социальных ролей.
Предварительное подведение итогов
| Реалистическая самооценка.
Уверенная жизненная позиция, стабильность. Упрочение системы социальных ролей.
| Стремление продлить состояние жизненной активности (из-за сокращения будущего времени жизни).
| Самозавершенность.
Адаптация к новой социальной ситуации в жизни.
Развитие личности в новых видах
| Ослабление социальных связей. Обращение к глобальным проблемам бытия. Поддержание здоровья как
| Лабиль-но-
сть установок,
мудрость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Производительность-начало саморегуляции.
Умение учиться.
|
| возможностей. Наброски сценария будущей жизни. Готовность к самообучению и самообразованию.
| своей личности.
| ролями.
Социальная ответственность за себя, за дело.
| жизни, возможный кризис середины жизни.
Пересмотр ценностей и смыслов, уточнение сценария своей жизни.
Социальная ответственность за других.
| Возрастание индивидуализации личностного развития.
Социальная ответственность за мир.
|
| послепрофессиональных занятий.
Анализ жизненного опыта.
Переоценка своих сил на фоне убывающих физических и интеллектуальных возможностей.
| основной вид деятельности. Возможная личностная инволюция, регресс.
|
|