Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концепция формирования и развития кадрового потенциала Красноярского края на период до 2010 года



2016-09-16 388 Обсуждений (0)
Концепция формирования и развития кадрового потенциала Красноярского края на период до 2010 года 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Вводная часть

Во все периоды социально- экономического развития страны и особенно в современной кризисной обстановке именно профессиональная трудоспособность и оптимальное ее использование менеджментом приобретает ключевое значение для решения многообразных задач модернизации предприятий всех отраслей экономики. При этом общая трудоспособность предполагает наличие у индивида психофизиологических данных, определяющих способность к неквалифицированному труду, а профессиональная – способность к конкретному виду труда, требующему специального обучения (квалифицированному труду). Поэтому важным фактором улучшения качественного состава трудовых ресурсов становится образовательный уровень и профессиональное мастерство их трудоспособной части, включая степень общеобразовательной и профессиональной подготовки молодежи, вступившей в трудоспособный возраст. Планомерная подготовка квалифицированных кадров для различных отраслей экономики и повышение их квалификации способствуют росту трудового потенциала и играют немаловажную роль для успешного решения задач социально-экономического развития региона.

Концепция развития кадрового потенциала Красноярского края (далее -Концепция) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, провозглашающих право человека «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» и закрепляющими за государством обязанность «признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина».

Концепция представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов действий администрации края, образовательных учреждений и работодателей в сфере подготовки, распределения, повышения профессионализма и эффективности использования трудовых ресурсов.

Концепция направлена на обеспечение единства и согласия в общественных отношениях, решение социально-экономических проблем края в новых условиях российской государственности, служат основой для разработки специальных программ по развитию кадрового потенциала края.

Особенностью возрастного состава населения является снижение численности детей и подростков и рост численности населения трудоспособного возраста. По данным Красноярского краевого комитета государственной статистики в прогнозируемый период численность населения трудоспособного возраста будет расти и составит на начало 2005 года 1,93 млн. человек (на начало 2002 года - 1,90 млн. человек). Это означает, что предложение рабочей силы в ближайшие годы на рынке труда не будет сокращаться. Более того, Красноярский край до 2005 года будет располагать значительным по объему трудовым потенциалом.

Разработка и принятие Концепции продиктована необходимостью:

1) государственной поддержки реализации мер в области развития человеческих ресурсов, рационального использования профессионального потенциала организаций, обеспечения их эффективной деятельности на основе распространения знаний и опыта применения современных технологий, эффективных методов обучения, организации труда и управления производством.

Действующая нормативная правовая база регулирует лишь отдельные аспекты развития трудовых ресурсов и не решает проблему комплексно, т.е. в стране не создана система развития трудовых ресурсов;

2) государственного регулирования развития кадрового потенциала.

Интеллектуальный потенциал значительной части населения,получившей профессиональную подготовку, остается невостребованным в полной мере;

3) координации работы учебных заведений и организаций в части выявления потребностей организаций в специалистах конкретных профессий и доведения информации о потребности до учебных заведений.

Напряженность на рынке труда усиливается несоответствием объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в профессиональных образовательных учреждениях всех уровней;

4) создания системы профессионального непрерывного образования.

Образование в вопросах инвестиционной экономики выступает основой развития человека на всех этапах его профессиональной, трудовой деятельности. Однако реорганизация системы образования не затронула сферу профессионального дополнительного образования, ориентированную в большей степени на обучение взрослого населения. Имеющиеся на настоящий момент формы подготовки и повышения квалификации персонала не выполняют в полном объеме возложенные на них функций и нуждаются в совершенствовании в целях создания действительно непрерывной системы образования;

5) создания современной системы развития персонала на производстве. Система развития персонала должна отвечать потребностям работников в получении и повышении профессиональной подготовки в течение всей их трудовой деятельности, во всех отраслях экономики и на всех уровнях квалификации. А система подготовки персонала на производстве, внутрифирменное обучение должны быть составляющей частью системы профессионального образования;

6) формирования системы оценки качества персонала на производстве. Оценка качества персонала необходима для обеспечения соответствия профессионального уровня персонала предприятий и организаций требованиям, предъявляемым рынком труда, гармонизации национальной системы сертификации с международными требованиями, признания и сертификации персонала на международном уровне.

Политика в области развития кадрового потенциала базируется на принципах:

- подхода к профессиональному обучению как к интегральному процессу, включающему в себя как приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, так и осуществление с ними профориентационной работы;

- преемственности обучения с имеющимися образовательным потенциалом инавыками трудовой деятельности граждан;

- формирования адекватного требованиям рынка труда содержания обучения и широкого внедрения современных эффективных технологий обучения;

- сохранения и рационального использования профессионального потенциала организаций в соответствии с запросами производства;

- распространения знаний, опыта, современных технологий, эффективных методов организации и оценки труда;

- многоканальности источников финансирования системы развития персонала и оптимизации затрат на оказание услуг по профессиональному обучению.

 

Приоритетными направлениями в области развития кадрового потенциала Красноярского края должны стать совершенствование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, развитие системы профессионального непрерывного образования, совершенствование системы развития персонала на производстве.

 

2. Государственная политика в области развития
кадрового потенциала

Главной задачей кадровой политики администрации края является общая координация действий организаций и образовательных учреждений по формированию и развитию кадрового потенциала, способного эффективно работать в настоящих экономических условиях.

