Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Индивидуальные особенности профессионального труда (Пр. Тр.)



2016-09-16 493 Обсуждений (0)
Индивидуальные особенности профессионального труда (Пр. Тр.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Виды индивидуальных особенностей Индивидуальные различия в профессиональном труде – отдельные эпизодически проявляющиеся особенности выполнения данным человеком профессиональной деятельности, профессионального общения Индивидуальный стиль в Пр.Тр. – устойчивые сочетания используемых человеком в Пр.Тр. задач, способов, приемов, тактик профессиональной деятельности и профессионального общения, свойственных данному человеку, и сопровождающиеся эффективностью труда, положительным отношением к процессу и результатам труда. Индивидуальность в Пр.Тр. Индивидуальный стиль жизни профессионала
Проявление индивидуальных особенностей - неустойчивые различия в мотивационной сфере труда (в мотивах, целях, их иерархии, в силе и устойчивости и др.); - разные уровни эффективности профессиональной деятельности; - разные сроки наступления подъемов и спадов в Пр.Тр.; - разная динамика чередования подъемов и спадов в Пр.Тр.; - степень выраженности подъемов и спадов в Пр.Тр.; - неравномерность разных сторон психического развития в Пр.Тр.; - разная подготовленность профессиональных достижений человека его психическим развитием в предыдущем (детском) опыте; - разная работоспособность (умение сдать нужный продукт в нужный срок); - разная профессиональная обучаемость, сенситивность, открытость к профессиональному обучению; - наличие разной индивидуальной нормы (уровня притязаний), с которой сравниваются достижения в Пр.Тр. данного человека; различия в характере и причинах ошибок, недочетов в Пр.Тр. - преобладание ориентации на самоизменение или на стабилизацию (гомеостаз); - устойчивые характеристики операциональной сферы труда, входящих в нее действий; - преимущественное устойчивое развертывание либо ориентировочной, либо исполнительной, либо контрольной части Пр.Тр.; - устойчивое предпочтение, определенного темпа труда (временной структуры Пр.Тр.); - зависимость профессиональных достижений или от возрастных биологически определяемых возможностей; - или развертывание профессиональных достижений на фоне биологически ограниченных возможностей (старение, инвалидность); устойчивые проявления индивидуального стиля по горизонтали профессионализма (в разных формах профессионального труда) или по вертикали профессионализма (на пути от новичка до мастера). - индивидуальное профессиональное мировоззрение, самобытный взгляд на профессию, ее назначение, результаты, своеобразное ее видение; - индивидуальный творческий вклад в профессию, в создание новых проектов совершенствования Пр.Тр., в реконструкцию профессии, в преобразование и обогащение профессионального опыта; - относительная автономность от воздействий социальной и профессиональной среды; - системное видение профессии и себя в ней как целостной интегральной личности; - установка на индивидуализацию труда в противовес нетерпимости к индивидуальности, деиндивидуализации; установка на применение резервов своей индивидуальности на благо других людей, стремление стимулировать индивидуальность человека труда до тех пор, пока она не ограничивает индивидуальность других людей) индивидуальные варианты принятого в профессии стиля жизни, профессионализм в определении индивидуального стиля жизни

Таблица I-3-3

Психологическое содержание и методы отдельных этапов профессионального обучения

 

Этапы профессионального обучения Мотивационная сфера обучающихся Операциональная сфера обучающихся Методы обучения
Допрофессиональное трудовое обучение, профориентация и воспитание в школе Готовность к труду; готовность к выбору профессии, профессиональные интересы, намерения. Знания о видах труда, о профессиях, о требованиях профессии к личности человека; общетрудовые умения и навыки; общепрофессиональные качества личности (трудолюбие, ответственность, инициативность и др.); Методы трудового обучения и воспитания, профориентации. Диагностические профориетационные карты, игры. Включение учащихся в виды бытового, общественно-полезного производительного труда.
Профессиональное образование Ориентирование в труде в данной профессии. Системный анализ трудового процесса Мотивы реального овладения профессией, рациональной организации труда в профессии в соответствии с моделью специалиста Умение составлять ориентировочную основу профессии, профессиограмму. Общетрудовые умения применительно к данной профессии (анализ предполагаемого результата в данной профессии, наименование действий, необходимых для получения результата, контроль за результатом, хронометраж времени). Профессиональное сознание. Знакомство с профессиограммой, работа с ориентировочными картами производственного процесса. Модели успешного специалиста и несостоятельного специалиста. Изучение образа профессионала. Запись качеств современного специалиста. Анализ всех циклов производственного процесса в данной профессии. Изучение хода производственного процесса приемом предписаний (что надо делать, как, каким путем, как контролировать, оценивать). Имитационная модель производственного процесса. Игровое планирование.
(начальное, среднее, высшее) Изучение значения данной профессии в жизни общества, требований к личности специалиста Освоение ценностных ориентаций, идеалов, мотивов, смыслов, в данной профессии, освоение этических норм профессии. Предпосылки профессионального типа личности. Знания в области человековедения. Знания о классификациях профессий. Знания о критериях личностного развития профессионала. Методы развития целостной мотивационно - эмоциональной сферы специалиста. Анализ профессиональных биографий (кинофильмы, публицистика, художественная литература). Ролевая игра. Игровая модель профессионального поведения специалиста. Психологическая служба и психологическая поддержка в учебных заведениях
Освоение трудовых действий, необходимых для получения результата (продукта) в труде. Проф. мастерство. Мотивы интереса к процессу и к результату труда. Мотивы высоких профессиональных достижений. Трудовое настроение. Профессиональные знания. Профессиональный язык и терминология. Профессиональные умения, навыки, их иерархия. Умение мобилизоваться и расслабляться. Специальная компетентность. Задания по анализу операций, действий, тактик, стратегий в трудовой деят-ти. Чтение профес-ных технологических карт, составление технической документации. Планирование трудовых действий, фиксация объема затрат времени, контроль за результатом труда. Задания на повышение эффективности труда. Упражнения на отработку умений и автоматизацию навыков. Анализ причин ошибок и брака. Тренажерная тренировка. Анализ профессиональных, практических ситуаций.
Вариативное решение профессиональных задач (в разных профессиональных и социальных условиях) Мотивы профессионализма в решении задач. Мотивы сотрудничества в профессии. Профессиональное мышление. Профессиональные способности. Профессиональная обучаемость. Умение взаимодействовать в труде с другим человеком. Социальная компетентность. Задания на формирование мыслительных операций в труде (анализ, синтез, планирование, конструирование, моделирование). Нахождение «узких мест» произв-ва. Карты производственного процесса с неполными данными. Устранение недочетов в процессе, неисправностей в устройствах, ошибок в решениях, деятельностно-организационные игры. Варьирование проф-ных задач, условий, сопоставление вариантов по разным параметрам. Решение проф-ных задач в условиях дефицита времени, дефицита или перегрузки информации. Анализ конфликтов в профессиональной деятельности, «Аварийные игры».
Творческое решение профессиональных задач. Профессиональное творчество. Мотивы творческого вклада в свою профессию. Обращенность к профессиональному будущему. Профессиональная творческость. Нестандартное профессиональное мышление. Приемы преобразующей профессиональной деятельности Приемы обучения творчеству в проф. деятельности (мозговой штурм, синектика). Анализ неизвестных ранее проф. задач, способы поиска неизвестных проф. решений, поиск проблем в проф. деятельности. Анализ проблемных ситуаций в труде. Проблемные задачи с неопределенностью, неполнотой данных. Выработка новых технологий. Разработка самостоятельных проектов (от составления замысла, плана к изготовлению, оценке и контролю продукта). Творческая мастерская.
Овладение смежными «сквозными» профессиями Мотивы овладения широким кругом специальностей в профессии и рядом профессий. Готовность к перемене профессии, ориентация на несколько профессий. Межпрофессиональное гибкое мышление. Освоение универсальных «ключевых» стратегий и тактик работы, общих для нескольких профессий. Анализ и овладение новыми видами профессиональной деятельности. Межпредметные курсы. Сопоставление стратегии и тактики деятельности в близких профессиях.
Апробирование своего профессионализма в реальных профессиональных условиях (практика, стажировка)     Мотивы реального включения в проф. деятельность. Адаптация (в том числе ускоренная, дробная) к проф. деят-ти. Сдвиги в мотивах. Проф.-ный тип личности. Апробирование имеющихся профессиональных знаний, умений, навыков в реальной профессиональной обстановке. Профессиональный тип деятельности. Погружение в имитационную и реальную профессиональную среду. Задания на определение уровня профессионализма. Чередование обучения и работы.
Профессиональное образование после получения профессии. Профессиональное совершенствование (повышение квалификации). Обновление проф. ценностей, переоценка проф. позиций. Преодоление негативных установок прошлого опыта. Потребность в непрерывном профессиональном образовании. Перестраивание (до-формирование или переформирование) профессиональной деятельности, включение или изъятие из нее отдельных звеньев. Повышение продуктивности профессиональной деятельности, сокращение времени, ускорение за счет перестройки временной структуры деятельности. Проф-ный тренинг (мотивационной и операциональной сферы). Ситуации выбора форм повышения квалификации. Приемы построения и использования индивидуальных программ самодиагностики и индивидуальных планов повышения квалификации. Коррекция эмоциональных состояний, снижение психофизиологических затрат. Приемы повышения квалификации не отдельных специалистов, а целых проф. групп по месту работы. Активное диалоговое обучение (работа в «окружающих» группах). Приемы обучения перехода по ступеням профессиональных достижений, уровня профессионализма. Тренинг совместной профессиональной деятельности. Психологическая профориентационная служба в учреждениях.
Профессиональное переобучение (на другую профессию, специальность) Готовность к смене деятельности. Осознанный выбор новой профессии. Освоение ценностных ориентаций новой профессии, их соотнесение с ранее сложившимися профессиональными интересами. Изменение жизненных планов. Знания о нескольких вариантах нового трудоустройства. Уточнение образа новой профессии. Использование прошлого профессионального опыта (знаний, умений, качеств личности) с учетом снижения возможностей образования новых операциональных структур. Приемы новой профессиональной деятельности. Стиль реагирования на изменение жизненных профессиональных обстоятельств. Приемы организации перехода взрослого человека к новой профессии, приемы психологической поддержки для адаптации к новой профессиональной среде, снятие напряженности. Упражнение на до-развитие качеств, необходимых для новой профессии.  
Профессиональное самообучение и саморазвитие Мотивация самореализации в труде и в профессии. Мотивы профессионального самосохранения, саморазвития. Профилактика профессиональных деформаций личности. Устойчивое профессиональное целеполагание (и целереализация). Уточнение профессионального самоопределения. Самостоятельное накопление новых профессиональных приемов, технологий. Фиксация своих профессиональных достижений и пробелов. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности. Личностная компетентность. Индивидуальная компетентность. Задания на профессиональный самоанализ, на развитие необходимых качеств. Построение индивидуальной диагностической профессиональной карты. Построение планов профессионального саморазвития, вариантов целей и средств в ней. Тренинг эмоциональной устойчивости в труде. Тренинг врабатываемости, снятия напряженности, утомления. Тренинг осуществления работы на фоне разных функциональных психических состояний. Создание благоприятных условий для профессионального самообучения.