Практика развития рыночных отношений показала необходимость осуществления особого контроля со стороны органов исполнительной и законодательной власти в области защиты прав потребителей от появления на рынке недоброкачественной продукции и неквалифицированных услуг.

Решению этой задачи во многом способствует лицензирование отдельных видов деятельности, предлицензионная подготовка, в том числе оценка профессиональной пригодности и готовности руководителей и специалистов всех форм собственности к осуществлению лицензируемых видов деятельности.

В этой связи очевидна необходимость создания на территории края системы оценки качества персонала в соответствии с федеральной нормативно-правовой базой.

В целях действенной координации развития кадрового потенциала необходимо осуществлять:

- прогнозирование и планирование развития человеческих ресурсов, исходя из соответствующих долговременных программ социально-экономического развития края;

- согласование с образовательными учреждениями объемов и профилей профессионального обучения по государственному заказу с учетом особенностей рынка труда;

- профессиональную долгосрочную ориентацию населения;

- приведение в единую систему информационной базы профессионального образования всех уровней;

- научно-методическое обеспечение системы развития персонала на производстве;

- создание Ассоциации Развития Персонала Красноярского края;

- разработку и реализацию концепций и региональных программ формирования и совершенствования кадрового потенциала края с учетом экономических, социальных, экологических, природно-климатических, демографических и географических особенностей территории;

- формирование краевой системы оценки качества персонала.

 

3. Развитие систем профессиональной ориентации населения
и профессионального образования

По демографическим и социально-экономическим прогнозным данным в период до 2010 года рынок образовательных услуг и профессиональная ориентация населения в крае должны развиваться с учетом:

- увеличения круга средних и старших возрастных групп, нуждающихся в получении значительного объема знаний;

- сокращения Вооруженных Сил, миграции населения;

- изменения профиля деятельности многих предприятий;

- ускоренного старения ранее полученных знаний, что определяет необходимость переподготовки и повышения квалификации широких слоев населения, включая и самих работников образовательной сферы.

Профессиональная ориентация в соединении с формированием у подрастающего поколения соответствующих мотиваций к труду, осознанному планированию и выбору рода будущей профессиональной деятельности и формы занятости является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов.

Задачи профессиональной ориентации населения:

- обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

- достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его способностями и возможностями рынка труда,

- прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

- содействие непрерывному росту профессионализма личности, как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом.

Эффективная система профессионального непрерывного образования является инструментом регулирования рынка квалифицированного труда. Отсюда необходимость коренных реформ в сфере образования, пересмотра содержательной части образовательного процесса, изменений педагогических технологий, ориентации их на непрерывное образование.

Профессиональное обучение призвано решать следующие основные задачи:

- реализовывать социальный заказ на подготовку квалифицированных кадров с учетом потребностей рынка труда;

- формировать оптимальный баланс потребностей граждан в профессиональном обучении и потребностей рынка труда в определенной профессионально-квалификационной структуре рабочей силы;

- способствовать развитию системы непрерывного образования, включая внутрипроизводственное (внутрифирменное) обучение персонала, расширение возможности самообучения, опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения.

Для реализации задач профессионального обучения населения важное значение будет иметь разработка и внедрение новой рыночной категории - профессиональных стандартов, требований к профессиям, специальностям, должностям, их взаимосвязь с государственными образовательными стандартами.

Современная образовательная система края должна отвечать следующим требованиям:

- иметь гибкие формы и методы обучения (с отрывом и без отрыва от основной деятельности, путем сочетания этих форм - дистанционное обучение, блочно-модульное обучение и т.д.);

- обеспечивать повышение качества профессиональной подготовкипутем сопряжения образовательных программ разных уровней профессионального образования (начального, среднего, высшего, дополнительного);

- развивать систему интегрированного и непрерывного обучения;

- располагать необходимой инфраструктурой, обеспечивающей интеграцию научно-педагогического потенциала в масштабах федерации, отраслей и регионов;

- обладать внутренним научным потенциалом, обеспечивающим необходимый уровень научных, методических и социологических исследований в области современных методов оценки эффективности образовательного процесса и личных качеств обучающихся, педагогики образования;

- обеспечивать профессиональный уровень и необходимую квалификацию профессорско-преподавательского состава;

- обеспечивать интеграцию науки с потенциалом ведущих специалистов конкретной отрасли, позволяющую более профессионально формировать состав ведущих преподавателей с учетом специфики отрасли и особенностей развития региона.

Сегодня образование - это не только способ приобретения знаний, но и некая система адаптации в ситуации неопределенности к новой социально-экономической ситуации. А система дополнительного образование взрослых призвана решать жизненно важные задачи населения, такие как: найти новое место работы или сохранить прежнее, приобрести новую профессию, повысить квалификацию или получить дополнительные знания, занять более престижное место в обществе.

Современное дополнительное образование развивается, как правило, на платной основе, что открывает возможность достойно оплачивать труд, затраченный на создание и реализацию программ, превращает деятельность по образованию взрослых в полноценный бизнес на рынке образовательных услуг, где необходимы менеджмент и маркетинг.

Развитие системы профессионального непрерывного обучения населения должно стать неотъемлемой частью формируемой в настоящее время государственной политики в области развития человеческих ресурсов.

 



2016-09-16 388 Обсуждений (0)
Концепция формирования и развития кадрового потенциала Красноярского края на период до 2010 года 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концепция формирования и развития кадрового потенциала Красноярского края на период до 2010 года

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (388)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)