 


Ступени профессионализма. Становление качеств профессионала проходит ряд уровней, этапов, ступеней. В частности, выделяются уровни: допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм и послепрофессионализм. (23)

Допрофессионализм. Здесь человек осуществляет некоторую работу и виды труда, не обладая названными выше качествами профессионала. Т.е., человек работает, но как новичок, дилетант, не овладев еще нормами и правилами профессии и, естественно, не достигает высоких результатов в трудовой деятельности.

В пределах этого этапа некоторые люди могут находиться очень долго (особо пассивные, нездоровые и пр.).

Профессионализм. Этот уровень охватывает большую часть жизни людей, относящихся к активной части населения. Здесь человек последовательно овладевает качествами профессионала. Сначала он усваивает нормы и правила профессии и выполняет работу по образцу, по инструкции (как исполнитель). Затем приобретает специальность, квалификацию и выполняет квалифицированный труд. Далее, по мере развития мотивационной сферы личности, целеполагания человек все более сознательно выбирает свои цели в труде, превращая свою работу в самостоятельный труд. На уровне высокого профессионализма человек превращается из обычного специалиста в субъект труда, в профессионала.

На этом пути каждый человек себя ведет по разному, видоизменяется постепенно, в разных вариациях у разных людей (в зависимости от личностных качеств, среды, условий жизни).

Суперпрофессионализм (высший профессионализм). Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете – «акме», в ее высоких достижениях и творческих успехах. Здесь человек из субъекта труда и профессионала превращается в творца, новатора, суперпрофессионала, т.е. в профессионала высшей квалификации.

Главной особенностью этого уровня является «выход за пределы профессии». То есть, здесь уже происходит творческое ее обогащение своим личным вкладом. Именно этот уровень профессионализма отдельного человека наиболее существенно влияет на прогресс общества. Люди этого уровня профессионализма, опережающие свое время, умеющие видеть дальше других и преодолевая подчас сопротивление, готовят общество и профессию к постановке новых задач. Достичь такого уровня профессионализма, конечно, - заветная мечта каждого думающего и активного человека, желающего оставить добрый след своих дел в опыте человечества.

Во многих случаях на этом уровне происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом – универсалом.

Суперпрофессионалов в обществе, с одной стороны, вроде бы и много. Но на самом деле в ряде отраслей экономики, науки, культуры и других областях их единицы. Поэтому необходимо их особо учитывать в кадровом составе организаций, проявлять всяческую заботу о создании приемлемых условий для их профессионального функционирования. Это во всех смыслах выгодно – и организации, и данной личности, и обществу в целом. Это самый ценный капитал из всех видов ресурсов, если рассматривать в рамках экономических и социальных категорий. Об этом существует целое «море» специальной литературы, в том числе в области оптимальной системы управления персоналом в компаниях (забота о «человеческом капитале», о «человеческом ресурсе»).

Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). Этот уровень не совпадает с допрофессиональным, когда у человека отсутствуют необходимые профессиональные знания и умения. На уровне псевдопрофессионализма человек осуществляет внешне достаточно активную трудовую деятельность. Но при этом наблюдаются различные деформации в становлении его как профессионала:

- человек может выполнять неэффективную, не соответствующую нормам деятельность (допускает «брак»);

- осуществляет внешне кипучую трудовую деятельность, маскируя ею отсутствие профессионализма;

- сосредоточивает всю свою жизнь на работе, неправомерно сводя все свое личностное пространство к профессионализму, но, вместе с тем, искажая свое профессиональное и личностное развитие;

- человек может исходить из неверных и ущербных духовно-нравственных ориентиров, преследуя, к примеру, цели узко личного индивидуального преуспевания в ущерб другим людям и окружающей среде в целом.

Послепрофессионализм. Через этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, и каждый переживает его с разной степенью выдержки и достоинства. На этом уровне человек может оказаться просто «профессионалом в прошлом» (экспрофессионалом). Но может, напротив, остаться желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, ненавязчиво делящимся своим профессиональным опытом достижений и неудач, ошибок, с целью помощи молодым людям продуктивнее проходить процесс профессионализации и социализации. Этот уровень может дать возможность обрести человеку новые грани профессионализма, состоящие в помощи и духовном обогащении других людей.

Роль окружающей среды.Становление профессионала происходит в той или иной профессиональной среде, с ее предметной подсистемой (предмет, средства, условия труда) и социальной подсистемой (психологический климат в сотрудничестве, межличностные отношения, система социальных ролей в формальной и неформальной структурах организации, типы, особенности взаимоотношений по «вертикали» и по «горизонтали» и т.п.). Всегда надо учитывать активность профессиональной среды, которая действует на человека, вносит свои коррективы в его решения, как сопутствуя успеху, так и ставя те или иные преграды в развитии профессионализма. Профессиональное обучение, повышение квалификации, профессиональный тренинг, несомненно, требуют целостного видения труда в профессии во взаимосвязи его задач, средств, результатов и др. Но, вместе с тем, профессиональное обучение может:

- использовать по – задачный (по – модульный) подход, когда поэтапно формируются разные виды профессиональной деятельности и общения, в зависимости от их задач;

- применять ситуационный подход, с отработкой различных типов профессиональных ситуаций, вариантов профессионального поведения при изменении ситуаций в работе;

- учитывать личностный подход, с последовательной отработкой профессионально – необходимых качеств для данной профессии. Продуктивны индивидуализированные программы профессионального обучения, с учетом индивидуальной «траектории» продвижения специалиста к профессионализму.

 


[1] Фрагмент з книги: Логвинов А.М. Личность. Профессионал. Руководитель. Учебно-практическое пособие. – Красноярск: Буква, 2001г. – С.65-79.



2016-09-16 493 Обсуждений (0)
Индивидуальные особенности профессионального труда (Пр. Тр.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Индивидуальные особенности профессионального труда (Пр. Тр.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)